О косых, крачках и халеях!

Влад Лесной
Друзья!

 Из Сети.
"... Заяц-беляк распространен по всей северной части планеты. Зверек имеет окраску в зависимости от времени года. Летом у него шубка серая. К середине осени он начинает постепенно терять серый мех и вместо него отращивать белый. Всю зиму он хорошо маскируется со своей уже полностью белой шубкой, но кончики ушей остаются всегда черными.
Живым доказательством этого научного открытия являются небольшие островки ареала проживания зайца в некоторых районах восточной Польши, Англии и Монголии. Окончание ледникового периода, а вместе с ним и начало вырубки лесов людьми заставили этот вид мигрировать в северные районы, где ещё остались леса и им не угрожала опасность экспансии.
Только на территории России выделяют до десяти подвидов этих зайцев. Все подвиды отличаются друг от друга районом проживания, пищевыми привычками, весом, размером и другими особенностями. Однако, несмотря на эти отличия они составляют один вид - беляк. Как становится ясно из названия, отличительной особенностью данного вида изменение их шерсти на время линьки на чисто белый цвет".https://wildfauna.ru/
...Да,сам однажды в феврале видел на большой поляне возле протоки Чеускина, как метнулась от меня  белая молния! Секунды- и остались только  свежие отпечатки заячьих лап на снегу! Там же встречал и зимние лежки косых с пометом.  Как-то видел  выдернутый лисой клок заячьей шерсти и капельки  алой крови на снегу.
Лисьи и заячьи тропы соседствуют в Юганском Междуречье.
Вл.Назаров
*********************

1.НА ЗАЯЧЬИ ОСТРОВА

Катер мягко ткнулся своим острым железным носом в берег. Матросы спустили деревянный трап, но он не дотянул до сухой земли, и нижняя часть его ушла под воду. Не желая лишний раз мочить ноги, почти весь свой груз я перебросил по воздуху. И только большой цинковый ящик с фотопринадлежностями с величайшими предосторожностями был перенесен на руках. Катер, не выключавший своего двигателя все время, пока шла выгрузка, после ее завершения дал гудок и медленно отвалил. Через несколько минут он прибавил обороты и пополз вверх по реке.
Я просидел меж вещей, разбросанных по берегу, до тех пор, пока не пропал, будто растворившись в прохладном воздухе, шум катера. Что ж, нужно было браться за дело.
В сотне шагов от меня стояла избушка. Рассказывали, что когда-то в ней жил слепой шаман. Теперь же это жилище без окон и дверей иначе как сараем и назвать было трудно. Но как бы то ни было все не на голом месте жить: крыша над головой есть, да и стены от ветра защищают. Значит, надо перетащить вещи и начинать устраиваться с жильем.Сидя на ящике, раздумывая о предстоящем житье-бытье, не знал я и не ведал, что буквально в нескольких шагах меня подстерегала первая неожиданность. Едва отошел я от реки, как сразу был атакован полчищем комаров. Отмахиваться от насекомых было бесполезно, и я пустился на поиски отпугивающей мази, которая была упрятана, как назло, на самое дно ящика.
Комаров было, пожалуй, ничуть не меньше, чем бывает здесь в самый разгар полярного лета. Сейчас же стояла весна в кустах ивняка белели крепкие островки снега, по реке еще скользили последние, изрядно подъеденные солнцем льдины. Поначалу, признаюсь, я растерялся. Что ждет меня впереди? Но комары исчезли так же быстро, как и появились. Как потом выяснилось, комары были прошлогодние, удачно пережившие зиму под глубоким слоем снега. Теперь, когда пригрело солнце, они вылетели на охоту.
Высадка моя на остров была не случайной. С палубы катера, привезшего меня сюда, я увидел маленький сказочный уголок природы. Белые фигурки-столбики зайцев четко выделялись среди серой земли тундры. Заслышав издали шум подходившего катера, косые поднимались на задние лапки  и с тревогой и любопытством смотрели на воду. Катер, это огромное, с их точки зрения, чудище, проходил мимо, и зайцы, замерев по стойке смирно, словно бы отдавая честь, провожали судно. Тут нечего было беспокоиться. Опасность, гораздо более страшная, поджидала их впереди. Весна развернула свои силы так быстро, что зверьки не только не успели поменять свою зимнюю одежду, но и не приготовились к потоку талых вод, который одним махом отрезал их от большой земли, заставив жить островной жизнью.
Там, где островки были совсем крошечные, зайцам не хватало корма (к тому же они были постоянно на виду у своих врагов).И те из них, что посмелее, не дожидаясь голодной смерти, бросались вплавь через бурные потоки
мутной воды,подавая пример храбрости своим собратьям Там же, где водные пространства были велики, косым оставалось одно — терпеливо ждать.
Остров, ставший нам временным приютом, имел непрвильную  прямоугольяУю Форму, двести пятьдесят шагов в длину и около сотни в ширину. Конечно, когда спадет вода и река войдет в свое привычное русло все станет на свои места. А пока со всех сторон куда ни глянешь, вода, холодная, снеговая, мутная, бурливая Она несется с такой быстротой , что даже страшног смотреть на нее. Кажется, что эта ничем не управляемая сила способна снести на своем пути все.
Перетащив вещи к избушке, я осмотрелся. Стены ее были сработаны из нетолстых бревен лиственницы, плотно подогнанных  друг к другу; печь,топившаяся долгие годы по-черному, насквозь пропитала их дымом и как бы за консервировала от сырости и грибка. Внутриизбушки-земляной пол, там. где был очаг, лежало несколько камней. Дверь, а точнее дверной проем, как и два окна, были уже многие годы открыты нараспашку. Воспользовавшись этим, зима один из углов набила снегом от весеннего  тепла он подтаял и превратился в лед. Здесь,под  крышей, в постоянной тени, он может спокойно пролежать лето п дождаться новой зимы.
Стоя возле избушки, я невольно подумал о тех, кого нехитрое на вид строение укрывало многие годы. Скольких охотников и просто путников спасла избушка от верной гибели в морозы и долгую пургу. Сейчас я мог представить, как в полной темноте полярной ночи, охватившей, кажется, собою всю землю, под завывание ветра при самом малом пламени очага, экономя не только каждое полено, но и  щепку, выжидая погоду, коротал здесь время попавший в беду человек. А теперь вот обветшалое жилище,отживающее свой долгий век, пригодилось и мне.
Устраиваясь, перво-наперво затянул одно из окон, что
смотрело на север, двойным слоем полиэтиленовой пленки, другое, с противоположной стороны, забил листом фанеры, прихваченным с большой земли, оставил только маленькую щель для постоянного обзора сухой части острова. Затем на дверной проем повесил кусок брезента. Жилище стало совсем обжитым, когда оно наполнилось булькающим шумом вскипевшего чайника...
В тундре всегда беспрепятственно гуляют ветры, и главный из них — северный. На это указывают кусты, выросшие на вечной мерзлоте. Смотришь на них — компаса не надо: ветки вместе со стволиками тянутся к югу, да еще под углом. Получается этакая наклонная изгородь. и преодолеть подобное препятствие длиною в сотни метров — дело не простое.
Идти трудно, вода выше колен, бьется она холодными струями о распущенные голенища сапог. Я не шел, а буквально лез через плотную изгородь кустов ивы. Когда на втором дыхании выбрался на маленький островок, было одно желание — упасть на ровную сухую моховую подстилку и лежать, лежать. Но зайцы, вытянувшись столбиками, будто березовые пенечки, уставились на меня. Откуда, мол, взялся? Встреча длилась секунды. Косые бросились врассыпную, исчезли так быстро, будто их и не было. А куда? Вода кругом, далеко не убежишь. Приготовив фотоаппарат, решил искать зайцев, только это оказалось не таким уж простым делом, как думалось. Островок небольшой, весь как на ладони, а зверьки будто сквозь землю провалились! Меня даже зло взяло. Где же попрятались они?
Все-таки я нашел одного. Зверек лежал, прижавшись к земле. Нас разделяло расстояние чуть более метра. Лишь успел я щелкнуть затвором фотоаппарата пару раз, как мой косой не выскочил, а выбросился со своего места и, дав деру, опять затаился. Чтобы поднять остальных зайцев, мне пришлось еще битый час петлять по островку. И всякий раз косые, прежде чем покинуть укромное место, подпускали совсем близко, а затем давали стрекача и исчезали.
Сейчас вот вспоминаю, как же ловко они прятались  среди скудной растительности, а порою почти на  открытом месте. С рассказанных нам в далеком детстве сказок укореняется в нашем сознании представление,  что  заяц трус, беззащитная зверушка. А так ли на самом деле? Пожалуй, что нет. Чувствуя приближение опасности, заяц спасается бегством, но это говорит не о  трусости, скорее, об осторожности и самозащите
Умение быстро бегать - главное, но не единственное для зайца средство уберечься от врагов. Природа наделила его защитными приспособлениями: зимой одежка приобретает белую окраску, летом — серую. Но часто случается, снега еще нет, а заяц уже вылинял, или, как говорят в народе, выцвел. Вот тут-то зайцу приходится приспосабливаться. Бывает, так замаскируется, что пройдешь мимо и не заметишь.
Ну а что касается осторожности, ее зайцу не занимать. В одном из рассказов М.М. Пришвина «Зайцы-профессора» читаем:
«Научились в тот год «профессора» с подъема жарить по прямой версты три и кружить в одном болоте, покрытом густейшим ельником. Собака едва лезет в густели, а  он ковыль-ковыль тихонечко с кочки на кочку, посидат, послушает, скакнет, ляжет. Пока собака разберется -он отдохнет и опять ковыль-ковыль по болоту...».
Возвращаясь в свое жилище после первого знакомства с островной территорией, я почувствовал себя этаким владыкой,императором. Пока я здесь, все, кто живет на острове, должны подчиняться мне. Хочу — погоняю зайцев,хочу подниму  с гнезДа утку, проверю, сколько в нем яичек. Но чувство это было совсем недолгим и развеялось в один миг, как только я был атакован с воздуха птицами. Поочередно, набрав нужную им высоту, они смело пикировали, стараясь ударить клювом непре-менно по голове, да еще пронзительно кричали. От такого «приветствия» я обратился в бегство. Птицы отстали. когда я спрятался в избушке.
Сидя в своем углу, я понял, что поторопился объявить себя хозяином острова. Им уже владели так негостеприимно встретившие меня полярные крачки. Если другие птицы, а их вокруг было немало, завидя меня, с легкостью оставляли свои гнезда, крачка подобного делать не собиралась, она смело бросалась в атаку, защищая свою островную территорию.
Чтобы наблюдать за крачками вблизи, пришлось немного поработать. Из привезенных мною брусков сколотил легкий каркас — скелет будущего скрадка, связал его жестко, чтоб порывистый ветер, частый гость тундры, не смог в один момент расправиться с ним. Затем обтянул скелет мешковиной. Когда полностью было готово укрытие, забрался в него, плечами уперся в перекладину, встал в полный рост, и... мой скрадок на удивление всей округе пошел к гнезду. Крачки, конечно, атаковали и его, но я этого не видел, так как смотрел прямо под ноги, чтобы не запнуться, не растянуться на виду у птиц. Не доходя нескольких метров до гнезда, опустился на землю. В оконце увидел я два зеленоватых яичка, лежащих на мху в маленькой ямке.
Крачки, удивленные появлением рядом с ними неведомого строения, вовсе не собирались пугаться его. Смело подлетев, одна из птиц уселась согревать свое потомство, другая была рядом. Кто у них мать, кто отец семейства, определить невозможно: внешние признаки, окраска у них одинаковы. Можно было только догадываться, что птица, сидевшая на гнезде,— мамаша. Папаша же, находившийся рядом, был настороже, готовый в любую минуту кинуться на пришельца. Не могу утверждать, прав ли я был в своих выводах, но для себя я так условно поделил птиц.
Полярные крачки — вот они, совсем рядом. Я разгпядываю их, не скрывая восхищения. Нет равных им в сверхмарафонских перелетах от мест гнездования к местам зимовок. За Полярным кругом на островах Ледовитого океана гнездятся эти маленькие птицы с черной шапочкой на голове и ярко-красным клювом и лапками. Залетая в дальние края ранней весной, крачки выводят свое потомство и, покидая родные места, летят обратно на юг. Но те края, где проводят птицы зиму, теплыми не назовешь. Зимуют неисправимые полярники на другом конце планеты — в Антарктиде.
В тундре наступил полярный день, света для съемок хватало, и почти все время я проводил в работе. Я «охотился» за зайцами, проводил «учет» пернатого населения острова, но большую часть времени уделял наблюдениям за крачками.
В первые же дни птицы привыкли к моему скрадку. Теперь, когда я приходил на дежурство и прятался в свой домик, одна из крачек тут же усаживалась на гнездо, другая — на крышу моего скрадка. Сквозь редкую ткань мешковины я видел красные маленькие треугольнички ее лапок с такими же красными перепонками. Не удержавшись, я коснулся их пальцем. Птица не обратила внимания, лишь переступила лапками.
Монотонно гудят комары, однообразная мелодия их пения успокаивает, клонит ко сну. Не по-северному очень тепло. Пьянят запахи цветущей морошки, багульника, голубики, андромеды. Убаюканный окружающим покоем, словно проваливаюсь в яму и лечу, лечу. Сон недолог. Очнулся от птичьего шума и крика. Не понял сразу, что к чему. Глянул в оконце — на острове переполох. Кто потревожил птиц — этого я пока не знаю.
Не раз приходилось наблюдать, как при появлении противника в воздухе или на земле крачки оповещали всех живущих рядом с ними громким пронзительным криком: «Кирря-кирри-кирри». Правда, иногда бдительные стражи поднимали ложную тревогу. Вот и на сей
раз причиной беспокойства крачек были бедолаги зайцы. Отрезанные водой от большой земли, скитавшиеся по острову в поисках пищи, они почему-то своим облезлым, полинялым видом наводили страх на птиц. И те ни за что ни про что нападали на косых. Заячьи уши, самое их уязвимое место, попадали под удар острого клюва. Полная несправедливость: кто-кто, а косые для птичьих гнезд никакой опасности не представляли. Однако крачки об этом не знали.Они дружно юросальсь на лопоухих .
Нападая, они пикировали стремительно,молниеносно, , стараясь ударить зайцев именно по кончикам ушей. а те, хоть и были каждодневно биты,похоже,никак не могли к этому привыкнуть, как и понять,за что все-таки выпало им такое  наказание.
После нескольких ударов с воздуха косые прижимались к земле, какое-то время терпели, а затем, не выдержав побоев, обращались в бегство, прятались в кустах. Такое повторялось каждый раз, когда зверьки выходили на кормежку и появлялись вблизи гнезда крачек.
В нескольких десятках шагов от полярных крачек было гнездо кулика-мородунки, в котором лежали четыре палево-серых с бурыми крапинками яичка. Всякий раз, когда я подходил к нему, птица покорно покидала свой дом и, бегая поблизости, громко кричала, подергивая хвостиком.
В один из дней решил я понаблюдать за мородункой. Надев на себя домик из мешковины, потихоньку покинул «марафонцев». И что же! Крачки, привыкшие к скрадку, полетели за ним. Скрадок замер, и птицы, успокоившись, заняли свои привычные места. Одна из птиц как ни в чем не бывало уселась на крышу моего укрытия, другая... на гнездо мородунки.
Кулик тем временем бегал в нескольких метрах от этого места и беспокойно кричал. Прогнать крачек он явно не решался. Попробуй вступи с ними в конфликт,дружная семейка этого не позволит! Пришлось мне защитить слабую птицу, вспугнуть крачек. Те улетели, но через некоторое время появились вновь. И это повторялось достаточно долго. Крачки своим поведением настойчиво требовали возвращения скрадка на старое место. Пришлось вернуться...
Однако крачки не были полновластными хозяевами острова, какими они казались поначалу. У них имелся сильный и коварный враг — крупные серебристые чайки, которых ненцы, коренные жители этих мест, зовут халеями, то есть разбойниками. Они разоряли гнезда крачек, норовя полакомиться лежащими во мху яичками.
Если случалось, что возле гнезда одновременно оказывались я и халеи, то чести первой встречи удостаивались серебристые разбойники. Лишь отогнав их, крачки дружно встречали меня.
Но в один из дней я увидел поразительную картину... Над территорией острова появилась ворона. Ее приближение подняло на крыло не только крачек, но и чаек. Птицы, забыв о своих недавних ссорах, стремительно набросились на пришелицу.
Это был настоящий воздушный бой. Ворона, не ожидавшая такой стремительной атаки, попыталась вырваться  из окружения птиц и круто взмыла ввысь. Однако противники не уступали ей в мастерстве. Они продолжали яростно нападать. Тогда ворона пустилась на хитрость. Она, сложив крылья, камнем пошла к земле, словом, прикинулась мертвой. Но, не долетев до земли нескольких метров, спланировала и сразу же забилась в кусты. Это было спасение. Здесь, в густых зарослях ивняка, можно было отсидеться, пока рядом кружили, скользили в воздухе белыми молниями победители.
Но дружба чаек и крачек длилась недолго. Не успел закончиться этот воздушный бой, как «марафонцы», мигом перестроившись, оборотились в сторону халеев. Своим поведением они будто хотели сказать: «Спасибо,
 соседи, за помощь, нам с вами хорошо, но без вас лучше». Такие вот они, полярные крачки, птицы смелые, с характером...
Островок средн тундры, среди воды. Я покидал место, которое приютило меня, но не с сожалением, а, скорее, с радостью. И чувство это владело мною не потому, что весна в здешних местах продолжалась и впереди меня ждали новые встречи, новые приключения и маленькие открытия в мире пернатых. Уже будучи на палубе катера, я мысленно рассудил так: все, кого я видел на островке, могли спокойно жить одни — и овсянки-крошки, и трясогузки, и утки, и зайцы, и чайки, и кулики, и, конечно, крачки. Им не нужна была  помощь извне, со стороны.
И в этом для них не было ничего странного, удивительного и сверхъестественного, так как маленький островок был их землей, их родиной, где они появились на свет. Вся разница заключалась лишь в том, что одни из его обитателей, например, зайцы, постоянно жили в этом краю, а другие — полярные крачки, покидая холодную землю осенью, возвращались на свою родину весной, проделав от мест зимовок тысячекилометровый путь.
А как отчаянно изгоняли противника со своей территории маленькие путешественники — крачки! Не случайно они были так агрессивны, охраняя свое гнездо. Им, как никому другому, с огромным трудом доставалось каждое возвращение сюда, на родину. Два маленьких яичка, лежащих даже не в гнезде, а в лунке, защищали они всеми силами, а заодно держали под своей опекой маленький островок среди воды.
...Уходил катер. Вскоре и земля, что приютила меня, исчезла за поворотом реки. Я не видел уже ни островка, ни крачек, но в ушах еще продолжал стоять скрипуче-пронзительный крик птиц.

Олег Капорейко.
Из книги "Территория  жизни"
********************

**************

 2.ПРО ЗАЙЦА... ГРИБНИКА

Утром 27 сентября я шел по лесной тропе, покрытой инеем. Ночной заморозок был столь сильным, что первый повстречавшийся мне старый подосиновик весь ... заледенел! Он казался просто ледяной скульптурой! И мне еле-еле удалось разломить его пополам.
По опушкам светлых березняков встретились еще несколько крупных красноголовиков, видимо, появившихся на свет две-три недели назад при почти летнем тепле начала сентября. Осенний рост грибов медленен, но зато и червей в них почти не найдешь: клади трофей целиком в свое лукошко! Так я и делал, идя вдоль трассы ЛЭП-500.

Утоптанная за лето грибниками и ягодниками тропа привела меня к хорошо знакомому месту — бывшему горельнику. Лесной пожар здесь случился лет 15-20 назад и был столь сильным, что в его эпицентре огромные кедры и ели сгорели почти дотла. Это было похоже на взрыв Тунгусского метеорита, поваливший по краям страшного пожарища крест-накрест черные обугленные стволы деревьев с торчащими и сейчас в небо громадными корнями. Все это обожженное пространство земли постепенно заросло березняком, осинником и ивняком, скрыв частично следы преступления человека (был пал или непотушенный костер, оставленный по весне охотниками). Но там, где бушевало особенно сильно пламя, земля превратилась в золу и не давала расти ни траве, ни деревцам. И вот на этих-то крошечных полянках, усыпанных горелыми древесными останками, и родятся с конца июня и почти до начала октября грибы!... Красноголовики!...
Все лето я собирал здесь молодые красноголовики, которых хватало не только мне. Оказывается, сей «грибной огород» давно уже заприметил старый заяц-беляк, что внезапно повстречался мне тем осенним ясным утром. Еще на подходе к этому месту я заметил большой спелый гриб, края шляпки которого были кем-то ровно обкусаны по всей окружности. Да так сильно, что остались только каких-то куцых... полгриба на твердой шершавой ножке (их-то я и снял фотоаппаратом).
Ветер так сильно шумел в кронах берез и осин, что моих шагов заяц не услышал. А когда усмотрел раскосыми глазами нечто движущееся, то сильно скакнул по полянке. Я замер! И косой остановился, приглядываясь к теперь уже неподвижному предмету. На мне была серая вязанная шапочка, черная куртка металлурга, черные штаны и резиновые коричневые сапоги. Видно, зайцу я показался обгорелым пнем, и он уже без опасения сел на задние ноги, совсем как собака. Длинные чуткие уши его чуть шевелились, мордочка была повернута в мою сторону.
Первый раз за всю жизнь я видел вблизи ясным солнечным утром крупного упитанного зайца в его еще летнем кафтане: серо-белом по бокам и на брюхе, буроватым на спине.
Конечно, захотелось сфотографировать беляка на память и для газеты, но... Как только я зашевелился, доставая камеру из-под полы куртки, косой живо встрепенулся и тут же мгновенно исчез с глаз моих долой, в несколько прыжков улепетнув за ближайший валежник...
Еще живя на Северном Урале, я в детстве ставил петли на косых. В подступавшей к маленькой железнодорожной станции тайге их было много; зимой беляки протаптывали на снегу широкие тропы, добираясь с дневной лежки к кормовым угодьям — зарослям мелких осинок и ив, чьи ветки были сплошь обкусаны, а рядом валялись твердые катышки заячьего помета. По этим же тропам, делая частые «вздвойки», «сметки» или «скидки» (возвращение назад по своим же следам и длинные скачки в сторону), косые торопились морозными утрами «домой» — в чащобы, буреломы, снежные норы.
Однажды в петлю попался заяц. Снасть из тонкой отожженной стальной проволоки (часами вываривающейся в еловой хвое, чтобы отшибить человеческий дух) была установлена далеко в тайге и долго не проверялась. И охотничью лыжню, и бедного косого завалило уже снегом, занесло пургой. Только по черным кончикам ушей я распознал в сугробе смерзшуюся тушку, имевшую совершенно белый, чистый мех.
И еще один интересный случай. Известно, что все зайцы любят капусту, морковь и многое другое, чем можно поживиться на огороде. А наш северный огород как раз примыкал к самой тайге, откуда и совершали набеги косые (зимой они обгладывали, обгрызали кору на нижней части стволов яблонь). Установленные по краям участка смешные чучела нисколько не пугали беляков, всегда находивших подходящую дырку в заборе.
Возле одной, самой приметной, я и установил стальную петлю. Через несколько ночей в нее все же угодил молодой заяц-беляк. Попал он в петлю, видимо, на рассвете — поэтому-то я и нашел его живым и здоровым. Надев брезентовые рукавицы (для защиты от острых заячьих резцов) я освободил его из плена и перенес в пустовавший козий загон в сарае для скота с такими словами:
— Буду одомашнивать тебя, косой!...
Надо сказать, что мой отец с удовольствием ел нежное заячье мясо, а шкурки отдавал скорняку, чтобы тот сшил меховые шапки для нашей семьи.
Но, увы, мой эксперимент сразу же провалился! На другое утро я нашел большую дыру, прогрызенную косым в полу, возле стенки закутка!...
Будучи уже на Среднем Урале, я однажды в середине июня увидел в траве рядом с лесной тропой серый пушистый комочек — двух или трехдневного зайчонка. Он, видимо, потерялся, так как ни мамы, ни братишек рядом не оказалось. Зайчонок то робко прыгал в траве, то замирал, пугливо озираясь черными глазенками.
В азарте фотосъемки (захотелось сфотографировать зайчонка крупным планом) я схватил наконец крошечное создание в руку и ощутил его частое сердцебиение. Но вот оно внезапно оборвалось — и малюсенький белячок испустил дух, став безжизненым комочком плоти, распростертой в моей ладони.
До сих пор меня мучает это неприятное воспоминание: зачем же я лишил жизни беспомощное существо? Думаю, от страха у зайчонка разорвалось сердце!... С тех пор никогда не преследую ничьих детенышей!...
Заяц-беляк, как и рыжая лиса, белка, соболь, в наших краях является объектом охоты. Но в пригородных лесах, на Пиме и Оленьем острове косой не исчез. Позапрошлой весной в пойме Чеускинской протоки я видел множество заячьих следов, сопровождаемых лисьими стежками, и нашел даже клок шерсти беляка вместе с алыми капельками заячьей крови на апрельском снегу.
Летом беляк часто посещает окраинные огороды и дачи, не пугаясь и здесь чучел. Значит ли это, что его надо нещадно истреблять? Нет, конечно! Да и беляки, по-моему, неистребимы — ни хищниками, ни охотниками!...
Если посмотреть на карту ареала обитания зайца-беляка, то он простирается по всем континентам северного полушария Земли, захватывая всю северную Европу, Азию и Северную Америку (в последние десятилетия беляка стали акклиматизировать и в... Южной Америке!). От тундры до южных районов тайги, до лесостепных областей — везде встречается заяц-беляк, существо так хорошо нам знакомое и по сказкам. (Правда, еще южнее преобладает его сородич — заяц-русак, зверь полевой, степной). Но мне кажется, что наш косой как никто другой сумел приспособиться и к суровым климатическим условиям, и к давящему его все более антропогенному фактору, уничтожению среды обитания — северной тайги, особенно вблизи населенных пунктов. Однако постоянные стрессы и преследования не дают зайцу вырасти в полную меру.
Не потому ли в широкой, просторной и почти безлюдной тундре Западной Сибири обитают и самые крупные в мире зайцы-беляки с массой тела до 5, 5 килограмма и длиной тела до 70 сантиметров!!! Самая же мелкая раса беляков населяет тайгу Якутии: там косые в два раза меньше наших!!! Ужасные тамошние морозы что ли влияют на это?... Однако у тех и других имеются широкие лапы, а ступни покрыты густой щеткой волос, что обеспечивает лучшую опору на снегу.
Для справки.
Нагрузка массы тела на один квадратный сантиметр площади лап у беляка всего... 9-12 граммов, тогда как у лисицы оно равна 40-43 г, у волка — 90-103 г, у гончей собаки — 90-110 граммов.
Единственное средство защиты беляка — умение быстро бегать! И постоянно хитрить, запутывая хищников (знакомый всем охотникам «тупик следа»)! И такие вот заячьи «лыжи» нередко спасают косому жизнь!
У беляка лучше всего развит слух, который в основном и предупреждает его об опасности. Зрение и обоняние у зверя гораздо слабее, так что к неподвижно стоящему человеку, даже на открытом месте, заяц подбегает иногда очень близко...
Черно-белую шубку носят далеко не все косые: в Ирландии, например, где нет устойчивого снежного покрова, заяц на зиму не белеет; а на Баффоновой земле (северо-восток Северной Америки), где даже июльская температура воздуха составляет ноль плюс пять градусов по Цельсию, заяц-беляк круглый год... белого цвета!
Итак, наш знакомец живет даже в ... Альпах! А также на востоке Казахстана, в северной Монголии, северо-восточном Китае, на острове Хоккайдо, на узкой полосе южного и западного побережья Гренландии и уже в... Чили и Аргентине! Истинный интернационалист!...
По мнению ученых-биологов, в большей части ареала беляк — оседлый зверь — и его перемещения ограничиваются только сменой угодий. Однако на Таймыре и в Гренландии замечены массовые сезонные кочевки, при которых зайцы собираются в стада по нескольку десятков, а иногда и более сотни голов. Осенью зайцы мигрируют на юг, а весной — в обратном направлении. В тундре они дожидаются, когда замерзнут реки и озера...
В лесной полосе беляки лишь при сильных морозах выкапывают в снегу нору до полутора метров длиной. В тундре же, где образуются большие забои снега (обычно у крутых склонов речных долин), зайцы вырывают очень глубокие норы длиной до... восьми метров, которые используются в качестве постоянных убежищ. Выгнать косого из такого схрона невозможно ни криком, ни выстрелами!... Кстати, тундровые зайцы и летом иногда пользуются норами, но уже земляными. Сами их не копают, а залезают в пустые норы песцов и сурков.
И еще. В тундре беляк бодрствует и днем, и ночью!...
И повсюду заяц-беляк — истинный вегетарианец! Он охотно поедает разнообразные травянистые растения, предпочитая по возможности бобовые. И с таким же аппетитом уплетает овощи и подземные безшляпочные грибы (олений трюфель — паргу), которые легко выкапывает.
А вот в Нефтеюганском районе, в северо-восточной части Оленьего острова, беляку явно понравились поздние красноголовики!
Зимой на пойменных островах Юганского Междуречья в пищу зайцам-белякам идут мелкие ветки и кора ив, осин и берез. Одним из основных зимних кормов служат и молодые лиственницы...
Декабрьские и февральские ветровалы постоянно создают «заячьи столовые», где они неделями пасутся у поваленных осин, дочиста обгладывая доступные им ветки. Не раз я находил такие места в поймах Сырого Агана и Девкиной протоки.
За миллионы лет эволюции зайцы-беляки прошли большой путь развития, приобрели необходимые для выживания навыки, опыт. И даже частые эпизоотии не подрывают их популяции, так как размножаются косые по нескольку раз в год!...
Не люблю музеев, где выставлены мертвые заячьи чучела. И даже заяц в зоопарке не такой, как на свободе в дикой природе, он что-то утрачивает из своего эволюционного опыта. (Генофонд планеты тоже теряет свою полноту и разнообразие, когда исчезают или мутируют отдельные виды животных и растений, прежде всего диких).
В 2007 году Нефтеюганск будет отмечать юбилей — свое 40-летие. За эти годы северяне много напакостили в окружающих город лесах, поймах. Пора, наверное, возвращать долги природе! А это сделать можно, лишь избавившись от скверны потребительства, покорительства, расточительности и т.д. Чистить надо прежде всего наши души, наше сознание!...
Наверное, к юбилею города следует провести широкую экологическую акцию, сделав упор на сохранение богатств нашего края для грядущих поколений. Прошла пора их безмерного черпанья, ведь все меньше рыбы остается в водоемах (браконьер свирепствует даже на зимовальных ямах), все меньше зверья в лесах, да и сама островная тайга сокращается подобно шагреневой коже. А она — единственная приемлемая среда обитания и для зайца-беляка, и для северной совы, и для желны, и для гадюки, ужа и медянки (об этих животных — наших соседях — рассказ в следующих страницах «Человек и природа»).
Пусть по всем СМИ, по телевидению и радио, в экологических лекциях прозвучат призывы: «Заменим ружье — на фоторужье!», «Вместо сети и бредня — спиннинг и удочка!».
Неплохо было бы организовать и фотовыставки, где главной темой была бы природа Среднего Приобья и Юганского Междуречья, которая прекрасна в любое время года. Сохраним же ее такой для наших детей, внуков и правнуков!..

Вл.Назаров
www.ecosystema.ru
***********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
1 мая 2023 года.