549 Привет от Фрэн 8 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

549. Привет от Фрэн. 8 октября 1973 года.

Штормовое предупреждение главных штабов ВМФ и ДКБФ, а также британцев (метеостанция «Абердин/дйсе аирпо», город Абердин, Великобритания, географические координаты: 57.200,-2.217, первое наблюдение: 02.10.1929 г., последнее наблюдение: 31.12.2019 г.) и норвежцев (метеостанция Листа флйпласс, Норвегия, географические координаты: 58.100, 6.633, первое наблюдение: 01.01.1973, последнее наблюдение: 10.08.2007) не обмануло: субтропическая депрессия, возникшая 1 октября 1973 в области конвекции в Карибском море к северу от острова Эспаньола (Гаити), к 4 октября 1973 года обогатилась с «тропосферным корытом» около юго-восточных атлантических берегов США, сегодня 8 октября 1973 года соединилась с циклонами Северной Атлантики и достигла силы сильного шторма, почти урагана. Этому атлантическому урагану сначала дали имя наименование «Браво», а потом, 8-12 октября 1973 года, дали имя «Фрэн» категории 1 (SSHS). Кстати, Фрэн – это женское имя (ураганам традиционно дают только женские имена).

Интенсивность ветровых шквалов в центре урагана Фрэн достигла скоростей 80 миль в час или 130 км/ч. Особенно сильно ураган Фрэн бушевал в районе Азорских островов в Атлантическом океане (за более 3000 км от БПК «Свирепый» в Северном море), но досталось и Северной Атлантике, потому что огромный атмосферный вихрь-циклон этого урагана двигался в северо-восточном направлении.

После того, как мы пережили ужасы самого сильного шторма сезона 1973 года – урагана Эллин (Эллен) категории 3 (SSHS) 14-22 сентября 1973 года, я не очень-то горел желанием вновь оказаться на грани жизни и смерти, но острое желание сделать исторические фотоснимки пересилило страх. Я снова, нарушая прямой запрет и приказ командира корабля «не выходить на верхнюю палубу», всё же сначала вышел на открытый сигнальный мостик, а потом опять поднялся на крышу ходовой рубки, занял «своё место» на фермах обслуживания РЛС (радиолокационной станции) и стал фотографировать потрясающие (в буквальном смысле) штормовые волны урагана Фрэн.

Погода опять менялась ежесекундно: то светило яркое жгучее северное солнце, то пронзал жуткий морозный холод, то было светло и красиво, как в раю, то темно и жутко, как в «преисподней». При этом всё время Северное море с силой брызгалось жгучими, холодными и твёрдыми брызгами очень солёной морской воды. Я долго ждал подходящего момента, потому что фотоплёнки у меня оставалось мало, а событий впереди было много.

Терпеливое долгое ожидание и мучение на холодном мокром ветру на сигнальном мостике правого борта БПК «Свирепый» завершилось удачей, - я, наконец-то, уловил момент и сфотографировал эффектное явление – образование водяного туннеля (смотри фотоиллюстрацию).

Это было уже во второй половине дня понедельника 8 октября 1973 года, налетел шквал, небо опустилось почти до уровня моря сплошным облачным покровом. Вокруг потемнело, стало очень холодно, пасмурно, жутко и страшно. Северное море мгновенно превратилось из изумрудно-сине-зелёного в свинцово-каменное и валы волн теперь двигались как-то медленно, зловеще, «набыченно»…   

Форштевень БПК «Свирепый» бился в основания и гребни валов-волн, но они были не такими, чтобы образовывался огромный бурун и отвал боковых отбойных водяных валов-вееров. Однако далеко впереди в море вдруг показался гребень того самого явления в штормовом море, которое называется «девятый вал».

«Девятый вал» - это всем известный «художественный образ, символ роковой опасности, наивысшего подъёма грозной, непреодолимой силы». «Девятый вал» – это закономерное физическое явление в штормовом море, образование мощной резонансной волны, вобравшей в себя силу, фазу и амплитуду нескольких или многих волн.

«Девятый вал» - это суеверие моряков, поверье в девятую самую сокрушительную и грозную волну, которая неминуемо должна всё опрокинуть, накрыть и потопить…

«Девятый вал» - это действительное, реальное, фактическое, но не обязательно девятое по счёту усиление морских волн во время шторма, - это просто одна из наиболее значительных штормовых волн (волновая гряда).

Короткие или одиночные волны, как правило, медленные, относительно слабые, потому что находятся в противофазе с другими волнами, «гасятся» ими. Когда несколько волн совпадают друг с другом по фазе, то их амплитуды (размеры) складываются и образуются «супер волны» или волновая гряда «девятого вала». Этот водяной вал-волна значительно мощнее и больше остальных, она господствует в штормовом море. Такие волны «девятого вала» могут быть одиночными (гороподобными) или стройными, то есть идущими ряд за рядом, друг за другом.

Кстати, древнегреческие мореходы считали роковыми «третью штормовую волну», а древнеримские – «десятый вал». Вот такой «девятый вал» я терпеливо подстерёг и сфотографировал его в тот момент, когда форштевень БПК «Свирепый» вонзился в его гребень.

От удара в этот «девятый вал» корабль, БПК «Свирепый», остановился. Огромный, потрясающие красивый и невероятно мощный бурун «кипящей» морской воды медленно и одновременно стремительно взметнулся веером перед носом корабля. По бокам носа корабля возникли две огромных отвальных (отражённых) волны; они огромной дугой возникли в воздухе и образовали настоящие водяные тоннели со сводами, подобными в московском метро. Вся поверхность этих отражённых веером волн была пенистая, а внутренность – хрустально-изумрудная.

Огромные бурлящие буруны пенистыми столбами поднялись из якорных клюзов корабля, а сам нос БПК «Свирепый», весь бак вплоть до гребня волноотвода перед пусковой установкой «Метель», погрузились в толщу вод Северного моря. Внешне казалось, что нос корабля «завяз» в толще морской воды, погружается в её глубину и уже никогда не вынырнет…

Из-за того, что столкновение корабля с «девятым валом» практически остановило движение БПК «Свирепый», ощутимо, всем телом, всем организмом я чувствовал, как тяжело справляется наш родной корабль с натиском моря. В этот момент не только я один почувствовал восхитительный ужас нашего положения…

Потом мне многие, кто был на ходовом и сигнальном мостике, говорили: «Я уже думал, что нам всё… хана… звиздец…. Больше мы не поднимемся…». Моряки, матросы, мичманы и офицеры, которые находились в этот момент внутри корабля и не могли видеть происходящее, конечно, испытывали ещё больший страх, потому что полная остановка в движении воспринимается как столкновение с чем-то твёрдым. По инерции все не просто привычно качнулись вперёд, а попадали со своих мест…

Равнодушными и спокойными к удару «девятого вала» урагана Фрэн оказались не мы, экипаж БПК «Свирепый», а сам корабль, его ГЭУ (главная энергетическая установка» (но не его корпус). Маршевые турбины продолжали равномерно гудеть, как двигатели сверхзвуковых самолётов, винты – вращаться, а потому БПК «Свирепый» стряхнул с себя водяной вал холодной воды Северного моря, привычно «умылся» и, правда, с натугой, но вышел за гребнем этого страшного «девятого вала» и привычно скользнул по его заднему склону навстречу очередному валу. Сколько их уже было, а сколько ещё будет?..

Когда «водяные тоннели девятого вала» медленно опали, я вдруг вспомнил, что в видоискателе видел удивительное явление. Всплеск от удара бульбы гидроакустической станции в носу корабля тоже отразился и «выстрелил» пенным буруном, но только внутрь надвигающегося водяного тоннеля «девятого вала». Эх! Если бы этот эффект, этот выплеск, этот бурун в буруне запечатлелся на фотографии! Если бы только правильно была выставлена диафрагма и выдержка! Если бы только я смог уловить этот миг, этот момент, это уникальное по красоте и эффекту событие! (Этот уникальный момент и этот внутренний выплеск в общем выплеске-буруне запечатлён на фотоиллюстрации).

БПК «Свирепый» остановился от удара «девятого вала», но только на минутку. Потом корабль встряхнулся, как живое существо, напрягся и снова вонзился, а потом взошёл, взбежал на очередной водяной вал. Мы продолжили движение и хотя ураганные водяные валы – «ведьмы» Северного моря и урагана Фрэн – ещё были сильны, но такого рокового удара и потрясения уже не было.

Странно, но я уже ни капельки не боялся того, что произошло, и только с восторгом надеялся, что успел всё сфотографировать. Как вы видите, успел. Позже, когда я проявил фотоплёнку и сделал первый пробный кадр этого события, я назвал эту фотографию «Привет от Фрэн» и долго никому не показывал, иначе меня бы замучили просьбами и требованиями сделать им такую же «ураганную фотку»…

Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: 8 октября 1973 года. Северное море. Сильный шторм во время субтропического урагана Фрэн. Сильнейший удар форштевня БПК «Свирепый» в гребень водяного вала и огромный, как туннель в московском метро, отвал изумрудно зелёной прозрачной воды образуется в пространстве около носа корабля. Потрясающее зрелище! К сожалению, сильный удар в гребень «девятого вала» практически остановил корабль и мы все на корабле, в том числе и я, по инерции качнулись вперёд, поэтому резкость изображения из-за краткости мига моей реакции на событие и из-за сотрясения от сильнейшего удара «девятого вала» чуть-чуть исказилась. Было уже темновато для фотосъёмки, и я выставил соответствующую диафрагму и выдержку на фотоаппарате. Так что получилось то, что получилось; другого такого момента уже могло бы не быть…