Саксофон. К международному Дню джаза

Валерий Заикин
Саксофон. К международному Дню джаза.
 З0 апреля 2023 года в12й раз отмечается международный День джаза.
К этому музыкальному жанру у меня особое отношение!
В годы моей студенческой юности я понятия не имел, что это такое,
это были 50тые годы прошлого века, в СССР джаз был запрещен, как
"гнилое буржуазное извращение музыки"...
в 1954м году я стал студентом Одесского политеха, и сразу обратил
на себя внимание старшекурсников своей стихотворной критической
заметкой в стенгазете о порядках в общежитии.
В институте группа студентов пятого курса выпускала радиогазету
"Электроразряд",(я учился на Электрофаке),я вошел в ее редакцию,
и активно участвовал во всех ее выпусках, вплоть до скандального
разгрома редакции парторганизацией Вуза, ставшего причиной статьи
Ильи Эренбурга на страницах газеты "Правда" в защиту руководства
редакции ( я уже писал об этом в "ПРОЗА.РУ).
Но я - о джазе...
Однажды  дело было, помнится, в конце 1954 года, один из редакторов
"Злектроразряда" зная меня, как неизменного ведущего всех факультетских
концертов, по секрету, пригласил меня "послушать музыкальные новинки
из зарубежа в узком кругу", как он выразился..
В  комнате небольшого домика на окраине Одессы собралось несколько
человек, на проигрывателе вращалась пленка, из той, что предназначалась
для рентгеновских снимков, поэтому называлась пластинкой "на костях",
качество записи желало лучшего!
Но то, что я услышал, впечатление оставило потрясающее!
Кажется, это был саксофон  Дюка Эллингтона...
С тех пор, я остался на всю жизнь поклонником джаза!
Мой внук Миша с детства подружился с саксофоном.
У него были слабые легкие, и врач посоветовал, чтобы он упражнялся
с духовым инструментом. В музыкальной школе, в которой его старшая
сестра занималась фортепьяно, был класс саксофона,
и руководитель, проверив его музыкальные способности, принял его в
свой класс, и не пожалел!
Миша дневал и ночевал с инструментом, мгновенно изучил нотную грамоту,
и  вскоре обогнал более взрослых учеников!
А через год уже выступал на концертах!
Он вскоре стал шестикратным  лауреатом  украинских республиканских
конкурсов ЗОЛОТОЙ САКСОФОН, получил высшее образование в консерватории,
выступал даже за рубежом, и я очень этим гордился!
Ему я посвятил стихотворение "Саксофон", которое и представляю читателям!
                С А К С О Ф О Н               
----------------------------------------------
               
        Играет внук на саксофоне…
       В нем отражается софит,
       И тема лучшей из симфоний
       Над сонной Ялтою парит,

Уходит в сторону Одессы,      
И отзвуком далеких дней               
Синкопы Гершвиновской пьесы
Всплывают в памяти моей…
               
…Тогда еще не пели барды,
И модный (''Заграничный!'')джаз,
Прорвав цензурную блокаду ,
Был откровением для нас!

Мы диксиленда алгоритмы               
Могли разгадывать на слух!
Ударных бешеные ритмы
Будили в нас свободы дух,
  И залом властвовал, по праву,
  Всей группе задавая тон,
  В лучах своей внезапной славы,
Король джаз-банда -саксофон!
               
    … К свободе вышли мы из джаза!
       Люблю я саксофона звук,
      И юность вспоминаю сразу,               
      Когда на нем играет внук!
           30.04.23г