547 АУ USS John F. Kennedy CV-67 08. 10. 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

547. Ударный авианосец АУ «USS John F. Kennedy CV-67». 8 октября 1973 года.

В понедельник 8 октября 1973 года нашей целью был американский крейсер «Ньюпорт Ньюс», но главной нашей целью оставался ордер американо-натовских кораблей во главе с американским ударным авианосцем ВМС США «Джон Ф. Кеннеди» или «USS John F. Kennedy» бортовой номер: CV-67.

Это с его палубы 4 октября 1973 года взлетели два истребителя F-4 Phantom II (Фантом 2) и пошли на перехват советского самолёта-разведчика Ту-16Р (по классификации НАТО – «Badger»), ведомого полковником Свиридовым. Наш самолёт контролировал учения ВМС США-НАТО в Северном море «Быстрое движение» («Rapid motion») 04-09.10.1973 г.

Это с его палубы один за другим в интервале всего несколько секунд взлетали группами американские штурмовики («старфайтеры» - так мы их называли) и другие самолёты и отрабатывали на нас, на БПК «Свирепый», свои бомбовые и ракетные атаки на бреющем или в пикирующем полёте.

Это тот самый американский ударный авианосец «Джон Ф. Кеннеди» («USS John F. Kennedy» CV-67), который  в это время, начала арабо-израильской войны «Судного дня» на Ближнем Востоке, участвовал в манёврах АУГ (авиационно-ударной группы) из 17-19 кораблей США и НАТО в Северном и Норвежском морях.

4 октября 1973 года американский «фантом» F-4 настолько приблизился к советскому самолёту-разведчику, что «чиркнул» своим килем крыло Ту-16Р полковника Свиридова. Самолёты получили повреждения, которые всё же позволили им продолжить полёт.

За АУГ манёвров «Быстрое движение» в Северном и Норвежском морях после нас должен был следить ЭМ «Бойкий» Краснознамённого Северного флота, но после аварии он вынужден был уйти к себе на базу, и слежение за американским ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» и сопровождавшим его крейсером «Ньюпорт Ньюс» опять принял на себя наш корабль, БПК «Свирепый».

Поздно вечером, практически ночью 06 октября 1973 года, в тёмном и туманном штормовом Северном море мы нашли эти корабли АУГ «вероятного противника», и не просто «нашли», а вошли в состав их ордера, стали как бы «кораблём охранения» действительно опасного американского авианосца «Джон Ф. Кеннеди» и долго сопровождали его до самого Северного Полярного круга.

АУ «Джон Ф. Кеннеди» («USS John F. Kennedy» CV-67) – это последний американский авианосец с котлотурбинной силовой установкой из серии авианосцев типа «Kitty Hawk» («Китти Хок»). После него американцы строят исключительно атомные авианосцы типа «Честер У. Нимиц».

Обозначение или бортовой номер «CV-67» означает: «многоцелевой авианосец бортовой номер 67», который одновременно является ударным (CVA) и противолодочным (CVS) авианосцем. Другие авианесущие боевые корабли ВМС США имеют следующие обозначения классификации:
- атомные ударные (CVAN),
- лёгкие авианосцы (CVL),
- десантные вертолётоносцы (LPH),
- вспомогательные авиатранспорты (AVT), то есть учебные корабли.

Начиная с 70-х годов XX века противолодочные авианосцы (CVS) постепенно выводят из боевого состава ВМС США и их боевые задачи перекладывают на ударные авианосцы, то есть делают многоцелевые (CV) и атомные многоцелевые (CVN) авианосцы.

Всего в США построено 4 ударных авианосца типа «Kitty Hawk»: «USS Kitty Hawk (CV-63)», «USS Constellation (CV-64)», «USS America (CV-66)» и «USS John F. Kennedy (CV-67)». Все эти авианосцы были построены в период 1956-1984 гг. на судоверфях: NY Shipbuilding Corporation, Brooklyn Navy Yard и Northrop Grumman Corp. Все эти авианосцы имеют стандартное и полное водоизмещение (соответственно) - 60 933-61 174 / 80 945-84 914 т., длину, ширину и осадку (соответственно) - 300-320 / 76,7-86 / 11,3-12 м., предельную скорость хода – 34 узл. (62.968 км/час) и дальность автономного плавания – 19 300 миль (31;060,3392 км). Общая численность моряков и военнослужащих на этих авианосцах (типовая) – 4685-5624 чел., из которых 502 штатных офицера.

Для самозащиты ударные авианосцы типа «Kitty Hawk» имеют зенитно-ракетный комплекс Mk-10 ЗРК «Терьер». Авиагруппа каждого авианосца состоит их самолётов и вертолётов разных типов численностью на борту до 100 единиц.

После строительства в 1961 году самого большого американского авианосца «USS Enterprise» и трёх первых авианосцев типа «Китти Хок» в 1968 году вступил в строй последний корабль этой серии «USS John F. Kennedy» (проект 127С) и это был уже отдельный тип авианосных кораблей, - он стал по-настоящему ударным авианосцем.

На авианосце «USS John F. Kennedy» (CV-67) была установлена механизированная система подачи боеприпасов для самолётов и вооружения, которая могла подавать на ангарную палубу боеприпасы со скоростью до 2,5 т/мин. Причём по пути боеприпасы проходили через водонепроницаемые тамбуры, обеспечивающие авианосцу практическую непотопляемость в бою.

В качестве ГЭУ (главной энергетической установки» на авианосцах типа «Kitty Hawk» («Китти Хок») установлены 8 паровых котлов «Foster-Wheeler», которые обеспечивают работу четырёх паровых турбин общей мощностью в 280 000 л. с. Эти авианосцы имеют по четыре винта, которые позволяют им идти по спокойному морю на скорости в 33,6 узла или 62,23 км/ч. ГЭУ и электростанция авианосца «USS John F. Kennedy» (CV-67) усилены двумя дополнительными турбогенераторами мощностью по 750 кВт, что позволяет «с лихвой» обеспечить электроэнергией корабль, экипаж, вооружение и парк самолётов.

«USS John F. Kennedy» (CV-67) изначально вооружался зенитными восьмиствольными ракетными ПУ «Sea Sparrow» класса «поверхность-воздух» Terrier с запасом 40 ракет на установку. Однако главным оружием любого американского ударного авианосца, в том числе «USS John F. Kennedy» (CV-67), являются самолёты и вертолёты.

Удлинение взлётной палубы на «USS John F. Kennedy» (CV-67) позволило иметь такие тяжёлые ударные самолёты, как А-3 SkyWarrior или A-5 Vigilante. На американских ударных авианосцах могут размещаться:
- истребители F-4B — 24 шт.;
- истребители F-8E — 12 шт.;
- разведчики RF-8G — 4 шт.;
- штурмовики А-4С — 24 шт.;
- штурмовики А-ЗВ — 10 шт.;
- штурмовики A-1J/A-1H — 12 шт.;
- разведчики RA-3B — 3 шт.;
- самолёты РЭБ (радиоэлектронной борьбы) ЕА-ЗВ — 3 шт.;
- самолёты ДРЛО (дальнего радиолокационного обзора) 0Е-1В — 4 шт.;
- вертолёты UH-2A — 4 шт.
(Всего летательных аппаратов – 100 шт.).

АУ «USS John F. Kennedy» CV-67 был заложен на судоверфи «Northrop Grumman Shipbuilding» 22 октября 1964 г., спущен на воду 27 мая 1967 г. и вошёл в состав ВМС США 7 сентября 1968 г. (первая БС – боевая служба). (1 августа 2007 года «USS John F. Kennedy» CV-67 был выведен из состава флота и установлен в базе резерва ВМС США в Филадельфии).

На американских авианосцах типа «Kitty Hawk» («Китти Хок») на палубе работают команды в разных по цвету рабочих куртках-жилетах:
- в жёлтых куртках – управленцы перемещением всех самолётов,
- в зелёных – обслуживающие палубы,
- в коричневых – обслуживающие самолёты,
- в фиолетовых – обеспечивающие заправку топливом,
- в красных - вооружением,
- в белых – отвечающие за безопасность везде и всюду.

На полётной палубе авианосца, как правило, в деле находится от 200 до 500 человек, причём вахты длятся около 16 часов подряд. Режим работы палуб авианосца - 20 минут на запуск и 20 минут на посадку. После этого перерыв на заправку самолётов топливом и обслуживание агрегатов авианосца.

На АУ «USS John F. Kennedy» CV-67 четыре газовые катапульты, которые запускают по три самолёта одновременно в течение одной минуты. Это я видел сам своими глазами и запечатлел на фотоплёнке, а также записал подробный хронометраж взлётов и посадок в своём разведотчёте. Я сам наблюдал в корабельный перископический визир ВБП-451, как самолёт выруливает к катапульте авианосца, как поднимаются дефлекторы, защищающие команду от горячей газовой струи из двигателя самолёта. Я видел, как прикрепляется к самолёту снизу устройство катапульты, чтобы удерживать его перед запуском. Я слышал, как самолёт начинает реветь своими двигателями, но не трогается с места. Затем там что-то «ломается» в катапульте и самолёт практически «выстреливается» с палубы авианосца.

Самолёт соскакивает на переднем обрезе лётной палубы авианосца, проседает вниз почти до самой воды, а потом с рёвом и с натугой набирает высоту. Истребители и штурмовики легче соскальзывают с палубы на взлёте и резче набирают высоту. Когда самолёты взлетают один за другим или звеньями, то шум от авианосца очень сильный.
 
Этот процесс взлёта и посадки мы смогли видеть только в первый день нашего пребывания в ордере АУГ вокруг ударного авианосца «USS John F. Kennedy» CV-67 и крейсера «Ньюпорт Ньюс» 7 октября 1973 года. После этого корабли охранения маневрировали и потихоньку оттеснили нас подальше от авианосца. Крейсер «Ньюпорт Ньюс» мы практически воочию тогда не видели, так как он держался в противоположной стороне от нас и далеко позади АУ «USS John F. Kennedy».

Самым опасным было приземление самолётов на палубу авианосца «USS John F. Kennedy» CV-67. Некоторые самолёты пролетали над палубой, проскакивали её, заходили на второй круг и т.д. Я видел, что каждый самолёт «под брюхом» имел крюк, которым он мог зацепиться за один из нескольких (четырёх) тросов проложенных поперёк через палубу авианосца.

Я несколько раз наблюдал, как самолёт, который не зацепил этот посадочный трос, включал форсаж и взмывал вверх, чтобы снова и снова зайти на посадку. Честно скажу – хоть они и «вероятные противники», но каждый раз я переживал – сядет или не сядет самолёт на палубу авианосца. Особенно жутко было следить ночью за взлётом и посадкой самолётов на авианосце «USS John F. Kennedy» CV-67…

Последние по времени ТТД (тактико-технические данные) авианосца CVA-67 «USS John F. Kennedy»:

Длина - 323 м;
Ширина - 76 м;
Осадка - 11,2 м;
Водоизмещение - 86000 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины;
Скорость - 33,5 узла;
Экипаж - 3117 человек;

Вооружение:
Пусковые установки Mk-29 «Sea Sparrow» - 2;
Артиллерийская установка «Phalanx» 20мм - 2;

Состав авиакрыла:
Лётный персонал - 2480 человек;
Самолёты типа: F/A-18 «Hornet», F-14 «Tomcat», S-3B «Viking», EA-6B «Prowler», «Hawkeye» - всего 78 единиц.

В море на БС (боевой службе) американский ударный авианосец типа CVA-67 «USS John F. Kennedy», как правило, охраняют и обеспечивают не менее 10-12 кораблей и судов разного назначения, в том числе 2-3 подводных лодки. Вот с таким не «вероятным», а реальным противником БПК «Свирепый» должен был опять встретиться в штормовом Северном море в понедельник 8 октября 1973 года.

Однако вместо ударного авианосца «USS John F. Kennedy» CV-67 нам приказали найти и обнаружить американский крейсер «Ньюпорт Ньюс». Было непонятно, что творится в наших и «ихних» штабах, в Северном и Средиземном морях, да и во всём остальном мире. Что творится, мать-царица?!

Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: 8 октября 1973 года. Северное море. Фотоснимок в неблагоприятных погодных условиях на пределе дальности через объектив корабельный призматический визир БПК «Свирепый». Авианосец «USS John F. Kennedy» CV-67 в «фас» и в «профиль» в Северном море 07 октября 1973 года. В центре иллюстрации – единственный оставшийся рисунок автора из корабельной стенгазеты от 10 октября 1973 года. Формат рисунка на ватмане большой, поэтому пришлось делать из него на сканере фотомонтаж. Замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин выразил возмущённое «недоумение» тому, что я поместил этот огромный рисунок АУ «Джон Ф. Кеннеди» в центре большого планшета, окружив его фотографиями и картинками из набора видом американских самолётов, мол, «пропагандируете мощь американского авианосца», на что я ответил, что «выразил фактическую и действительную реальность». Меня поддержали командиры боевых частей и моряки БПК «Свирепый», которые говорили, что они «воевали вот с таким американским монстром и справились с ним». Того же мнения был и командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров, и замполит от меня отстал…