О Байкале, омуле...

Дарима Базарсадаева
Мои воспоминания на публикации множества фотографий, рассказов Юрия Байкальского о Байкале, омуле, сиге, таймене...(в социальной сети Одноклассники)

12 янв 2021

Тоже захотелось поделиться о Байкале, омуле. Родом я из степи, из Приононья. Росла в русском селе, где все односельчане ловили разную рыбу в р. Онон. Но только не коренные жители, буряты-кочевники степные. Бабушка объясняла, что нельзя, т.к. рыба - священное существо, живущее более 300 лет,  и ругалась на сына, вместе с ровесниками ходившего на рыбалку.

Даже огромные замороженные рыбины кеты, которую получал дед-специалист в пайке, бабушка меняла на что-то другое. А я лет до десяти думала, что те рыбины кеты - были детками рыбы-кита.

В студенческие годы в общежитии в Иркутске жила с буряточкой Надей, родом с о. Ольхон. Почти еженедельно с оказией родственники ей присылали слабосоленного омуля, иногда целое ведро. Я попробовала, было непривычно, не понравился. А Надя питалась ими, обычно утром и вечером - "по хвостику" с куском черного хлеба и стаканом воды. И ничего  больше не надо. К ней присоединялись обе русские девочки, родом из Приангарья. На второй год совместной жизни я обнаружила, что то же стала делать вместе с ними... С тех пор стала знать-выделять вкус омуля, а еще хариуса, сига, тайменя...

С рыбой связано у меня еще несколько приключений. Когда-то в Усть-Илимске меня угостили впервые в жизни подкопченными кусками тайменя, а я-то, степная, думала, что это сало такое.

А однажды летела в командировку рейсом Иркутск-Омск-Москва, запихала на верхнюю полку авоську с хорошо упакованными сухой засолки  парой огромных сигов - везла в подарок друзьям. Во время полета некий мужчина, севший в Омске, несколько раз проходил по салону взад-вперед и все принюхивался, потом стал рассматривать пассажиров. Подошел ко мне и стал умолять - дайте хотя бы понюхать, выделить-отрезать ему хоть ма-а-ленький кусочек, хотя бы хвостик ангарской-байкальской рыбки, наличие которой вблизи меня он унюхал. Я отказалась, опасаясь, что не удержатся от запахов, нападут еще  все соседи-пассажиры и все съедят. Еще посмеялась, что сделала бы это, если бы он был женщиной и беременной. После посадки он меня преследовал, так что я уже озираться начала, и продолжал умолять...

Меня встретили друзья в милицейской форме, тот мужчина=попутчик представился нам всем, оказался коллегой. И пришлось прямо в аэропорту Домодедово отрезать ему кусочек рыбы. Рассказал, что родился, вырос на Ангаре, но после армии жил в других местах и ни разу как-то не собрался на Родину. А сегодня в самолете  вдруг учуял знакомый с детства дух...

Фото: В Лимнологическом институте на Байкале, п.Листвянка, 1997г.(снимок автора)