Фронтовой хирург Глава-2

Александр Шевчук2
После школы Василий, как и мечтал, поступил в Саратовский медицинский институт, на лечебный факультет. Он серьёзно отнёсся к обучению профессии врача. Василий помнил, как его матери при родах врачи не смогли помочь. Это и стало для него решающим фактором при выборе профессии.
 
Обстановка в Стране Советов была напряжённой. В Германии зародилась коричневая чума под названием фашизм. В Испании началась гражданская война, добровольцы со всей Европы сражались с испанскими фашистами Франко. Немало советских лётчиков и танкистов получили боевое крещение на испанских полях сражений, защищая республиканцев.

Время было трудное. Радио передавало о победах советских рабочих на трудовом фронте, заводы работали напряжённо на оборону. Всё предвещало приближение войны, ожидание её держало население страны в тревоге.

В предвоенные годы Саратов был крупнейшим центром медицинской науки. В медицинском институте шла напряжённая работа по подготовке врачей по ускоренной программе, а также по обучению среднего и младшего звена медперсонала.
На последнем курсе, весной 1941 года, Василия Кощеева и его однокурсников с факультета хирургии забрали на первичную ускоренную подготовку к работе в полевых условиях фронта.

В конце сентября группу врачей после ускоренной подготовки распределили по воинским частям на фронт. Василий Кощеев, которому было присвоено звание военврача третьего ранга медицинской службы, отбыл на Калининский фронт.
На фронте, где рвутся снаряды и летят смертоносные пули врага, Василий прошёл первые шаги фронтового хирурга. Своим оружием – скальпелем хирурга он смог спасти многих раненых красноармейцев.

В связи с тяжёлой обстановкой под Москвой Василия Кощеева с группой медицинского персонала перебросили на помощь в войсковую часть под Вязьму. Там складывалась тяжелая обстановка, было очень много раненых и покалеченных в боях красноармейцев.

Немецкое командование в ходе операции «Тайфун» планировало окружить советскую группировку под Вязьмой и Брянском, затем беспрепятственно пойти на Москву.
Генерал Люлешенко оставил Орёл практически без боя. В ходе гитлеровской операции «Тайфун» германские войскам под Вязьмой окружила крупные соединения Красной Армии. Несколько генералов, а также тяжелораненый командарм Лапин были взяты фашистами в плен. В результате этой фашистской операции безвозвратные потери составили около миллиона красноармейцев и мирных жителей. Это была настоящая катастрофа.

Лишь ценой колоссального напряжения и огромных жертв удалось восстановить фронт и не допустить немцев в столицу. Вновь сформированные сибирские резервные дивизии успели прийти на помощь Москве и остановить врага.

Василий Кощеев, ещё не окрепший в боях молодой военврач третьего ранга медицинской службы, попал в этот жестокий круговорот событий. Он не понимал, почему советские солдаты бросают свои укрепления и бегут, не оказывая сопротивления. Паника охватила красноармейцев, они бежали и падали, сражённые вражескими пулями и осколками фашистских снарядов. Василий в белом халате, стоя у полевого госпиталя, растерянно смотрел на это и не знал, что делать. Это было похоже на ад.

Огромное количество истерзанных и раненых красноармейцев оказалось в плену у фашистов. В плен вместе с полевым госпиталем попал и военный врач Кощеев Василий Ефремович. Он с ужасом смотрел, как фашисты расстреливали в госпитале раненых солдат, и у него текли слёзы,

     продолжение  в следующих главах.