96. Экзамены

Незабудка07
Предыдущая глава:95. Поход. Русское поле.
http://proza.ru/2023/04/10/1535

           Во всех советских школах экзамены в восьмых и десятых классах начинались первого июня. Восьмиклассники сдавали меньше экзаменов, поэтому, "отстрелявшись" раньше десятиклассников, уже после десятого июня наслаждались летними каникулами, если продолжали обучение в девятом классе, или готовились к поступлению в средние специальные учебные заведения. Десятиклассники же, сдав экзамены и отгуляв на выпускном вечере, отправлялись, так сказать, в плавание во взрослую жизнь. В прощальных патетических  речах учителя, иногда и со слезами на глазах, называли выпускников "птенцами, покидающими родное гнездо", и желали им всем счастливого полёта в светлое будущее.

            Первого июня - письменный экзамен по алгебре, он оказался, на удивление, лёгким для меня, но из-за какой-то небольшой ошибки я получила четвёрку. Потом, через день - геометрия. Мы проторчали в школе целый день - с восьми утра до пяти вечера. Впускали в класс по пять человек. Остальные, разместившись в рекреации или в коридоре, ещё зубрили учебный материал, бросаясь к выходящим из класса с вопросом:"Ну, как, сдал?!"

           Я пошла в замыкающей пятерке, так как до последнего момента пыталась втолкать в себя ещё хоть чуточку ЗНАНИЙ. Вошла в класс, предварительно вознеся к Богу страстную молитву, направилась к столу, за которым сидели члены экзаменационной комиссии. На праздничной скатерти, покрывающей стол, лежали белые полоски бумаги - экзаменационные билеты лицом вниз. Где он, мой счастливый билет?!! Эх, семи смертям не бывать, а одной - не миновать! Я взяла тот, что лежал поближе ко мне, с краю, перевернула и чуть не подпрыгнула от радости! Билет N1! Уж этот-то билет я хорошо знала, сколько раз, преисполненная решимости хорошо подготовиться к математике, начинала именно с него! Ответила быстро и уверенно, к удовольствию нашего учителя Василия Сергеевича, допустив лишь одну неточность, геометрическую задачу решила правильно, получила твёрдую четвёрку и выпорхнула, как на крыльях, в коридор. Уфф, с математикой покончено!

                Теперь русский. Строгая русичка запугала нас предстоящим  экзаменом до дрожи. Седьмого июня мы писали сочинение по русскому языку. Были предложены две темы: первая - что-то вроде - "Под ленинским знаменем Отчизна шагает всё уверенней год от году" и вторая - "Руки матери".

               Исходя из прошлого опыта, нам обычно давали на выбор три темы, две первых - по пройденному учебному материалу, третья - вольная. Мне всегда легче было писать на свободные темы, чем на заданные: ты при этом получал ещё и некое удовольствие от собственного творчества, но, главное, конечно, надо было раскрыть, всё-таки, основную идею и постараться не насажать досадных ошибок в своих разглагольствованиях.
Но в этот раз было предложено всего две темы. Конечно, я, без размышлений, выбрала вторую. Первая мной даже не рассматривалась.

                Уж и не помню, что я там вдохновенно писала, но, учитывая мои сложные отношения с мамой, я писала о всех матерях сразу, общими фразами, может, и не совсем искренне. Думаю, что не впечатлила я Татьяну Алексеевну своим "произведением", да, наверно, и ошибки допустила (не знаю, какие, потому что больше мы свои листочки с сочинением никогда не видели). Из всего класса только Боря написал на четвёрку, все остальные (а в классе нас было около тридцати человек) написали на тройки или двойки.
Мама ворчала на меня: "Даже у наших дураков пятёрки есть! А у вас на всех одна четвёрка. Позорники! Я бы и то лучше написала!"

            Десятого июня последний экзамен по русскому языку - устный.  Опять я действовала по накатанной схеме - всех пропускала вперёд, уткнувшись в учебник. С последней пятёркой учеников, внутренне трепеща от волнения, вошла в класс, вытянула свой любимый Билет N25, дала правильные ответы на все вопросы билета. Татьяна, по вредности своей, не преминула задать мне дополнительные вопросы, но и на них я ответила, получив крепкую четвёрку.

            Ура! Свобода! Как будто гора с плеч свалилась. Я была благодарна высшим силам за это несказанное везение на экзаменах. Теперь на какое-то время у меня есть передышка до вступительных экзаменов, а куда и когда поступать - пока неизвестно, там будет видно.
Как говорится, дожить надо!

Продолжение: глава 97. Прощай,Салават!
http://proza.ru/2023/07/10/40