Солнце светит для всех - 6 глава

Елена Светлова 2
Глава 6
Варя нервничала, она хотела быстрее попасть на вечернюю службу, но ждала отца – Владимир Дмитриевич должен быть вернуться с работы (он иногда работал по субботам), он хотел поговорить с ней о чём-то важном. Девушка недоумевала: во-первых, к чему такая срочность, они и так вечером увидятся, а, во-вторых, отец редко с ней говорил по душам. Варвара, чтобы успокоиться и скоротать время, стала читать молитву Николаю Чудотворцу.
Вскоре в замке повернулся ключ – на пороге стоял Варин папа, он улыбнулся дочери:
- Хорошо, что дождалась меня.
- Я же послушная дочь, - с улыбкой ответила Варя, хотя для неё такой тон общения был несвойственен.
- Знаю, знаю. Я спешил. Ты же торопишься в церковь. По этому поводу я и хотел с тобой поговорить.
Варвара напряглась, но отец был настроен благодушно:
- Я знаю, что вы с Софьей решили, что ты будешь учить детей в воскресной школе.
- Да, я хочу хотя бы попробовать, - тихо проговорила девушка.
- И я, честно говоря, рад, что ты решила что-то поменять в своей жизни, - сказал Владимир Дмитриевич.
 Варя всё больше удивлялась такому разговору, а её папа продолжал, видно было, что каждое слово давалось ему с трудом:
- Я, скажем так, хочу дать тебе своё согласие или благословение, как это у вас называется.
- Спасибо, папа, я не ожидала, - искренне произнесла Варвара.
- Надеюсь, у тебя всё получится.
- С Божьей помощью, - тихо проговорила дочь.
Владимир Дмитриевич замолчал, а Варя спросила его:
- А хочешь сейчас пойдём со мной в храм, там будет служба.
- Нет, - покачал головой отец. – Я не готов. Может, потом. Знаешь: я, может, приду как-нибудь посмотреть на твои занятия с детьми.
- Хорошо, только я же ещё не провела ни одного занятия, - смутилась девушка.
- Ты не поняла, я хочу посмотреть на детей, мне этого не хватает, - неожиданно признался Владимир Дмитриевич и тихо добавил, - мы с Наташей мечтали о нескольких детях, как только поженились.
- Я молюсь о маме, - сказала Варвара.
- Я знаю, у меня самого плохо получается. Варя, как ты посмотришь, если я снова женюсь, - неожиданно спросил её папа.
Варя всё больше удивлялась словам родителя, но ответить ему не решалась. Сославшись на то, что опаздывает в храм, она быстро выскользнула за дверь.

В храме Варвара немного пришла в себя, мерный ритм вечернего богослужения действовал на неё успокаивающе. Она больше думала о своих делах, чем молилась. Что происходит с её отцом? Понять девушка пока не могла. Игоря Варвара не видела, но беспокоилась о забытых в его машине таблетках. Что он подумает об этом? К ней подошла тётя:
- Ну, что ты идёшь к отцу Михаилу? Надо благословиться на завтрашнее занятие. Ты как сама-то? Готова?
-  Думаю, да. А там, как Господь устроит, - улыбнулась племянница.
Софья Дмитриевна волновалась не меньше Вари, на то были свои причины, но она пока не знала, как рассказать отцу Михаилу о последних событиях, из-за которых она утратила душевный покой. Женщина отошла к иконе Богородицы, а Варвара подошла к священнику, отец Михаил внимательно выслушал девушку, она всегда была искренней, но сегодня ощущалось, что она пребывала в каком-то замешательстве. Он спросил:
- Всё?
Варя не знала, стоит ли говорить про Игоря, слишком противоречивые чувства её терзали. Она лишь тихо произнесла:
- Игорь…
А дальше батюшка всё понял, он проговорил:
- Ну, я понимаю, что ещё говорить о чём-то рано. Ты просто молись.
- Но как? Можно ли молиться, чтобы его увидеть? Завтра, например? Или это неправильно? - Варвара подняла на отца Михаила глаза, ему показалось, что в них блеснули слёзы.
- Постарайся отделить душевное от духовного. Молись и верь, что Господь всё устраивает к лучшему, - напутствовал девушку священник.

Софья Дмитриевна взирала на лик Богородицы и вспоминала своих родителей: как жаль, что они уже ушли в мир иной, так бы хотелось спросить сейчас у них совет. Она чувствовала, что не готова сейчас говорить с отцом Михаилом об этом, а не говорить – тоже нехорошо, почти обман, лучше сделать это потом. И вдруг будто в ответ на безмолвные мольбы Софьи Дмитриевны её окликнул Анатолий Иванович. Откуда он тут, вообще, взялся? Но это было неважно, а важно то, что он почти всегда появлялся, когда это особенно нужно, а она почти всегда гнала его. Как всё сложно…
- Софья…Дмитриевна, Вас зовут в трапезную, спрашивают, скольких детей завтра нужно кормить, - неожиданно заявил Анатолий Иванович.
Она обернулась и впервые в её глазах не отражалось недовольство появлением этого человека возле себя. Они вдвоём пошли к трапезной, а отец Михаил с удивлением смотрел вслед своей верной помощнице, но был уверен, что она ещё к нему придёт.
- Прошу прощения, что отвлёк Вас от молитвы и исповеди, - пробормотал Анатолий Иванович.
- Ничего, всё в порядке. Вы появились вовремя, - ответила Софья Дмитриевна, - идя к трапезной рядом с Анатолием Ивановичем.
- Да? – он удивлённо взглянул на собеседницу.
- Я Вам благодарна, у меня как в раз в душе появилась ясность, как действовать дальше, - с улыбкой сказала Софья Дмитриевна.

Настя иногда выходила на работу в субботу, чаще она делала это неохотно, так как желала посвятить субботний день себе и близким, но сегодня был особый случай. Быстро выполнив все неотложные дела, она отправилась к своим знакомым на юридический факультет Университета. Там девушку встретили довольно радушно, но на все её вопросы по поводу специальных программ не могли дать внятного ответа. Наконец, одна из её знакомых сказала:
- Слушай, обратись к Ваньке Денисову, он у нас ас, да и подрабатывает вроде где-то в органах.
- Ваня Денисов? – это имя было знакомо Насте, с ней учился парень с таким именем, кроме того, между ними были определённые чувства. – Он здесь работает? Но где он? Мне ждать некогда.
- Он у нас системным администратором числится, сейчас в буфет пошёл, скоро вернётся.
Спустя пару минут на пороге кафедры появился высокий и худощавый парень со светлыми волосами, его зелёные глаза радостно зажглись, когда он увидел Анастасию, но, казалось, он не испытал ни капли удивления:
- Привет, Настя.
- Ваня, привет! Рада тебя видеть. Ты, говорят, здесь работаешь?
- Да. А ты?
- Я на кафедре работаю. Мы переехали сюда с мамой и сестрой примерно полгода назад. А ты как здесь оказался? - Анастасия была рада видеть старого друга, но не могла понять, какие сейчас у неё к нему чувства.
- Примерно так же, как ты, - не захотел вдаваться в подробности Ваня. – У тебя какое-то дело ко мне?
- Да, я хотела кое-что узнать. Давай выйдем, - Насте не хотелось обсуждать свои семейные тайны в присутствии посторонних.

Софья Дмитриевна очень волновалась накануне воскресного занятия, такого почти никогда не было раньше, но раньше и прошлое, которое она так старалась спрятать от самой себя в глубинах памяти, не стремилось так активно на свет Божий. Вместе с Анатолием Ивановичем в трапезной они быстро решили кое-какие проблемы, когда там не осталось никого, кроме них, женщина решилась:
- Понимаете, то, что случилось уже много лет назад, не отпускает меня до сих пор. Я думала, что забыла об этом, но ошиблась. Может быть, и к лучшему, что произошла эта встреча, нет сил носить в себе эту тяжесть.
- Вы про девочку Таню, которую Вы встретили в детском доме? Там, где живёт Савва? – проявил невиданную проницательность Анатолий Иванович.
- Да, - одновременно поражаясь его догадливости и своей смелости довериться почти незнакомому человеку, тихо проговорила Софья Дмитриевна.
- Давайте присядем, - предложил Анатолий Иванович.
- Понимаете, это случилось девять лет назад, примерно года за полтора до этого у меня была последняя попытка устроить личную жизнь, мне уже было почти сорок лет, но попытка оказалась очень неудачной. Для меня это была трагедия, после которой я долго не могла прийти в себя, а потом решила кардинально изменить свою жизнь и решила жить для себя, для начала решила сдать на права.
Софья Дмитриевна мельком взглянула на Анатолия Ивановича, он внимательно слушал, ей было важно, с каким настроением он относится к её рассказу. Но внезапно в трапезную вошли люди, Софья Дмитриевна замолчала.
- Давайте потом продолжим разговор, - посмотрел на неё Анатолий Иванович.
- Хорошо, - кивнула собеседница.
- Сейчас я уже поеду домой, но мы можем встретиться и за пределами храма, - улыбнулся мужчина Софье Дмитриевна.
Она смотрела ему вслед и понимала, что ничего не знает об этом человеке, что за жизнь у него, её начинало терзать любопытство.

- Интересная история, - присвистнул Ваня. – Ты никогда в институте не рассказывала об отце.
- И не надо было рассказывать, а сейчас мне нужна твоя помощь, - серьёзно, почти скрыв свою красивую улыбку, проговорила Настя.
Иван достал телефон, поискал что-что в нём, потом медленно сказал:
- Знаешь, я не такой крутой спец, каким ты меня, наверное, представляешь, но тебе может помочь один человек, - Ваня быстро написал что-то на листе бумаги.
- Электронная почта? – подняла красивые брови Анастасия. – А номер телефона?
- Наверное, он есть у него, но я не знаю, он пользуется электронной почтой. Он, действительно, профессионал во многих сферах. Я уверен, что он тебе поможет.
- Ну что ж, спасибо, - Настя вертела в руках бумажку. – Я пойду. Ты как?
- Я ещё поработаю. Рад был тебя видеть, но не хочется больше попасть в твои сети, - улыбнулся Ваня.
- Ах вот что. Ну, ладно. Если у меня возникнут вопросы, то номер телефона у тебя тот же?
- Да, - кивнул Иван.

Наступило очередное воскресение Великого поста, в храме Николая Чудотворца началось богослужение. Варя пришла рано, но молиться у неё получалось не очень – терзали мысли: о предстоящем первом занятии с детьми, но тут девушка уповала на Божью помощь, и об Игоре, которого ещё не было в храме, Варвара размышляла, как себя с ним вести. Зато на глаза ей попался Павел, почему-то она редко видела его на службе. Мужчина долго молился, как будто уходя вглубь себя, не слишком вслушиваясь в ход литургии. Он подошёл к иконе, лик которой так и не проявился пока, и истово начал перед ней молиться. Варя с трудом прервала наблюдение за ним, потому что это было просто неприлично, и погрузилась в продолжающуюся службу.
После окончания литургии, Варвара собиралась перекусить и отдохнуть перед занятием с детьми, но столкнулась с Игорем, который пришёл ближе к концу службы. Он радостно улыбнулся девушке:
- Здравствуй. Я, вот, проспал немного, но дома читал Евангельский текст сегодняшней службы, да и с Лествицей, сегодня же праздник Иоанна Лествичника, немного ознакомился.
- Молодец, - восхитилась Настя, она открывала в Игоре всё больше достоинств, и её это и радовало, и пугало одновременно.
- Я помню о нашем последнем разговоре про таланты, эту притчу я тоже перечитал. И понял, какой главный талант.
- Здравствуйте, - к беседующим молодым людям неожиданно подошёл Павел.
- Добрый день. С воскресным днём, - повернулась к нему Варя, а Игорь лишь вежливо кивнул.
- Варя, у Вас сегодня первое занятие с детьми? – спросил Павел.
- Да, - девушка удивилась, что он помнит обо этом.
- Что будете им рассказывать? – продолжал задавать вопросы Павел.
- Не знаю, наверное, просто познакомимся.
- Так вот, я думаю, что главный талант – это рассудительность, - сказал Игорь.
- А я думаю, что здесь речь идёт о таланте, жить по воле Божией, - проговорил Павел.
- Эти понятия, в общем-то, похожи, - вступила в беседу Варя.
- Но это не исключает других талантов, которые я думаю, есть у каждого, - продолжал Игорь.
- Ой, у меня, похоже, ничего нет, - отчего-то смутилась Варвара.
- Нет, Варя, Вы не правы. У Вас самый главный талант – помогать людям, да и педагогический талант, я думаю в Вас раскроется. Нужно помнить, что талант – это дар, нить, которая связывает нас с Богом. Нельзя допустить, чтобы она оборвалась, - горячо говорил Павел.
- Как интересно Вы рассуждаете, - восхищённо посмотрела на него Варвара.
- Да, - протянул Игорь, вдруг его глаза радостно засияли. – Вот, и наш главный талант – певческий.
К компании приближалась Настя, она улыбнулась всем по-доброму и сказала:
- Сегодня у меня занятие после службы, поэтому пойду к Софье Дмитриевне.
- Ой, а можно мне послушать твоё пение? – взглянул на неё Игорь.
- Думаю, да, - кивнула Анастасия.
Они ушли.
- Мне тоже пора на занятие, - посмотрела Варвара на Павла.
- Хорошо. Божьей помощи в этом деле, - пожелал ей он.