Бывшие ученики

Григорий Рейнгольд
Бывшие ученики
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Однажды, проходя мимо уличного киоска, повстречался я с одним бывшим учеником. Сперва я даже не понял, кто со мной поздоровался. Во-первых, потому что прошло много лет, а в число лучших он не входил. Во-вторых, я никогда бы не подумал, что мой даже не лучший ученик может иметь такой вид. Одежда модная, но грязная и мятая, по лицу видно, что уже с утра выпил. Под глазом синяк. Однако так просто уйти, не спросив, что и как, неудобно. Он словоохотлив, и я узнаю, что он хорошо устроился, не последний человек в районном рэкете, собирает дань с киосков нашего микрорайона, денег хватает... Говорит, что если что, то можно обращаться к нему за помощью, ну там, допустим, квартиру обворуют или на улице ограбят. Он сразу разберётся и поможет... Большинство прохожих смотрит на него, а значит, и на меня с подозрением и опаской, и я, сославшись на занятость, спешу уйти...

* * *
Моя мать рассказала мне, что сантехник, вызванный для ремонта трубы, которая давно текла, и которую долго не удавалось наладить, случайно узнав фамилию жильцов, очень редкую, спросил:
- А Григорий Борисович случайно не ваш сын?
Получив утвердительный ответ, сказал, что давно, лет десять назад, учился у меня, после чего вопрос с ремонтом решился очень быстро.


* * *
Однажды мне пришлось побывать в одном банке, выпрашивая, вымаливая деньги для приобретения новых компьютеров для нашей школы. Начальник кредитного отдела, к которому меня переадресовали, вдруг говорит:
- Григорий Борисович, вы меня не узнаёте?
Из разговора выясняется, что это мой бывший ученик. Мы расспросили друг друга о делах, он внимательно выслушал мою просьбу, обещал посодействовать, в общем, мы долго и приятно разговаривали...
Правда, разговор этот окончился безрезультатно, как почти все разговоры в пользу бедных.