Моя переписка - с Борисом Ровинским

Эдуард Ратников
БОРИС описал историю из жизни цирковых артистов.
В большинстве случаев жизнь цирковых артистов проходила, да и до сих пор проходит в разъездах, как у кочевников. Я сам очень далёк от этой темы, но дважды в своей жизни совершенно случайно пересекался именно с цирковыми артистами.

В первый раз это было, когда мне было года 3, 4, 5, а может ещё и 6, и было это сразу после окончания войны с ФАШИСТАМИ. Исходя из перечисленных годов моей жизни, происходило это неоднократно. Дело в том, что вот это раннее детство у меня с сестрой проходило у нашей бабушки МАТРЁНЫ ФЁДОРОВНЫ, а жила она с дедушкой ИВАНОМ МАКСИМОВИЧЕМ в Лаврских переулках, где был целый большой район деревянных двухэтажных домов. Дома были дореволюционные, квартиры маленькие, но всё равно коммунальные, и всё это очень близко к ЦИРКУ, стоящему в самом центре МОСКВЫ.
Так вот, большая комната метров 14 была у соседки, а две маленьких по 9 и 12 метров у нас. Комната соседки и маленькая наша выходили окнами на улицу, а наша вторая 12-и метровая - окнами в сени, и она была практически тёмной. Так вот временами мы вчетвером жили в этой тёмной комнате, а светлую девятиметровую бабушка иногда сдавала ЦИРКАЧАМ на время их гастролей в ЦИРКЕ. Естественно, мы с сестрой не один раз бывали в цирке в этом раннем возрасте, и я отлично помню КАРАНДАША с его собачкой МАНЮНЕЙ. И даже за кулисами нам довелось побывать.

Второй раз я пересёкся также совершенно случайно.
Я уже отслужил три года армии, и где-то в районе 28-и лет своей жизни у меня возник непредвиденный период жизненного разброда и шатания. В этот период я от работы летом ездил пионервожатым в лагерь, и вот к одному из моих пионеров приезжала его проведать, вместо родителей, его старшая сестра. А так как я был в то время совершенно холостым, то я имел право с ней подружиться, да и она вроде согласилась, но, я думаю, так, чисто из любезности к вожатому её брата. Посмотрите на наше общее фото того времени, и вам станет понятно ПОЧЕМУ, даже не видя её фигуры, почему из любезности.
Так вот, помимо того, что вы видите всё остальное, включая МОЛОДОСТЬ, у неё совершено идеальное. Но не смотря на то, что я не боялся знакомиться с такими девушками, дольше краткого общения большего я не добился, может и к лучшему.
Но тем не менее, я с ней общался некоторое время вполне близко, и она даже познакомила меня со своими друзьями. Вот эти её друзья и были циркачами, они работали в номере «ИКАРИЙСКИЕ игры», это гимнасты, которые ногами жонглируют, как большими предметами, так и другими гимнастами из своей труппы.
Ею они, конечно, не жонглировали.
Я думаю, она сама легко это делала с кем угодно. Вот они так же, как и те циркачи моего детства, снимали комнату, причём ещё в таких же деревянных домах, но уже в ГРОХОЛЬСКИХ переулках, которые так же недалеко от цирка.
Вот и все случаи, хотя я вспомнил, был и третий, но это уже из другой жизни и такой же незначительный, как и эти два.
 
 
Вот моя рецензия на произвееие Бориса РОВИНСКОГО - «Мы бродячие артисты...»
http://proza.ru/2017/02/14/

РЕЦЕНЗИЯ.
У вас, БОРИС, совершенно ФАНТАЗИЙНОЕ произведение, и вы как и все пишущие, включая меня самого,  я думаю, при любых вариантах, показываете, мол, мы все выражаем то, что сами думаем и представляем в своих мыслях. Ваши мысли о ваших образах очень сказочные и безусловно добрые, вы уверены, что человек может многое, но тем не менее всё, что он делает, ему ДАЁТСЯ делать ИЗВНЕ, а сам он скорее исполнитель, причём и плохого и хорошего в равной степени.
Вот и получается, что человек сам как бы ни в чём и не виноват.
Так в чём же его личная заслуга или вина?
Я, конечно, вполне могу представить, что и такое возможно, но вот если по мне самому, то такой вариант мне менее приемлем, я как бы хотел бы отвечать за свои поступки.
Ведь именно это даёт мне возможность отвечать за последствия от моих решений. Я бы даже сказал так, буквально всё, что мы совершаем, имеет ПОСЛЕДСТВИЯ. Вы с утра не почистили зубы, множество последствий, вплоть до их разрушения, но по факту ничего не произойдёт сегодня, и вы это знаете, а то что произойдёт может к старости, и вас это мало волнует, опять же на данный момент. Вот собственно и всё остальное точно так же.
Например, хотим вернуть то, что БЫЛО.
ХОРОШО!
Просто ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
А как это было у других?
Да и вообще, был ли хоть раз в истории положительный РЕЗУЛЬТАТ?
А если и был, то когда и сколько раз?
Хорошо ещё знать, с кем и у кого это было, и не только с положительным, но и с отрицательным исходом. Вот собственно и всё, что хорошо бы знать хотя бы о зубах, если их не чистить ЕЖЕДНЕВНО.
Вот приблизительно такие ассоциации вызвала у меня ваша вполне нравоучительная повесть.
С уважением, ЭДУАРД.
Эдуард Ратников   21.04.2023 14:00
 

Ответ БОРИСА.
Ну, Эдуард...
Во-первых, спасибо за рецензию. Очень рад, что моя сказка показалась Вам интересной.
Теперь о зубах. Будете вы их чистить или не будете, всё равно они испортятся.
Будете вы заниматься спортом, вести здоровый образ жизни или нет, всё равно умрёте.
Я тоже.
Вы правы, от человека мало, что зависит...
Он не выбирает ни время, когда родиться, ни место, ни родителей, ни внешность, ни здоровье, ни зубы...
Может выбрать только жизненный путь, опять же из тех, которые предоставила судьба.
Марк Аврелий говорил: "Делай что должен свершится, чему суждено".
Проще говоря, человек может выбрать для себя сам кем быть.
Подлецом, честным перед собой и окружающими или героем.
Опять же всё условно.
Для кого и Пригожин, хозяин Чак Вагнер - герой и защитник отечества.
А для кого и Навальный вор, подлец и иностранный агент.
Всё зависит от сказок, которые слушаете и в какие верите.
Борис Ровинский   21.04.2023 20:


Мой ответ БОРИСУ.
Я думаю, вы правы, но вот по отношению к понятию «СУЖДЕНО» у меня большие претензии, мне всё же по душе, что я хозяин своей судьбы.
Я понимаю, странно звучит, ХОЗЯИН СУДЬБЫ. Судьба это уже некий приговор, ну тогда пусть будет хозяин ЖИЗНИ, но и это странно по многим параметрам: болезни, кирпич, и многое другое от меня не зависит.
Вы просто меня озадачили.
Получается, либо я иду туда куда хочу, и кирпич падает, а меня там нет.
Либо куда бы я не пошёл, он всё равно там уже ждёт.
Либо я сам иду именно туда, где он лежит уже наготове.
Итак, первое меня устраивает больше всего, если уж пришёл, то случайно, как для меня, так и для кирпича, просто ТАК совпало.
Удивительно другое, во всех вариантах совершенно нет никаких ДОКАЗАТЕЛЬСТВ чьей-либо правоты. Такие простые и понятные варианты, а истины НЕТ, что хочешь, то и думай.
Но ведь есть же стопроцентные народные истины, хотя бы такие:
Чужое - НЕ бери.
На чужой каравай – рот не разевай
Сам заварил кашу – сам и расхлёбывай
Как аукнется так и откликнется
Что посеешь, то и пожнёшь
Семь раз отмерь – один отрежь
Незваный гость – хуже татарина
С мечём пришёл - от меча и погибнешь.
Получается, в данных случаях определённая ИСТИНА существует, и она не требует ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, почему же в тех случаях с кирпичом ясности нет?
Кстати, насчёт пословиц, я думаю, одну можно обновить, хотя бы за давностью лет, лично мне резануло ухо «Незваный гость - хуже ТАТАРИНА», а почему не хуже НАПОЛЕОНА, ФАШИСТА, и мало ли кого ещё. Так что и пословицы УСТАРЕВАЮТ.
Эдуард Ратников   22.04.2023 12:23   
 

Ответ БОРИСА.
Так давайте обновим...
Отныне, прям с этого момента, будет:
Незваный гость - лучше татарина.
Борис Ровинский   22.04.2023 21:14
 
 
Мой ответ БОРИСУ.
БОРИС, дело в том, что мне резануло слух не наличие плохого человека в образе татарина, как такового. Слух резанула принадлежность к какой либо  национальности - ТАТАРИН, вот по этой причине я как бы против вашего предложения, так как лично я не собирался менять именно слово «ХУЖЕ», как раз важен смысл именно этого слова. Не устарел смысл этого слова и в моём варианте.
Любой захватчик не желанен для вас как ГОСТЬ, да ещё незваный.
На мой взгляд, устарела за давностью времени  именно принадлежность к конкретной национальности захватчика. С не меньшим успехом, на это место, как пример бывших захватчиков кого-либо, подойдут национальности: -  «ФРАНЦУЗ» или «НЕМЕЦ», они гораздо ближе к нашему времени. И вообще мало ли кто ещё более свежий подойдёт для этой поговорки в виде ЗАХВАТЧИКА?
С уважением, ЭДУАРД.