Психологический этюдик 2

Ritase
        Мне лень детально разбираться, что именно происходило в действительности, но обозначим ситуацию так. Для телевизионного реалити-шоу набирают команды из N мужчин и такого же количества женщин, и отправляют их на два соседних необитаемых острова в тропиках с задачей выжить. Мужчины за две недели делают из острова полное Робинзон-крузо; женщины валяются на пляже и ругаются с друг другом,  пока их не подселяют к мужчинам, либо каким-то иным образом решают их проблемы со строительством хижин и разжиганием костров.

                Мизогины  из этого  делают  вывод о том, что женщины никуда не годятся, и мужчины превосходят их по всем статьям. Между тем, верно скорее обратное. Одно дело, действительная  необходимость выживания в экстремальной ситуации, а совсем другое – реалити-шоу. По сути у участниц стоит задача перекантоваться пару недель, покрасоваться на девственных пляжах  при минимуме одежки  и  получить свои  пятнадцать минут славы. Ежу понятно, что если с кем-то из дам по-настоящему  случится что-то сильно неприятное, организаторов  порвут на тряпки – не говоря уже о многомиллионных компенсациях. То есть, нужно  не столько  ковыряться самому, сколько  заставить других сделать нужное тебе.  Поэтому женщины сразу избирают  правильную стратегию – не париться, не портить маникюр, изображать хны-хны и ждать, пока  благородные рыцари  их спасут.   

             Мы видим здесь частный случай общей психологической манипуляции – назначить  другого  ответственным за тебя. А изображает, что находится в подчинённом  положении для того, чтобы Б что-то для него сделал.   «Я не могу справиться с  задачкой по математике, и если ты не решишь за меня, то  получу двойку, и ты будешь виноват. Что тебе стоит, ведь ты такой умный! » Для нормальной  манипуляции напрямую просить, разумеется, ни в коем случае нельзя – надо лишь  жаловаться на трудность математики и скорбно смотреть в глаза,  если не хочешь, чтобы в один прекрасный момент тебе выкатили счет. Кроме прочего, прямая просьба может наткнуться на унизительный отказ.  А так на возможные  претензии  последует реплика:  «Я тебя не просила, ты сам вызвался! ». И после она удаляется в туман с видом оскорбленной невинности, чтобы  поискать другого ботаника… При всей элементарности,  подобная  разводка реально работает в достаточном количестве случаев. Более того, такое поведение не рассматривается женщиной как  манипуляция. 

      Это происходит от того, что для нее мир строится  не на причинах и следствиях, но на отношениях,  социальном взаимодействии. Мышление женщины по преимуществу магическое. Ее вселенная движется чувствами. Древние  считали, что корабль  плывет  не от того, что гребцы его  толкают  – гребля рассматривалась ими как ритуал, нужный для того, чтобы уговорить соответствующее божество передвигать  галеру по воде…           Приготовление супа для мужчины у  женщины не  работа сама по себе,  но   некий  магический обряд,  призванный заставить мужское божество сделать для изготовительницы-жрицы   нечто полезное… 

     Возвращаясь к примеру с математикой.  Женщина превосходна, поэтому ботаник благодарен ей за то, что она хорошая, и показывает ей это. Она тоже показывает ботанику, как это мило с его стороны помогать ей с  ужасной домашкой  – и как это здорово у него получается. Она  повышает ему самооценку. С ее точки зрения,  они полностью квиты. Работа ботаника по решению дифура оказывается при этом  за скобками – в женском мире важен не баланс усилий, но баланс чувств.   

    Еще один пример. Во всех отношениях достойная дама, блогер, пишет примерно следующее:  «Если мужчина не берет все расходы по совместному досугу на себя, то он не дорос до отношений. К нему можно относится, как к подруге, но вы ведь не будете спать с подругой.»  В переводе на русский это значит: «Нет денег, нет секса. » Такая формулировка в точности подпадает под определение:  «оказание сексуальных услуг за вознаграждение» и наказывается, согласно административному   кодексу РФ штрафом до полутора тысяч рублей как деяние, дурно влияющее на общественную нравственность. Но дама ни в коем случае не считает себя представительницей древнейшей профессии: в ее оптике не деньги мужчины обмениваются на секс, но его чувства к ней обмениваются на ее чувства к нему. Чувства приличного  мужчины   должны выражаться в материальных подношениях — иначе он не подходит под категорию «приличного мужчины»; а чувства женщины к приличному мужчине выражаются в готовности  с этим мужчиной переспать…  Можно, разумеется,   спросить ее, откуда такая несимметричность – ведь мужчина не только с ней спит, но еще ей и приплачивает… Она что, не получает удовольствия от  процесса? Но в ее оптике неравенство в некотором  роде случайно, и   возникает лишь на грубо материальном уровне — на уровне духовном происходит исключительно  равнозначный обмен любви на любовь, и ни одна сторона не дает больше, чем получает.

         В области чувств женщина чувствует себя дающей стороной – ибо она привыкла к тому, что ей за  чувства приплачивают. Она, можно сказать, является специалисткой по внесению любви в мир. И за свою любовь она с ее точки зрения требует лишь равного — ответной любви. Выражается эта любовь с двух сторон существенно по-разному – но на то и различие полов… Поэтому требования мужчины, чтобы в отношения кроме  «любви» вносилось с ее стороны еще что-нибудь – хотя бы усилия, приложенные на то, чтобы его, этого мужчину, понять –   вызывают у женщин главным образом смешанное с недоумением раздражение. «Чего ему еще надо – ведь я его ЛЮБЛЮ? »