Мне лень детально разбираться, что именно происходило в действительности, но обозначим ситуацию так. Для телевизионного реалити-шоу набирают команды из N мужчин и такого же количества женщин, и отправляют их на два соседних необитаемых острова в тропиках с задачей выжить. Мужчины за две недели делают из острова полное Робинзон-крузо; женщины валяются на пляже и ругаются с друг другом, пока их не подселяют к мужчинам, либо каким-то иным образом решают их проблемы со строительством хижин и разжиганием костров.
Мизогины из этого делают вывод о том, что женщины никуда не годятся, и мужчины превосходят их по всем статьям. Между тем, верно скорее обратное. Одно дело, действительная необходимость выживания в экстремальной ситуации, а совсем другое – реалити-шоу. По сути у участниц стоит задача перекантоваться пару недель, покрасоваться на девственных пляжах при минимуме одежки и получить свои пятнадцать минут славы. Ежу понятно, что если с кем-то из дам по-настоящему случится что-то сильно неприятное, организаторов порвут на тряпки – не говоря уже о многомиллионных компенсациях. То есть, нужно не столько ковыряться самому, сколько заставить других сделать нужное тебе. Поэтому женщины сразу избирают правильную стратегию – не париться, не портить маникюр, изображать хны-хны и ждать, пока благородные рыцари их спасут.
Мы видим здесь частный случай общей психологической манипуляции – назначить другого ответственным за тебя. А изображает, что находится в подчинённом положении для того, чтобы Б что-то для него сделал. «Я не могу справиться с задачкой по математике, и если ты не решишь за меня, то получу двойку, и ты будешь виноват. Что тебе стоит, ведь ты такой умный! » Для нормальной манипуляции напрямую просить, разумеется, ни в коем случае нельзя – надо лишь жаловаться на трудность математики и скорбно смотреть в глаза, если не хочешь, чтобы в один прекрасный момент тебе выкатили счет. Кроме прочего, прямая просьба может наткнуться на унизительный отказ. А так на возможные претензии последует реплика: «Я тебя не просила, ты сам вызвался! ». И после она удаляется в туман с видом оскорбленной невинности, чтобы поискать другого ботаника… При всей элементарности, подобная разводка реально работает в достаточном количестве случаев. Более того, такое поведение не рассматривается женщиной как манипуляция.
Это происходит от того, что для нее мир строится не на причинах и следствиях, но на отношениях, социальном взаимодействии. Мышление женщины по преимуществу магическое. Ее вселенная движется чувствами. Древние считали, что корабль плывет не от того, что гребцы его толкают – гребля рассматривалась ими как ритуал, нужный для того, чтобы уговорить соответствующее божество передвигать галеру по воде… Приготовление супа для мужчины у женщины не работа сама по себе, но некий магический обряд, призванный заставить мужское божество сделать для изготовительницы-жрицы нечто полезное…
Возвращаясь к примеру с математикой. Женщина превосходна, поэтому ботаник благодарен ей за то, что она хорошая, и показывает ей это. Она тоже показывает ботанику, как это мило с его стороны помогать ей с ужасной домашкой – и как это здорово у него получается. Она повышает ему самооценку. С ее точки зрения, они полностью квиты. Работа ботаника по решению дифура оказывается при этом за скобками – в женском мире важен не баланс усилий, но баланс чувств.
Еще один пример. Во всех отношениях достойная дама, блогер, пишет примерно следующее: «Если мужчина не берет все расходы по совместному досугу на себя, то он не дорос до отношений. К нему можно относится, как к подруге, но вы ведь не будете спать с подругой.» В переводе на русский это значит: «Нет денег, нет секса. » Такая формулировка в точности подпадает под определение: «оказание сексуальных услуг за вознаграждение» и наказывается, согласно административному кодексу РФ штрафом до полутора тысяч рублей как деяние, дурно влияющее на общественную нравственность. Но дама ни в коем случае не считает себя представительницей древнейшей профессии: в ее оптике не деньги мужчины обмениваются на секс, но его чувства к ней обмениваются на ее чувства к нему. Чувства приличного мужчины должны выражаться в материальных подношениях — иначе он не подходит под категорию «приличного мужчины»; а чувства женщины к приличному мужчине выражаются в готовности с этим мужчиной переспать… Можно, разумеется, спросить ее, откуда такая несимметричность – ведь мужчина не только с ней спит, но еще ей и приплачивает… Она что, не получает удовольствия от процесса? Но в ее оптике неравенство в некотором роде случайно, и возникает лишь на грубо материальном уровне — на уровне духовном происходит исключительно равнозначный обмен любви на любовь, и ни одна сторона не дает больше, чем получает.
В области чувств женщина чувствует себя дающей стороной – ибо она привыкла к тому, что ей за чувства приплачивают. Она, можно сказать, является специалисткой по внесению любви в мир. И за свою любовь она с ее точки зрения требует лишь равного — ответной любви. Выражается эта любовь с двух сторон существенно по-разному – но на то и различие полов… Поэтому требования мужчины, чтобы в отношения кроме «любви» вносилось с ее стороны еще что-нибудь – хотя бы усилия, приложенные на то, чтобы его, этого мужчину, понять – вызывают у женщин главным образом смешанное с недоумением раздражение. «Чего ему еще надо – ведь я его ЛЮБЛЮ? »