Когда я работала над своим произведением «Калино или Потревоженные тени», я на просторах инета обнаружила одну очень странную историю, которая меня сильно удивила.
Статья написана по материалам истории храма Рождества Богородицы в селе Подмоклое соседнего региона.
Славяне – вятичи, которые справедливо считаются прямыми предками тулян, колужан, москвитян, орловцев и рязанцев, поселились на приокских просторах и считаются коренным населением Центральной России.
Только на тридцати пяти километровом участке правобережья Оки, от реки Скниги до реки Беспуты, сохранилось шесть памятников раннего железного века. Находятся они у селений Подмоклое, Спас-Тешилово, Пущина, Хорошевки, Макаровки и у деревни Нижняя Гродня, что на речке Городёнке в двенадцати километрах к югу от Оки.
Изучено только Подмокловское городище, и изучено только потому, что в селе Подмоклое Серпуховского района Московской области есть храм, который стал скандально известен в 1900 году благодаря одной интересной истории.
В храме долгое время находилась скандальная фреска, которая глубоко поразила сознание всех прихожан этого храма. Не хочу верить! Но это случилось и превратилось не вполне правдоподобную историческую справку гениального поэта. Время творческой активности Михаила Юрьевича Лермонтова пришлось на период жестокой реакции в России, последовавшей за эпохой духовного и нравственного подъема первой четверти XIX века. Ситуация в стране наложила отпечаток на развитие культуры тех лет. Это были годы студенческих кружков и многочисленных обществ под руководством Станкевича, Герцена, Белинского, с одной стороны, а с другой — неусыпного полицейского надзора за каждым самостоятельно мыслящим человеком.
После выстрела Мартынова началась так называемая «дуэльная история» - допросы, суд, секунданты и Мартынов. Так запутали дело, что от правды не осталось и следа. Неизвестно сколько правды и сколько выдумки в позднейших воспоминаниях Васильчикова и Мартынова. После такого длительного времени, нельзя ответить с уверенностью на многие вопросы, связанные с этой дуэлью.
Похороны Лермонтова состоялись 17 июля 1841 года. А.И. Васильчиков 16 июля обратился к протоиерею П.М. Александровскому с просьбой совершить отпевание. Закон в то время приравнивал убитого на дуэли к самоубийце и лишал его христианского погребения. Священник сделал запрос начальству и на следующий день получил разрешение от Следственной комиссии, которая сочла, что Лермонтов может быть погребён «так точно, как в подобном случае камер-юнкер Александр Сергеев Пушкин», который «отпет был в церкви».
Те, кто увлекается мистикой, при обсуждении обстоятельств гибели Лермонтова обязательно упоминают о страшной грозе, которая разразилась вскоре после того, как поэт упал на землю замертво. Участники дуэли, не оказав помощи раненому, ещё живому поэту, убежали искать тарантас, чтобы его забрать с места дуэли, оставив его одного лежать под проливным дождём. Как бы сама природа оплакивала невосполнимую утрату. Когда за ним вернулись, он был уже мёртв. Его убили и его же осудили.
Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклое, был построен в начале XVIII века. В 1875 году на средства приходского церковного старосты, серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова, было начато его «возобновление», то есть капитальный ремонт.
Во время ремонта внутри притвора, образованного закладкою арок; на западе, рядом с выходом из церкви: по древней традиции — появилась картина Страшного суда. По-видимому, она была написана уже в 1882 году, когда, с разрешения епархиального архиерея, церковь украсил росписями неизвестный художник, на средства всё того же Т.И. Каштанова, владельца суконной фабрики в Серпухове. Но осенью 1893 года, при ремонтных работах, проведённых очередным церковным старостою, настенная живопись была обновлена, с существенным изменением второстепенных её деталей, и на ней появился новый живописный портрет известного поэта, который многих почитателей его таланта привел в недоумение.
В журнале «Курьер» появилась пояснительная статья археолога П. Панкратьева — утверждающая, что Лермонтов повинен «как дуэлист, в трёх тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям. Известно, что представители интеллигенции города Серпухова и Алексинского уезда обращались к тульскому архиерею, в чьём ведении находился приход, с просьбой изменить внешность изображённого на картине грешника — в чём им было отказано.
Среди жителей села Подмоклое утвердилась легенда, будто поэт был изображён в церковной росписи «по приказу владельца села Подмоклое — за то, что он написал на владельца имения злую эпиграмму, и был врагом этого помещика».
Действительно, в середине XIX века селом владели дворяне Васильчиковы — но, то были лишь однофамильцы князя Александра Илларионовича Васильчикова, который в своё время был мишенью для довольно едких шуток М.Ю. Лермонтова и имел все основания считаться врагом поэта (он участвовал как секундант Мартынова в роковой пятигорской дуэли). Однако исследователи истории храма заявляют, что А.И. Васильчиков умер в 1881 году — то есть до создания пресловутой картины. Наконец, во 2-ой половине XIX века церковь Рождества Богородицы в Подмоклое являлась не усадебной, а приходской — и, следовательно, содержание росписей, украшавших храм, должен был определять не помещик, а, скорее всего, местный священник с причтом и старостою — и непременно с разрешения вышестоящих духовных властей.
За что же изображение поэта оказалось на картине Страшного суда? Возможно, Лермонтов осуждался не как личность, а как выразитель определённого идейного течения. Вспомним, что подобным образом и примерно в те же годы изображался Л.Н. Толстой.
Любопытная фреска с изображением ада, на которой великого русского писателя Льва Толстого обнимает Сатана. Фреска находится в Храме иконы Божией Матери "Знамение" села Тазово Курской области. Строительство церкви началось в 1850 году, написание фрески относится к 1883 году.
Такое внимание к Толстому связано с тем, что в то время в южной части Курской губернии распространилось толстовство. Чтобы противостоять "вредному учению", прихожане запросили фреску с изображением писателя в геене огненной.
Лермонтов, не будучи основателем антицерковного учения, подобного толстовству, всё же был одной из культовых фигур русского неоромантизма рубежа XIX-XX веков — а это течение было весьма влиятельным и характеризовалось «мировой скорбью», богоборчеством — словом, чертами сатанизма. Кроме того, как дуэлянт, Лермонтов считался самоубийцей и, к тому же, был, пожалуй, самой приметной фигурой в истории русской дуэли после Пушкина, к которому отношение церкви было не столь суровым — ведь Александр Сергеевич не был убит наповал, и успел приготовиться к смерти, исповедовался, как подобает христианину.
В начале 1934 года это изображение было снято со стены и отправлено на реставрацию — с дальнейшим предназначением для антирелигиозного музея, устраиваемого в стенах московского Страстного монастыря. С 1955 года картина «Страшный суд» включена в экспозицию Музея истории религии и атеизма в Ленинграде (Казанский собор); с 1960 года она хранится в фондах Государственного музея истории религии в С.-Петербурге.
Сейчас Подмоклово входит в состав Серпуховского района Московской области, хотя до 1930 года село принадлежало Алексинскому уезду и считалось нашим, тульским! Здесь располагалась роскошная усадьба, давались балы и случались прелюбопытнейшие истории.
В настоящее время от былого усадебного великолепия остались только руины флигеля и призрачный пейзажный парк.