Часто стремление к созданию общества с равными социальными и гражданскими правами всех членов общества связывают со стремлением создать концепцию общей для всех социальной справедливости и каждое отступление от принципа материальной заинтересованности в труде членов общества должно иметь оправдание в каком-либо хорошо распознаваемом общем интересе. Этот тезис появился на том основании, что в таком случае справедливость и в самом деле требует, чтобы величина вознаграждения за труд в обществе определялась по каким-либо хорошо распознаваемым, простым и понятным для всех общепринятым правилам.
Люди склонны рассматривать заработки в товарно-рыночной системе капитализма как вознаграждение, но их функция должна заключаться в другом. Предназначение заработной платы скорее должно заключаться в том, чтобы сообщать людям, что они должны делать для сохранения того порядка, который требуется для развития социальной справедливости в обществе. Цены, которые в рыночной экономике создаются за разные виды труда, должны отражать усилия, старательность, мастерство и прочее, чтобы соответствовать индивидуальному вкладу, и должны согласовываться с каждым из этих показателей.
А учитывая, что узаконенное равенство рабочего времени определяет только равное количество труда по времени, без учёта его сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, то зарплата и должна отражать результаты труда при честном и справедливом нормировании труда по этим показателям! В этом случае относительно равное для всех равенство рабочего времени должно отражать не только равное количество труда по времени, но и относительно равные нормы базовых, производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды!
На этом построена вся социально-экономическая сущность развития социальной справедливости в странах, где у власти избранные народом правящие партии с социально прогрессивной программой развития! Именно в этих странах такой порядок становится нормой жизни, и эта норма жизни принимается абсолютным большинством трудящегося народа страны!
Когда социально-экономический закон общества определяет относительно равные количественные нормы не только честного и добросовестного труда по времени, но и количество базовых, необходимых каждому и производимых в обществе средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды, чтобы каждый имел это по количеству и квалификации своего труда, то в чём несправедливость? Но это не может случиться раньше, чем экономика общества и сам трудящийся народ общества созреют для установления для себя такого закона!
Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды для здоровой и созидательной жизни каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда или службы на рабочем месте в единое для всех рабочее время на благо общества в экономике страны по своим предпочтениям! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества!
Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо разумных граждан общества должно заботить будущее их внуков и правнуков. А старики, больные и немощные должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни!
Чтобы все могли счастливо жить по этим законам, следить, чтобы другие их не нарушали и строго наказывать всех нарушителей закона по статьям принятого народом закона. Вот тогда в обществе и будет ДЕМОКРАТИЯ, то есть НАРОДОВЛАСТИЕ! Ибо власть у народа может быть только ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ! А исполнительная и правозащитная власть должна быть у государственных структур для исполнения законодательной воли трудящегося народа!
А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха в жизни каждого!
Всё это требует от населения совершенно других социально-экономических взаимоотношений, совершенно иного подхода к общественному производству и способу удовлетворения потребностей населения, а современная техника уже позволяет обеспечить такой общественный характер труда и жизни населения во многих странах. С одной стороны в трудовую деятельность для всестороннего удовлетворения разных потребностей вовлекается всё населения, с другой стороны – блага производятся для массового потребителя каждого по труду, а не по неизвестно как нажитому капиталу. А для реализации таких социально-экономических взаимоотношений необходимо сделать ещё одну малость – все трудящиеся должны объединиться в мощную политическую партию с такой программой развития общества и победить на выборах.
При капиталистическом способе хозяйствования, то есть при присвоении и распределении производимого продукта при частных интересах владельцев собственности, как на средства производства, так и на производимую продукцию даже ни о каком достатке социально-бытовых благ для всего народа страны и речи быть не может! Ведь хозяину всего этого нужны барыши, большая прибыль и он будет продавать производимую народом продукцию со своих предприятий тем, кто больше заплатит и его не интересует всеобщее благо его наёмных трудящихся. А высокую прибыль получают благодаря дефициту, а не изобилию и достатку.
Поэтому общественный характер производства требует и общественного способа потребления, чтобы и распределение благ соответствовало общенародному характеру общественно необходимого труда всех здоровых и дееспособных граждан страны! А именно при общественной организации производства должна быть, соответственно, и общественная организация распределения производимых в обществе и жизненно необходимых каждому для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития средств для жизни по нуждам всего народа по количеству и квалификации труда! А не исходя из жажды капиталиста купаться в роскоши за счет прибыли своих предприятий, обирая нанятых наёмных трудящихся по кабальному договору с ними, а не по социально справедливому закону, который должен быть принят всем народом России, а не буржуазно-капиталистическим правительством!
Причём не очень важно, отдельный это будет капиталист или совокупный, в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества, когда все ветви власти сращиваются с крупной буржуазией и преступным миром, борьба с которым идёт лишь в меру необходимости показать народу эту борьбу.
Но когда относительно равное для всех трудящихся рабочее время и относительно равные для всех нормы честно и справедливо нормированного труда или службы на благо общества по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, будет мерой индивидуального участия каждого в необходимом общественном труде для социального благополучия всех членов общества; когда у всех будут относительно равные нормы индивидуально потребляемых средств для жизни при рынке на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия каждого и относительно равная зарплата по относительно равной квалификации труда, то общественные отношения людей к их труду и к результатам их общественного труда станут прозрачно ясными и справедливыми как в отношении к труду, так и в потреблении необходимых каждому благ по труду!
В капиталистическом обществе люди часто возмущаются, что денежные доходы некоторых людей, а значит и условие их жизни, могут зависеть от чистой случайности. Такое возможно и при развитом в обществе индивидуальном труде, когда неизвестно, кто и когда купит производимую человеком продукцию. А когда всё общество в своё относительно равное для всех рабочее время, трудиться на благо всех, чтобы иметь свою долю необходимых каждому благ для жизни от их общего производимого в обществе количества, то какие могут возникнуть проблемы? Особенно если рынок сохраняется на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и индивидуальный труд не запрещается в свободное время от необходимого общественного труда. Ведь теперь каждый человек защищён социально-экономическим законом общества от какого-либо угнетения другими людьми строгостью норм этого закона!
Это при монополии капитала, власти денег и анархии рынка именно так и должно быть, чтобы рынок мог быстро адаптироваться к неизбежным и непредвиденным изменениям обстоятельств и чтобы человеку было позволено самому решать, что ему выгоднее делать, но он не защищён от анархии рынка и от власти денег других людей.
А когда в обществе будет монополия государственного закона о социальных гарантиях на узаконенную норму добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды для своей жизни. Когда всё оговорено в плане строительства добротного жилья, выпуска качественных продуктов питания и фактуры для одежды от количества населения и каждый трудящийся имеет право на свою норму благ для жизни и зарплату пропорционально уровню квалификации выполняемого труда по своей профессии, то что помешает человеку иметь самое необходимое для жизни?
Когда благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый сможет сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества! При полной трудовой занятости всего здорового и трудоспособного населения в производстве необходимого для жизни каждого и развития государства в общее для всех рабочее время, то разве кто-то в таких условиях останется без необходимого жилья, без необходимых продуктов питания и одежды? При сохранении рынка на производимое только сверх норм необходимых для социального благополучия всех граждан общества!
И тогда вполне возможно, что необходимого для производства необходимых средств для жизни и развития общества вполне будет достаточно четыре часа рабочего времени, а остальные двадцать часов люди смогут заниматься творческим трудом в любой области наук и искусства, встречаться с друзьями и с любимыми, воспитывать своих детей и заниматься любыми делами не запрещёнными законами общества! Чтобы люди могли заниматься тем, что будет развивать в обществе дружбу и взаимопомощь, добро и социальную справедливость, гуманизм и равноправие для счастливой жизни всех граждан такого свободного от любого угнетения общества!
Господствующее в наши дни отношение могло возникнуть только в обществе, где многие являются членами отдельных предприятий и организаций, которые часто конкурируют между собой и в которых им платят по оговоренным ставкам за отработанное время. В таких сообществах различия в богатстве своих членов приписывается лишь действию безличного рынка регулирующего распределение благ и оказываемых услуг в обществе, что не может исключать богатство одних и нищету других в таких условиях, а значит и все язвы товарно-рыночного капиталистического общества.
Постулат материального благополучия каждого может быть естественной отправной точкой только при условии, что доля необходимых каждому социальных благ определяется законами общества при условии, что в таком обществе справедливость и в самом деле определяется распределением средств для удовлетворения человеческих потребностей в соответствии с неким общим для всех законом и принципом, чтобы каждому доставалась достойная честно и справедливо нормированного общественно необходимого продукта труда для социально благополучной жизни всего общества! То есть от каждого по способностям, каждому по потребностям согласно этих принципов и законов!
Господствующее в обществе монополии капитала требование только денежного вознаграждения пропорционально труду при рынке благ для жизни не позволяет развиваться материальному благополучию каждого именно в силу монополии капитала, власти денег и анархии рынка! Вместе с жаждой наживы каждого при стяжательстве и коррупции власть и богатство имущих! Ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять частный характер присвоения благ теми, у кого денег достаточно для такого присвоения в ущерб тем, кому денег не хватило, хотя работал не меньше и не хуже других. Причём независимо от того, деньги были заработаны, украдены или попали к человеку каким-либо другим путём.
Социальная справедливость зачастую основывается на вере в то, что существующее неравенство является результатом чьего-то ошибочного решения, на вере, которая совершенно ошибочна в подлинно рыночных общественных отношениях и это очень хорошо видно в существующих сегодня капиталистических государствах. Эта ныне пока превалирующая форма экономического порядка обрела свой характер главным образом в результате правительственных мероприятий, направленных, как казалось, на достижение социальной справедливости.
Однако при выборе между подлинным рыночным порядком, который никогда не даст и не может дать социально справедливого распределения просто в силу соответствия рынка с критериями понятия капиталистической справедливости – по капиталу! Это системное понятие капиталистической справедливости, в которой правительство капиталистических стран использует свою власть для распределения благ в соответствии с этим критерием справедливости и есть основа капитализма! Поэтому весь вопрос заключается не о том, должно ли правительство осуществлять, справедливо или несправедливо, власть, которую оно в любом случае обязано осуществлять, а в том, должно ли правительство иметь и осуществлять дополнительные властные полномочия для определения долей, выделяемых разным членам общества.
Иными словами, спрос на «социальную справедливость» не просто требует от правительства соблюдения некоторых принципов деятельности в соответствии с едиными правилами этой деятельности, которую оно в любом случае должно осуществлять, но требует от него и дополнительной активности и, тем самым, возлагает на него новые обязательства, которые нужны не для поддержания закона и порядка, а для обеспечения определенных коллективных потребностей, которые рынок не в состоянии удовлетворить. Только зачем членам правительства терять свои буржуазные привилегии жить трудом своего народа, они же не идиоты, им пока и так хорошо и они будут делать всё для сохранения такого порядка!
Серьезная проблема состоит не в том, что это противоречит новым требованиям развития социальной справедливости. Развитие гуманизма и равноправия пока не очень нужны самому народу капиталистических держав, где большинство народа живёт в довольно сносных условиях и им пока нищета меньшей части народа мало мешает. Существует, разумеется, огромная разница между правительством, которое обращается со всеми гражданами в соответствии с капиталистическими законами, и правительством, делающим все, чтобы обеспечить гражданам относительно равные условия для своей жизни, но тогда необходимо сокращать монополию капитала и развивать монополию законов о социальных гарантиях по труду.
Между этими двумя целями возможен острый конфликт. Поскольку люди очень разнятся по своим отличительным чертам характера и убеждений, изменить которые правительство не в состоянии, для обеспечения одинакового материального положения правительству придется относиться к ним по-разному. На самом же деле, чтобы гарантировать одинаковое материальное положение людям, сильно разнящимся по своей силе, интеллекту, умениям, знаниям и настойчивости, и при этом живущим в окружении людей с другими материальными и социальными условиями жизни, то несомненно правительству придется обходиться с ними по-разному, чтобы компенсировать все формы неполноценности и недостатков, которые оно не в силах изменить.
С людьми можно будет обходиться в соответствии с едиными для всех правилами и законами в вопросе о вознаграждении за общественно полезный труд, но, разумеется, не в связи с тем, кому и какую работу выполнять. При расстановке людей по рабочим местам центральному плановому комитету придется руководствоваться соображениями эффективности и целесообразности вместе с законными принципами социальной справедливости и равноправия. Ради общих интересов людям придется смириться с принятыми законами и с существующим неравенством, но с внедрением законных социальных гарантий по количеству и квалификации труда такой нищеты, какая наблюдается без таких гарантий, уже быть не может! Но это неравенство будет определяться не взаимодействием личных навыков в безличном процессе производства и распределения, а непререкаемостью силы закона и действием служб обеспечения законности и правопорядка в обществе!
Но разве постоянное расширение политики благосостояния населения страны должно зависеть от правительства страны, а не от народа? Ведь при демократии законодательная власть должна быть у народа, а исполнительная и правозащитная власть должны быть у действенных государственных структур для исполнения законодательной воли народа! В демократическом государстве с партийно-парламентарным устройством, когда народ абсолютным большинством голосов избирает программу какой-либо партии, то именно эта партия и должна быть правящей для реализации своей программы действий! А иначе какая же это демократия? Это будет какая-то деспотия и тоталитаризм.
Мы нисколько не ошибаемся, когда видим, что результаты экономических процессов в капиталистическом обществе распределены без какого-либо внятного принципа справедливости. Но мы ошибаемся, делая вывод о том, что это несправедливо для капиталистического общества, что кто-то в этом виноват и за это должен нести ответственность. В свободном капиталистическом обществе, где положение разных людей и групп не является результатом чьего-либо замысла, то есть это не может быть изменено в рамках такого общества в соответствии с общеприменимым принципом. Дело в том, что разделение людей на богатых и бедных при монополии капитала формируется самими законами рынка в капиталистическом обществе, где в монополии капитала, во власти денег и в анархия рынка заложена сама сущность несправедливости капиталистического общества! А если жизнь в обществе будет подчинена не монополии капитала, а монополии закона о социальных гарантиях, то это общество уже не будет капиталистическим!
Нет сомнения в том, что существуют множество видов индивидуальных действий, нацеленных на улучшение личного благополучия, которые можно рассматривать только как несправедливые по отношению к другим людям. И в то же время считается, что не существует принципов личного поведения, способных породить структуру справедливого распределения при товарном производстве, которую можно было бы считать справедливой для всех. При монополии капитала, власти денег и анархии рынка человеку не дано знать, что он мог бы сделать, чтобы обеспечить справедливую жизнь для всех трудящихся и их семей. Вся наша система нравственности при капитализме не способна работать так, чтобы контролировать личное поведение каждого члена общества для развития социальной справедливости!
В большом обществе поведение людей, направляемое какими-либо правилами или решениями людей, вынуждено подчиняться законам рынка и не могут привести к результатам, которые можно считать справедливыми в том смысле, в каком мы оцениваем кем-то определенные нормы вознаграждения как справедливые или несправедливые. Так происходит просто потому, что в таком обществе ни один человек не обладает властью или знаниями, которые гарантировали бы, что люди, затронутые его действиями, получат именно то, что они считают для них правильными и справедливыми.
Но если нормы, правила и законы принимаются сообща и абсолютным большинством народа страны они должны быть законом для всех, то какие проблемы в исполнении этих норм и правил для всего общества? Ведь на то и законы, чтобы они соблюдались всеми членами общества и нарушители наказывались по статьям закона принятого этим большинством общества! Закон суров, но это закон и его обязаны соблюдать все граждане страны!
И в то же время никому, имеющему гарантированное право иметь необходимое в соответствии с нормой закона, которая по закону является нормой социальной справедливости, не должно быть позволено самому решать о справедливости этой нормы! Указывая на необходимость исполнения нормы закона при выполнении определенной запланированной работы, не может быть справедливым условие лишения необходимого вознаграждения, если выполнение работы будет зависеть от непрогнозируемых случайностей, и уж определенно не от тех, кто должен её выполнить.
Здесь уже должна сработать система круговой поруки и товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки, что так необходима для общества социальной справедливости! А наказан должен быть нерадивый снабженец или плановик, по вине которого работа была не выполнена. Но и здесь он должен быть наказан после разбора существа дела и если виновен, то наказан так, чтобы не пострадала его семья и сам он чтобы в большей мере пострадал морально, чем материально, если не будет уголовного преступления. Ведь система круговой поруки и товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки на него тоже распространяется и всё решит товарищеский суд и трудовой кодекс чести!
Категория социальной справедливости, более чем другие категории, выявляет трудности в её определении в силу ее многомерности и многообразия форм проявления в процессе практической реализации. Как реальная проблема, сама теории социальной справедливости обусловлена социально-экономическими взаимоотношениями в обществе по действующим механизмам её реализации, но выявляя этот механизм можно прийти к выводу, что развитие социальной справедливости вполне может реализоваться материально!
Прежде всего следует отметить, что справедливость – категория большей частью морально-нравственная при соответствии действий отдельных лиц общества требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе в процессе исторического развития социально-экономических взаимоотношений. А понимание их каждым членом общества зависит от сложившихся уровня развития производства и распределения производимых благ и разбираться придётся с каждым конкретным случаем в зависимости от меры ответственности каждого отдельного лица и его профессионализма на рабочем месте в экономике общества.
Социально-экономические условия жизни общества, условия производства и распределения производимых обществом благ, оказываемых услуг и доходов в каждом отдельном случае будут зависеть также от общепринятых в конкретном обществе и на определенных этапах его развития норм нравственности и морали, прав и свобод, обязанностей и законов всё это регулирующих. При условии, конечно, что законы принимаются народом, а представители исполнительной и правозащитной власти обязаны исполнять законодательную волю народа!
Социально справедливым необходимо признать такое общество, где после специального обучения работой обеспечиваются не только все здоровые и трудоспособные граждане, но и каждый из них гарантированно имеет право на достойные человека нормы социально-бытовых благ от общего количества производимого в обществе и необходимых каждому средств для жизни!
Чтобы у каждого был свободный доступ к образованию, здравоохранению, оздоровительному спорту, развитию разных искусств и прочее. Реальная возможность для реализации принципов социальной справедливости в каждой стране и на конкретном этапе ее развития определяется фактическим развитием как экономики страны, так и интеллектуально-духовным развитием граждан общества.
Социальная справедливость может быть достигнута лишь при достаточно высоких и стабильных темпах эффективного экономического роста, создающего дополнительные материальные и финансовые возможности для решения всех проблем при помощи как государства, так и общественных организаций и других субъектов объединения трудящихся созданных для развития в обществе принципов гуманизма, равноправия и социальной справедливости!
Пытаясь освободиться от идеологических наслоений капитализма можно заметить, что социальная справедливость, более чем какая-либо другая морально-нравственная категория в экономическом развитии общества подвержена влиянию различных политиков и идеологов. Можно также доказать, что цель и задачи социально справедливого общества состоят в том, чтобы обеспечивать эффективное производство и распределение производимых средств для жизни и оказание услуг, а также распоряжаться полученными от реализации товара доходами в соответствии с социально приемлемыми и экономически целесообразными критериями. Исходя из такого принципа в определении справедливого общества, социалистическое общество можно признать пусть не образцовой моделью социально справедливого общества, но всё же гораздо привлекательнее капитализма!
Ведь капитализм в его классической сути при монополии капитала, власти денег и анархии рынка не нацелен на производство необходимого для социального благополучия трудящегося народа и на распределение по принципам социальной справедливости по труду на благо общества для удовлетворения насущных потребностей трудящихся и их семей. Он нацелен на увеличение прибыли владельцев товара в ущерб интересам трудящегося народа и не может быть признан обществом социальной справедливости.
Но при замене монополии капитала на монополию законов о социальных гарантиях по труду в обществе социальной справедливости существенно важна будет роль государственного бюрократического аппарата власти созданного уже на базе победившей на народных выборах партии с новой социально прогрессивной программой развития. Если, конечно, члены партии и народ избравший такую программу не изменят свои убеждения и опять не пойдут на поводу идеологов монополии капитала, а не монополии законов о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда.