546 Догнать и перегнать 8 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

546. Догнать и перегнать! 8 октября 1973 года.

Мои воспоминания и переживания по поводу урагана Эллен были неспроста. Днём в «тяжёлый» понедельник 8 октября 1973 года в Северном море ощущалось приближение очередного сильного шторма, если не урагана. Далеко-далеко на юге центральной части Атлантического океана бушевал тропический ураган Фрэн и «сполохи» этого урагана проявлялись здесь, у нас, в Серной Атлантике, в Северном море. Крепкий семибалльный ветер уже дул с порывами со скоростью 15 м/с,   Северное море. Ветровое волнение усилилось настолько, что внешне это уже был настоящий шторм. Небо покрылось рваными тёмными дождевыми облаками, а волны начали громоздиться рядами, выстраиваясь в валы-ряды войск урагана. Вот эти-то волны-валы-ряды беспокоили меня всё больше и больше.

БПК «Свирепый» ходко резал своим острым клиперским форштевнем волны, разбивая их на две части, на две отвальных волны, на два буруна, веером расходившихся в стороны от носа корабля и взлетающих гейзерами-водопадами по бокам. Эти буруны были мощные, взрывные, струйно-сплошные, капельно-пенистые, очень похожие на перистые вееры, опахала, распущенные хвосты диковинных птиц типа павлина или райской птицы или на лепестки каких-то фантастически красивых цветков.

В основании этих бурунов, взрывом выплёскивающихся из-под крутых скул носа корпуса корабля, вода была изумрудно прозрачной или цвета зелёного бутылочного стекла. В середине веера выплеска вода была уже бушующей, белесой от пузырьков воздуха и пены, а на вершине этого «павлиньего» хвоста-веера в воздухе неслись миллиарды водяных и пенных капель, которые придавали буруну воздушность, «пушистость», пышность. Регулярно и периодически взрывающийся носовой бурун превращал вид носовой части корабля в прекрасную, красивую, мощную и немного жуткую картину борьбы моря-океана с кораблём, упрямо врезающимся своим острым клиперским носом в ряды волн - «войск» батюшки Атлантического океана.

Только у меня всякий раз, когда корабль врезался в очередную волну-вал и впереди вспухал, взмётывался двукрылый носовой бурун, внутри живота всё «сжуривалось», «под ложечкой» что-то меня щипало и вольно или невольно возникало ощущение и чувств жуткого страза. По своему жизненному опыту и со слов моих друзей-внутренних голосов я уже знал, что мне надо, обязательно надо перебороть, преодолеть этот страх, потому что, если я его не поборю, то он поборет меня и я на всю оставшуюся жизнь буду бояться штормового волнения, волны, страха, что меня может унести в море…

Я говорил самому себе, что мне надо выйти на верхнюю палубу, лучше всего в то место у торпедного аппарата, где я барахтался ногами за бортом корабля, и постоять, привыкнуть, перебороть и изжить из себя этот жуткий липко-потный страх. Только я всё ещё никак не мог решиться на это. Вот почему я ревностно нёс свою вахту и активно исполнял свои обязанности визуального разведчика, не выходя из ходовой рубки даже на крыло сигнального мостика…

БПК «Свирепый» сначала на экономном среднем ходу поиска (12 узлов или 22,22 км/ч), а затем увеличив ход, шёл в предполагаемый район местонахождения американского крейсера «Ньюпорт Ньюс» (USS Newport News CA-148) в точку с координатами: 56.6777, 5.3164 или 56°40;40;, 5°18;59;. При этом мы бдительно следили за горизонтом своими РЛЛС (радиолокационными станциями) и визуально. Нам был нужен американский крейсер «Ньюпорт Ньюс».

Ни мы, ни в наших главных штабах ВМФ СССР не знали, где сейчас находится американский крейсер «Ньюпорт Ньюс», американский ударный авианосец «Джон Ф. Кеннеди» и все 17 натовских кораблей и подводных лодок, участвующих в их учениях «Быстрое движение». Сентябрьский ураган Эллен заставил их куда-то прятаться, осторожничать, а теперь шторм, навеянный ураганом Фрэн, ещё больше запутал их местонахождение в разных местах Северного моря.

Авральная быстрота, с которой мы днём принимали продукты питания с ПБПЛ «Сванетия» и ночью топливо-воду с танкера СМТ «Лена», не позволили мне передать на эти суда нашу почту, да и не надо было этого делать, потому что по всем нашим расчётам, БПК «Свирепый» должен был уже закончить свою первую БС (боевую службу) и к тому времени, когда они вернутся домой, мы уже, наверное, будем в базе, в Балтийске. Поэтому я продолжал дописывать письмо моим родителям «по свежим следам» событий, а события в понедельник 8 октября 1973 года развивались с быстротой натиска ураганного шторма Фрэн.

Беспокойство командира БПК «Свирепый» капитана 3 ранга Е.П. Назарова росло с ростом штормового ветрового волнения на море. Он уже начал советоваться со старпомом, старшим механиком и штурманом: капитан-лейтенантом Н.В. Протопоповым, капитан-лейтенантом В.Н. Силкиным и старшим лейтенантом Г.П. Печкуровым, что нам надо сделать, чтобы догнать или даже перегнать «американца»…

Чтобы найти и догнать корабли американо-натовской эскадры во главе с ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» или американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» в бурном Северном море нам потребовались все наши силы и умения. При этом ГЭУ (главная энергетическая установка) БПК «Свирепый» уже сейчас работала в полную силу. Топлива мы не жалели: главное – догнать, перегнать и не пустить «вероятного противника» в Датские или Балтийские проливы, «встретить» его заранее в открытом море. Без участия натовских береговых датских и шведских ракетных батарей мы ещё что-то сможем сделать с «американцами», но если они точно накроют нас баллистическими крылатыми ракетами, то мы «не сдюжим»…

Главная силовая или энергетическая установка БПК «Свирепый» ()ГЭУ была механическая, двухвальная, с двумя газотурбинными агрегатами М-7К мощностью по 24 000 л. с. каждый. Они располагались попарно в двух смежных машинных отделениях (МО). Газотурбинный агрегат (ГТА) состоял из одной маршевой газовой турбины М60 мощностью 6000 л. с. смонтированной на специальной подвесной платформе и одной форсажной турбины М3 мощностью 18 000 л. с.

Маршевая турбина корабля М60 имела газовый реверс, то есть могла изменять поток газовой смеси в турбине в обратную сторону и имела в комплекте оборудования общую маршевую редукторную приставку, которая обеспечивала подключение и отключение маршевой турбины, как на оба вала, так и на каждый вал в отдельности. Форсажная турбина М3 подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Такое использование маршевых турбин на гребной вал улучшало экономичность ГЭУ на 25%.

Маршевая турбина М60 запускалась из «холодного состояния» до оборотов холостого хода не более чем за 3 минуты – это было мощное преимущество газовых турбин. Срок службы газовых турбин М60 составлял 12 лет, форсажной турбины М3 – 25 лет, а их моторесурс до капремонта составлял 20 000 часов. Агрегаты маршевой редукторной приставки передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных, малошумных винта регулируемого шага (РШ) в обтекателях. Управление ГЭУ (главной энергетической установкой) осуществлялось дистанционно из специального пультового отсека.

Достигнутая во время весенне-летних ходовых испытаний, во время сдачи курсовых задач «К-1» и «К-2», а также здесь в Северном море, полная скорость БПК «Свирепый» составляла 32,2 узла или 59,6344 км/час. Топливные цистерны БПК «Свирепый» вмещали 450-550 тонн топлива. На оперативно-экономическом ходу со скоростью 17 узлов БПК «Свирепый» расходовал 143 кг топлива на одну милю, при этом дальность плавания составляла 3500 миль (5632,704 км). На полном ходу в 32,2 узла расход топлива БПК «Свирепый» составлял 390 кг на одну милю, а дальность плавания - 1300 миль (2092,1472 км). С такими ходовыми характеристиками БПК «Свирепый» пр. 1135 типа «Буревестник» был эффективным кораблём ближней и дальней морской зоны. При этом стойкость и выдержка, проявленные БПК «Свирепый» во время сентябрьского урагана Эллен, доказали, что наш корабль этого проекта является эффективным кораблём дальней океанской зоны.

Горячий пар для бытовых нужд на БПК «Свирепый» (камбуз, парная, баня, прачечная, отопление) вырабатывался вспомогательным котлом типа «КВС». Электроэнергетическая система БПК «Свирепый» переменного тока имела напряжение 380 В и имела 5 дизель-генераторов ДГАС-500/1МШ мощностью по 500 кВт каждый. В качестве аварийного источника питания использовались аккумуляторы.

Благодаря тщательной ежедневной профилактической, эксплуатационной и ремонтной деятельности команды БЧ-5 во главе с командиром капитан-лейтенантом Валерием Николаевичем Силкиным (нашим «Батей»), а также ежедневному «проворачиванию» и ППР (планово-предупредительному ремонту) ГЭУ, электроэнергетическая система, системы управления и все машины, агрегаты и механизмы БПК «Свирепый» работали и функционировали так, что корабль и экипаж корабля смогли выполнить все поставленные задачи нашей первой БС (боевой службы).

Выполнили мы и боевую задачу по поиску ордера кораблей «вероятного противника» в бушующем Северном море. Мы их нашли, догнали, вклинились в их ордер, не отставали от них и сопровождали (держали под прицелом) вплоть до их самороспуска на время урагана Эллен. Кстати, этот лозунг «Догнать и перегнать!», некогда популярный в 50-60 годах нашей советской истории, в начале октября 1973 года вдруг «зазвучал» не иронически, а конкретно, по-боевому, потому что действительно, мы должны были, во что бы то ни стало найти, обнаружить и догнать американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» либо всю ударную группировку американо-натовских кораблей, перегнать их в Северном море и собой «запереть» им вход-выход в Балтийское море.

Этот лозунг: «Догнать и перегнать!» очень понравился всем в экипаже БПК «Свирепый» и очень быстро распространился по всему кораблю. Всем хотелось побыстрее «разделаться с этим американцем». Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин вспомнил о работе В.И Ленина, в которой он впервые опубликовал этот основной лозунг экономического строительства молодой Советской Республики, а я нашёл в библиотеке эту работу В.И. Ленина и в столовой личного состава во время обеда зачитал ребятам-годкам из неё отрывок. Вот он…

«Революция сделала то, что в несколько месяцев Россия по своему политическому строю догнала передовые страны. Но этого мало. Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их, также и экономически». (Статья В.И. Ленина (1870-1924) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (сентябрь, 1917). Впервые слова «Догнать и перегнать», как основной лозунг экономического строительства в СССР, прозвучали на XV партконференции ВКП(б) в 1928 г. С тех пор этот лозунг остаётся действующим и постоянным…

Вот так, не жалея топлива и маршевых турбин, БПК «Свирепый» нёсся сквозь штормовую непогоду порождённую в Северном море далёким субтропическим ураганом Фрэн. Мы резали форштевнем штормовые волны, вздымали мощные и красивые буруны и упорно шли навстречу эскадре «вероятного противника» и своей судьбе. Напоминаю, режим боевой постоянной готовности на БПК «Свирепый» с начала арабо-израильской войны «Судного дня» никто не отменял. Мы жили и служили практически в условиях постоянно действующей боевой готовности №1, то есть готовности в любой момент применить всё имеющееся на корабле боевое оружие.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: БПК «Свирепый» или какой-то иной БПК-СКР пр. 1135 типа «Буревестник» в боевом походе в открытом море или океане. Именно так острый клипперный форштевень БПК «Свирепый» резал штормовые волны Северного моря в понедельник 8 октября 1973 года. Точно так же взлетали по бокам веера брызг и пены и по дуге ложились на волны, стремительно ускользающие вдоль бортов корабля назад. Мы шли на встречу с американским крейсером «Ньюпорт Ньюс». Мы были уверены в себе и сам морской чёрт (ураган Фрэн) был нам не брат!