Пылающее сердце 11

Андрей Грачев 2
Глава одиннадцатая. В небе Украины и Польши.

В 44 году части JG54 тасовали, как колоду, перебрасывая с одного участка фронта на другой. Только I группа действовала в определённом районе, остальные две группы постоянно меняли место дислокации. В частности, пришлось им повоевать и в небе Украины и Польши.

12 февраля в районе Корсуня был сбит лейтенант Хайнц Дреккер из 6 отряда. Он имел на счету 16 побед, последнюю он одержал в тот самый день перед гибелью. Он в составе звена вылетел на отражение налёта "Илов", сбил один из них. Его напарник, фельдфебель Хайнц Вернике, сбил один из "Яков" сопровождения. Однако советские истребители все же смогли защитить свои штурмовики. Ведущий советской группы, Поваров Василий Георгиевич из 153-го гиап, атаковал Дреккера и сбил его.

Эта потеря осталась единственной на долгое время - до июля 44 года, когда началось наступление на Львовском направлении. 14 июля эскадра здесь потеряла двух асов.

В районе Сокаля сбит был и погиб фельдфебель Артур Люнебург из 6 отряда. Он имел на счету 16 побед. Это был бой против 107-го гиап, который вечером сопровождал штурмовики. Немцы пытались прорваться к штурмовикам, но натолкнулись на ожесточённое сопротивление истребителей сопровождения, которые их не пустили к штурмовиками. Шестёрка 107-го гиап вела сложный бой на виражах в течении 20 минут, однако завершился он победой: заявлено было три сбитых фв-190, потерь понесено не было. Скорее всего, сбил Люнебурга ведущий группы Худов Пётр Дмитриевич, он, заложив в ходе боя крутой вираж, зашёл в хвост одному из фв-190 и сбил его с малой дистанции.

Также в тот день погиб лейтенант Карл фон Олен из 11 отряда, на счету его была 21 победа. Сбит он был в бою с "Кобрами" 100-го гиап. Если смотреть по месту, то идеально подходит заявка знаменитого аса Бабака Ивана Ильича. В ходе боя "шесть на шесть" в районе Миркова он сбил немецкий истребитель. Видимо, это и был фон Олен.

16 июня был сбит и погиб во время атаки на Пе-2 в районе Золочева оберлейтенант Пауль-Рудольф Деттера, командир 10 отряда, на счету его было 19 побед. Бой протекал так.

На задание по сопровождению Пе-2 ушло 12 "Кобр" 9-го иап, ведущим был Фанин Иван Маркович. Над целью пе-2 рассыпались, создавая трудности для прикрытия. Этим немцы и воспользовались. Первым в бой вступила пара Аболишин Щаденко, страхующая остальных. Они вовремя заметили атаку врага и вступили в бой. Каждый пилот отчитался об одной победе, одержанной в первой фазе боя, однако в свою очередь лётчик Аболишин был подбит внезапной атакой со стороны солнца бф-109. Несмотря на многочисленные повреждения, он не вышел из боя, продолжая сопровождать Пе-2, и благополучно дотянул до аэродрома.

Пара самого Фанина вела бой с парой фв-190, которые атаковали Пе-2. Как отмечено, стрелки Пе-2 атаку отбили, после чего фв-190 атаковали уже Фанина. Фанин, уйдя от атаки, обстрелял ведущий фв-190, который начал резко снижаться. Добил его ведомый Фанина - Сперанский.

Выше основной группы находилась четвёрка Лепеленко. Ей пришлось также выдержать тяжёлый бой. Фв-190, шедшие в стороне, внезапно резко развернулись и атаковали Пе-2. Лепеленко успел среагировать и на выходе из атаки подловил ведущего фв-190, который был с одной очереди сбит. В то же самое время другая пара фв-190 свалилась в хвост его ведомому - Жигалову. От первой атаки удалось уйти, но повторная атака немцев оказалась успешнее: лётчик Жигалов был сбит и погиб.

Немцы по итогам боя заявили две "Кобры" сбитыми - обе пошли на счёт лётчика Хорста Хартрампфа, но, как мы видим, одна из них была только подбита. Деттера был сбит, судя по всему, именно Лепеленко Фересом Захаровичем. Полк в целом показал в том бою отличную организацию боя. Как читатели помнят, в тот же день в другом вылете полк провел ещё один очень успешный бой, в котором сбит был Вальтер Вольфрум.

Следующие безвозвратные потери в асах эскадра понесла 6 и 9 августа, ведя бои в районе Демблина и Пулав. 6 августа был сбит и погиб фельдфебель Хельмут Пройссгер из 10 отряда, имевший 11 побед на счету. 9 августа погиб оберлейтенант Рудольф Хоффманн, 6 отряд, имевший 12 побед на счету. Пройссгера сбили, видимо, пилоты 56 иап, которые оформили целый ряд заявок: один только Линник Николай Михайлович оформил четыре победы. Любопытно, что Линник был новичком. Неизвестно, насколько эти заявки подтверждаются, и точно установить, кто из заявителей сбил Пройссгера, тоже нельзя. Подобная же ситуация и с Хоффманном. Он погиб в бою с пилотами 519 иап. Но сказать конкретно, кто его сбил, трудно.

Последней безвозвратной потерей аса на данном направлении стала гибель командира 11 отряда оберлейтенанта Хорста Хартрампфа, на счету его было 37 побед. Он был 26 августа подбит в бою, самолет его загорелся, он дотянул до Насельска и посадил самолёт на аэродроме, но после посадки тот сгорел окончательно, а ас его не успел покинуть.

Погиб ас в бою против четверки 517-го иап, которая сопровождала четвёрку штуромивиков, ведущим был Головлев Георгий Васильевич. Причём одна пара находилась внизу в близости к штурмовикам, вторая страховала сверху. Немцы синхронно атаковали обе пары, однако советские лётчики были внимательны и успели среагировать. Затем начался бой на виражах - классический поединок двух советских и немецких пар. В ходе боя пары всё больше снижались, немцы старались затянуть советские самолёты пониже. Наконец, когда они посчитали, что момент настал, ловким маневром Хартрампф зашёл в хвост Головлеву. Но выручил его ведомый - Кузнецов Николай Фёдорович. Он обстрелял сверху Хартрампфа и зажег его самолёт. На этом бой кончился убедительной победой советских пилотов. В бою наши пилоты продемонстрировали лучшие качества - отличное взаимодействие друг с другом, внимательность и искусство пилотажа. Причём, что надо отметить, бой вели с Советской стороны вовсе не асы, а для Кузнецова данная победа вообще стала первой в карьере.

Естественно, это далеко не все потери асов на данном участке. Мы рассмотрели только безвозвратные потери. Но даже из этого анализа видно, насколько тяжелыми для немцев были эти бои. IV группа к сентябрю 44 года полностью утратила боеспособность, практически лишилась техники. Часто говорят, что, дескать, все эти потери были следствием подавляющего перевеса советских пилотов в силах, однако, как мы видим, в большинстве случаев этого перевеса не было, победы стали следствием исключительного мастерства советских пилотов.