Долгая дорога к Храму села Кой

Владлен Дорофеев
Долгая дорога к Храму села Кой

«Досел; мы были удалены отъ кроваваго зр;лища войны; гласъ брани не поражалъ нашего слуха, и звукъ оружія не достигалъ мирныхъ жилищъ обитателей Россіи; одинъ только громъ поб;дъ раздавался въ пред;лахъ нашихъ. Прежде мы были окружены дружественными народами, которые, подъ эгидою Рускаго Царства, наслаждались тишиною, и отд;ляли насъ отъ западныхъ варваровъ. Долго прикрывала Россія малодушныхъ народовъ щитомъ своимъ, но для нихъ было ужасно даже самое зр;лище ея противоборства: неминуемое рабство предпочли они сомнительной поб;д;; въ знакъ позорной неволи повергли къ стопамъ завоевателя свои мечи, которые онъ превратилъ въ оковы, и обременилъ руки, н;когда его ужасавшія. Невольнымъ подданствомъ хот;ли они склонить его къ милосердію, но т;мъ усугубили его алчность и отяготили судьбу свою. Нын; не см;ютъ они даже потрясать ц;пями, ихъ удручающаго ихъ тирана…».
«Послание к русским» написано 18 октября 1812 года в Царском селе Александром Петровичем Куницыным, уроженцем тверского села Кой. Опубликовано в журнал «Сын Отечества». 1812 г., №V.

Погода стояла великолепная, такая бывает только в июле, в самый разгар лета. Рано поутру, над студёной водой клубился серебристый туман, с берега кажущийся слегка волнующимся морем, и только его лохматые шапки, нахлобученные на верхушки прибрежных деревьев, выдавали этот зрительный мираж своим величавым спокойствием. Выпавшая роса в лучах восходящего солнца искрилась миллионами звёздочек-капель, мгновенно преображая всё вокруг, ветви прибрежных деревьев, словно застывшие струи изумрудного фонтана, повисали в густом воздухе, наполненным запахами цветущих трав и звенящим гомоном птиц. А играющая рыба, то тут, то там, будоражила спокойные воды речушки.
О многом задумываешься не её берегу. Если предположить, что мозг народа находится в столице, то совесть его, наверное, — в деревне, а душа — в провинциальном городке, ушедшем корнями в деревню и питающим умами столицу. А ведь эта вековая связка порушена! И прежде всего в его морально-нравственном звене – в сельском. И, потому, чем болеет деревня, о чём спорит и скорбит ночами напролет, чему радуется и против чего негодует, одним словом: как живёт, можно судить о духовном состоянии народа во все времена…
Поднимаешь взор поверх прибрежного бурьяна и перед твоими глазами возникает чудо – словно пострадавший в бою военный парусник плывёт в голубом небе Храм. Это удивительный архитектурный ансамбль Церкви Троицы Животворящей (1721 – 1731 гг.), вокруг обнесённой оградой с воротами, с двумя торговыми рядами, с конюшней и часовней (1805 гг.) на её территории. Храм этот - одно из крупнейших культовых сооружений северо-востока Тверской области, что возвышается посреди старинного села Кой, в пяти километрах от границы с Ярославской областью. Но, к сожалению, уникальная церковь, построенная в память о Победе России над Швецией в Северной войне, и другие её уникальные постройки, создававшиеся несколькими местными поколениями на протяжении полутора веков, сегодня нуждаются в серьёзном восстановлении и реставрации интерьеров. Эта идея и привела нас в это древнее «место силы».
Мысль восстановить храм в родном селе пришла в голову офицеру Анатолию Борисовичу Казакову. А чем отличается патриот от ура-патриота? Действием. Патриот действует на благо Родины, малой и большой Родины. И Казаков давно впрягся в трудную и долгую историю – возродить храмовый комплекс в селе, а через это действие вдохнуть жизнь в увядающий населённый пункт в «медвежьем углу». Так с годами появился и заработал созданный им Софийско-Троицкий Благотворительный Фонд.
Старики рассказывали, что в давние времена село Кой славилось ярмарками, на которые стекался деловые люди из Рыбинска, Череповца, Твери, Устюжны и даже из Новгорода. По данным на 1784 год в селе проводились две большие ярмарки – на Благовещение и на Троицу, а также еженедельные ярмарки по понедельникам. В 1910 году было уже пять крупных ярмарок: Троицкая, Спасская, Благовещенская, Никольская и Покровская, да ещё и еженедельные базары – по воскресеньям. На протяжении года торговали здесь льном и льняным семенем, скотом и дичью, птицей и рыбой, мукой и дёгтем. Местный люд, (а в селе и в окружных деревнях его тысячи тогда проживало, не то, что ныне), время зря не терял: свои товарные запасы сбывал, да ещё веселился от души: летом на качелях да на каруселях, зимой – катаньем с ледяных горок, да скачками на тройках. Старожилка Александра Николаевна Кучина рассказывала, как местные богачи любили вечером в праздники, особенно – на Пасху и на Масленицу, кататься на колясочках вдоль деревни, а лошадей «бантили» - всячески наряжали. Понимали толк в этом деле, потому койские конные ярмарки славились особо!
Вот на такой возрождённой традиционной Койской ярмарке побывали и мы с 15 по 17 июля 2022 года. Угощались нас пирогами и дичью, кулебяками, пряниками и хлебом собственной выпечки, запивали мы всё это русскими напитками — сбитнями, квасом, морсами и чаями с травами и пряностями.
Мастера, умельцы, фермеры и даже столичные художники, в многочисленных торговых палатках представили свои работы: продукты собственных производств, дизайнерские украшения, картины, сувениры из дерева, глины, кожи, металла.
Удомельские кузнецы создали первый арт-объект будущей Арт-деревни – настоящее украшение села Кой.
Поначалу честь-почести перед народом, а его съехалось не менее двух тысяч, выступили Епископ Бежецкий и Удомельский Филарет, Сенатор Совета Федерации ФС РФ Людмила Скаковская, Глава Сонковского района Андрей Гусев, Президент Софийско-Троицкого Благотворительного Фонда Анатолий Казаков, председатель Клуба православных меценатов Андрей Поклонский, Председатель Тверской региональной организации «Возрождение Верхневольжья» Михаил Садовников. Вручили дипломы и награды победителям краеведческого конкурса «Мой край – место силы».
А потом народный артист России Владимир Березин стал созывать честной люд к большой сцене на выкошенном сельском лугу и начался гала-концерта Фестиваля проекта «Арт-деревня Кой», в этом году он проходил при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив. Выступили народный артист России Юрий Назаров и актриса театра на Таганке Полина Нечитайло, солист группы «Русский характер» Юрий Кононов, шоу-оркестр Дмитрия Калинина «Русский стиль», модерн фолк-группа «Русален», солист Московского театра Оперетты Валерий Исляйкин, лауреат всероссийских и международных конкурсов Ильичёв Елисей, вокальное трио коллектива «Галактика», молодые таланты и творческие ансамбли из разных областей России. Концептуальную женственную коллекцию одежды «Вера, Надежда, Любовь и мать София» представила российский дизайнер Светлана Воскресенская.
Параллельно молодые люди из артели кулачных бойцов «Буза» устроили для детей и взрослых традиционные русские забавы: живые карусели, демонстрацию навыков традиционной самообороны и борьбы, обучение стрельбе из настоящего лука по мишеням.
В перерыве концерта, Бежецкий клуб исторических реконструкций «Городецко» представил театрализованную реконструкцию сражения «Битва на реке Сить». Весной 1238 года монголо-татарские орды рвались на Владимир. Великий князь Владимирский - Юрий Всеволодович обратился к соседним князьям, но не все пришли на помощь – из Великого Новгорода «ждал брата своего Ярослава и не было его». И всё-таки к началу сражения 4 марта врагу преградили путь дружины Владимира, Ярославля, Суздаля, Ростова Великого и Углича. Малочисленность защитников послужило причиной поражения русских войск, но этот урок остался в памяти народа, только объединившись можно победить врага. В неравной битве на реке Сить, что недалеко от Коя, князья попали в плен, но отказались принять присягу хану и были жестоко замучены. Русская православная церковь причислила убиенных князей к лику святых и почитает их как мучеников.
После разорения земель северо-восточной Руси тумен Бурундая устремился на запад. Однако, огромные потери здесь, заставили монголов повернуть на юг, и северо-западная часть Руси осталась свободной…
Вечером мастер исторической кухни Елена Сапронова угостила гостей фестиваля блюдами XIII века. А завершилась ярмарка зрелищным огненным шоу от Артели кулачных бойцов «Буза».
Конечно, одной ярмаркой, пусть и ежегодной, нынче не проживешь.
Строилась церковь Троицы Живоначальной с 1721 по 1730 год благодаря усилиям помещика Степана Петровича Нелидинского-Мелецкого, который сумел раздобыть разрешение на возведение каменного храма, когда подобное строительство было запрещено по всей стране, на средства его и жителей Коя. Много сил и денег в XIX – начале XX века вложили в создание архитектурного ансамбля Храма владельцы села дворяне Пономаревы: Николай Иванович, камер-юнкер, и его дети: Николай – полковник, Александр – поручик, Александра – баронесса Дризен. На средства помещиков Пономаревых была выстроена ампирная четырёхъярусная колокольня, получившая в конце XIX века пятый ярус. Был проведен ремонт основного объема и галерей церкви Троицы Живоначальной, в ходе которого фасады храма были богато украшены лепниной. Они открыли здесь училище, разбили роскошный сад, в оранжерее выращивали розы и цитрусовые культуры. Ну, чем не пример для подражания! И живо было село и процветало! И выводило в мир своих выдающихся сынов, таких, как уроженец села Кой - Александр Петрович Куницын - любимый лицейский учитель А.С. Пушкина и канцлера А.М. Горчакова.
В 1821 году Пушкин узнал о смещении Куницына с занимаемых им кафедр и исключения со службы по Министерству народного просвещения за издание его книги «Естественное право», не понравившуюся правительству, поэт разразился «Посланием цензору»:
«А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами;
Не понимая нас, мараешь и дерёшь;
Ты черным белое по прихоти зовёшь;
Сатиру пасквилем, поэзию развратом,
Глас правды мятежом, Куницына Маратом.
Решил, а там поди, хоть на тебя проси.
Скажи: не стыдно ли, что на святой Руси,
Благодаря тебя, не видим книг доселе?».
В черновиках «19 октября» 1825 года Пушкин благодарил учителя:
«Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…».
Александр Петрович Куницын и на самом деле был фигурой цельной, самостоятельно мыслящим человеком и великим патриотом, способным вдохнуть искру добродетели и справедливости в умы учеников.
Здесь, в эти дни, кинопродюсер и киноактёр Рябинин Вадим в содружестве с режиссером Владимиром Новиковым приступили к съемкам документального фильма «На Кой нам это надо?» о судьбах России и нелегких исканий русского народа…
Сама долгая история создания церкви Троицы Живоначальной и её архитектурного комплекса всем «миром» подсказывает дальнейший путь возрождения села через воссоздание храма. Да, он был непростой и долгий, но его прошли наши предки, сдюжим и мы. Так в Софийско-Троицком Благотворительном Фонде родилась идея создать культурно-ландшафтный комплекс «Арт-деревни Кой» на территории, прилегающей к Храму. Здесь должны появиться центры развития села, способные дать работу местным, вернуть их к родному дому.
С 2019 года удалось возродить традиционную местную ярмарку, проводить ежегодный фестиваль «Арт-деревни Кой» и ежегодные «Куницынские чтения», жизнь возвращается в село, несмотря на пандемии и противостояние с Западом, о котором более двухсот лет назад чётко и ясно писал Александр Петрович Куницын, уроженец села Кой. А, главное, саму церковь Троицы Живоначальной удалось очистить от строительного мусора и законсервировать, больше она не разрушается под новой кровлей. Теперь в ней идёт служба. Молятся за нас и за Россию, и надеются на возрождение.
Владлен Дорофеев

Софийско-Троицкий фонд https://artkoy.ru/foto/