Васька

Татьяна Зачёсова
    К какому животному мы больше всего привязываемся – это решается с детства или то решает судьба. У меня это кошки. Самое первое животное, которое я даже не выбирала.
  Мне было тогда всего три-четыре года и все, что я помню это только туманные образы, остальное дополнено рассказами родни, так что получились воспоминания без пробелов.
  Первым моим другом детства был Васька – обычный с виду серый короткошерстный котенок. Васька практически сам пришёл к нам из леса. Чтобы от платформы дойти до дачного участка нужно было пройти минут семь через небольшой лесок, по одной стороне которого тоже располагались дачные домики. Вот откуда-то оттуда и явился Васька. Друг семьи в этот день шел с электрички к нам, заметил котенка в лесу у пруда, поиграл с ним фантиком, и котенок, не отставая побежал за ним... Друга семьи звали Василий, поэтому котёнка назвали Васькой.

   Я не знаю, не помню в какой момент мы с Васькой сдружились, кажется, мы всегда знали друг друга. На участке котенок освоился очень быстро, просто с космической скоростью! Он прекрасно знал всё расположение дома, а любимым его местом стал чердак, куда вела очень крутая лестница без перил – Ваську это не страшило, а вот людям скакать вверх-вниз было не очень, поэтому стаскивали его с чердака редко.
Васька практически с первого же дня перезнакомился со всеми соседями. В те годы между соседскими участками не было перегородки, только столбы, отмечали границы, поэтому преграды не было никакой. Я сама часто прямо через огород бегала к соседям – у них был прекрасный гамак, натянутый высоко над землёй. Забраться в него было не так уж и легко, но зато, если раскачаться посильнее и лежать, смотря в небо, то было ощущение, что ты летишь! Васька тоже любил качаться, но ближе к ночи, когда было прохладно и никого из людей не было рядом.
А ещё у соседей был маленький чёрный щенок неопределенной породы, возможно, пудель – кудрявый, как барашек и шкодливый, как бесёнок. У щенка в то время видимо менялись молочные зубки, и он любил всех хватать, тягать за подол или за штаны, набрасываться и звонко тявкать.
Наверное, щенок был милый и весёлый, но, когда тебе четыре года и на тебя тявкают и пытаются откусить тебе пальцы – это страшно несправедливо и вообще просто страшно! Щенка я боялась. Его выпускали не часто, но если соседи заходили к нам, он увязывался следом и завидев меня принимался лаять, нападать и кусаться. Я убегала с воплями так далеко, как могла или звала Ваську. Надо сказать, что ни разу мой боевой котёнок не бросил меня в беде. Васька, где бы он не был, мчался тоненькой серой тенью, раза в два, в три меньше щенка и молниеносно выбрасывая перед собой лапы с когтями прогонял обидчика обратно на его территорию. Щенок с визгом укатывался, как клубок спутанной чёрной пряжи и потом долго не появлялся на нашем участке.

  А ещё Васька любил ос! Любил в плане – гурманства. Больше я подобное у котов не встречала, но, для Васьки осы составляли где-то четверть из всего его «мясного» рациона. В те времена на участках или недалеко за их пределами было принято поселять муравейники. У нас тоже был свой – принесенный из леса. Муравейник был мне по колено, по лесным стандартам не сильно большой, где-то средний. У муравьёв постоянно было пополнение потомства и переселение. Одни муравьи, не уставая таскали свои личинки и яйца – проветривая их, другие таскали провизию в муравейник. А ещё муравьи делали «кислицу». Достаточно было сломать травинку или соломинку, сунуть в муравейник, чтобы на неё забрались несколько муравьев, потом после того, как они основательно по ней потопчутся – стряхнуть их всех, а травинку можно было облизывать, она была кисленькая и вкусная, как аскорбинка.
В ответ на лакомство я любила подкармливать муравьев каким-нибудь зерном, ягодами земляники и, конечно, насекомыми. Из насекомых в том возрасте мне казались самыми многочисленными и опасными именно осы. Осы часто летали там же, над муравейником. Мой папа иногда сбивал пролетающую осу щелбаном, она падала на муравейник, а там уже муравьи набрасывались на неё, скручивали и тащили к себе в кладовочку... Часто с нами наблюдал за муравьями и Васька. И вот в одно из таких наблюдений за муравьями – оса после щелбана приземлилась не в муравейник, а упала рядом с Васькой. Кот, а он уже подрос и не выглядел, как котёнок, набросился на контуженную осу, схватил зубами и быстро сжевал. И она его не укусила! Он там смачно причмокивал, быстро пережевывая осу, что она и не успела бы отреагировать. С тех пор Васька всегда приходил с нами к муравейнику, следил за осами, ждал свою сбитую или сам сбивал слишком низко подлетевшую осу лапой и съедал. Восемь-десять ос – это была Васькина норма в день. Если осы проникали на кухню, то и там Васька довольно быстро с ними расправлялся, позволяя себе лёгкий перекус, а нас избавляя от болезненных укусов и от покушений на варенье.

  Охотиться, как другие коты, он тоже охотился: мыши, птички. Но по сравнению с осами – это было так обыденно, что такую его охоту мало кто что запомнил.
Лето пролетело быстро, как и детство Васьки. Он стал практически взрослым серым котом – грозой местных ос и собак. Жаль, что забрать его с дачи в квартиру не удалось. А может он был сам против или как раз не против. Я была слишком маленькая и ничего не решала. Мне сказали, что Васька по дороге через тот лес, откуда он к нам пришел – выпрыгнул из сумки и убежал, как появился, так и исчез. Правда это про сумку или нет я не знаю, думаю, что неправда. Я уверена, что никто не собирался забирать его. Зачем нужен в квартире свободолюбивый уличный кот? Обои драть? Нет, обои дороже!
А «дачный сезон» был закончен – с дачи все уехали в город и больше Ваську никто никогда не видел. Удалось ли ему найти себе приют на осень и холодную зиму, и выжить?.. Не знаю.

  Знаю, что вроде как нет моей вины в том, что Васька остался один, от меня тогда ничего не зависело. Да, просила, чтобы забрали, плакала, когда сказали, что он убежал – и что с того? Сколько стоят слёзы ребёнка или жизнь кота? Порой НИЧЕГО!
  Но вину свою перед Васькой чувствую до сих пор, особенно, когда смотрю на старые чёрно-белые фотографии, на который маленькие: я и Васька – мой бесстрашный боевой, самый смелый кот, который защищал меня от всего на свете!






Иллюстрация: на фото я и Васька.