Глава 36. часть2 Мудрость и заблуждения Саши

Анна Истомина 2
   
         -Мы тебя слушаем,-сразу приступила к Людмиле Викторовне Зоя, когда та,
   управившись со своими обязанностями, появилась в палате ближе к десяти часам
   вечера.- Давай, начинай, пока тихо и тебя никто не зовёт.

         Раиса, так же, кивнула головой и дала знак начинать. Врач осторожно, ка
   к-бы мельком, взглянула на неё. Внешне она выглядела без особых перемен, чем
   Людмила Викторовна несколько успокоилась. Однако, отметила про себя, что Зоя
   всё- таки была более активной, особенно после  подпольных уколов, которые она
   делала ей . В тоже время Раиса становилась всё более вялой и даже меньше го-
   ворила.

         -Слушайте! Вы уже знаете, что между моей матерью и Сашей были самые
   дружеские отношения. Он очень любил слушать её рассказы о судебных заседа-
   ниях  по уголовным и гражданским  делам, в которых она участвовала, как юрист
   в различных должностях, а в последнее  время только, как адвокат.
         Саша считал, что это полезные сведения для руководителю любого ранга.

          Однажды они, совершенно не запланировано, возможно случайно (хотя лю-
   бое случайное кажется таковым только по первому впечатлению, и является пер -
   вым звеном необходимого для нас действия, выше нашего разумения, на которое
   нас толкает  Тот, Кто вне времени и знает , что есть, было и должно быть) -

          Одним словом, они перешли к обсуждению вопросов Веры , о природе и
   рангах ангелов, их служении человеку, а также об участии святых в жизни лю-
   дей и помощи им. Они единодушно сошлись во мнении, что такое присутствие мира
   невидимого в нашей жизни, без сомнения, есть.

         Мать сообщила, что она не однократно обращалась за помощью к одному и
   тому же святому, фактически семейному, и он всегда помогал ей, хотя и не сра-
   зу. Этому её научила наша бабушка Екатерина, а ту монашка Мария Гамаюн, поче-
   му-то сильно верившие в его заступничество.  Старушки объясняли это так- дес-
   кать святой не так сильно известен, хотя угодил Богу не меньше других извест-
   ных святых, а потому, не желая бездельничать в райских обителях, сам просил
   обращаться к нему за помощью. Этакое соревнование, кто больше поможет людям.
         Звали святого Александр.
 
         Саша выразил сожаление , что святой с таким же именем, как у него, ему
   не известен и он выразил желание познакомиться с ним поближе.

         - А ты раньше говорила, что фотография твоей любви "до гроба" Александ-
   ра с его могильного памятника ты как раз хранила в бабушкиной келье в книге
   "Житие святых"? - тут же спросила Зоя. -И где он как две капли воды похож на
   твоего мужа?
         -Именно так,- ответила Людмила Викторовна и ,вздохнув, замолчала.

         -Надеюсь вы правильно поступили? Вы уже были единодушны с мужем и он
   стал вам близким и родным человеком. Не правда ли? -обратилась к врачу Раиса.

          -Вы так здорово всё наперёд  знаете! Ну хорошо я вам расскажу. То, что
   произошло потом трудно, забыть. - Людмила Викторовна мысленно представила се-
   картину того прошедшего дня и отрешившись от себя продолжила:

          Итак, Саша выразил желание  узнать побольше о жизни святого имя кото-
   рого он носил.

          -Это очень просто сделать, - сказала Мария Игнатьевна.- В "келье" на-
   шей бабушки лежит на столе книга "Житие святых" и там описание жизни святого
   и его образ. Идите и читайте пока Людочка нам что-то готовит. Мы вас позовём.

          -Людмила на кухне  готовила какой-то праздничный салат  с особыми инг-
   радиентами, придающими неповторимый вкус, чем-то заправляла и  тщательно пе-
   мешивала, желая порадовать  мужа и мать. Окончив, она взяла блюдо со своим
   произведением и пошла в гостиную, где оставались мать и Саша.
 

          Мать сидела одна за столом и просматривала свои записи, готовясь,
   очевидно, к очередному судебному заседанию.

          -Мама точно с Сашей обсуждала свои дела. Он такие вещи любит,-подума-
   ла Людмила, поставив полную салатницу на стол. А где Саша? - спросила она.

          - Пошёл в бабушкину "келью...

          -Зачем?-испуганно закричала Людмила.- Давно он пошёл?

          -Минут десять,  пятнадцать,- спокойно сказала мать, подняв голову.
   А ты чего так кричишь? Пойди и позови его. Он хотел узнать о святом Александ-
   ре, о котором я ему говорила, и чтобы он прочитал о нём в "Житие святых". Са-
   ша, наверное, зачитался...

          От неожиданности Людмила, почувствовав слабость во всём теле. Голова
   при этом оставалась пустой. Она села на стул. Вопрос, что теперь делать, по-
   вис в воздухе без намёка на разрешение.

          -Всё,- подумала она.- Саша слишком умный, чтобы не догадаться по фото-
   графии, что она, его жена, любит не его, а того мертвеца, похожего на него,
   как две капли воды, да ещё умершего в один месяц и день года с женой Саши Ни-
   ной. И она сама давала ему много поводов для такого вывода: вела себя стран-
   но, Называла Сашу Александром Юрьевичем, разучилась водить машину, так что
   Саша справедливо заподозрил о каком-то стрессе, ей перенесённом. Он только
   сопоставит все факты и сделает логически вытекающий вывод и даже заставит её
   признаться во всём своей силой воли и решительностью. И конец доверию...

         Она встала, чувствуя как нарастает в ней протест против всего, что мо-
   жет нарушить её удачную семейную жизнь с уже любимым мужем Сашей. Этого нель-
   зя допустить.  Мать сидела, не обращая на неё внимания. "Она ничего не должна
   знать,- решила Людмила. Укрепившись духом, она пошла в келью перехватить Сашу
   и, совершенно не зная, как ей себя вести. Но тут же ей пришла мысль обратить-
   ся за помощью к святому Александру, о котором она на какое-то время забыла.
         -Ну ты балда! - укорила она сама себе.- Совсем отшибло память. Она что-
   то пошептала про себя и, перекрестившись, вошла в келью.

         Саша стоял в скованной позе с выражением крайней растерянности на лице,
   что на него было совсем не похоже. В руке он держал фотографию, которая мелко
   дрожала, как признак его крайнего душевного волнения. На столе лежала раскры-
   тая книга "Житие святых," где  эта фотография и обнаружилась.

         -Саша, что ты здесь так долго делаешь? У нас уже всё готово. Идём к
   столу. Саша медленно повернулся к ней.

         -Что это такое? - сказал он голосом следователя, хотя и самозваного,
   только что раздобывший улику, от которой подозреваемый не сможет отвертеться.

         - Что именно,- с притворным удивлением спросила Людмила будучи в роли
   подозреваемого, но очень хитрого и изворотливого.

         -О!- воскликнула она.- А я совсем забыла об этой фотографии. Где она
   была? А потому не что, а кто.

         -Какая разница,- грозно сказал Саша.- Почему здесь моё лицо, дата моего
   рождения и дата смерти Нины, как моя.

         - Откуда ты взял, что это твоё лицо,- стал выкручиваться подозреваемый,
   он же Людмила. -Дай сюда фотографию. - Она стала вертеть её перед глазами,
   смотря то с одного, то с другого бока. - Ну и где здесь твоё лицо? Здесь наш
   любимый преподаватель Александр Юрьевич. Он , бедный, внезапно умер в трид-
   цать восемь лет. Внешне он ничего общего с тобой не имел, даже на лицо. Ма-
   ленький, худенький, не то что ты. Это сходство, как тебе показалось, лишь
   случайный ракурс в каком-то положении. Сходство пропорций, не больше.

         -А дата рождения почему моя?- не сдавался "следователь".

         -А ты, что дату рождения своего приватизировал? И теперь никто не имеет
   право родиться с тобой в ту же минуту?

         -Ну хорошо,-сказал Саша, в котором ещё сидел упёртый в своём заблужде-
   нии  "следователь",-А как же день смерти Нины оказался здесь?

         -Что с тобой, Саша? - пошёл в атаку подозреваемый.- Разве ты не видишь,
   что даты на другой стороне фотографии написаны не моей рукой. А год смерти
   нашего преподавателя на год раньше смерти Нины, когда мы с тобой ещё не были
   даже знакомы. Совпадает только месяц и день.
 и
         -Но как эта фотография оказалась у тебя? - стал допытываться Саша-сле-
   дователь, не желая сдавать своих позиций по причине греховной ревности, нео-
   жиданно обнаружившейся в нём и, что странно, к покойнику.

          Но и тут он получил отпор от подозреваемого, у которого невесть отку-
   да появился новый прилив сил для убеждения.  Не напрасно же она что-то и ко-
   му-то шептала у двери кельи. Но это её тайна.

         -Если тебе интересно, я расскажу. -Людмила ,конечно поняла, Что Саша от
   неё так просто не отвяжется. С другой стороны ей стало жалко мужа, и она не
   хотела оставлять его в состоянии стрессового напряжения от всего увиденного.

         -Когда Александр Юрьевич умер я не знала, так как проходила ординатуру
   в другом городе. Мне позвонили ребята из нашей группы. Мы очень любили его за
   ум, прекрасное чувство юмора и доброжелательное отношение к нам.  На годовщи-
   ну его ухода из нашего мира мы договорились встретиться на его могиле. Она
   была в убогом состоянии - какая-то доска и эта фотография. А совсем рядом -
   могила нашего замечательного Ректора с красивым из мрамора изваянным памятни-
   ком, ушедшего вслед за ним, которого он хотел сделать своим приемником и лю-
   бил, как своего сына. Сердце Ректора не выдержало этой потери.
         -Мы решили, что памятник Александру Юрьевичу должен быть не менее дос-
   тойным, чем у ректора и выражал нашу любовь к нему.

          -Некоторое время мы собирали деньги, так как наша затея оказалась до-
   рогостоящей. Мы перебрали много эскизов и один из них устроил всех, с грави-
   ровкой его лица с этой фотографии, очень удачной.
          -А фотографию мастер отдал нам назад. Взять её попросили меня так как
   я жила ближе всех к институту и могла отдать в деканат для передачи родным,
   если таковые найдутся.

           -Так почему же ты не отдала, да ещё и меня несколько раз Александром
   Юрьевичем назвала? - подозрительно  спросил Саша, но тут же был повержен  на-
   повал подозреваемым, который и не собирался потакать греховной страсти самого
   следователя. Людмила кое-что читала об этом в специальной литературе и точно
   знала - правду таким людям говорить нельзя! В глубине души они сами боятся её
   узнать - она для них губительна именно в таких вопросах. В остальном они со-
   вершенно нормальные люди, что Саша и демонстрировал. А Следователь задавал
   вопросы вовсе не для того, чтобы узнать правду, но, наоборот, чтобы с ней по-
   кончить раз и навсегда. И спать спокойно с чувством  сохранённого собственно-
   го достоинства..
           -Вот если бы ты был врачом, тебе и в голову не пришло задать такой
   вопрос!- с пафосом заявил подозреваемый,- строго посмотрев на супруга.
           -Если два года говорить Александр Юрьевич, то при слове Александр
   вторая часть имя отчества выскакивает непроизвольно, то есть автоматически.
   Это свойство мозга. Он так устроен.  А почему я в деканат не отнесла - то по
   простой причине. Мы ещё зашли в кафе закусить и было поздно идти в деканат,
   так как я опаздывала на последнюю электричку. Мне пришлось бы ночевать на
   вокзале. Что было бы с моей матерью, не явись я домой? Ты об этом подумал?

           -Кроме того, я узнала, что его жена умотала с иностранцем за границу,
   забрав дочь. Его брат -профессор тоже внезапно умер. Что-то наследственное.
   Кому отдавать фотографию? Я положила её в эту книгу и честно говоря сильно
   замоталась и забыла о ней.

            -Однако, такие совпадения не могут быть случайными, даже один на ми-
   лион,- задумчиво сказал Саша.- Надо подумать. Ты говоришь - Александр Юрьевич
   умер на год раньше Нины, когда мы с тобой даже не были знакомы. А внешнее
   сходство получилась случайно, только на фотографии...

           -Я начинаю кое о чём догадываться! - вдруг возбуждённо воскликнул
   Саша.- Говоришь -  вы очень любили его. А ты его любила? Поминала его, моли-
   лась за упокой?
 
           Не понимая, к чему Саша клонит, Людмила даже немного испугалась, но
   ответ пришёл сам собой, так чтобы ей не кривить душой и успокоить  мужа.

          -Конечно любила, как все. Его нельзя было не любить. Мы часто беседо-
   вали на разные темы. Он на всё знал ответ.  Помнить мы помнили, особенно в
   годовщины, а вот молится - такого не было. Мы в то время все были безбожники.
   Людмила склонила голову и по щеке побежала слеза.

          -А теперь послушай, что я понял,- продолжил Саша.- Этот преподаватель
   Александр Юрьевич без сомнения очень симпатизировал тебе и даже больше. Не
   отрицай. Ты могла этого не знать. Ты мне тоже понравилась с первого взгляда.
   Даже Нина это заметила. И то, что фотография досталась именно тебе, не слу-
   чайный факт, как и эти даты  и сходство изображений. Я думаю, таким образом
   он обратился к тебе, да и ко мне тоже, чтобы мы оказали ему услугу...
          -В другом измерении, где он существует сейчас, прошлое, настоящее и
   будущее существует одновременно. Даты не играют никакой роли. Будущее извест-
   но в той же мере, как и прошлое. Эта фотография - письмо к нам до востребова-
   ния.
          В этот момент дверь в "келью" открылась. На пороге стояла Мария Игна-
   тьевна с вопросом: " Вы что, ночевать здесь собрались. Быстро к столу. Пироги
   давно остыли."

          Когда они, наконец, вернулись из "кельи" в гостиную, Мария Игнатьевна
   убрала со стола свои шпаргалки к судебному заседанию на все случаи по ходу
   дела и поставила на стол два блюда с пирогами - мясной для себя и Саши, и
   рыбный - для Людмилы. Хотя Саша и любил мясные пироги, но сильно не заморачи-
   вался на этом и мог без всяких комплексов съесть и рыбный.

          -Что вы так застряли?- спросила Мария Игнатьевна.

          -Да так, дело одно выясняли,-ответил заметно повеселевший Саша.- Неп-
   лохо бы по глотку чего-нибудь выпить за встречу после долгого нашего с Людми-
   лой отсутствия в командировке, для расслабления.
         
          - Мы не пьющие. У нас есть только Кагор с лечебными целями, - постави-
   ла Мария Ивановна Сашу в известность, слегка встревожившись.
      
          -Давай, мама, Кагор. Саше надо подлечиться и мне, чуть-чуть.
   
           Кагор, не без помощи Саши, был тут же разлит в хрустальные стаканы,
   так, что двойная доза досталась ему. Теперь уже повеселели все и языки слово-
   охотливо развязались.

           -Представь себе, мама, Саша в "Житие святых" обнаружил фотографию на-
   шего преподавателя Александра Юрьевича, умершего внезапно четыре года назад
   и вообразил, что это он. Да ещё так странно совпали дата рождения Саши и его,
   а дата смерти почти, как у Нины. Я долго не видела фотографию и ничего не
   помню. А Сашу эти совпадения страшно смутили. Я его понимаю. Да еще и ракурс
   так получился, что они смотрятся, как одно лицо.

           -Надо же! - воскликнула с удивлением Мария Игнатьевна.- А я ведь тоже
   видела эту фотографию ещё до того, как вы, Саша, в первый раз пришли к нам
   Я была уверенна, что вы давно с Людочкой знакомы и пришли в наш дом уже, как
   жених.
           - Вы в какой-то степени, Мария Игнатьевна правы. У меня сразу было
   чувство, что я пришёл в свой дом, где меня будут ждать и это навсегда. Такой
   покой в душе был...

            -Саша,- а вы помните, о чём у нас с вами был разговор перед тем, как
   вы отправились в "келью"?

            -Конечно,- сказал Саша.- Мы говорили об участии Мира невидимого ду-
   ховного в судьбах, как народов, так и отдельных людей.

            -Мама, Саша воспринял эту фотографию, как письмо до востребования,
   как знак какой-то и мы должны вроде бы прочесть его и понять.
 
             -Да я уже почти догадался,- уверенно сказал Саша.- Вопрос, как мы
   должны теперь действовать.

             -Хорошо, скажи нам. - В действительности, Людмила всё давно знала,
   но оставляла за мужем, последнее заключительное слово по его усмотрению для
   его собственного спокойствия и сохранения мира в семье, что было для неё сей-
   час самой большой ценностью.

             -У меня тоже появились свои соображения на этот счёт, но мне инте-
   ресно, что вы думаете об этом, Саша,- предложила Мария Игнатьевна высказаться
   первым Саше.

             -Я думаю, что вывод из этого странного совпадения может быть только
   один - адресат ищет помощи не только от Людмилы, но и от меня. Иначе зачем
   ему принимать мой внешний образ. И вопрос - почему от меня? Скорее всего, иг-
   рает роль мой опыт прошедший жизни. Я кратко изложу почему.

             -Всё дело в неизлечимой болезни моей первой жены Нины. Всего два,
   три года было хорошо, но после совершенно благополучного рождения Андрея тоже
   здоровенького, началось что-то  невообразимое и непредвиденное. Она стала
   постепенно слабеть, так ,что едва могла ухаживать за ребёнком, а смотрела её
   мать, которая вскоре умерла от переживаний. Когда Андрей уже стоял на ногах,
   Нина слегла и больше не поднималась. Помогали мне смотреть за Ниной подруга
   Андрея Наташа и её семья, жившие этажом выше. Я сам часто был в зарубежных
   командировках.

             -Диагноз, поставленный Нине, не был для меня тайной. Обострения и
   ремиссии после лечения чередовались, но общая продолжительность жизни - не
   более десяти лет, была обозначена статистически. И ничего не было в окружаю-
   щей меня действительности материального мира, что могло бы помочь Нине и дать
   мне душевный покой перед лицом неизбежного. Тогда я невольно обратился к Вере
   в поисках точки опоры. Вся остальная часть моей жизни с Ниной стала осознан-
   ным служением тяжело больной и подготовка её к Переходу в мир иной. И я стал
   читать всё, что попадалось мне на эту тему в церковных лавках и посещать бо-
   гослужения по воскресным дням.

            -В начале я многое не воспринимал, не понимая тексты, чувствовал се-
   бя чужим, даже появлялись приступы дурнаты. К счастью встретил парочку своих
   знакомых с большим стажем участия в литургиях, которые объяснили мне моё сос-
   тояние,  и что почти все начинали так и надо только потерпеть. И что это сво-
   его рода испытание на верность. Действительно, через пару месяцев появилась у
   меня не преодолимая тяга оставаться в этом мире и познавать законы духовной
   стороны нашей жизни. Кроме того , как-то само собой возникли дружеские отно - 
   шения с одним из трёх священников храма приблизительно моего возраста.

           -Узнав о бедственном положении в моей семье с умирающей женой, лишен-
   ной духовного напутствия перед лицом Вечности, он попросил немедленно начать
   с ней подготовительные беседы и обозначил темы, в первую очередь о Переходе в
   другой мир, не менее реальный, чем видимый земной. Далее, начать читать мо-
   литвы утренние и вечерние, и поучительные беседы из церковных календарей. На-
   чать, как можно быстрее, исповедоваться и причащаться. Я осторожно приступил
   к исполнению его советов. К моему удивлению Нина восприняла мои старания с
   большой радостью, спокойно и мудро, как - будто долго ждала этого. Я вздохнул
   с облегчением. На всё воля Божия - прочно вошло в наше с ней сознание.

           -И хотя Нина стала более спокойной,  её сильно волновал утомительный
   уход ха ней, отнимавший у всех много времени. Однако, мой новый друг- священ-
   ник объяснил ей - это необходимо не только для очищения её души терпением и
   смирением, но и для нас - её родных и близких. С другой стороны, её беспокои-
   ло судьба Андрея и моя, когда она уйдёт от нас.  Растущая дружба между Андре-
   ем и Наташей, их сильная привязанность к друг другу и трогательная забота о
   ней радовали её. Оставался Я. Ей хотелось награды мне за мою  верность и, как
   ей казалось, потерянные  для нормальной жизни годы моей молодости. Мне было
   уже тридцать восемь лет. Неожиданно для всех , вместо давно знакомого и не
   очень молодого врача появилась полная сил и очень привлекательная со всех
   сторон девушка, ласково о чём-то поговорившая с ней, от чего Нина пришла в
   полный восторг. Глаза Нины заблестели, как у человека, получившего подарок, о
   котором он давно мечтал. Таким подарком для неё стала Людмила...

          Саша, на которого Кагор произвёл самый положительный эффект, крепко
   прижал жену к себе и поцеловал опять таки, как Александр в макушку. Естест-
   венно, Людмила не стала ему докладывать об этом поразительном  сходстве дей-
   ствий двух Александров.

          -Саша, а я ведь догадалась к чему вы клоните. Нина перешла в мир иной
   хорошо подготовленной по христианским обычаем и закончила свои дела на земле.
   Ей не страшны мытарства, у неё крепкие защитники в виде ангелов хранителей и
   проводников. Я так думаю,- уверенно сказала Мария Игнатьевна.- А вот, как об-
   тояли дела у преподавателя Александра Юрьевича, мы совершенно не знаем, и
   потому он появился у нас с такими странными совпадениями, явно о чём-то про-
   ся.
          - Людмиле виднее, о чём он может просить,- сказал Саша.- Она была хо-
   рошо знакома с ним и, по её словам, все его любили, в том числе и она, за его
   прекрасные душевные качества. А загробная жизнь, по нашему христианскому уче-
   нию, есть продолжение земной, но в новых условиях и проявляется в двух сос -
   тояниях - рая и ада. Причём, и то и другое проявляется в душах людей довольно
   рано уже в земных условиях. В каком нравственном состоянии была душа на мо-
   мент смерти - таково и её загробное состояние. А значит - не все у этого пре-
   подавателя было готово к Переходу и он умер внезапно в душевном разладе. Те-
   перь ему нужна наша помощь.

           -Что ты можешь на этот счёт сказать?- обратился Саша к жене, как-то
   особо пристально вглядываясь в её лицо.

           -Похоже следователь засевший в Саше делал последние усилия "раско-
   лоть" подозреваемого, причём, без всякого желания узнать истинную правду.
   Должен же человек иметь какую-нибудь дурь в голове, ранее никому не извест-
   ную. К чести Людмилы она быстро, как врач, вычислила эту новую ипостась сво-
   его мужа, сильно отличающуюся от прежде у него имеющихся, и сделала недоумен-
   ный вид.

           -Саша, как я могу об этом знать?- Спросила Людмила.- Я  Я не видела    
   Александра Юрьевича целый год и у меня не было никакого общения с ним. А ког-
   да я пришла в институт, он уже четыре месяца был в могиле.

          - Ага! Ты всё-таки ходила в институт,- воскликнул Саша.

          -Конечно! Я была любимицей у Ректора и моё поступление в аспирантуру
   мне было сто процентов гарантировано, спокойно ответила Людмила.

           -Саша! Что это значит? - вступила в разговор Мария Игнатьевна, как
   юрист заподозрившая, наконец, неладное.

           -А ничего, Мария Игнатьевна, ровным счётом ничего... Я просто уточ-
   нил... Как я понял, мой двойник отошел в мир иной  в непонятном душевном
   состоянии . Иначе с чего это вдруг, здоровый и всего тридцать восемь лет. А
   был ли он крещён и , вообще, имел ли отношения к вере?

          -Людмила только пожала плечами и отрицательно покачала головой.

          -Всё ясно. Возможно крещён, но не воцерковлён, к тому же -внезапная
   смерть... Я к чему это говорю, Мария Игнатьевна, как за него молиться, по ка-
   кому рангу в молитвослове.
          Неожиданно для дам Саша быстро вылил из бутылки в стакан последние сто
   грамм Кагора и залпом выпил, надо полагать за упокой души Александра.

          Никто не сказал ему ни слова.

          Людмила Викторовна снова замолчала.

          -А ты заметила, Людмила,  Саша отозвался об Александре, как о своём
   двойнике. -заговорила Зоя.- Он догадался, что его двойник на момент смерти
   был возможно в тяжёлом  душевном состоянии, и теперь ему требуется  помощь 
   для улучшения его загробного состояния. И Саша точно говорит о том, что по-
   койник был явно не равнодушен к его жене Людмиле. А ты всё стараешься убедить
   Сашу в случайности  сходства его и Александра... Зачем?

         -Зоечка, Людмила, с моей точки зрения, поступила совершенно правильно.-
   стала возражать Раиса. - Действительно, двойники существуют. Но в 99% случаев
   они не встречаются. Однако, когда это происходит, вызывает страх, даже рас-
   стройство психики у того, кто увидел внезапно своего двойника, что в народе
   считается дурным знаком. Из рассказа Людмилы мы видим в каком замешательстве
   был Саша, буквально выбит из колеи. Он не был готов к такому открытию...
         -Людмила поступила, как любящая жена и как врач. Она выводит мужа из
   состояния стресса, отрицая  любое сходство двух Александров. Даже если это
   ревность - то это чувство губительно. А она дорожит здоровьем  мужа, в том
   числе и его душевным состоянием,  а так же их взаимным доверием к друг другу.
   Именно поэтому все совпадения она называет случайными. И муж начинает верить
   ей и успокаивается. Продолжайте, Людмила, чем дело закончилось.

         -Хорошо,- сказала Людмила Викторовна. Слушайте...
-
 
         -Теперь, когда мы выслушали всех, здесь присутствующих, включая меня,
   необходимо вынести окончательное решение по "делу о фотографии", начала Ма-
   рия Игнатьевна, у  которой Кагор только обострил её профессиональные качества 
   и она была уверенна в необходимости озвучить приговор вышеупомянутой фотогра-
   фии по причине негативного воздействия на психику заинтересованных лиц.

         -Что мы имеем?- продолжила она.- Преподаватель Александр Юрьевич, как
   мы поняли хороший человек, которого все любят, умирает внезапно, ранее не бо-
   лея, в возрасте 38 лет. Можно почти с уверенностью предположить о существова-
   ние обстоятельств для него не совместимых с жизнью.
          -Странным образом он выглядит двойником  мужа Людмилы и имеет к ней
   прямое отношение. Наконец, мы догадываемся об их взаимной симпатии и особенно
   с его стороны. Так же мы предполагает с большой долей достоверности об отсут-
   ствии в его окружении  родных или друзей, которые могли бы молиться за него,
   для улучшения его загробной участи. Единственным шансом и надеждой для него
   теперь является Людмилы и её муж, как причастных к церковной жизни с правиль-
   ным пониманием её учения. Будем руководиться указаниями Церкви, как должно 
   молиться за усопших с верой и надеждой на милосердие Божие. В нашем случае 
   умершего внезапной смертью и без покаяния.

           -Мама, я уверенна, что наш преподаватель, при его любви к нам и доб-
   рожелательности не мог нарушать заповедей и иметь грехи ко смерти и, скорее
   всего, был крещён, так как был из многодетной семьи, что свойственно верующим
   не убивающим своих детей.
            -Я присоединяюсь к Людмиле,-сказал Саша.- Мой двойник не мог быть
   человеком, за которого нельзя молиться. Я ручаюсь за него и чувствую, что это
   он подкинул мне Людмилу, за что я ему благодарен, -  тут Саша ещё раз обнял
   жену, которая в ответ пожала ему руку , хотя и не смогла удержаться от слёз.

           - Итак, выносим решение по первому вопросу, -привычным, хорошо пос-
   тавленным  голосом юриста, произнесла Мария Игнатьевна.- Людмила, бегом в
   "келью". Мы там ничего не трогали и на бабушкиной кровати лежит книга "Молит-
    вы" об упокоении усопших". Она молилась по ней за монахиню Марию Гамаюн.
    Неси к нам.

           Через несколько минут мать держала книгу в руках, отыскивая нужную
   страницу. Слушайте, читаем кратко:
            -Боже наш, не накажи внезапно позванного к Тебе Страшным Судом Твоим
   раба Твоего Александра. Но пощади его и не отрини от лица Твоего. О, страшно
   внезапну впасти в руце Твои, Господи, и предстати на Суд Твой нелицеприятный
   без напутствия ,без покаяния и причащения Святых Твоих Страшных и Животворя-
   щих Таин, Господи. Молим Тя, умилосердися над ним, не осуди его на вечное
   мучение, на вечную смерть; потерпи нам еще ,даждь нам долготу дний наших, еже   
   молитися Ти по вся дни о усопшем рабе Твоем Александре, дондеже  услышиши нас
   и даждь нам, Владыко, омыти грехи его слезами сокрушения и воздыханиями наши-
   ми. Молим Тя, яко Спасителя и Искупителя нашего, спаси и помилуй и вечныя му-
   ки избави душу приснопоминаемого нами внезапу усопшаго раба Твоего Александра
   и не остави его погибнути во веки, но сподоби достигнути тихаго  пристанища
   Твоего и упокой тамо, идеже все Святые Твои упокоеваются.
 
           -Прошу высказываться по первому вопросу. Есть ли возражения или до-
   полнения,- совсем уж официально закончила чтение Мария Игнатьевна.

           -Полностью  с вами, Мария Игнатьевна, согласен. Молитва более чем
   подходящая до нашего случая. Однако, не имея всех обстоятельств этой смерти,
   необходимо получить совет от знающего свое дела священника. Я такого знаю.
   Будет вернее,- сказал Саша.
          
           -Ну что же, принято. А ты как, Людмила? - обратилась к дочери Мария
   Игнатьевна, которая, не возражая, только кивнула головою и, осушив слёзы сал-
   феткою, сидела спокойно.

           -Тогда переходим ко второму вопросу о должном  месте нахождении  фо-
   тографии преподавателя Александра Юрьевича. В этой части решения я должна
   огласить первой, как имеющая больший чем вы опыт, в смысле отдалённых послед-
   вий... И Мария Игнатьевна продолжила.
 
           - Логично и следуя обычаям, фотографии усопших следует хранить у са-
   мых близких родственников для соблюдения преемственности поколений в этом
   роду. Также фотографии некоторых уважаемых и заслуженных  граждан  могут сох-
   раняться  в значимых общественных учреждениях с той же целью в особом месте -
   на стендах, как пример для подражания для сотрудников или студентов.
           -В нашем случае появления у нас фотографии преподавателя Людмилы не
   является случайностью, но с определённой целью. Будем помнить, что на всё
   Божья воля. И мы с этим уже все согласились.  А это молитвенное поминовения,
   которое возложено именно на нас из-за отсутствия других верующих, могущих это
   делать.
           - Дальнейшее хранение этой фотографии в нашей семье я считаю не воз-
   можным из -за возмущения душевного мира и спокойствия неожиданными для нас
   ассоциациями и тревожными воспоминаниями, которые могут беспокоить против на-
   шего желания. Поэтому  твёрдо убеждена, что фотография должна быть возвращена
   родным преподавателя Александра Юрьевича или отдана в деканат, где её исполь-
   зуют, как сочтут нужным. Я закончила. Прошу высказываться.

            -Дорогая Мария Игнатьевна,- первым начал Саша.- Я с большой благо-
   дарностью к вам выслушал вашу мудрую речь и совершенно правильно вынесенное
   решение по делу о фотографии.  Честно признаюсь, я никогда не испытывал тако-
   го жуткого состояния, какое  я получил от вида этой фотографии. Не дай мне
   Бог снова увидеть её.

            -Я как вы,-сказала Людмила тихим голосом, как -будто что-то мешало 
   ей говорить.- Скоро день памяти Александра Юрьевича и я надеюсь, что может
   кто из родных придёт на кладбище. А если нет - я отнесу в деканат.

             - Вот и ладно,- сказал Саша и ещё раз обнял жену. -Сама отвези...


             На этом месте рассказа врач замолчала и сидела, опустив голову. По
   лицу  бежали слёзы, которые капали ей на колени и мочили её врачебный халат,
   но она этого не замечала.

              -Отвезла ты, наконец, эту фотографию?- с сочувствием в голосе
   спросила Зоя.- Встретила кого-нибудь? Саша ведь не случайно сказал "отвези
   сама" Не хотел тебе мешать поплакать на могиле в последний раз. Он ведь всё
   понял.

               -Не спрашивай, Зоя, -обратилась к ней Раиса.- Людмила сегодня не
   может ничего говорить об этом. А вас, Людмила, мы ждёт к следующему дежурству
   Обещаю - мы будем в полном составе.
                И врач поняла, о чём идёт речь.
               
      
         Продолжение в главе "Последняя встреча у могилы и рассказ Зои.

 

 



           -


          
,