(Из цикла «Азбука Рима»)
«Как обелиски из Египта в Рим…»
(Сергей Алиханов)
Своеобразная история и мистическая культура древнего Египта с давних пор возбуждала интерес в ближних и дальних землях. Древнегреческие ученые устремлялись сюда в поисках сакральных знаний, хранимых жрецами. Римские императоры, покорив Египет, успешно использовали эти знания. В 45 году до н.э. Юлий Цезарь, призвав на помощь александрийского астронома Созигена, ввел новый календарь, получивший название юлианского. Тянущиеся вдоль берегов Нила плодородные земли Египта римляне обратили в обильную житницу, а недра древней страны стали неистощимой сокровищницей драгоценных камней и материалов. Неизъяснимое увлечение новых владетелей покоренной земли вызывали египетские обелиски. Несмотря на неимоверные технические сложности, римские императоры стали вывозить их для украшения Вечного города.
В мире на сегодня сохранилось 29 египетских обелисков. Причём, в самом Египте их осталось только 10, а большая часть - 15 обелисков можно видеть в Италии. Из них 13 по-прежнему украшают Вечный город. В XVIII века два египетских обелиска перевезли из Рима во Флоренцию и Урбино. Самый большой из сохранившихся египетских обелисков в Риме установлен на площади у Латеранского дворца, и потому он носит название Латеранского.
Наряду с пирамидами, обелиски — самые древние на земле монументальные сооружения. Их начали возводить в Египте примерно за четыре тысячелетия до н.э. Квадратная в сечении, постепенно сужающаяся кверху колонна заканчивается пирамидкой и по форме соответствует иероглифу, означающему солнце. Египетское название обелиска «ман» переводится как "солнечный луч". Нередко пирамидальная верхушка обелиска покрывалась блестящей бронзой или медью, и обелиск действительно напоминал застывший на земле солнечный луч. А вот грекам обелиски напоминали вертел, или шампур. От его греческого названия «обелос» и пошло утвердившееся в веках название монумента – обелиск.
Появлению египетского обелиска на Латеранской площади предшествовала интересная история. Однажды, прогуливаясь в ватиканских садах, папа Сикст V и его излюбленный архитектор и друг Доменико Фонтана вспоминали об установленных ими обелисках на площадях у Сан Пьетро (см. "Ватиканский обелиск") и Санта Мария Маджоре. Фонтана попутно заметил, что земля Рима скрывает еще много обелисков, например, на территории древнего цирка - Чирко Массимо. Пожилой, но неутомимый Сикст V, который за своё пристрастие к обелискам получил прозвище «обелискомана», тут же приказал приступить к поискам древних монументов, обещая щедрую награду нашедшему.
К тому времени служители соседней церкви Санта Мария ин Космедин превратили арену бывшего Чирко Массимо в огород, где выращивали великолепную капусту. Искателей обелисков это не смутило. 15 февраля 1587 года Маттео Бартолани, тыкая длинным и тонким железным прутом между капустными кочанами, как раз в середине цирка обнаружил огромный каменный блок. Как оказалось впоследствии, это была часть обелиска, привезенного в Рим сыном Константина Великого, Констанцием. Четыре дня спустя Бартолани наткнулся на куски второго обелиска, относящегося ко времени императора Августа. В награду Бартолани получил от папы огромную сумму в шестьсот скудо.
Несмотря на зимнюю непогоду, нетерпеливый Сикст V отдал приказание приступить к работе немедленно. Шли дожди, и вода, стекавшая с Палатинского холма, обратила арену цирка в болото. Триста рабочих, трудясь попеременно денно и нощно, рыли канавы, отводя воду, а пятьсот остальных занимались раскопками. С арены древнего цирка тогда пришлось убрать почти весь многовековой наносной грунт.
Священнослужители церкви Санта Мария ин Космедин стали протестовать против разрушения издавна принадлежавшего им огорода. Папе пришлось выплатить им компенсацию в триста скудо и предоставить другое место для посадок. Но в результате трудоёмких и усердных трудов из земли были извлечены три огромных блока.
Крупные иероглифы, покрывающие гранитную поверхность, позволили узнать историю монумента. Изначально обелиск был установлен у храма бога Амона, в древнем Гелиополисе, египетским фараоном Тутмосом III. Правил он приблизительно в 1655 году до н.э., т.е. в эпоху притеснения евреев и начала их исхода из Египта. Внизу одного из блоков сохранилась иероглифическая надпись о том, что скульптор работал над изготовлением обелиска тридцать шесть лет.
Вместе с блоками египетского обелиска были найдены фрагменты его гранитного постамента с текстом на античной латыни. Советник папы Микеле Меркати тщательно реставрировал древний текст, и его перенесли на четыре стороны нового основания. Здесь рассказана вся история обелиска. Император Константин Великий перевез его из Фив в Александрию, намереваясь отправить в город, носящий его имя — Константинополь, и установить там, на вершине горы. Однако смерть не позволила Константину довершить задуманное. Его сын Костанций II в 357 году по Нилу, морю и Тибру доставил обелиск в Рим, и установил на арене Чирко Массимо. Здесь он стоял неподалеку от другого обелиска, украшавшего цирк еще во времена императора Августа. Шли годы. Римская империя пала. Затих древний стадион. Однажды в бронзовую сферу, венчавшую обелиск, ударила молния и повредила навершие обелиска. Окончательно обелиск был повержен варварами Тотилы в 547 году, и тысячелетие пролежал, как в могиле, постепенно исчезая под глубоким слоем хоронившей его земли.
Только при Сиксте V извлеченный из глубин земли, очищенный и тщательно отреставрированный обелиск решили установить на площади, более всего связанной с именем Константина Великого.
В 313 году после издания Миланского эдикта о свободе вероисповедания император Константин подарил римскому епископу императорский Латеранский дворец. В преданиях Вечного Города говорится, что Константин сам принимал участие в строительстве по преобразованию дворца в христианский храм. Поэтому базилику называют иногда также Константиновой. Прежде здесь стояла и знаменитая конная статуя императора, перенесенная позднее в центр Вечного города на Капитолий.
Высота монумента вместе с пьедесталом составляет 47 м, т.е. это самый высокий из всех египетских обелисков Рима, а весит он 230 тонн. Помимо древней надписи на базе обелиска можно найти и посвящение папе Сиксту V, возродившему и освятившему языческий обелиск, и подпись архитектора Доменико Фонтана.
Подножие монумента украшает небольшой изящный фонтан, а вершину венчает крест, поддерживаемый четырьмя львами из геральдического символа папы Сикста V. Так египетский обелиск оказался у праматери церквей и стал свидетелем и символом победы христианства.
К обелискам питали слабость и правители древней Византии. В 390 году император Феодосий Великий перевез из Египта непосредственно в Константинополь обелиск фараона Тутмоса III. В той же Турции, во дворе Стамбульского археологического музея стоит ещё один, сильно поврежденный обелиск из розового египетского порфира. Древний обелиск есть и в Израиле, в национальном парке Кейсария. Эта территория на берегу Средиземного моря была подарена иудейскому царю Ироду Великому императором Римской империи – кесарем Юлием Цезарем.
Со временем мода на египетские обелиски постепенно распространилась по миру и даже перекинулась через океан. В XIX веке в мире случилась настоящая «обелискомания». В XIX веке египетские правители подарили три обелиска Франции, Англии и США. Древний Луксорский обелиск украсил парижскую площадь Согласия. Древнеегипетский обелиск под названием «Игла Клеопатры», можно увидеть теперь на причале королевы Виктории в Лондоне. Еще два обелиска хранятся в двух исторических графствах Англии (Йоркшир и Дорсет). В 1869 году египетский хедив Исмаил преподнес в дар США древний обелиск, посвященный фараону Тутмосу III. С той поры он высится в центральном парке Нью-Йорка.
Позднее многие современные памятники по утвердившейся традиции стали строить в форме обелиска. Памятник Нельсону, построенный в Лондоне в 1806 году, имеет форму обелиска. Самый высокий в мире монолитный обелиск высотой 170 метров украшает Капитолийскую площадь Вашингтона.
Памятники древнеегипетского искусства можно встретить и в России. Знаменитый египетский мост и Университетская набережная в Петербурге известны стоящими на их парапетах египетскими сфинксами. В Екатерининском парке можно видеть главный символ Египта - пирамиду, а в Пушкине можно пройти сквозь Египетские ворота. После второй мировой войны на многих современных кладбищах появились воинские памятники из кирпича и железа, выполненные в виде пирамидки, увенчанной звездой.