Тристан и Изольда. ч. 2

Иоанн Блаженный
продолжение

Акт 4.


ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРСТВО СВЯТОГО ГРААЛЯ

В Корнуэльсе доблестного рыцаря принимают с почетом. Король Марк назначает его управляющим своего замка и всех владений. Но придворные восстают, начинают строить козни… Интриги доходят до того, что король начинает желать гибели героя-племянника.
Тристан не может забыть золотоволосую Изольду. Не проходит дня, чтобы он не рассказывал о самой прекрасной, светлой и девственной невесте на земле – о ее бесчисленных дарах, дивном голосе, бесподобном характере, нескончаемых добродетелях…
Любопытство короля разжжено, и он обращается с лукавой просьбой: ‘Милый Тристан, неужели ты не сможешь добыть для меня столь прекрасную принцессу? Будь добр, поезжай в Ирландское королевство, откуда тебя изгнали, и привези Изольду’.

    Автор сказания о Тристане Готфрид Страстно'й пишет: Тристан сознаёт, что Марк посылает его на верную смерть. Королева Ирландии не преминет отомстить ему за гибель своего брата. Но нельзя ослушаться короля, и рыцарю надлежит выполнять свой долг. После недолгих колебаний Тристан дает согласие.


ДОБРЫЕ БОЖЕСТВА, СОШЕДШИЕ НА ЗЕМЛЮ ПОБЕДИТЬ ЗЛО

Свидетельство Тристана и Изольды абсолютно уникально и представляет собой узы духовной, миннической любви.
Если бы между ними возникли обычные земные любовные и супружеские отношения, Тристан ни при каком условии не уступил бы Изольду своему дяде Марку.
Если бы Изольда испытывала ветхую эротическую привязанность к великому рыцарю – никогда не пошла бы в жены к чуждому ей королю.
Парадокс на грани безумия! Как же понять его?

Связанные узами вышней любви жертвуют личными отношениями, руководствуясь высшими соображениями Доброго Промысла.
Минническая рыцарская любовь от земной (эротической, эгоистической) отличается приоритетом духовных установок: жертвенная любовь-служение. Так хочет Премудрость Божия, чтобы служили ближним, доставляя им радость. Так хочет Премудрость, чтобы помазанник испытал полноту креста и соответствующие ему блаженства…
Рыцарский долг верности выше личных отношений. Таков обет, который приносит рыцарь. Между враждующими Корнуэльсом и Ирландией через брак Изольды и короля Марка установится вожделенный мир – а значит, тысячи людей выживут благодаря прекращению вражды.


Акт 5.


ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК

Златовласая Изольда в отчаянии. Ей ненавистен навязанный жених. Как мог Тристан предать ее, уступить престарелому корнуэльскому королю?
Изольда согласна творить волю Софии Пронойи Доброго Промысла. Если так хочет ее возлюбленный, ради него – да… Но как тяжек для нее предстоящий крест!
Наибольшую печаль вызывают эротические обязанности супруги, которые ее наверняка заставит выполнять Марк…
Ситуация абсурдна, парадоксальна. Необходима поистине чудодейственная помощь, чтобы сделать Изольду, влюбленную в Тристана, женой ненавидимого ею короля! И королева-мать, видя слезы дочери-невесты, дает ей таинственный любовный напиток.
НАПИТОК НЕБЕСНОЙ ЛЮБВИ – центр нашего повествования о Тристане.
Любовный напиток в понимании миннезингеров и теогамитов – Святой Грааль. Любовь превосходящая, безусловная, по сути невозможная на Земле – мирровая чаша миннэ.


ИЗОЛЬДА И ТРИСТАН ВКУШАЮТ ЧАШУ ВТОРОГОЛГОФСКУЮ

Служанка младшей Изольды Бранжьена, как бы совершая оплошность (по другой версии – потрясенная минническими узами Тристана и Изольды), дает Тристану испить любовный напиток, предназначенный для короля Марка.
Тристан уже видел Святой Грааль в замке короля Артура. Какое блаженство – испить напиток превышенебесной любви, чтобы жить единственно возвышенной любовью! Как освящается смысл существования человека! Как преображается все его существо!

Напиток Amor Fino – целительная Чаша. Внешне речь о волшебном зелье – залоге брака Изольды и короля Марка. В духовном смысле – о возможности жить единственно возвышенной, девственной, не от мира сего любовью, опытно осознать тысячи ее преимуществ!
Однажды пригубивший хотя бы несколько обжигающих капель миннэ навсегда становится ходячей огнезрачною колесницей, и температура сердца у него превышает тысячу градусов по шкале Цельсия.
Нет, не обычную чашу вкушают Изольда и Тристан – рыцарскую, второголгофскую. Грааль может достаться только герою. Путь в Святой Грааль – путь рыцаря-помазанника.


ПАЛАТЫ МИННЭ

Чаша упояет девственной любовью посвященных. Тристан и Изольда отныне становятся одним существом. Читают в сердце друг друга без слов. Их излюбленное место уединения – парковая скамейка под дубом, лавровым деревом или розовым кустом. Любимое занятие – божественные беседы, экстатическое блаженство от близости друг с другом…
Подобные отношения в последнюю очередь можно назвать личными. Тристан видит в Изольде Царицу Небесную, Изольда в Тристане – Христа. Королевский замок для них – Брачная вечеря, внутренние залы – палаты миннэ.


ТЫСЯЧИ ПРЕИМУЩЕСТВ ВОЗВЫШЕННОЙ ЛЮБВИ НАД ЭРОСОМ

Вкусивший Любовный Напиток навсегда осознает тысячи преимуществ возвышенной любви над эротической. Эрос напрямую связан с источниками зла. Делает человека слабым, смертным. Удел похотника – очерненная совесть, блуждания во тьме, подверженность болезням, чужим мнениям, гипнозу… и в конечном счете бесконечные мытарства, отчаяние и муки.
Миннэ, напротив, несет блаженство, исцеление и силу, побеждающую смерть и страдание.

Будда побеждал страдание особого рода учением и медитацией. В сказаниях древней Гипербореи скорбь побеждается силой превосходящей любви, о которой не догадывается человек!
Тайна рыцарей Святого Грааля, его замков, брачных палат и посвятительных циклов – в постепенном проницании благодатью Миннэ, несущей осенение, дары святого духа и бессмертие.
Я всего лишь пересказал вам содержание бесед Тристана и Изольды.

Приближается первая брачная ночь. Задача Изольды – любым способом сохранить девство. Ее духовный брак с Тристаном непонятен простым смертным. Казалось бы, чем заниматься без поцелуев, объятий, любовных речей?
Напротив: красота духовных отношений только и открывается вне фатальных программ и магнитных сетей!
Согласно преданию, Изольда, чтобы избежать эротических контактов с королем Марком, задула свечи, ссылаясь на старинный ирландский обычай, и в темноте уступила свое место служанке Бранжьене, которая также была девственницей.



Акт 6.


ГОНЕНИЯ

В повествовании появляются новые негативные персонажи. Один из них – бывший охранник Изольды Одре' (другое его имя – Андре'д), племянник короля Марка и двоюродный брат Тристана.
Увы, духовный закон гласит: силы добра в настоящем уравновешены силами зла. И когда речь идет о высокой, превосходящей человеческие возможности любви – приразится равной силы враг.
Одре оказался достойным супротивником Тристана. Нет, не вызывает нашего рыцаря на поединок – ограничивается клеветою. Регулярно посещает короля Марка и конфиденциально докладывает ему: мол, Тристан и Изольда тайно встречаются по вечерам и непонятно чем занимаются.
Марк поначалу доверяет Андреду. Доносы вызывают у него возмущение. Какое предательство! Так-то отблагодарил его рыцарь! Вступил в сговор с его женой, опозорил доброе имя монарха!
Поддавшись речам придворного интригана, король Марк замышляет убийство обоих.
 
Тристан при встрече открывает Изольде сердце: ‘Возлюбленная моя, если король хочет мне смерти и ненавидит меня, то лучше мне уехать из Корнуэльса’.
Изольда: ‘Возлюбленный мой, клевета и гонения окружают помазанника. Нашим врагам не остается ничего, кроме клеветы. Но мы должны достойно понести свой крест’.


ДИАЛОГ ДЕВСТВЕННО ВЛЮБЛЕННЫХ

Король Марк желает лично убедиться в измене жены. Узнав, что Изольда и Тристан встречаются под цветущим лавром на одной из полян замкового парка, король забирается на дерево, притаившись среди листвы. До него доносится диалог девственно влюбленных:
‘О Тристан, я люблю вас как доброго рыцаря, как Боженька того хочет’.
‘И я вас люблю чистой любовью. Меня травят, окружают подозрениями… Что ж, наша любовь непонятна людям и должна храниться в тайне’.
Марк вслушивается в беседу, слышит речи о пренебесных девственных узах, о жертвенном служении… и гнев проходит! Королю дается любовь к обоим одновременно. Слезы наворачиваются на его глаза: как прекрасны души рыцаря и королевы! Марк кается в том, что осуждал влюбленных и хотел им смерти.
Миннезингерский сюжет ни в коем случае нельзя понимать в прямом смысле. Войны – духовные брани; яды – психические (проклятия); турниры – опять же схватки между добром и злом…
Клевета придворных – хула со стороны церковных и светских фарисеев, обычно окружающая помазанника. Найдите хоть одного избранника вышней любви, которого не оклеветали бы, облыжно обвиняя в самых тяжелых и низменных грехах!


СЕТИ ОДРЕ

Одре-Андред продолжает плести сети. Испросив частной аудиенции у короля, он призывает Марка зачать достойного наследника. (Типичный язык закулисных интриганов.)
Марк заявляет, что хочет видеть своим наследником Тристана. ‘Помилуйте, – с деланным изумлением восклицает Андред, – этого изменника, делающего вас рогоносцем?’
Корнуэльский король растерян, не знает, кому верить… Но вспоминает подслушанную им беседу под цветущим лавром на поляне, и здравый смысл берет верх.
Одре не сдается. Новая задуманная им интрига, с его точки зрения, должна подействовать безотказно.
‘Вас обманули, ваше величество! Беседа подстроена. Тристан и Изольда заметили вас в кроне дерева и тайно высмеивали. Подслушанный вами разговор – спектакль, разыгранный двумя изменниками, пребывающими в порочной связи!’
Злодей добивается у короля согласия на следующее испытание. В спальне Изольды разбросают по полу острые серпы и косы. Тайный ночной любовник наткнется на них и обличит себя. Наутро Одре потребует Тристана к королю и укажет на очевидную улику. Выходит, однако, что порезала ногу Изольда.

Одре подговаривает Марка убить жену, как изменницу. Тристан настаивает на том, что подстроил ловушку не он, а Одре, и вызывает последнего на бой, дабы определить истину. Марк предотвращает поединок.
Плаха, лобное место, кровь… Через что только не проходит помазанник в веке сем…
Андред не останавливается. По его наущению 20 придворных рыцарей устраивают засаду на Тристана. Но служанка Бранжьена предупреждает рыцаря, и засада срывается. Несколько врагов погибают от меча Тристана.
Марк приказывает запереть Изольду в башне. (Миннэ заточена и бесконечно страдает…)

Тристан устал. Не может ни есть, ни пить. Умирает от тоски по Изольде. Сколько раз он уже умирал и воскресал! У него нет больше сил бороться с обстоятельствами… Верная Бранжьена предлагает следующий ход: переодеться в женские одежды и таким образом проникнуть в башню.
Тристан, переодетый женщиной (необходимость для рыцаря проявить материнскую ипостась), пробирается к возлюбленной… Но за ним следят. Ночью его безоружного хватают, связывают и ведут к королю.
С точки зрения врагов, у них несомненная улика: Тристана застали на постели королевы!
В гневе Марк приговаривает обоих к смертной казни через сожжение на костре (римская инквизиция). Заговорщики требуют сжечь только Тристана, а Изольду… отдать прокаженным, чтобы ее смерть была более долгой и мучительной.
Какое страстное претерпевает вслед за Тристаном Изольда! Просит у Одре меч, чтобы покончить с собой, но получает отказ. Прокаженные хватают ее и волокут к себе… Но страшная болезнь не пристает к нашей непорочной деве Февронии – Изольде, возлюбленной Тристана.


ПРЫЖОК ТРИСТАНА

Царица Небесная не оставляет Тристана своим покровом. По дороге на казнь ему удается вырваться из рук стражей и укрыться в старой церкви на высоком берегу моря. Следом гонятся двадцать вооруженных до зубов врагов. Тристану остается лишь выпрыгнуть через окно церкви.
Другого выбора нет: либо быть сожженным заживо, либо броситься с восьмидесятиметрового обрыва. Бесстрашный рыцарь решается совершить прыжок. Лучше утонуть в морской пучине, чем погибнуть от руки труса Одре!

Друзья Тристана во главе с верным Гуверналом тем временем спасают Изольду от прокаженных и пускаются на поиски рыцаря. Войдя в старую церковь, смотрят через окно вниз с крутизны… Ожидаемое ими чудо произошло – Тристан остался в живых! И на сей раз спасла его Царица Небесная!
Гувернал с товарищами, ликуя, видят Тристана стоящим на скале, и над ним простирается лик Божией Матери.


В ЗАМКЕ ПРЕМУДРОЙ ДЕВЫ

Возлюбленные вновь вместе! Тристан и Изольда находят приют в домике лесника в глубине леса. Для обоих наступает период затвора. Вскоре, еще больше удаляясь от мира, они укрываются в лесном замке, именуемом Замком Премудрой Девы (Царицы Небесной!), где проживут много лет.
В отравленной земной круговерти влюбленные счастливо живут по заповедям вечного девства, в совершенной чистоте, молитве и духовности. Счастлив Тристан, счастлива Изольда. Миннические узы дают блаженство обоим.
В Замке Премудрой Девы бьют чудотворные источники. Любимое занятие затворников – поутру омываться в источниках, дабы сияла на них девственная чистота. С ними Гувернал и Бранжьена, рыжий конь Тристана Быстроног и пес Острозуб. Таков один из самых прекрасных замков Святого Грааля – Замок Премудрой Девы.

Между тем слуги Марка узнают, что Тристан часто уединяется в лесу для молитвы. Воспользовавшись его отсутствием, врываются в замок и, связав Изольду, увозят ее к королю.
Марк вновь заточает королеву в башню, окружает ее роскошью… Но та безмерно тоскует. Золото и наряды нисколько не привлекают ее. Король не может купить ее расположение ни балами, ни богатыми подарками.

Тристан, ничего не зная о произошедшем, спит на лесной поляне… И снова страстное: отравленная стрела, предательски выпущенная сыном одного из некогда убитых им рыцарей, втыкается прямо в плечо…
Вновь яд! Любимая расправа злодеев над помазанником, если не получится переманить его на свой престол и объявить своим святым – отравление.
Тристан спешит в замок. Исцелить его может Изольда… но ее и след простыл. Рыцарь, умирающий от неизлечимой раны, в запредельном страстном. На него наваливается такая тоска, что и жить не хочется.
Бранжьена и на сей раз приходит на помощь: советует умирающему Тристану собрать последние силы, сесть на коня и мчаться к бретонскому королю Хоэлю. У него есть дочь – белокурая Изольда, известная даром целительства.
‘Тоже Изольда? И тоже целительница? – удивляется Тристан. – Какое промыслительное совпадение!..’

окончание следует