Первенец большого флота

Вячеслав Прытков
                ПЕРВЕНЕЦ   БОЛЬШОГО   ФЛОТА

Флоту  страны  в  30 – е  годы  ХХ  века  необходимы  были  универсальные  корабли – крейсера, строительство  которых  уже  начали  все  ведущие  морские  державы. 11  июля  1933  года  Советом  Труда  и  Обороны  принимается  «Программа  военно – морского  судостроения  на  1933 – 38  годы». Она  предусматривала  строительство  серии  из  шести  лёгких  крейсеров, по  два  для  Балтийского, Черноморского  и  Тихоокеанского  флотов.
Коллектив  проектного  бюро, руководимого  главным  конструктором  А. Масловым  на  основе  документации, полученной  по  соглашению  с  итальянской  компанией  «Ансальдо», проработав  чертежи  самого  быстроходного  по  тем  временам  крейсера  «Раймондо  Монтекуколи», взялся  за  дело  создания  корабля, не  уступающего  упомянутому. Причём, конструкторы  не  стали  полностью  копировать  итальянские  разработки, а  вносили  свои  собственные  решения, как  по  корпусу, энергетической  установке, так  и  по  вооружению. К  примеру, трёх-орудийные  башенные  установки  не  имели  аналогов  на  других  флотах. Будущие  крейсера  получили  название  «проект  26».

26  октября  1935  года  в  Ленинграде, на  Балтийском  заводе  состоялась  закладка  головного  крейсера. В  этом  торжественном  мероприятии  участвовали  начальник  морских  сил  СССР  В. Орлов  и  член  Политбюро  ЦК  ВКП (б)  М. Калинин. Приказом  Наркома  обороны  кораблю  присвоили  имя  Сергея  Мироновича  Кирова. На  стапеле  завода  М. Калинин, взяв  маленькую  серебряную  пластинку  с  выгравированными  названием  корабля  и  датой  закладки, опустил  её  между  двумя  стальными  листами  вертикального  киля.

Крейсер  строили  по – стахановски: стапельные  работы  были  завершены  за  один  год  и  тридцать  восемь  дней, и  уже  30  ноября  1936  года  он  был  спущен  на  воду, в  августе  1937  года  впервые  вышел  в  море. Отработка  механизмов, прочность  корпуса  проверялись  на  полном  ходу  и  даже  в  восьми-бальный  шторм. После  успешных  испытаний  26  сентября  1938  года  на  «Кирове»  взвился  военно – морской  флаг. В  состав  советского  ВМФ  вступил  новый  лёгкий  крейсер – первенец  большого  флота. В  экипаж  «Кирова»  влились  моряки  с  линкоров  «Октябрьская  революция»  и  «Марат».

В  первый  день  войны  крейсер  отражал  атаки  немецкой  авиации, защищая  Ригу, готовясь  к  сражениям  на  море. Однако, крупные  корабли  противника  не  принимали  участия  в  боевых  действиях  на  Балтике. Тем  временем  немцы  минировали  Ирбенский  пролив  и  устье  Финского  залива, для выхода  кораблей  Балтийского  флота  оставался  свободным  от  мин  лишь  мелководный  пролив  Муху – Вейн, но  через  который  крейсер  «Киров»  пройти  не  мог. Только  после  углубления  земснарядами  этого  фарватера  и  облегчения  корабля – выгрузки  части  боезапаса, топлива  и  грузов  ему  удалось  благополучно  пройти  пролив  и  прибыть  в  главную  базу – Таллинн.
Артиллерия  «Кирова»  и  других  кораблей  помогала  сухопутным  войскам  сдерживать  наступление  немцев  на  город, но  и  по  крейсеру  вёлся  непрерывный  огонь  из  тяжёлых  орудий, с  воздуха  его  атаковали  немецкие  самолёты. Тяжёлых  повреждений  удалось  избежать  благодаря  умелому  маневрированию  и  действиям  зенитчиков  корабля.

Крейсер  участвовал  в  героическом  и  трагическом  для  флота  Таллиннском  переходе, когда  он  вместе  с  другими  кораблями  преодолевал  перекрытый  минными  полями  Финский  залив, подвергаясь  атакам  с  воздуха  и  на  воде, прорываясь  в  Кронштадт. Своими  орудиями  вёл  огонь, отражая  штурм  фортов  крепости, сдерживая  наступление  врага. Однако, получив  серьёзные  повреждения, по  решению  Военного  Совета  КБФ, был  вынужден  вместе  с  другими  кораблями  перебазироваться  в  Ленинград  и  занять  огневую  позицию  на  Неве, продолжив  оборону  города. В  блокадную  зиму  1941 – 42  годов  экипаж  «Кирова»  вместе  с  рабочими  Балтийского  завода  участвовал  в  ремонте  корабля.
Весной  1942  года, вмерзший  в  лёд  Невы, крейсер  подвергся  комбинированным  атакам  осадной  артиллерии  и  бомбардировочной  авиации  противника. На  него  прямым  попаданием  упали  три  бомбы, возник  пожар, переметнувшийся  в  артиллерийский  погреб. Только  благодаря  героическим  действиям  матросов  Терехова  и  Коковцева, проникших  в  очаг  возгорания  и  отыскавших  клапаны  затопления, огонь  был  прекращён,  и  предотвращена  гибель  корабля. В  то  же  время  зенитчики  «Кирова»  отражали  непрерывные  налёты  бомбардировщиков. Умело  действовал  комендор  старшина  1  статьи  Попов, его  нарекли  «безотказным  комендором». Он  погиб  от  осколка  вражеского  снаряда.
За  ночь  крейсер  отбуксировали  к  другой  набережной  и  замаскировали.  На  его  место  поставили  старый  учебный  корабль  «Свирь». Утром  «юнкерсы»  потопили  судно, приняв  за  крейсер  «Киров». В  то  тяжёлое  блокадное  время  рабочие  ленинградских  заводов  вместе  с  моряками  корабля  снова  выполняли  ремонт  корабля, меняли  его  вооружение. Крейсер  со  своей  огневой  позиции  поддерживал  наступление  42  -й  армии  по  освобождению  Ленинграда. После  прорыва  блокады  города  «Киров»  первым  из  надводных  кораблей  КБФ  был  награждён  орденом  Красного  Знамени.
В  1944  году  огнём  главного  калибра  громил  «линию  Маннергейма»  при  наступлении  войск  Ленинградского  фронта. Боевые  действия  во  время  Великой  Отечественной  войны  показали  высокую  живучесть  и  хорошие  качества  орудий  корабля, не  смотря  на  полученные  повреждения  крейсер  оставался  в  строю. Были  выявлены  недостатки, которые  учитывались  при  последующем  создании  кораблей  этого  типа.
50 – е  годы  стали  временем  модернизации  «Кирова», потом  он  ещё  долгое  время  оставался  на  службе  в  ВМФ, пока  в  1965  году  не  был  выведен  из  состава  боевых  кораблей  в  учебные. С  дружескими  визитами  побывал  в  портах  Польши, Германии  и  Швеции, участвовал  в  учениях  «Север»  и  «Океан». Служба  первенца  большого  флота  длилась  36  лет, ему  на  смену  пришли  новые  корабли, приняв  от  него  эстафету  служения  Российскому  военно – морскому  флоту.

28  апреля  2023  г.                Вячеслав  Прытков