ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ
ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА
"ЧЕЛОВЕК с БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ"
***********************************
23 июня 1987 года в московском кинотеатре "Мир" состоялся премьерный
показ кинофильма "Человек с бульвара Капуцинов".Жанр картины режиссёр
А.И.Сурикова и сценарист Э.Т. Акопов определили,как "ироническая фантазия в
стиле вестерна".Позже А.И.Сурикова признавшая,что фильм начался для неё не со
сценария,а с того момента,как она поняла,что мистера Феста,решившего изменить
мир при помощи кино должен играть Андрей Миронов,и он согласился на эту роль.
Режиссёр в мемуарах вспоминает,что актёр включается в работу над картиной
значительно раньше,чем это обычно делает исполнитель.Ещё на стадии прикидок
первого режиссёрского сценария.Он много фантазирует,размышляет не только об
образе главного героя,но и над биографиями и поступками остальных персонажей.
Спорил с режиссёром.Так по словам А.И.Суриковой именно Андрей Миронов нашёл
наиболее выразительное и точное завершение экранной судьбы героини фильма Дины
Литтл.
В своём интервью перед отъездом на гастроли в Прибалтику А.А.Миронов сказал -
Что - то меня сразу подкупила в Фёсте,подружиться с ним." И то,что он Дон
Кихот,и то,что,если можно так выразиться,он не просто чудак,а очень
своеобразный счастливый неудачник,или неудачный счастливец.Персонаж,созданный
Андреем Мироновым,по мнению критики получился удивительно светлым и
обаятельным.Его тихий голос воздействует на окружающих сильнее грохота драки и
выстрелов.Он самым непостижимым образом заставляет каждого на миг остановиться
и задуматься о себе самом.И прежде чем,Фёст поразил завсегдатаев салуна
неведомого синематографа показывать на белой простыне кадры первой в мире
люмъеровской программы,("Прибытие поезда"),"Политый поливальщик"),он уже
впечатлил их своим обаянием и возвышенным благородством.На глазах зрителей
разнузданный салун неузнаваемо преображается,а в людях открываются их лучшие
качества.Но,это преображение случилось ненадолго поскольку кинематограф,как
оказалось не однородный.Фёст покидает городок,но всё же оставляет свет в душах
его жителей.
По результатам опроса журнал "Советский экран" за роль мистера Фёста Андрей
Миронов был признан лучшим актёром 1987 года.В декабре 2000 года на церемонии
в Центре Ханжонкова фильм А.И.Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов"
официально назван "Лучшей картиной о кино уходящего века."
27 июня был последним спектаклем с участием актёра в Москве:"Женитьба Фигаро"
в Зеркале театра сада Эрмитаж".13 августа - последний салонный концерт Андрея
Миронова в Риге.
СМЕРТЬ
***********
14 августа 1987 года во время гастролей театра в Риге,на спектакле "Безумный
день,или женитьба Фигаро" не доиграв последнюю сцену,Андрей Миронов потерял
сознание на сцене(спектакль проходил в здании Рижской оперы).Его отнесли за
кулисы и вызвали "Скорую помощь".Актёра доставили в нейрохирургический отдел
местной больницы Гайльэзерс,где диагностировали обширное кровоизлияние в мозг.
В течении двух дней проводили мероприятия по поддержке дыхания и сердцебиения
под косвенным руководством нейрохирурга Эдуарда Канделя.
По словам Яниса Озолиньша,руководителя клиники нейрохирургии,куда доставили
Андрея Миронова в бессознательном состоянии у актёра признали разрыв аневризмы
сосуда,снабжающего кровью передней части головного мозга,и участвующего в
обеспечении кровоснабжением всего мозга.Было диагностировано обширное
кровоизлияние между полушариями мозга.Обследование сосудов выявило "Гигантскую
по меркам головного мозга,аневризму":в диаметре она была больше 2.5 см.Её
разрыв повлёк за собой нарушение жизненно важных функций,в частности дыхания",
как следствие,потерю сознания.
Андрей Миронов скончался,не приходя в сознание,в 5.35 16 августа 1987 года в
возрасте 46 лет.Похоронили актёра 20 августа 1987 года на Ваганьковском
кладбище Москвы(участок № 40).
16 августа 1988 года на горе Крестов рядом с литовским городом Шауляй мать
артиста и актёры шауляйского театра установили крест в память об Андрее
Миронове.
О ТВОРЧЕСТВЕ АКТЁРА
**********************
Анализируя творчество Андрея Миронова,исследователи в первую очередь отмечали
его многообразие и яркость.С самого начала в его работе органично соединялся
гротеск и лирика,скрытая ирония и очевидный темперамент,эксцентрика и
психология.Для ролей актёр находил самые разные краски:то шутливо,то иронично,
то акварельные,яркие,броские.Он был разный каждую секунду и на сцене,и вне её,
постоянно находился в поиске,всё время что - то открывая и созидая.И в жизни и
творчестве актёр не любил однозначности,во всём предпочитая сложность и
противоречивость.Созданные им образы часто отличались двойственностью,
многоплановостью.
Уже в студенческие годы преподаватель заметила за Мироновым стремление
пробиваться "сквозь смех к слезам и к смеху сквозь слёзы".
Педагог Я.М.Смоленский вспоминал,как на занятиях по художественному чтению
работая над поэмой "Домик в Коломне" и при распределении ролей между тремя
студентами Миронову в основном отдавали те строфы,где у А.Пушкина иронические
интонации сливаются с глубоко лирическими.В дальнейшем это свойство в его
творчестве лишь развивалось и углублялось.
Но,не следует до конца верить улыбкам Андрея Миронова.Да,в них
торжество и наслаждение игрой,оптимизм и жизнерадостность.Однако вдруг за
игрой проступит и явится на свет самая реальная боль,за смехом - нешуточный
его смысл сквозь мелькание улыбок заблестят не всегда видимые миру слёзы".
Среди актёров своего поколения Андрей Миронов выделился поразительным
оптимизмом и жизнелюбием.Он как никто другой умел радоваться жизни и
передавать ощущение счастья зрителям.Тот,кто знал его с детства рассказывают о
нём как о весёлом и общительном балагуре.Сам актёр неоднократно вспоминал
историю о том,как во время съёмок фильма "А если это любовь" к нему подошёл
режиссёр Юлий Райзман и сказал:"Меньше играй в жизни,больше тебя останется для
сцены".Остроумие,уверенность в себе и мастерство своего дела Андрей Миронов
был для современности образцом актёра и современным молодым человеком.
Несмотря на яркий,эмоциональный склад характера Андрея Миронова считали также
интеллектуальным актёром.В жизни и на сцене он был очень аналитически
рассудочным.В работе над ролью Андрей Миронов опирался на логический анализ
образа,пытаясь уяснить для себя мироощущение и способ мышления персонажа.В
результате у актёра всегда получался всегда очень точный,конкретный и
неповторимый портрет личности.Все его герои были живыми людьми,
непосредственно реагирующими на происходящее вокруг.
С возрастом Андрей Миронов стал серьёзнее,сложнее и глубже как человек и как
художник.На первый план вышли его душевная мягкость и человеческая глубина.
Теперь он играл на контрастах,резких перепадах интонаций,порой даже в пределах
одной фразы.Его актёрский стиль всегда отличала невероятно гибкая речь.С
годами инансировка значений отдельных слов достигала просто музыкальной
виртуозности.По воспоминаниям "Миронов никогда не произносил одну и ту же
фразу одинаково".
По оценкам специалистов,Андрей Миронов реализовался в большей степени в
театральных работах,чем в кино.Связано это с тем,что в кино не любят
заниматься актёрами,искать его скрытые способности.Обычно кинорежиссёры
предпочитают использовать готовый типаж,то,что лежит на самой поверхности.
Безусловно у Андрея Миронова были и в кино разноплановые роли,но полностью
раскрыт его талант в кино всё же не был.На экранах главным образом,
эксплуатируется музыкальная и пластическая одарённость актёра.Отчасти ещё
телевиденье предоставляет актёру возможность блистать иными гранями таланта в
классических и психологических ролях.(телеспектакль "Возвращение","Страницы
журнала Печорина","Между небом и землёй","Белые розы,розовые слоны").
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
28.04.2023