Актёры, ушедшие рано Андрей Миронов Часть 10

Алевтина Габсатарова
                ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

            "ЧЕЛОВЕК с БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ"
            ***********************************
            23 июня 1987 года в московском кинотеатре "Мир" состоялся премьерный
  показ кинофильма "Человек с бульвара Капуцинов".Жанр картины режиссёр
  А.И.Сурикова и сценарист Э.Т. Акопов определили,как "ироническая фантазия в
  стиле вестерна".Позже А.И.Сурикова признавшая,что фильм начался для неё не со
  сценария,а с того момента,как она поняла,что мистера Феста,решившего изменить
  мир при помощи кино должен играть Андрей Миронов,и он согласился на эту роль.
  Режиссёр в мемуарах вспоминает,что актёр включается в работу над картиной
  значительно раньше,чем это обычно делает исполнитель.Ещё на стадии прикидок
  первого режиссёрского сценария.Он много фантазирует,размышляет не только об
  образе главного героя,но и над биографиями и поступками остальных персонажей.
  Спорил с режиссёром.Так по словам А.И.Суриковой именно Андрей Миронов нашёл
  наиболее выразительное и точное завершение экранной судьбы героини фильма Дины
  Литтл.
  В своём интервью перед отъездом на гастроли в Прибалтику А.А.Миронов сказал -
  Что - то меня сразу подкупила в Фёсте,подружиться с ним." И то,что он Дон
  Кихот,и то,что,если можно так выразиться,он не просто чудак,а очень
  своеобразный счастливый неудачник,или неудачный счастливец.Персонаж,созданный
  Андреем Мироновым,по мнению критики получился удивительно светлым и
  обаятельным.Его тихий голос воздействует на окружающих сильнее грохота драки и
  выстрелов.Он самым непостижимым образом заставляет каждого на миг остановиться
  и задуматься о себе самом.И прежде чем,Фёст поразил завсегдатаев салуна
  неведомого синематографа показывать на белой простыне кадры первой в мире
  люмъеровской программы,("Прибытие поезда"),"Политый поливальщик"),он уже
  впечатлил их своим обаянием и возвышенным благородством.На глазах зрителей
  разнузданный салун неузнаваемо преображается,а в людях открываются их лучшие
  качества.Но,это преображение случилось ненадолго поскольку кинематограф,как
  оказалось не однородный.Фёст покидает городок,но всё же оставляет свет в душах
  его жителей.
  По результатам опроса журнал "Советский экран" за роль мистера Фёста Андрей
  Миронов был признан лучшим актёром 1987 года.В декабре 2000 года на церемонии
  в Центре Ханжонкова фильм А.И.Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов"
  официально назван "Лучшей картиной о кино уходящего века."

  27 июня был последним спектаклем с участием актёра в Москве:"Женитьба Фигаро" 
  в Зеркале театра сада Эрмитаж".13 августа - последний салонный концерт Андрея
  Миронова в Риге.

  СМЕРТЬ
  ***********
  14 августа 1987 года во время гастролей театра в Риге,на спектакле "Безумный
  день,или женитьба Фигаро" не доиграв последнюю сцену,Андрей Миронов потерял
  сознание на сцене(спектакль проходил в здании Рижской оперы).Его отнесли за
  кулисы и вызвали "Скорую помощь".Актёра доставили в нейрохирургический отдел
  местной больницы Гайльэзерс,где диагностировали обширное кровоизлияние в мозг.
  В течении двух дней проводили мероприятия по поддержке дыхания и сердцебиения
  под косвенным руководством нейрохирурга Эдуарда Канделя.

  По словам Яниса Озолиньша,руководителя клиники нейрохирургии,куда доставили
  Андрея Миронова в бессознательном состоянии у актёра признали разрыв аневризмы
  сосуда,снабжающего кровью передней части головного мозга,и участвующего в
  обеспечении кровоснабжением всего мозга.Было диагностировано обширное
  кровоизлияние между полушариями мозга.Обследование сосудов выявило "Гигантскую
  по меркам головного мозга,аневризму":в диаметре она была больше 2.5 см.Её
  разрыв повлёк за собой нарушение жизненно важных функций,в частности дыхания",
  как следствие,потерю сознания.

  Андрей Миронов скончался,не приходя в сознание,в 5.35 16 августа 1987 года в
  возрасте 46 лет.Похоронили актёра 20 августа 1987 года на Ваганьковском
  кладбище Москвы(участок № 40).
  16 августа 1988 года на горе Крестов рядом с литовским городом Шауляй мать
  артиста и актёры шауляйского театра установили крест в память об Андрее
  Миронове.

  О ТВОРЧЕСТВЕ АКТЁРА
  **********************
  Анализируя творчество Андрея Миронова,исследователи в первую очередь отмечали
  его многообразие и яркость.С самого начала в его работе органично соединялся
  гротеск и лирика,скрытая ирония и очевидный темперамент,эксцентрика и
  психология.Для ролей актёр находил самые разные краски:то шутливо,то иронично,
  то акварельные,яркие,броские.Он был разный каждую секунду и на сцене,и вне её,
  постоянно находился в поиске,всё время что - то открывая и созидая.И в жизни и
  творчестве актёр не любил однозначности,во всём предпочитая сложность и
  противоречивость.Созданные им образы часто отличались двойственностью,
  многоплановостью.

  Уже в студенческие годы преподаватель заметила за Мироновым стремление
  пробиваться "сквозь смех к слезам и к смеху сквозь слёзы".
  Педагог Я.М.Смоленский вспоминал,как на занятиях по художественному чтению
  работая над поэмой "Домик в Коломне" и при распределении ролей между тремя
  студентами Миронову в основном отдавали те строфы,где у А.Пушкина иронические
  интонации сливаются с глубоко лирическими.В дальнейшем это свойство в его
  творчестве лишь развивалось и углублялось.

              Но,не следует до конца верить улыбкам Андрея Миронова.Да,в них
  торжество и наслаждение игрой,оптимизм и жизнерадостность.Однако вдруг за
  игрой проступит и явится на свет самая реальная боль,за смехом - нешуточный
  его смысл сквозь мелькание улыбок заблестят не всегда видимые миру слёзы".
  Среди актёров своего поколения Андрей Миронов выделился поразительным
  оптимизмом и жизнелюбием.Он как никто другой умел радоваться жизни и
  передавать ощущение счастья зрителям.Тот,кто знал его с детства рассказывают о
  нём как о весёлом и общительном балагуре.Сам актёр неоднократно вспоминал
  историю о том,как во время съёмок фильма "А если это любовь" к нему подошёл
  режиссёр Юлий Райзман и сказал:"Меньше играй в жизни,больше тебя останется для
  сцены".Остроумие,уверенность в себе и мастерство своего дела Андрей Миронов
  был для современности образцом актёра и современным молодым человеком.

  Несмотря на яркий,эмоциональный склад характера Андрея Миронова считали также
  интеллектуальным актёром.В жизни и на сцене он был очень аналитически
  рассудочным.В работе над ролью Андрей Миронов опирался на логический анализ
  образа,пытаясь уяснить для себя мироощущение и способ мышления персонажа.В
  результате у актёра всегда получался всегда очень точный,конкретный и
  неповторимый портрет личности.Все его герои были живыми людьми,
  непосредственно реагирующими на происходящее вокруг.

  С возрастом Андрей Миронов стал серьёзнее,сложнее и глубже как человек и как
  художник.На первый план вышли его душевная мягкость и человеческая глубина.
  Теперь он играл на контрастах,резких перепадах интонаций,порой даже в пределах
  одной фразы.Его актёрский стиль всегда отличала невероятно гибкая речь.С
  годами инансировка значений отдельных слов достигала просто музыкальной
  виртуозности.По воспоминаниям "Миронов никогда не произносил одну и ту же
  фразу одинаково".

  По оценкам специалистов,Андрей Миронов реализовался в большей степени в
  театральных работах,чем в кино.Связано это с тем,что в кино не любят
  заниматься актёрами,искать его скрытые способности.Обычно кинорежиссёры
  предпочитают использовать готовый типаж,то,что лежит на самой поверхности.
  Безусловно у Андрея Миронова были и в кино разноплановые роли,но полностью
  раскрыт его талант в кино всё же не был.На экранах главным образом,
  эксплуатируется музыкальная и пластическая одарённость актёра.Отчасти ещё
  телевиденье предоставляет актёру возможность блистать иными гранями таланта в
  классических и психологических ролях.(телеспектакль "Возвращение","Страницы
  журнала Печорина","Между небом и землёй","Белые розы,розовые слоны").

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                28.04.2023