3. 7 О времени на небесах

Лариса Болотова
«162. Хотя на небесах всё идёт и движется точно так же последовательно, как и на земле, тем не  менее, у ангелов нет ни понятия, ни мысли о времени и пространстве…»

                Почему?

«163. Если ангелы не знают, что такое время, хотя у них всё идёт последовательно одно за другим, точно так же, как и на земле, и даже без всякой разницы, то это происходит от того, что на небесах нет годов и дней, а вместо них изменения состояния…»

                Если с самого рождения ребёнку не давать понятий о времени, как он будет воспринимать окружающий мир?

                Что значит изменения состояния?

«154. Под изменениями состояния ангелов разумеются изменения в них относительно любви и веры, а затем мудрости и разумения, следовательно, относительно состояния их жизни и того, что относиться к ней….

155. … Когда ангелы в самом высшем настроении любви, тогда они находятся в свете и тепле своей жизни или в состоянии ясности и удовольствия; когда же они находятся в наименьшей степени любви, тогда они в тени и в холоде или в состоянии тьмы и неудовольствия; от последнего состояния они опять возвращаются к первому и т.д. Эти изменения, хотя и следуют одно за другим, но с разнообразием; они чередуются, как перемены света и тьмы, тепла и холода, или, как ежедневно в мире – утро, полдень, вечер и ночь, с постоянным разнообразием в продолжение года. Эти времена соответствуют: утро – ясному состоянию любви ангельской; полдень – ясному состоянию мудрости их; вечер – тёмному состоянию их мудрости; а ночь – состоянию без любви и мудрости; однако нужно заметить, что у небесных жителей нет таких состояний, которые бы соответствовали ночи, но только некоторые состояния, соответствующие заре, предшествующей утру;  соответствие ночи принадлежит живущим в аду».

                Если рассматривать  жизнь человека в физическом мире, то он всё время изменяет своё состояние. Это, прежде всего, зависит от времён года, от времени суток, от его возраста, от отношения к нему других людей, от жизненных трудностей и так далее.

«165. Так как ангелы не имеют того понятия о времени, как люди на земле, то у них нет вовсе и мысли о времени и о том, что относится к нему; они не знают свойственных ему разделений на годы, месяцы, недели, часы, ни даже, что такое завтра, сегодня, вчера. Когда ангелы слышат об этом от человека (к которому на земле всегда присоединяются от Господа несколько ангелов), тогда вместо этих названий они понимают состояние и всё относящееся к нему: таким образом, природная мысль человека обращается  у ангелов в духовную мысль».

                Что значит природная мысль и духовная мысль? Понятия и интуиция?

«166. Точно так и всё то, что происходит от времени, как то: времена года, называемые весной, летом, осенью и зимой; времена дня, называемые утром, полднем, вечером и ночью; возрасты человека, называемые детством, юношеством, мужеством и старостью; и вообще всё то, что или зависит от времени, или по порядку его следует одно за другим. Когда человек думает о таких предметах, он думает по времени, ангел же по состоянию, поэтому всё, что в подобных мыслях человека относится ко времени, обращается у ангелов в понятиях о состоянии.

Весна и утро обращаются в понятия о состоянии любви и мудрости, свойственных ангелам в первом их состоянии; лето и полдень обращаются в понятия о любви и мудрости ангелов во втором их состоянии; осень и вечер – в понятия о том же  в третьем состоянии ангельском; зима же и ночь – в понятии о состоянии, существующем в аду; вот почему времена в Слове имеют подобные значения.

155….  день и год в Слове Божьем означают вообще состояние жизни: тепло и свет – любовь и мудрость; утро – первую и высшую степень любви; полдень – мудрость в своём свете; вечер – мудрость в тени; заря – сумерки, предшествующие утру; а ночь – совершенное отсутствие любви и мудрости.

Из этого ясно, каким образом природные понятия человека становятся духовными у ангелов, находящихся при нём.

  167. Так как ангелы не имеют никакого понятия о времени, то они и о вечности иного понятия, чем люди на земле; ангелы постигают вечность, как безконечное состояние, а не безконечное время. … о вечности не следует думать по времени, а по состоянию и что тогда только можно постичь, что значит от вечности …

   168. Ангелы, беседуя с человеком, никогда не говорят с ним посредством свойственных ему природных понятий, которые все заимствованы от времени, пространства, вещественности и тому подобного, а посредством понятий духовных, которые все основаны на состояниях и на их различных изменениях внутри и вне ангелов. Тем не менее, когда духовная мысль ангельским наитием сходит на человека, она мгновенно и сама собой обращается в свойственную человеку природную мысль, вполне соответствующую духовной; что это таким образом делается, того не знает ни ангел, ни человек; но таково вообще всякое небесное наитие на человека».

                Почему и как это может происходить? Если рассматривать мысль, как сгусток определенной энергии, то происходит преобразование духовной мысли (энергии), в природную мысль (энергию).

«Некоторые ангелы были допущены до моих  мыслей  (Свёденборга) ближе обыкновенного, и даже до природных мыслей моих, в которых многое было основано на времени и пространстве; но так как они тут ничего не поняли, они тотчас отошли; и после того я слышал, как они, беседуя говорили, что были в потёмках». 

                Что значит допущены? Дана возможность перейти на определённый материальный уровень?

«Мне дано было узнать по опыту, до чего доходит незнание ангельское относительно времени: один из небесных ангелов был таков, что мог входить не только в духовные, но и в природные, человеку свойственные мысли; вследствие чего я и мог говорить с ним, как человек с человеком».

                Как это может происходить? Если предположить, что душа человека имеет несколько уровней, один из которых духовный, то входя в эти уровни, можно читать мысли, как духовные, так и природные.

«Сперва он не понимал, что такое я называл временем, так что я должен был объяснить ему, каким образом солнце, по-видимому, обходит нашу землю и образует годы и дни, и что вследствие того годы разделяются на четыре времени, на месяцы и недели, а день – на 24 часа; что эти времена возвращаются в установленные сроки и что таково происхождение времени. Выслушав это, он весьма удивился, говоря, что он этого не знал, а знал только состояние. Разговаривая с ним, я, между прочим, сказал ему, что на земле известно, что на небесах нет времени или, по крайне мере, что люди говорят об этом как бы зная это; ибо они про умирающего говорят, что он покидает временное, или отрешается от времени, и через это разумеют отшествие его от мира.
 
… некоторые люди знают, что время по началу своему есть состояние, потому, что оно вполне зависит от состояния любви, в котором находишься. Оно коротко для тех, которые в состоянии удовольствия и радости, продолжительно для тех, которые в неудовольствии и печали, и переменчиво для человека в состоянии надежды и ожидания; что вследствие того учёные рассуждают о том, что такое время и пространство, и даже некоторые из них знают, что время существует только для природного человека».

                Если предположить, что все эти чувства есть определённые сущности, которые проявляясь в человеке, живут, то есть существуют на определённый миг.

«169. Природный человек думает, что он лишится всякой мысли, если у него отнять понятие о времени, пространстве и о всём вещественном, потому что на этом основаны все мысли его; но, да будет ему известно, что мысли его настолько же конечны и узки, насколько они зависят от времени, пространства и всего вещественного. И, напротив, тем более безконечны и широки, чем менее они зависят от этих условий, ибо в той же мере ум возвышается над плотским и мирским, вот откуда происходит и ангельская мудрость, которая такова, что её называют непостижимой, ибо она недоступна мысли, основанной на подобных понятиях».

                Получается, что в зависимости в каком я нахожусь состоянии, у меня возникают разные мысли?

    Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  80).