ЕГЭ-23. Литература. Задание 12. 3

Лариса Батаева
   

   ЕГЭ -23 Литература. Задание 12-3. 
Задание 12.3 ЕГЭ - 23 Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С.А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)
Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
       Вечное, непреходящее связывает незримой нитью человека и природу. Род,   родина, природа – слова с одним корнем,  дающим право всем нам на непрекращающуюся жизнь, нерасторжимую связь с родными, с самобытной землей, рождающей любовь ко всему окружающему.       
       Первое свое стихотворение «Поет зима – аукает» автор написал в пятнадцать лет. Четыре шестистишия с параллельной  и кольцевой рифмой – восхождение поэта к будущей известности – знакомят нас с гаммой чувств лирического героя, необыкновенно ярко воспринимающего окружающий мир, в котором поет зима, как маленький ребенок,  аукает, баюкает лес. Такое слияние эмоций героя и природы позволяет думать, что человек видит жизнь через призму  бытия, объединяя мир людей и природы:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Восприятие холода ощущается нами остро: воробышки сравниваются с детками сиротливыми, голодными,  озябшими, и чувство жалости, сострадания вызывается у нас. Талант создать живой образ, вызвать отклик сердца, почувствовать близость природы и единение с ней, проявляется олицетворениями  и эпитетам. Мы ёжимся, когда читаем о бешеной злой вьюге, и становится тепло и уютно, если снится нам красавица весна в улыбке яркого солнца. Написанное в 1910 году юношей, это стихотворение славит жизнь,  настраивает на то,   что будет хорошо, радостно. Тема стихотворения – восприятие жизни природы человеком, тонко чувствующим всю гамму жизни. Стихотворный размер – трех- и четырехстопный ямб с пиррихием, которые чередуются последовательно. Это вовлекает читателей в мир страстей и борьбы. Человек должен уметь противостоять злобным силам природы, только в борьбе мы обретаем ощущение самих себя, понимание своей силы,  потому что мы дети природы,  великой и могучей.    240 слов

 
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна. 1910 г.
 
        «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…» - так определил назначение поэта А.М. Горький. Те, кто слушал органную музыку,  ощутил величие и могущество, многообразие ее звучания. Таково осознание поэтического творчества  Есенина.
         Поэт   погружает нас  в апофеоз бесконечных  мук в элегии «Не жалею, не зову, не плачу»: воспоминания о юности звучит, как реквием, как прощальная органная месса, этому же служит и размер. Перекрестная рифмовка,  пятистопный ямб словно отсчитывают отрезки жизни, слова звучат торжественно и трагично: «Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь...»  Молодость поэта быстротечна, и все же он благодарит  жизнь за светлые мечты, розового коня, который мчался вперед, за утраченную свежесть и половодье чувств. Автор не жалеет о прожитом, оно должно «процвесть и умереть» Это закон жизни и вечности: «Тихо льется с кленов листьев медь...», унося в небытие годы счастья, юношеских порывов, жизни  благословенной – как сон. Наделяя природу человеческими чувствами, поэт одухотворяет ее: природа – второе Я лирического героя. Она живет,  печалится, поет, улыбается, злится,  тоскует. Она – колыбель человека,  и поэт получил в наследство всю гамму чувств, которой наградила его природа. 
          Эпитеты «белых яблонь»,  «березового ситца» создают образ молодости и свежести. Лирический герой благословляет все,  «Что пришло процвесть и умереть». Это и есть «вечная тема», раскрытая поэтом  и объединяющая великие законы вечности: «жизнь» и «смерть». Все цвело, был праздник молодости,  жизни,  и поэт тоже смиряется с миром,  в  котором властвует закон рождения и кончины. Пять катренов чувств героя, смирения и надежд, что не зря он посетил сей мир. Природа дала нам  силу и мудрость понять, что уже в крещальной купели определяется судьба человека. В каждом слове великого поэта С.А. Есенина живет эта «вечная тема» - гимн природе и человеку.   280 слов

 
Не жалею, не зову, не плачу...               
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.


Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921г.