Платье в горошек с белым воротничком

Валентина Катюжинская
Когда я была маленькой, у меня было две старшие сестрёнки. Из детства осталось много фотографий, на которых мы запечатлены в красивых ситцевых сарафанчиках в горошек. Все платья нам шила мама. В то время почти все женщины сами шили одежду для семьи. В советские времена в школе преподавали уроки домоводства. На них обучали девочек шитью или вязанию. Помню первое сшитое мной платье из ситца. Учительница внимательно осмотрела его и с кислой миной произнесла:
- Что же ты, дорогая, вырез так растянула? Теперь в него только семечки плевать и остаётся.

Это было в седьмом классе. Я улыбнулась и ничуть не расстроилась.
-  Ну что же, - подумала я, -лиха беда начало, научусь ещё. Но напрягаться особенно не пришлось. Моя старшая сестра, окончив школу, стала закройщиком и портнихой. И теперь уже она шила нам красивые платья. Жизнь, как вы знаете, мчится со скоростью ветра. Пришло время, когда я собралась замуж. И тут передо мной встал вопрос:  где достать свадебное платье? Это было время перестройки и всеобщего дефицита. По полученному талончику в свадебный салон я не подобрала нужного размера. И тогда на помощь пришла моя сестра. Она с большим трудом "достала" белый шёлк и пошила мне шикарное свадебное платье. Оно было до пола, с буфами на груди и на талии. Говорят, что я была красивой невестой. Вероятно, это так, ведь все невесты красивые.
 
В первые месяцы нашей женитьбы мы старались по выходным ездить к морю. Нам хотелось побыть наедине. Мы убегали от назойливых друзей. Мне нравилось в Новороссийске. Милый южный город в летнюю пору. Мы гуляли по набережной, ели мороженое, ходили в кинотеатр на дневной сеанс. Нагулявшись вдоволь, шли в «Пельменную». Муж несколько лет жил в этом городе, когда учился в техникуме. Он знал здесь всё и старался познакомить меня с ним.
 
Однажды  вместе с нами в автобус зашла молодая семья. Очень красивая пара с двумя детьми - мальчиком и девочкой. На вид им было лет по тридцать пять. Семья привлекала внимание. Он высокого роста, круглолицый шатен. Она среднего роста с красивой фигурой. И тоже шатенка с овальным лицом и большими глазами. Моё внимание привлекло её чёрное платье в белый горошек. На груди и спине большое декольте с белым воротничком и спущенные рукавчики с белыми манжетами. Талия была подчёркнута белым кожаным ремешком. Платье сидело на ней как влитое и ещё больше подчёркивало красивую фигуру женщины. Я любовалась, глядя на неё. В дороге мы провели один час. И за это время я узнала их имена. Его звали Александр, а её Татьяна. На этом наша нечаянная встреча закончилась.

 Прошло время с момента нашей встречи с этой парой. И кто бы знал тогда, что через год мы услышим о них. В этой семье произошло горе. Молодой красивый Александр скоропостижно умер. Татьяна на тот момент  была беременна третьим ребёнком. Родила мальчика и назвала его Саша, в честь отца. Она каждый день ходила на кладбище к своему любимому Саше. Несколько лет Татьяна не снимала с головы чёрную повязку. Я восхищалась этой женщиной. Какая сильная была её любовь. А потом… Татьяна запила. Горе сломало её. Поползли грязные слухи и сплетни. Люди потихоньку стали забывать о её существовании.

Потом наступили трудные девяностые годы с безработицей, сокращениями и ещё большим дефицитом. В нашей семье росли два сына. Завод, где я работала бухгалтером, закрылся. Мы с сестрой открыли собственное ателье по пошиву женской одежды. Шестнадцать лет мы приносили радость женщинам, наряжая их в красивые платья. Я часто вспоминала свою учительницу по домоводству. Знала бы она, какие красивые платья я научилась шить. Но я всегда помнила, что первые навыки в пошиве одежды я получила от неё в школе.


Вы замечаете, как быстро бежит время?
Не успели мы оглянуться, как выросли наши сыновья. Мы с мужем вышли на заслуженный отдых. Мне хочется сказать людям, которые бояться бросать работу и выходить на пенсию. Не бойтесь! Это прекрасная пора, данная нам Господом Богом в подарок. Сколько времени свободного у нас появилось! Занимайся, чем хочешь. А главное, мы всегда вместе. Каждую минуту и каждый день. Ну когда у нас было столько свободного времени в молодости? Теперь в радость вырастить что-то на грядке. Развести цыплят или кроликов. Поехать на море, на рыбалку или в авто путешествие по родным местам.  Я стала писать стихи и рассказы, посещаю различные мероприятия. Сама шью себе платья для выхода « в свет».

Жизнь идёт своим ходом, уводя нас в неизвестное будущее.
И вот совсем недавно я встретила Татьяну. Она шла с палочкой, тяжело переставляя ноги. Сильно постаревшая, беззубая. Она смотрит на меня с улыбкой, и столько доброты в её глазах. Интересуется моей жизнью и как будто оправдывается, что беззубая.
- Дети дают деньги, говорят:  вставь зубы. А я боюсь идти к врачу.
Я знаю её детей. Они выросли порядочными и достойными людьми. Младший сын Саша - копия своего отца.  И я ловлю себя на мысли, что уважаю эту женщину.  И дай Бог ей прожить ещё долго на своих ногах и в здравом уме на этом свете.
Смотрю на неё, а вижу перед собой ту красивую пару, которая навсегда осталась в моей памяти.  Высокого шатена и красивую молодую женщину в красивом платье в горошек с белым воротничком.