Учитель - Легенда Казахстана

Александр Щербинко
              На просторах интернета мелькнула знакомая фамилия. Долго вспоминал, где мог слышать об этом человеке.
              Казахстан. Павлодар конца 60 годов. Весна. Заканчиваются занятия в 10 классе школы. Мой отец, Щербинко Василий Иванович — большой любитель волейбола, часто брал меня с собой на тренировки в спортзал. В то время отец занимал должность заведующего отделом народного образования в павлодарском областном комитете партии. После тренировки в спортивном зале педагогического института  отец с друзьями отдыхали от спортивного дня. Здесь в разговоре с коллегами была затронута тема народного образования, и отец с уважением поведал о педагоге Мусахане Канапьянове.

            Мне удалось собрать и подготовить  материал о талантливом педагоге Мусахане Канапьянове, который прожил всего 44 года, но успел оставить яркий след в истории развития системы народного просвещения Павлодарского Прииртышья и Казахстана.
            Мусахан Канапьянов – один из великих педагогов, который заложил основу педагогического образования в северном Казахстане. Мусахан Канапьянов родился в 1918 году в местечке Торетумсук Павлодарской области. Является прямым потомком известных правителей Казахского ханства Салкам-Жангира и Султанмамета.
Посмотрите на фото, и вы увидите светлые добрые глаза, молодого, но умудренного жизнью человека.
Известный казахстанский педагог, просветитель, журналист Мусахан Канапьянов в свое время был директором школы-интерната в селе Сырымбет, родовом имении Шокана Уалиханова, возглавлял институт усовершенствования учителей, в 30 лет был назначен заведующим отделом образования Кокшетауской области. В 60 годы семья Канапьяновых переехала в Павлодар.
          Сын Мусахана – Бахытжан об этом времени:
          – Мой отец познакомился с Василием Ивановичем Щербинко на одном из республиканских совещаний заведующих ОблОНО. Отец ему откровенно сказал, что обком партии и облисполком не оставят его в покое после его отказа занять высокую должность в областном совете. А потому он ищет соответствующую работу учителя в родном городе и области. Как раз тогда в Павлодаре был создан областной институт усовершенствования учителей (областные курсы повышения квалификации).  Василий Иванович всесторонне посодействовал переводу отца на должность директора этих курсов. А затем отец работал директором средней школы  № 15, которую я закончил (уже после смерти отца) в 1969 году.

        Первым местом работы молодого учителя была Сырымбетская школа в Кокчетавской области. Сюда он приехал сразу после окончания Омского педагогического института. Вернувшись в Павлодар, Мусахан возглавил 15-ю школу, которая позже стала образцовой, затем работал директором института повышения квалификации учителей.

             Высокообразованный человек, он говорил по-немецки, знал латынь, свободно говорил, читал и писал на казахском, русском и арабском языках, был тонким ценителем искусства, любил Чехова и даже написал исследовательский труд «Педагогические взгляды А.П.Чехова». Получив знания у этого талантливого неординарного человека, многие его ученики стали выдающимися деятелями Казахстана, и всегда с теплотой и любовью отзывались о своем учителе. В книгу «;стаз» включены как статьи Мусахана Канапьянова о легендарных личностях, с кем он был знаком, так и воспоминания о нем самых известных людей страны: Байкена Ашимова, Кожахмета Балахметова, Шоты Валиханова, Какимбека Салыкова и многих других. Они называли его интеллектуалом, обладавшим энциклопедическими знаниями, которые он нес детям. В 50-е годы прошлого века опыт учебно-образовательного процесса школы, руководимой Канапьяновым, одобрен специальным постановлением правительства и рекомендован другим. Педагог-новатор издал ряд интереснейших статей по педагогике, актуальных и в наше время.
        Еще совсем молодым он начал внедрять в совершенно простой школе инновационные идеи, которые до сегодняшнего дня используются в учебном процессе. Его методики преподавания, история его жизни стали для многих примером и образцом для подражания, – отмечает проректор педагогического вуза города Павлодара Елена Игнатова.
         Сын Мусахана Канапьянова – Бахытжан был еще совсем мальчишкой, но хорошо помнит, как начинался собственный путь будущего литератора. Ведь отца всегда окружали интересные творческие люди. Поэтому Бахытжан рос в атмосфере, где книги и тяга к познаниям – всегда были в приоритете.
         – У меня есть рассказ «За хлебом». Это о моих детских годах здесь, в ястребином городе Павлодаре, как его называл Павел Васильев. А сюжет такой: послали мальчика за хлебом, но его не оказалось, ни в одном, ни в другом магазине. И вдруг он встретил отца, который куда-то спешил, и забрал его с собой. Это был 1958 год. Они пришли к горсаду, тогда там летний театр был еще, и отец встретился с каким-то известным писателем. И вот мальчик только многие годы спустя понял, что это был Мухтар Омарханович Ауэзов. Он подписывал книгу «Абай», которая только что вышла очередным томом и вдруг спросил: «Чем ты озабочен, мальчик?» А мальчик ответил серьезно: «Хлеб в магазине закончился». И вот возвращаются они с отцом домой, мальчик в сетке несет том «Абая» с подписью Мухтара Ауэзова, рядом идет отец. Вот такой сюжет. Но это было таким сакральным событием для мальчика, который стал поэтом и писателем, издал 50 томов гения казахской словесности Мухтара Ауэзова. Это то, что остается за кадром, – рассказывает Бахытжан Канапьянов.

             Мусахан Канапьянов – прямой потомок Султанмухамеда Бахадур Султана. Еще в 1938 году, будучи студентом Омского педагогического института, он нашел первые очень важные документы, связанные с именем великого предка. Более полувека спустя этой работой активно занялись краеведы и ученые. Исследователи обнаружили еще более 500 очень важных документов в различных архивах. А в 2017 году в центре Павлодара простроили мини-копию деревянной усадьбы самого бахадура. Большую часть важных документов, в том числе чертежи бывшей усадьбы, в российских архивах нашел историк Сергей Сирик. Проект возглавил Жумабек Камзин. Тогда же был создан общественный фонд Султанбет султана. Именно Павлодарский педагогический вуз оказал поддержку и выделил землю для строительства исторического объекта. А в возведении усадьбы участвовали многие потомки Султанбет султана.
         
           Выдающиеся люди Казахстана – Олжас Сулейменов, Шота Валиханов, Асанали Ашимов и другие – обратились в Министерство образования и в Павлодарский университет с просьбой о том, чтобы был рассмотрен вопрос о присвоении имени Мусахана Канапьянова колледжу. Это была их благодарная память нашему отцу. Для нас, для моих братьев и сестер, это была огромная радость и огромная честь, – признается младший сын Мусахана Канапьянова, композитор, президент Евразийского фонда культуры Ерулан Канапьянов. – Отдельная благодарность, конечно, всем павлодарцам, кто помнит его доброе имя, и руководству педагогического университета. Ведь ни одно большое хорошее дело не может быть, если не будет широкой поддержки людей.
          Знания в колледже имени Мусахана Канапьянова получают 600 юношей и девушек. Причем со всех регионов страны.
          – Мы стараемся дать нашим студентам, будущим педагогам, хорошее  воспитание. Самое главное требование к учителю – это его умение раскрыть потенциал ребенка, его возможности. Не просто дать какие-то знания, а научить его мыслить, научить его говорить, научить его слышать. Сегодня очень важно, чтобы наши выпускники, выпускники колледжа имени Мусахана Канапьянова, внесли новую лепту в казахстанскую педагогику, и вообще в систему образования, – это слова  директора высшего колледжа им. Канапьянова  Мусановой Гульнар Кабдылманатовны.
            Мой отец Щербинко Василий Иванович дружил с Мусаханом Канапьяновым. Считал его блестящим педагогом и организатором народного образования. Высший колледж Павлодарского педагогического университета по праву носит имя Мусахана Канапьянова.
          Особо стоит отметить  сына Мусахана –Бахтыжана, который оставил яркий след в  культурной жизни  нашего города Павлодара.
          Наш земляк Бахытжан Бахытжан Мусаханович Канапьянов (каз. Бахытжан Мусахан-yлы Канапиянов) — родился  4 октября 1951, в городе Кокчетаве, Казахской ССР) казахский поэт, писатель, переводчик, сценарист, кинорежиссёр. Б. Канапьянов — торе (чингизид).
          Заслуженный деятель Казахстана, почётный гражданин города Кокчетава. Участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Член Союза писателей Казахстана, член Правления Союза писателей Казахстана, член казахского и русского ПЕН-клубов, член Правления Европейского Конгресса Литераторов (Прага), где представляет литературу Казахстана и Центральной Азии. Академик Крымской литературной академии, главный редактор литературных альманахов «Литературная Азия» и «Литературная Алма-Ата». Член Союза кинематографистов СНГ и Балтии, в разные годы избирался секретарём правления Союза кинематографистов Казахстана, вице-президентом Ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Казахстана. Почётный профессор СГУ имени Шакарима (2011), победитель народного голосования «Имя Родины» в номинации Культура и искусство.
Братья Бахытжана — государственный деятель Сержан Канапьянов и Ерулан Канапьянов — композитор, меценат, известный общественный  деятель Республики Казахстан.

          Бахытжан учился в 9 средней школе Павлодара, затем в 15 школе, где в то время директором был его отец. В юности занимался боксом — чемпион Казахстана среди юниоров в 1968—1969 гг, первый чемпион Казахстана от Павлодарской области. Кстати его тренер по боксу в полном здравии, Рафаил Гайсивич Вахитов, ему за девяносто, живет в Павлодаре.
           В 1974 окончил Казахский политехнический институт имени Ленина.
Затем в течение года (1974—1975) работал инженером-исследователем в лаборатории Института металлургии и обогащения АН КазССР под руководством А. М. Кунаева. Параллельно с наукой Б.Канапьянов занимался литературным творчеством, считая своим наставником Олжаса Сулейменова. В 1975 в журнале «Простор» были опубликованы первые поэтические произведения Бахытжана Канапьянова.
В этом же году О.Сулейменов пригласил Канапьянова редактором и сценаристом киностудии «Казахфильм». Канапьянов уходит из Института металлургии и отныне полностью посвящает себя творчеству. В 1981 Б.Канапьянов поступил на Высшие литературные курсы Литинститута им. М. Горького к Александру Межирову, где учился вместе с Александром Ткаченко, Сергеем Мнацаканяном и другими известными поэтами и писателями. К моменту окончания Литературных курсов у Канапьянова уже вышло 3 поэтических сборника — «Ночная прохлада» (1977), «Отражения» (1979) и «Чувство мира» (1982). Через год после окончания Литинститута становится старшим редактором издательства «Жалын» и литературным консультантом Союза писателей Казахстана (1984—1991)
         Ряд стихотворений Б. Канапьянова легли в основу музыкальных произведений («Элегия», муз. Насера Кульсариева; «Астана», музыка Давида Тухманова). Много лет работает в жанре поэтического перевода, выступая популяризатором тюркоязычной поэзии среди русскоязычной аудитории. Перевёл на русский язык произведения Абая Кунанбаева, Джамбула Жабаева, Кенена Азербаева, Назыма Хикмета, Шакарима Кудайбердыева, Магжана Жумабаева, Махамбета Утемисова, Нурпеиса Байганина, Ахмета Байтурсынова, Кашагана, Сабита Муканова, Сакена Сейфуллина, Изима Искандерова, Омора Султанова, а также выдающийся памятник казахского фольклора — поэму Кыз-Жибек.
          В 2011 на первом международном конкурсе переводов тюркоязычной поэзии «Ак Торна» Канапьянову присудили первое место в номинации «Лирика». В 2012 Канапьянова выбрали председателем жюри данного конкурса переводов. Один из инициаторов проведения в 2009 Первого Республиканского конкурса переводчиков, состоявшегося в Астане. Активно пропагандирует казахстанскую переводческую школу, начало которой положил Чокан Валиханов. Среди других переводов на русский язык есть произведения Поля Валери, Юкки Маллинена, Макато Оока.
К слову сказать, Б. Канапьянов как раз не оторвался от родных истоков. Его перу принадлежат переводы лиро-эпической народной поэмы «;ыз Жібек», произведений Абая, Шакарима, Магжана, и сделаны они не с подстрочника, в чем их ценность и сила. Но как и многие другие представители поэтических поколений казахов, Б. Канапьянов не может не испытывать особенного состояния, вызванного сочетанием восточного, прототюркского образа мысли и данного с рождения русского языка. Подобное сочетание, подарившее нашей литературе не один талант, во многом характеризует ее состояние в XX веке. Этот феномен, пожалуй, еще будет рассматриваться в отечественном литературоведении, думается, он заслуживает подробного анализа. Видимо, именно наша общая с Россией история и выделяет нас в отдельный случай:

«Здесь русский дух
С моей смешался кровью,
Я не прошу
Здесь места на ночлег.
А где-то там
Без очага, без крова
Последний умирает печенег».

             Хочу напомнить прекрасные строки стихов нашего земляка (отрывок  из
             НОСТАЛЬГИЯ ПО ДЕТСТВУ):
Я родом из детства, где яблоки зноем налиты,
Где слушал в траве я стрекоз и кузнечиков музы,
Где ветви согнулись под тяжестью спелого груза,
Где корни деревьев арычною влагой омыты,
Я родом из сада, где ныне – бетонные плиты.
Я верил, что вечно, что вечно мой сад плодоносит.

Павлодарцы по праву могут гордится замечательными земляками.