Последняя служба чтеца

Просто Борисычъ
      Рассказы обычного чтеца.

               «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лук.4:16)

               Предисловие.

               Чтецом православного Храма в нашем веке, можно стать, только полностью отказавшись от всего. А до этого, даже читая на службах, ты всего лишь "исполняющий обязанности", когда тебе могут что-то навязать, приказать сократить, указать исполнить, в том числе то, что не по душе, и ты, наивно прикрываясь "послушанием", кривясь или радуясь, сделаешь это, пусть даже и кое-как. Но может наступить такое время в твоей жизни, когда ты, наконец-то решишь отказаться от собственной значимости, ложного представления о достоинствах, мнимого, но тщеславного уважения себя, и с Помощию Божией, сможешь начать изменяться.
Тогда, лишившись этого всего мешающего, ты и прекратишь "исполнять обязанности", и станешь на путь настоящего православного чтеца!
Значит ты сможешь читать в Храме по-другому, и одновременнов все пережитое, рассказать интересующимся...
Господь разрешил мне уже более 17-ти лет пытаться читать в Его Храмах.
Но только после вечерней службы в пятницу 03 марта 2023 года с чтением великого поверечия и утрени, я потерял все, что ненужно, к тому же неизвестно для чего. Путь, чтобы стать чтецом, надеюсь, теперь открылся.
И вот, видимо стало также и возможно, что-то полезное и поведать. Зачем? Чтобы любой желающий смог реально понять, какое это счастье читать в Храме, смотреть на каждую церковнославянскую любимую буковку, на книги, молитвенники, календари, и душою и умом осознавать, насколько это Безценный Дар Божий!


               Великое повечерие.

                03 марта 2023 года, пятница.

                В этот момент очень важно указать не только время, содержание службы, но и место, где это произошло. Итак, это старый аэропорт города Брянска, в том смысле, что он когда-то тут находился, где на месте огромного пустыря, полным ходом идёт строительство "нового центра", и куда я вновь отправляюсь пешком. Туда примерно полчаса неспешного хода по новомодному району. Сначала иду мимо новых блистательных зданий таможни, пенсионного фонда, налоговой, областного суда - где просторы поражают, а дорожки между травяными желтыми газонами помогают; потом - к выходу на строящийся огромный центр неизвестно зачем какой торговли. Затем надо перейти или перебежать широкую дорогу и оказаться в "Новосибирске", так я сам называю огромный человейченик с причиндалами "свободного мира". Так, на фасаде одного из огромных кубов - строений, торжествует надпись, причем по-русски : "Отличный девелопмент". Никто, даже из людей знающих английский, не смог мне толком объяснить, что это значит. На каждом шагу магазины, бары, салоны, бюро, всякие предпринимательские находки, снует множество машин, есть пустые детские площадки. Двигаться тут легко, но как-то грустно, а стройка продолжается, много рабочих грузовиков, пыли, недостроенных дорог.
                Когда идёшь по этому "Новосибирску", то вдруг рядом незримо для прохожих, но вполне явно для меня, появляется и идёт неспешно Другхххтштштшхшт(это я его так зову, а он меня — Друххх!) Игорь, который приезжал ко мне в настоящий Новосибирск во время моей учебы там в конце 70-х годов прошлого века. И тогда, и сейчас он радостно говорит:"Я полюбил тут гулять, Друххх..." Мы вместе идём с ним молиться, хотя почти никто в это не верит. Даже он... Нет! Он верит! Я знаю!
                Тогда в СССР, вечерком, медленно шествуя, по сибирскому студенческому району, самого большого технического ВУЗа в стране, почти не оглядывая проходящих со всех сторон молодых студенток, он искренне радовался за меня. А я - за него! Ведь он приехал, а это не так просто, электрички редко ходили, да и билет дорогой.
                В конце одной из улиц нынешнего «Новосиба» кучи песка, а за ними открывается поле, где находится небольшой бревенчатый Храм прп. Нила Сорского. Мне рассказали, что он сделан из сруба, который перевезли из районного леса, там раньше молились монахи-отшельники.
                Лет двадцать назад тут и образовался огромный пустырь, с постройками и взлетной полосой бывшего советского аэродрома. Я тогда даже бегал зачем-то по местным окрестностям по утрам, а собачки всякие рядом тоже...
                А вот в совсем старые времена прошлого века именно отсюда я первый раз в жизни, а мне только полгодика сравнялось, улетел на почтовом самолёте в райцентр, где меня почти тайно от родителей крестила в Храме Святой Троицы прабабушка Александра. Вечная память! Я помню красную тряпку в самолёте, хотя это невероятно в таком малом возрасте, но, что есть, то есть, и не сотрётся! Потом я летал в город, где родились отец и дед на "кукурузнике", позже из Белгорода прилетал на ЯК-40, в Москву добирался когда-то на винтовом еще АНе.
                Мне казалось, что в Храм на старом аэропорту, который возник тут недавно на совершенно заброшенном месте, я попал случайно. Позвонил незнакомый батюшка, попросил помочь на службах, где он остаётся один, и теперь я по пятницам прихожу сюда. Тут детские качели, я пробовал покататься... Мячик футбольный, я бил по воображаемым воротам... Но главное, удивительные службы. Вскоре я заметил, что каждая несёт мне что-то важное в жизни.
                А еще, ища сам храм, первый раз, в лабиринтах небоскрёбов, я вдруг обнаружил ЦУП. Он обшарпан, почти разрушен, закрыт, но это - настоящий центр управления полетами. И я его узнал! Невозможно это, но мне удалось вспомнить более чем полувековое детство.
И вот я опять тут, в смысле удивительного сочетания Его Времени и Пространства.
Служу я тут недавно, почти всегда один, много читаю, сам веду службы на клиросе, и каждая из них необычайно необыкновенная, почти все трудовые.
                Я, конечно, не предполагал, что в этот раз Богослужение окажется последним для "исполняющего обязанности" чтеца, поэтому шел вечером, как обычно, по этому новому мегаполису, наблюдая людей, которые почему-то не думали, за редким исключением, что тут на окраине стройки, такое Чудо.
                В храме никого, за исключением женщины-дежурной Татианы, которая его открыла. Надо подготовить Часослов, Триодь постную, Минею...как обычно. Но ведь каждый раз это делать именно необычно, я бы сказал необычайно. Ведь столько простому человеку дарится тонкостей, уточнений, деталей, в которых он должен спокойно разобраться, чтобы потом не произошло заминки, душа замирает, ум радуется, внимает, сердце волнуется. Вот, например, как начнется сегодня Богослужение. Читаю в Часослове в разделе великого повечерия на родном церковнославянском языке: "...Боже, в помощь мою вонми..." Красота! Мне понятно, что перевод только убеднит, исказит мысль...
                Подходит отец Михаил, спрашивает, нашел ли я в Октоихе каноны: заупокойный субботы 4 гласа и из Минеи апостолу от 70-ти Архиппу, будем читать по окончании слов из Евангелия от Луки:"Слава в Вышних Богу..."(Лк. 2.14) в составе повечерия. Меня это поражает, ведь нигде я этого не встречал, пропускали эти чтения даже в монастыре! Да... Необычный Храм. Я специально не разъясняю всех моментов детально, твердо надеясь, что кто-нибудь сам это сделать пожелает и выполнит! 17 лет назад, я ничего не знал, даже того, что означает "Господи, помилуй"! Но мне нравится каждый день в ходе чтения находить и запоминать что-то новое, загадочное, радостное, неожиданное... Это как полет на другую планету во Вселенной, неведомо с чем и кем придется столкнуться.
                Ещё отец Михаил уточнил, что решил соединить службу из Триоди постной вмч. Феодора Тирона с полиелеем свт. Ермогена, патриарха Московского, для того, чтобы я нужные места заранее подготовил.
                Итак, в путь! Сегодня в "машинном отделении" нашего вселенского звездолёта его маленькая дочь Настя. Она там что-то «налаживает», я это чувствую, но уже батюшка подал возглас, спокойно начинаю читать.
                В Храме никого! Меня это радует и безпокоит. Служим как в лесном монашеском скиту, тихо, рядом невидимые Ангелы, петь можно не кривляясь, без натуги и ненужного рвения. А я ведь привык... Мне надо, чтобы оценил кто-то, поздравил, кивнул, поклонился. А так просто чтение. Необходимое, устанавливающее связь с Творцом. Но сердце порой колет за людей, которых нет, непонятно почему, за то, что их так вот обокрали, а они об этом даже не догадываются.
                Однажды здесь я служил с отцом Алексием, он приезжает порой из района. Так вот он на проповеди, сказал, в том числе, что сейчас наступило время, когда каждый, как может, должен приблизиться к Богу, и надо больше молиться, читать Библию.
                Я задумался. Дома изучил календарь. Нашел праздник святого чтеца Данакта, память которого приходится на 29 января, это ближайший день после моего дня рождения. Имя святого может иметь значение "хозяин", что ближе к пониманию в настоящее время.
Узнал я следующее...Святой мученик Данакт был родом из Иллирии (ныне это Македония или Албания), из города Авлона (приморский город), и состоял чтецом церковным. Во время нашествия язычников он взял церковные сосуды, чтобы спрятать их от неверных, но в одном месте был захвачен ими. Язычники понуждали его принести жертву их богу Дионису. Но Святой Данакт не повиновался им и претерпел мученическую кончину, пронзенный мечом. Дионис, иначе Вакх, – греко-римский бог винограда и виноделия, даром вина радующей сердца людей и разгоняющий печаль и заботы. Вначале скромные торжества в честь его приняли впоследствии необузданный характер и сопровождались дикими оргиями, буйным пьянством и развратом, и сам Дионисий, или Вакх, стал олицетворять собою божество пьянства. Мученическая кончина святого Данакта последовала во II веке.
Больше ничего не известно, но мне главное понятно. В связи со своею, конечно же, судьбой...
И тогда...
               Что же получается... У Бога ведь нет прошлого и будущего, Он объемлет все сразу в Вечности. Стало быть Данакт, исполнил своё предназначение. Он не только читал в Храме, но и отказался, видимо выпить из Чаши(которую хотел спрятать) с хотевшими превратить Таинство в глумление.
               А что со мной получается?!
               Помню я такой случай. Я ещё в школе учился, где-то лазал накануне, родители изловили, доставили домой. Батя приказал никуда не выпускать, а тут уже день рождение одноклассницы наступило. А у нас туда почти весь класс ходил, и Друг Игорь, конечно, традиция соблюдалась. Повадился я там всякие речи со стаканом говорить, наслушался по радио, вот и смешил товарищей. Сижу дома грустный, а что делать?! Вдруг мать выходит в коридор, пришли две одноклассницы Ирина и Ольга, полчаса уговаривали, чтобы мама меня «выпустила», убеждали, что без моего торжественного присутствия там, праздника не получится, вообще ничего не будет. И слова же нашли убедительные! А тетю Свету, как они ее называли, не просто заставить изменить свое решение. Батя только выглянул и стал нервно читать «За рубежом», любимая газета его. Мать позвала, я вышел победителем... А чей теперь получается победитель … Диониса или Вакха... Теперь вот молиться надо за всех нас таких «великолепных»!
            Великое повечерие представляет собой продолжительное чтение псалмов, молитв, и - немногие песнопения. Во время выполнения должного я невольно наблюдал за дочкой отца Михаила. Иногда она уставала стоять и садилась возле Креста на стульчик. Меня поражало, что девочка слушает чтение, не дергается, не ходит туда-сюда, а очень спокойна. Вообще надо всем родителям посетить этот Чудный Храм, чтобы самим увидеть детей батюшки. Без лишнего пафоса и ненужных пояснений, они поймут, как надо дальше жить по отношению к своим детям.
           Во втором псалме великого повечерия есть такие слова: «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии; вскуе любите суету, и ищете лжи...» (Пс.4.3) Мне, пожалуй, это трудно видеть, потому что столько всего мгновенно вспоминается, а это отвлекает от дальнейшего внимательного чтения. Но здесь в Храме время необыкновенно меняется, вся суетливость куда-то исчезает, спешить незачем, хочется остановить этот беличий бег по кругу. У нас в Сельцо, в детском садике, был такой барабан железный с белочками, они на бегу вращали его. По бокам находились дырочки для подачи корма и вытаскивания зверьков на ночь. Однажды белочка на ходу сунула голову в отверстие. Дети долго пребывали в жутком состоянии, увидев последствия. А сейчас ничего, суета приветствуется, рекламируется, навязывается, весь интернет завален предложениями мгновенно стать богатым, причем совершенно ничего не делая, при этом, даже диван задом не успеешь протереть. Ложь стала образом жизни многих, предлагать им лечиться в Храме неразумно, жалко терять время и усилия, которые нужны тем, кто ищет выход и обращается порой всерьез. А это происходит постоянно, в том числе здесь, в этом изумительном Храме. Однажды пришла женщина, и все время, пока я читал, все порывалась как-то помочь, что-ли... Делала движение, я оборачивался, она отступала назад. Оказалось, что вот, приехала из центра Советского района, где в шаговой доступности четыре(!!!) великолепных Храма, однако искала здесь чуть ли не на стройке, в грязи. Она даже не знала, как отсюда выбраться, я ее до остановки проводил, такие у человека потребности от жизни, о которых я сообщать не буду, но это очень серьезно.
          Еще здесь по пятницам отец Михаил вечерами служит удивительный молебен перед иконами Богородицы и мучеников 14000 Вифлеемских младенцев. Приходят женщины вечером на Богослужение, стоят, молятся, слушают чтение кафизм, канонов, мои порой неумелые песнопения, кротко ждут потребного. Возможно, в жизни у каждой из них или их близких, произошла эта трагедия, связанная с внутриутробным убийством младенца, или что-то подобное, здесь неуместно это мусолить или разглагольствовать. Главное, что они искренне верят в помощь, получают облегчение душевное здесь в Храме, еще на Земле. Первый раз отец Михаил даже спросил у меня, останусь ли я на молебен. Я не знал тогда толком, что это за служба, почему так служится, но остался. А потом меня это настолько потрясло, что я каждый раз уже и не думал уходить. В центре Храма батюшка со свечой и я непотребный рядом, по-очереди читаем тропари канона... Я молюсь за жену, и за себя тоже... Если бы кто-то мог, как я тихонько оглянувшись, увидеть лица молящихся женщин в эти минуты, он обязательно пришел бы в Храм, именно на эту службу, не сомневаюсь. Почему? Да потому, что с душой происходит невероятное, нигде еще не виданное, тут не найти слова, надо прожить, решиться, принять участие во всероссийском нашем бедствии. Храм ждет!
         А еще потом я вспомнил, что одиннадцать лет назад мне довелось участвовать в службе вечерней, именно 14000 Вифлеемских младенцев, я настолько тогда проникся, что написал даже стих «Молитва о неистовстве», вот она:

Молитва о неистовстве.

«Сверстницы дети страдальцы Христова воплощения, иродово неразумное ослепиша неистовство, и очи всесветлии церкви явишася»
(Канон 14000 младенцев убиенных в Вифлееме, песнь 3).

Святии младенци! Помозите ослепшему!
В неистовстве разум мутящему…
И столько пустого в безумье изрекшему,
Носителю света – ненастоящего…

Из сточной канавы себе-проповедника,
Вонящего смрадом страстей обличителя,
Отца падшей лжи неумехи-наследника,
Научного мусора - горе-учителя…

Вы, «очи всесветлии церкви явищася»…
Спросите у Господа мне облегчения,
Чтоб мне не хлебнуть в сем неистовстве лишняго,
И двигаться всё же к началу лечения…

Ведь сколько мне тысяч советов давал,
Мой Ангел, святые подвижники, люди…
А я это всё убивал, убивал, убивал…
Приветствовал только, что сунут на блюде!

Простите младенци! О, Боже, прости!
Святии, все Ангели, Божия Мать…
Рентгеном Добра, Ты, меня просвети!
Чтоб в страхе бежал от Лучей Твоих тать!

11 января 2012 года, служили вечернюю службу 14000 младенцев в Вифлееме.
                *                *                *
         В третьем псалме великого повечерия можно прочесть: «...просвети очи мои, да не когда усну в смерть» (Пс. 12.4) Удивительно важно узнать необходимое для дальнейшей жизни еще здесь. Глаза открываются, душа начинает не ныть, а петь! Однажды с отцом Михаилом мы служили службу новомученице российской святой Татьяне Гринблит. Батюшка часто, особенно в мою бытность по пятницам, любит служить новомученикам. Он подробно на проповедях рассказывает неожиданные вещи о не знаемых почти никем подвигах. Тогда у меня оказался на телефоне канон святой Татьяне, потому что это непростая история в моей жизни. Я предложил батюшке прочесть не общий канон, а именно этот. И он даже как-то обрадовался, хотя не приветствует использование электронных текстов. И мы читали. Простая женщина, всего лишь помогала тем, кого арестовали... Годами... И ее все-таки расстреляли! Надо всем это прочесть, чтобы знать, как дальше жить. Когда я, 16 лет назад, служил в Храме Пресвятой Богородицы, туда ходила Татьяна, приезжавшая с дальней окраины города. Она молилась и все время спрашивала, чем помочь. Мы даже однажды вместе ездили в купель, она мне и рассказала о своей именной мученице. Я сделал ей фото Татьяны Гринблит и икону ее. Потом Татьяна только редко звонила, часто болела, да и я из Храма был вынужден уйти, батюшку перевели в другой приход. А тут вот вдруг такое! Стало быть у Бога-то все продолжается, это я нерадив, а Он напоминает, и не где-либо, а именно здесь. Значит Храм-то непростой. Думайте! Это и есть Свет для почти не видящих глаз по нынешней жизни. Надо лечиться! Потому и иду по грязи, через лужи, в прямом тоже смысле, рядом еще стройка. Ничего вода есть дома, можно возвратившись, тапочки свои вымыть. Зато, с какой Радостью!
         Затем на великом повечерии читается «Слава и ныне» с поклонами, а затем псалом 24, где мне особенно дороги такие слова : «Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои» (Пс. 24.15)  Когда я 26 июня 2022 года отслужил в аэропортовском Храме одну из первых своих служб, то на проповеди узнал, что мне делать дальше, как жить. Это происходит потому, что отец Михаил искренне говорит очень важное и нужное людям. Я не знаю, сам он это делает, наверняка Господь помогает, но это ж так важно, прийти и узнать, послушать, что делается в твоей душе, куда двигаться, получить успокоение от дурных забот. Приходите! Проверено! Спросите, что за сеть такая у меня... Да, там много чего! Лукавый ведь хитер, постоянно что-то придумывает, подкидывает. Боремся! Меня однажды одна женщина спросила, что мол, придумать, чтобы муж бросил пить. Я ответил, что могу только из своей практики сказать, что чтобы не пить каждый день, надо десять лет, и именно каждый день ходить в Храм. Читать там, или петь, или страдать... Неважно! Надо... Других способов не знаю, и советов дать не могу...
          Следующий псалом 30-й, оттуда выделяю следующее: « Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей» (Пс.30:8), и вот почему так:
26 августа 2022 года, на праздник святителя Тихона Задонского, и отдания праздника Преображения, перед службой я катался на качелях возле Храма, как в детстве 55 лет назад, когда мы лазали с другом через забор в детский сад. А ещё батюшка Михаил рассказал о удивительной судьбе святителя Тихона Задонского, как его спас брат, про кадильницы-лапти... И ещё, что душа отдыхает только там, где есть Господь! А это ж такая радость! И не только я катался... Тут вообще, очень полезно походить вокруг, ощутить детскость души, помолиться возле памятника преподобному Серафиму Саровскому, посмотреть через поле вдаль, где видны торговые комплексы, понять, к чему не надо двигаться... И так возвеселиться! А где еще?!


                Ну, думаю, что про 90-й псалом и без меня написано достаточно. Особенно мне интересно в нем такое: «...не убоишися... от сряща и беса полуденного» (Пс. 90-5,6) Преподобный Варсонофий Оптинский рассказал, что это за бес такой, и почему так важно нам изучать Писания, можно понять именно таким образом. Каждый может найти при желании. На службах именно здесь, понял я, открывается важное и невидимое, за суетою в других местах, потому что там происходит иное, но внимать придется везде. Выбор есть! Дерзайте!
                Потом на великом повечерии мы поем: «С нами Бог...»! Там же и тропарь: «День прешед, благодарю Тя Господи...»! Однажды я здесь служил в день одного святого, а именно, 
29 октября 2022 года, в субботу, на праздник святителя Иоанна митрополита Тобольского, в соборе Брянских и Сибирских святых. И рассказал регенту Татьяне Павловне и батюшке Михаилу, как двадцать лет назад купил в Свенском монастыре книгу о Сибирских святых, в котором есть жития и молитва тому, кому мы только теперь, но всё-таки отслужили. Это удивительная история. Я ведь тогда почти ничего не соображал, в Храмы еще не ходил, просто искал купель, чтобы «ухнуться» в ледяную воду, так меня учили тогда «спасаться от водки», забрел в Свенский монастырь, в лавку. Монах спросил, что я тут ищу, я ответил, что желаю купить книгу, причем духовную. Он посмотрел, как на дурака, предложил что-то для новоначальных, я полистал, ответил, что все это мне известно. Увидел на полке книгу «Собор Сибирских святых», попросил ее. Монах, пожав плечами, подал. Там я обнаружил жития именно святителя Иоанна Тобольского, и так как мой лучший друг Леха, из Сибири, когда-то писал мне письма из Тобольской ВТКа, я солидно кивнул башкой. А вот получается-то, что в будущем, Господь сподобил и служить в его праздник. Так что о всех днях своих и будущих, каждый может помолиться на великом повечерии.
                После пения Символа Веры, молитв и тропарей, на великом повечерии читается молитва святого Василия Великого. А там есть такие слова: «... Даруй душам нашим умиление, и помыслом нашим попечение...»  04 ноября 2022 года, в пятницу, на праздник Иконы Божией Матери Казанская, вечером батюшка рассказал о дочери святителя Спиридона Тримифунтского. Вот кто об этом слышал?! Помню очередь к его мощам полукилометровая стояла, когда первый раз в Собор привезли, сам ночью ехал с сестрой, чтобы подойти спокойно... А про дочь? Первый раз узнал здесь, поразительно! Но это надо все самим слышать, видеть батюшку, и рядом свечи... Находиться в Храме... Жить! По-настоящему, а не абы как, чего-то подражая, исполняя неведомые обряды. Даруй, попечение!
                За 50-м псалмом идет молитва-вопль, отмечаю такое: «...и людие зиждемии восхвалят Господа...» А восхвалят-то по всякому! Бывает удивительное... Так 11 ноября 2022 года вечером здесь на старом аэропорту отец Михаил объяснил про Радость. Уже через пару дней мне пришло в голову «почему-то» исполнить мечту юности. В 1977 году Крис Норман, музыкант группы «Smokie”написал песню «Иголки и булавки», я тогда в Сибири жил, мы просто горланили, не знамо что, мотив запомнился только. И наконец теперь я «вдруг» выяснил, что во-первых, его имя означает «Христианин», а во-вторых, песня им написана под впечатлением встречи в православном Храме с иконой Божией Матери «Семистрельная». И вспомнив теперь свой случай встречи, который описан в одноименном рассказе, я написал стих:

                Семистрельная.

                «I saw her face...” (Smokie. “Needles and Pins”) 

                Однажды я умер... Почему и зачем...
                Никто мне не скажет, невидимый плен...
                Явились бесЫ... Рога и копыта...
                И страшные пасти... Словно хряк у корыта...

                И радостно стали глумиться, пытать...
                Орать: - Это наш! И пытаясь забрать...
                Тащили куда-то... По страшной земле...
                Там ток электрический, пропускался по мне...

                И я не мог молить... И даже кричать...
                Парализованной глоткой... Боялся молчать...
                Им радостно это... И прямо в глаза...
                Смотрели безумно... И пытали опять...

                И я провалился... Еще ниже куда...
                В вонючую лужу... И искрят провода...
                Их рожи менялись... Кривлялись и жгли...
                Тащили опять... За что только могли...

                Но вдруг ослепил... Свет меня Неземной...
                И бесы исчезли, словно смыло водой...
                Потом я очнулся и молча побрел...
                Искал долго Храм свой, неслучайно нашел


                А там в уголке... На стене незаметно...       
                Увидел я Ту, что спасла меня вредного...

                Я вижу семь стрел... Семь стрел на стене...
                В разрушенном Храме... На безбожной войне...
                Она прикоснулась... Одною стрелой...
                И я снова с вами... Я снова живой!


           14 ноября 2022 года.
                *           *           *
            
           Далее на великом повечерии следует молитва Манассии, царя Иудейского. Читаем: «... и каяйся о злобах человеческих...» Бог за нас, о наших злобах каялся, почему? Однажды, а именно 18 ноября 2022 года в пятницу вечером я вновь пошел сюда, на старый аэропорт, мы служили славословную службу прп. Варлааму Хутынскому, потом, как обычно, молебен святым мученикам, младенцам Вифлеемским. Женщин тогда прибавилось в Храме, они пели, становились на колени. Батюшка сказал, что нам надо научиться радоваться... " В злобе удобоотдатлив" написано в стихире на Хвалитех о преподобном. И на обратном пути тогда домой вдруг вернулась Радость.
            После тропарей и возгласов далее читается псалом 142, где есть следующие слова: «правдою Твоею изведеши от печали душу мою». Только Господь может вылечить от всякой печали, взбодрить дух, вновь открыть человека окружающим, способным поделиться сокровенным с ближним своим. Например, 20 ноября 2022 года, в воскресенье, в праздник мучеников 33-х Мелитинских. Прп. Лазаря Галисийского, дороги оказались под снегом, и я вечером кое-как побрел сюда, на старый аэропорт. Собрался тогда мощный хор из 5 человек (на следующий день праздник Св. Архангела Михаила и всех Небесных сил, именины отца Михаила, но читалось нелегко, хотя и спокойно, иногда что-то получалось петь. Батюшка сказал, что у всех Праздник, Ангелов много, я ему про Крещение, тряпку красную, почтовый самолёт. Домой шел, радостно дыша свежим снегом, сын батюшки снежок не слепил, а очень хотел, и это есть настоящая Жизнь без печали ненужной.
            Затем, в этом месте великого повечерия мы и читали с батюшкой назначенные им каноны, о которых я уже упоминал. Происходило удивительное чтение, рядом, по-очереди, спокойно, внятно, с настроением. В такие моменты хочется что-нибудь запомнить, чтобы потом еще раз поразмышлять. Как, например, 25 ноября 2022 года, в пятницу. Я тогда зачем-то вычислил, что мне исполнилось 742 месяца. День памяти прп. Нила постника. Свт. Иоанна Милостивого. Вечером, словно на на коньках поехал на старый аэропорт, добирался почти час. Служил один, кафизму не дочитал, в 5 песне канона свт. Иоанну Златоусту обнаружил: "... и вселенную умными благовонии веселят мироварным тайноводцем вразумений". Батюшка рассказал о святителе, как его морили на жаре, что всех любил, а кто прет, сам врёт! Пожелал, чтобы шли домой осторожно!
             После трисвятого и тропарей поется «Господи Сил, с нами буди!» И если Он будет, то все пойдет на пользу. Так, 02 декабря 2022 года, в пятницу, в празднник святителя Филарета митр. Московского, вечером отец Михаил рассказал о благодатной пыли в Храме, как не злиться осуждением. Шел домой с Луной и планетой, вспоминал фото у школы. Когда мне исполнилось 10 лет папа подарил фотоаппарат «Смена-7», научил всему. Однажды вечером я пошел на школьное футбольное поле, лег на траву и 20 минут фотографировал Луну, руки дрожали, но я терпел. Мне тогда руководитель фотокружка объяснил, что нужна долгая выдержка. Вот и старался. А вспомнил через 50 лет, когда душа так вот помолодела, устремилась к детству. Хотите так? Храм и аэропорт ждут!
             После чтения кратких молитв, в том числе и святого Ефрема Сирина с поклонами, следует особая молитва Пресвятой Богородице, в нее входит и такое: «... яже ненадежных едина Надежда..», 09 декабря 2022 года, в пятницу, на праздник прп. Алипия Столпника, я служил один утром, здесь на старом аэропорту. Читал про бабьи басни (в Апостоле), а батюшка сказал, что надо подальше от них, и, что если ты с Богом, то никого больше и не надо. Поведал о крестике, надетой баптисткой. Служил спокойно. А вот вечером шлепнулся башкою о лёд, дал Бог, удачно. На службу прибыл, но часто ошибался. Но все на пользу!
               Затем следует молитва Антиоха монаха, в ней я отмечаю следующее: «... и память судеб Твоих в себе тверду имуща». 27 декабря 2022 года, во вторник, на праздник св. мчч. Евстратия и иже с ним, отец Алексий рассказал о надписи на ларьке у села Супонево: «Сбили с ног, сражайся на коленях, свалили - наступай, лёжа!» Надпись дяди Васи... (ВДВ) Твердость нужна! А где получить? На курсах финансистов? Лучше уж вы к нам! («Бриллиантовая рука»)
              После молитвы святого Иоанникия великое повечерие заканчивается, мы начинаем служить полиелей... Но это уже отдельная история. Другая тема Богослужений. Отмечу только, что пели мы порой вдвоем или я один, но нам помогала, улыбаясь, дочка священника. А вообще хор тут замечательный! Особенный... Это надо не просто прийти увидеть, а почувствовать. Бывает по-разному. Например, 20 января 2023 года, в пятницу, на Попразднство Богоявления и Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в 7 утра я направился в "новый город" на старый аэропорт. Снега нет, тепло, от весеннего счастья чуть не ухватила собака. На подходе к Храму грязь в темноте, схватился за куст, какой-то шип глубоко вонзился в палец. Это ж уже радость испытания! Пришла Татьяна. Начал читать с утрени. Две катавасии. Два прихожанина. Татьяна порой подходила читать, тихо пела, я старался не сбиться. Пели как смогли. Такой вот хор... А на 25 января 2023 года, в среду, на праздник Святой мученицы Татианы, я обнаружил сонм Татьян, ну и я заодно. Регент Татьяна Павловна знала про меня, и принесла подарки, один раз только кулаком погрозила, когда я ошибся. Как она радеет о том, чтобы старались. А еще Елена есть, и там свои уникальные песнопения. Надо идти и Радоваться! А то так, можно и Главное в жизни лопухнуть! Потом и локти не укусишь!
              Вот такой я получил незаслуженный подарок от Творца! Описал, как смог. Всем желаю Его Даров Безчисленных, а также способности ПРИНЯТЬ!!! С БОГОМ!

            Апрель 2023 года.