Элайза Дейли - Выбирая Жизнь

Виктор Постников
Resilience
26 апреля 2023

draft

Я стремлюсь к жизни, которую надо прожить на солнечном свету,  для которой не нужны электрические лампы и ночная изнурительная работа. Я представляю, насколько здоровей и спокойней я могла бы быть.  Я представляю, насколько меньше было бы хлама, если бы я делала меньше.  Я представляю, насколько больше времени у меня оставалось бы для размышлений и сосредоточения, чтобы привести мысли в порядок. Я представляю, сколько времени у меня оставалось бы для жизни, вместо спорадических моментов, которые я должна выхватывать у капитализма.

Но у меня не остается ни места, ни времени, для отдыха, для размышлений, для физической или эмоциональной разрядки. Я знаю, что для каждой культуры ежедневная жизнь кажется скорее потоком непрерывных катастроф, и может быть люди уже подсажены на такую жизнь. Мы нервные существа,  беззащитные и слабые, поэтому постоянно готовы к опасностям. Благодаря нашим совершенным средствам коммуникации, эти опасности приходят со всех концов планеты, и мы находим причины, чтобы быть на взводе каждую минуту, каждый день. Мы подсоединены к машине, по чьим проводам нам шлют сигналы из любого  места  в любое  место. Наши тела больше не чувствуют себя в безопасности. Мы варимся в биохимическом болоте из страха и адреналина, съедающих наши внутренние органы и ослаблющих наше сознание.

Мы также слишком заняты ежедневной работой, чтобы все это прочувствовать, обработать, и осмыслить. Мы продолжаем работать и у нас нет времени понять происходящее. Мы можем только реагировать. Между несчастьями проходит такое ничтожное время, что его не хватает, чтобы расслабиться и отдохнуть от напряжения. Мы переходим от одного несчастья к другому, не имея возможности их ни предупредить, ни устранить. Мы пытаемся реагировать, но нам это не удается, и мы вынуждены переходить к очередному несчастью.

Да, возможно люди обусловлены так жить.  Но возможно также, что человеческая ситуация сейчас существенно другая.

Да, мы были свидетелями чумы и голода, разрушительной погоды и войн, но раньше эти несчастья были ограниченными.  И для большинства людей несчастья происходили где-то, но не с нами.  Они были  известны, но мы их не чувствовали, так сказать, кожей. Однако наши ненасытные потребности привели к тому, что все происходит одновременно и везде. Наши несчастья глобальны и всеохватывающие.  Это справедливо не только метафорически, но и физически. Мы слышим о росте числа несчастий, в частности, в последние десятилетия; статистически у нас больше шансов испытать несчастья, чем это было в прошлом — несчастья задевают  нас больше и чаще.  Самое важное, что исторически те, кто был защищен от несчастий, сейчас чувствуют их сильнее. Это люди, контролирующие большинство потоков алармистских медиа.  Поэтому, когда случаются несчастья, остальные слышат ужасные подробности. (Тот факт, что эти же люди отвественны за несчастья, нас совсем не радует…)

Великое Упрощение.  Стив Брин говорил о депрессии, когда понял, что наши системы являются антитезисом для жизни. Он подумал, ‘Боже, они всех нас убьют!’ Эта мысль парализует.  Но еще хуже осознавать, что  "они" убивали "нас" на протяжении веков. Использовали тела, разрушали жизнь, насиловали планету ради воображаемых выгод.  И это все делалось ради немногих белых людей западной культуры. Я думаю, что признание Брина было не столько об убийствах, сколько о том, кого следует отнести к "нам". В мире, окруженном кризисами, пропадает различие между нами и теми, кого обслуживала система.

Это естественный вывод: превращение убывающих ресурсов в профит. Мы все умрем в конце концов. И этот факт становится все труднее не замечать, хотя многие говорят нам: работайте больше.

Нормальным ответом на продолжающийся кризис в системе или регионе, было бы уйти. Так выживали люди во все века. В самом деле, таков общий механизм сохранения жизни. Жизнь избегает стресса. Когда стрессы накапливаются, жизнь съеживается вокруг проблемных мест и уходит в другие места и выбирает другие паттерны для своей организации. Это основа видообразования и вымирания. Возможно это организующий принцип вселенной. Ничто долго не живет там, где  стресс.

Сегодня люди, в особенности молодые люди, находятся в условиях большого стресса.  Возможно так было всегда, но во времена растущей экономики, в мире, где существуют другие опции, молодые люди стремятся вырваться из системы,  заставляющей их работать — возможно даже уехать в другие части света. В прошлом, молодые уезжали туда, где было больше возможностей для работы, они могли терпеть боль и унижение из-за низкого положения и надеялись, что в один прекрасный день старость принесет им облегчение.  Но этого дня большинство людей не дождались и это правда.  Тем не менее, данная культура хорошо работала для тех, кто контролировал информацию и воображение, а истории тех, кому не повезло, просто убирались.

Сегодня жизнь другая. Во многих отношениях.  Нет больше мест, куда можно было бы убежать, нет нового мира с растущей экономикой. Нет мест, где могут спрятаться те, кто пострадал от этой культуры. Они везде. Они включают  ваших детей, возможно лично вас в недалеком будущем. Нет мест,  свободных от многостороннего, всеобъемлющего кризиса.  Поэтому молодые люди подумали и решили, что нет смысла терпеть стрессы и иметь низкий статус в данной культуре. Нет смысла надеяться, что будут перемены к лучшему.  Нет смысла выдерживать эти кризисы. И они решили - уйти.

Люди моего возраста и старше говорят: ‘Никто не хочет работать.’ Я злюсь каждый раз, когда слышу эти слова от богатых белых, которые всегда избегали работать там, где ‘никто не хочет’. Потому что это вранье! Конечно, люди хотят работать. Или по крайней мере, они хотят зарабатывать деньги, но так, чтобы уменьшить страдание в мире — и свое собственное. Они хотят иметь место, где можно жить и регулярно питаться.  Они хотят строить свою жизнь вокруг некоторой цели. Они хотят всего того, чего хочет каждое поколение. Но даже идиот видит:в условиях съеживающейся кризисной системы, молодые люди не в состоянии жить как хочется.

  Поэтому они решают, что нет смысла терпеть паршивую работу, даже если она дает возможность жить на паршивую зарплату. И дело не в том, что никто не хочет работать;  а в том, что работа не может более поддерживать жизнь в данной культуре.  Она в самом деле буквально ‘убивает нас’. И большая часть людей выбирает жизнь.

И чем  больше людей уходят от системы — в особенности те, кто выполняет реальную работу с низким статусом — тем слабее становится система. Когда люди уходят, система взрывается. На этом держится страх богатых, что ‘никто не хочет работать’. (Автор чувствует, что ей самой придется выполнять эту низко-оплачиваемую работу.) Если система взрывается, если слишком большое число людей отказывается подпитывать ее своим временем и трудом, тогда все это символическое богатство — по сути расписка в долговом обязательстве оплатить работу в будущем —  исчезает.  Чем больше людей уходят, тем меньше возможности у системы поменять деньги на реальную стоимость. Когда никто не захочет работать внутри системы,  все в системе обесценится.  Если у вас куча долларов, но на них ничего не купишь, доллары бесполезны.  Если никто не хочет работать, тогда богатство больше не богатство.

Таковы страхи в мире, который мы населяем.  Они достаточны, чтобы разрушить конформизм самого тупого обывателя.

Но что делать тем, кто отказался работать на систему?  Они не собираются улучшать свое положение в сокращающейся системе. Поэтому, как любая чувствительная форма жизни, они убегают от системы. В больших количествах. Они учатся строить жизнь вне системы, или на ее окраинах, по новым правилам, по их собственным правилам, правилам, которые больше  им подходят. Они отказываются от работы, которая им не нравится. Они также отказываются от жизни, которую поддерживают высокооплачиваемые работы. Они не хотят принимать участие в этой разрушительной системе — даже, если она могла бы, каким-то чудесным способом, наградить их. Они хотят осмысленности. И они уходят.  Но оставляемая ими пустота втягивает систему все глубже и глубже, и приводит к взрыву.

Другая сторона уравнения, как мне кажется, это осмысленное отношение к деньгам, и  немедленная трансформация в их в долгосрочный, реальный мир, поддерживающий жизнь. (Собственно говоря, я этим занимаюсь.) Это значит, что те, кто сбрасывает бумажные деньги будут способствовать коллапсу, ускоряя его.  Но они также будут превращать символическое богатство в истинное, потому что истинное богатство только то, которое можно использовать, в той или иной форме. Пожилая женщина, сберегающая деньги, возможно не успеет превратить свои деньги в нечто осязаемое.   Ей следовало бы поменять их на еду, жилье или помощь, которые понадобятся и другим также. Мне кажется, что если бы богатые были поумней и превратили бы свои идиотские бумаги в реальное богатство, они перестали бы быть богатыми (в этом их проблема, конечно), но также избежали бы  неизбежного коллапса — и таким образом помогли бы построить основания для другой системы. Такой, которая бы заботилась о них и о других.

То есть,  нет необходимости быть постоянно занятыми,  быть постоянно в работе, быть постоянно в стрессе.  Должно оставаться время для настоящей жизни.  Должно быть меньше стресса. Безусловно, в ближайшие десятилетия будут многочисленные биофизические кризисы, но когда система рухнет, эти кризисы ослабнут. И у нас будет время поразмыслить более основательно над тем как жить.  Возможно даже физически  мы окрепнем, чтобы противостоять несчастью.

В последнем посте «Как спасти мир», Дэйв Поллард, упомянул о книге Ричарда Левонтина  «Тройная спираль»,  в которой исследуются причины смертей на протяжении истории.  В противовес всем нашим хвалебным мифам о медицине или даже  гигиене, смертность самым тесным образом связана с двумя вещами,  указанными Левонтином — чрезмерной работой и плохим питанием.  То есть, смерть вызвана пренебрежением к телу. Это здравый смысл и  внутри культуры он тщательно скрывается. Наша культура абсолютно зависит от измученных людей. Если они не будут тяжело работать и не будут получать за это вознаграждение, система не сможет расти. Если она не сможет расти, она не сможет генерировать профит. Если она не сможет генерировать профит, она коллапсирует. Поэтому мы скрываем этот здравый смысл. Мы говорим ‘никто не хочет работать’, в то же время, точнее было бы сказать ‘никто не хочет умирать за мой профит’.

Но если мы прекратим  постоянно издеваться над нашими телами, может быть мы восстановим силу и здоровье — и усилим креативность и осмысление  жизни.

Поэтому есть много причин для ухода. Впереди много способов улучшить жизнь. Если  просто откажемся от участия в разрушительной системе, за ее оградой  мы найдем необъятную  жизнь. И почти ничто не удерживает нас здесь, за исключением нескольких лиц,  владеющих бумажным богатством. Конечно, молодые люди не хотят выполнять работу, которая им не нравится,  которая наносит вред, укорачивает и разрушает жизнь. И когда достаточно  молодых людей уйдут,  слова и богатство людей во власти окажутся такими же бесполезным, как и работа, которую никто не хочет делать.

Многие из нас сегодня выбирают жизнь.  Что кажется вполне разумным…



[Комментарий ВП.  Вот опять текст Элайзы, который показался мне, как и ее предыдущие посты, провокационным (в хорошем смысле).  Он хорошо укладывается в парадигму дегроуса (Degrowth), но имеет, на мой взгляд, более широкую экзистенциальную основу.  Размышляя над жизнью, я признаю, что не сразу пришел к пониманию революционного характера «безделья». По-видимому,  мое понимание ценности жизни складывалось постепенно, начиная от чтения Толстого (поборника Простоты и Неделания) через  опыт изнурительной (но хорошо оплачиваемой!) работы в японской фирме, увлечения пермакультурой,  чтения многих критиков индустриализма и  техно-науки, и наконец многосторонний кризис цивилизации (сегодняшняя война, разрушение природы), пришедший в мир и мою страну.  Кризис стал неуправляемым. Самое страшное – бессилие перед грандиозностью кризиса, но и странное удовольствие от возмездия Природы за все перенесенные несчастья.  Поразительно, что несмотря на тяжесть ситуации, происходит медленный «сдвиг парадигм», о чем свидетельствуют молодежные контр-культурные движения на Западе. Дегроус – главное из них.  Даже, если у них не хватит сил предотвратить катастрофу, они будут  ростками новой культуры." 

 База данных по дегроусу  The Best Degrowth Directory
Jennifer Wilkins, Heliocene, July 2023
https://heliocene.org/degrowth-directory/