Как корабль назовешь, так он и поплывет

Борис Пономарев 3
Как корабль назовешь, так он и поплывет

Мужская половина генеалогического древа нашей семьи, насколько мне известно, никогда не имела никакого отношения к службе в военно-морском флоте: служила в кавалерии, инфантерии, позднее названной пехотой, авиации и войсках связи. Так что афоризм, ставший названием нового повествования, был выбран мной не из-за подсознательного влечения к морской романтике, а тем обстоятельством, что я всю свою жизнь весьма интенсивно интересовался таинственными явлениями, нередко происходящими в нашем мире, которые до сих пор не находят в ученой среде правдоподобного материалистического объяснения.

Этот сильный интерес возник у меня в молодости, когда я наткнулся на потрясшую мое воображение рубрику «Антология таинственных случаев» в журнале «Техника — молодежи», главным редактором которого был талантливейший человек, умнейший журналист Василий Дмитриевич Захарченко. Я чрезвычайно признателен ему за то, что благодаря этой рубрике у меня в корне изменилось тогда мировоззрение, заставившее мой мозг функционировать неустанно, вырабатывая предположения, создавая свое собственное мнение и, несомненно, принесшее мне в конечном итоге весьма значительную пользу, существенно расширив мой кругозор и нарастив объем знаний. Такой интерес сохранился у меня до сих пор, несмотря на то, что я давно пересек границу пенсионного возраста. 

Данный афоризм стал очень популярным после того как в марте 1980 года на Центральном телевидении нашей страны состоялась премьера великолепного мультсериала «Приключения капитана Врунгеля», созданного кинорежиссером Давидом Яновичем Черкасским на киностудии «Киевнаучфильм» по юмористической повести моряка, путешественника и писателя Андрея Сергеевича Некрасова, опубликованной в 1937 году.

Это изречение было использовано в вышеуказанном мультсериале в связи с тем, что все имевшие место злоключения капитана Врунгеля и его экипажа случались именно по той причине, что их яхта носила «страшное» название: «Беда». Мало того, многие зрители были убеждены в том, что данный афоризм был «изобретен» создателями указанного мультсериала. Однако, такая уверенность не соответствует истине.

Этой пословице очень иного лет по той причине, что загадочную связь между судьбой корабля и его названием моряки всего мира заметили еще в стародавние времена. Например, в древней Греции мореплаватели не присваивали своим кораблям в качестве их названия имена реально существовавших людей, так как их судьба могла фатальным образом повлиять на фортуну корабля. Похоже на то, что их догадки имели под собой какие-то непостижимые основания.

В этой связи можно использовать в качестве примера, подтверждающего справедливость предположения древнегреческих «морских волков», роковую судьбу кораблей, носивших гордое название «Адмирал Нахимов», поскольку список горестных событий, происходивших с кораблями, названными в честь прославленного русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, погибшего 30 июня 1855 года при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1855 годов, является весьма пространным.

Описания данных трагических происшествий, не вымышленных, а имевших место в суровой действительности, неоднократно публиковались в различных масс медиа, поэтому я постараюсь сейчас привести здесь весь список этих невероятно печальных инцидентов.

Первым кораблем, пострадавшим в связи с наличием столь несчастливого названия, была грузовая шхуна, построенная в Одессе в 1895 году и затонувшая в 1897 году вместе со всем экипажем во время шторма в проливе Босфор.

Второй жертвой стал броненосный крейсер, построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и вступивший в строй в декабре 1887 года. Во время русско-японской войны он воевал в составе второй Тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года в Цусимском сражении этот крейсер был торпедирован, и на другой день затонул.

Третьим невезучим судном стал легкий крейсер, заложенный в 1915 году на судостроительном заводе в Николаеве. Его строили чрезвычайно долго, после чего было решено сменить несчастливое название. Новое название «Червона Украина» тоже не стало счастливым, так как в 1941 году его потопила немецкая авиация.

Четвертый «Адмирал Нахимов» был построен уже после Великой Отечественной войны, но его судьба тоже оказалась печальной, так как он принимал участие в испытаниях атомной бомбы, после чего был «списан» в связи с получением мощного радиоактивного воздействия.

Пятым судном с таким гордым названием был научно-исследовательский корабль, перевернувшийся и затонувший из-за обледенения, в результате чего погибла немалая часть его экипажа. 

Шестым «несчастливым» плавсредством с тем же названием был противолодочный корабль, который из-за случайного столкновения с субмариной получил настолько серьезные повреждения, что его продали на металлолом индийской компании.

Седьмой жертвой этого названия стал роскошный восьмипалубный пароход, совершавший круизные рейсы по Черному морю, когда он 31 августа 1986 года в течение 8 минут затонул в Цемесской бухте, в 13 километрах от Новороссийска, из-за столкновения с сухогрузом «Петр Васев». Из находившихся на его борту 1243 пассажиров и членов экипажа погибли 423 человека.  

Последним пострадавшим из-за своего названия стал буксир, который внезапно затонул в 2003 году в Азовском море. По счастливому стечению обстоятельств, никто из находившихся на его борту не пострадал.

Сейчас существует тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», вступивший в строй 30 декабря 1988 года, который до 1992 года носил название «Калинин». Но и его судьба явно оказалась не из числа самых успешных. Он с 1999 года находится на ремонте и модернизации. Однако, по сути дела, ремонтные работы начались только в 2013 году. Повторный его ввод на боевую службу намечен на конец 2023 года.

И что самое удивительное, афоризм «Как корабль назовешь, так он и поплывет», появившийся в давние времена исключительно в связи с морской тематикой, оказался поистине универсальным, позволяющим отнести его ко многим явлениям, возникающим в самых разных сферах нашей жизни. 

В качестве примера приведу курьезный случай, о котором я узнал в 1971 году, когда побывал с экскурсией на знаменитом крымском винодельческом комбинате «Массандра». Сопровождавшая нашу экскурсию сотрудница данного почтенного предприятия рассказала нам, что за несколько лет до нашего появления на этом комбинате было создано марочное десертное красное вино «Крымский рубин», на которое создатели возлагали большие надежды в связи с его выдающимися вкусовыми качествами. Ожидалось, что оно будет пользоваться большим спросом. Но действительность оказалась совершенно иной. Покупатели не обращали на него никакого внимания. Бутылки с этим напитком пылились на полках магазинов, его почти никто не брал. 

Создатели пришли в отчаяние: столько времени оказалось потраченным впустую, а впереди их явно ждали неприятности со стороны вышестоящего руководства за грядущие убытки. Что делать? Они судорожно искали выходы из создавшегося положения, но оптимистичных решений не находили.

Положение, как это нередко происходит, спас «его величество случай» (хотя я сам считаю, что в нашем мире никаких случайностей не бывает): на комбинат с дружеским визитом приехал знаменитый французский винодел, обладавший, к тому же, большим опытом в сфере маркетологии. Он сразу понял, что виноделы «Массандры» чем-то очень сильно обеспокоены. Когда они поделились с ним причинами их серьезной озабоченности, он тут же заявил им, что причиной отсутствия спроса на созданное вино является неправильно подобранное название для «новорожденного» продукта. «Смените имя на более интригующее покупателей, и спрос тут же вырастет в разы!». Гость из Франции даже предложил виноделам новое название для этого вина: «Черный доктор». Они с сомнением покачали головами, но, после некоторых раздумий, решили рискнуть. Вскоре в магазины Крыма стало поступать новое массандровское вино «Черный доктор». И тут произошло, как говорится, чудо из чудес: возник невероятно сильный покупательский ажиотаж. Вино буквально сметали с полок магазинов сразу после его завоза. Древнегреческие мореплаватели, как и французский винодел-маркетолог, явно были мудрыми людьми. 

А в заключение данного повествования обращусь за примерами, также подтверждающими безупречность древнего афоризма, к моей излюбленной теме творчества композиторов и поэтов, прославившихся на ниве создания шедевров песенной классики. Постараюсь рассказать о двух песнях, истории создания которых в какой-то степени имеют отношение к вышеуказанному изречению.

Первой из них была песня, написанная Аркадием Ильичем Островским еще в то время, когда он был пианистом, аккордеонистом, аранжировщиком и начинающим композитором в знаменитом оркестре Леонида Осиповича Утесова. Песня носила озорное название «Срочный поцелуй», и ее стихотворный текст был написан очень талантливым человеком Юрием Владимировичем Цейтлиным, джазовым трубачом, певцом и поэтом, который в то время работал в оркестре Эдди Игнатьевича Рознера и был, по сути дела, его «правой рукой». 

Данную песню спела Клавдия Ивановна Шульженко, уже ставшая весьма известной и популярной в нашей стране. Нужно отметить тот факт, что она, как и Марк Наумович Бернес, всегда стремилась к тому, чтобы ее репертуар был очень стабильным, состоящим исключительно из песен, которые можно было бы исполнять в течение многих лет. Мелодия данной песни очень нравилась Клавдии Ивановне, но, будучи очень умным и опытным человеком, она прекрасно осознавала тот факт, что «корабль» с названием «Срочный поцелуй», несмотря на временный успех, не выдержит проверки временем и в самое ближайшее время потонет в связи с потерей интереса к нему со стороны слушателей.

И она нашла решение для исправления такого рода ситуации, обратившись к очень известным тогда поэтам и писателям Владлену Ефимовичу Бахнову и Якову Ароновичу Костюковскому, которые работали совместно, создавая фельетоны, стихи, пьесы и сценарии, с просьбой написать новый стихотворный текст взамен «Срочного поцелуя». Мало того, она предложила им использовать при этом название «Старый парк», и даже подробно рассказала, о чем должна поведать слушателям новая песня. Через две недели поэты «выдали на гора» готовый текст, полностью оправдав надежды Клавдии Ивановны, и песня сразу же была записана на Всесоюзном радио для майского праздничного обозрения:
«Я люблю тебя, мой старый парк,
И твои аллеи над рекою.
Не забыть тебя, мой старый парк,
Столько связано с тобою.
Солнце светит иль бушует вьюга,
Я пришла к тебе, мой старый парк,
Как на встречу с давним другом».
После того как эта песня впервые прозвучала по радио, она вызвала бурю восторженных откликов со стороны радиослушателей, снова и снова требовавших повторного ее воспроизведения. Данная песня продолжает жить и в наши дни в исполнении современных певцов и певиц.

Второй была песня, мелодию которой в 1947 году написал прекрасный композитор Матвей Исаакович Блантер. На эту мелодию почти одновременно написали стихотворные тексты два знаменитых поэта-песенника. В результате появились две очень хороших песни. Одна из них называлась «Ты жизнь моя!», стихотворный текст которой принадлежал перу поэта Евгения Ароновича Долматовского. Песня была записана в исполнении превосходного певца Ефрема Борисовича Флакса, обладавшего красивым бархатным басом. Вторая называлась «В городском саду», и ее стихотворный текст был написан Алексеем Ивановичем Фатьяновым. Песню записали один за другим два замечательных тенора: Георгий Павлович Виноградов и Владимир Александрович Нечаев. 

Именно время распорядилось таким образом, что корабль с названием «Ты жизнь моя!» спустя годы утонул в пучине времени, а «В городском саду» живет и здравствует по сей день, услаждая наш слух:
«В городском саду играет 
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнут липы
И река блестит,
Мне от глаз твоих красивых
Взор не отвести».  

Все написанное мной в данном повествовании, по-моему, вполне подтверждает справедливость афоризма древних мореплавателей «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Я все чаще и чаще прихожу к мысли о том, что наши далекие предки точно знали что-то такое, о чем мы, просвещенные и компьютеризованные люди двадцать первого столетия, даже не догадываемся, поэтому нужно быть гораздо более внимательными и уважительными по отношению к их знаниям.

Борис Пономарев