563 Скорей бы на базу! 10 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

563. Скорей бы на базу! 10 октября 1973 года.

Рабочее утро среды 10 октября 1973 года началось с обычных и привычных корабельных дел и забот, но рефреном с утра у меня «билась молотом» в голове одна и та же мысль-выражение: «Скорей бы на базу!». Вчера в письме родителям я допустил «слабину»: вспомнил родной дом, маму и папу, нашу улицу Белинского в городе Суворове, нашу Суворовскую среднюю школу №1 и наш 10 «А» класс, моих школьных друзей и товарищей, Валю Архипову…

Лучше бы я их всех не вспоминал! Не давая себе поблажки, вечером 9 октября 1973 года, несмотря на сильное волнение в Северном море, я привёл в порядок ленкаюту. Мне оставалось только вычистить и вымыть с хозяйственным мылом палубу в ленкаюте и корабельной библиотеке. Ну, это было недолго и просто сделать. Поздно вечером, после постановки БПК «Свирепый» на якорную стоянку у датского мыса Скаген, я собирался постираться «по мелочи» и написать письма друзьям-ребятам, и только после этого, помыть палубу.

Из писем почты, которую мы получили уже очень давно, я знал, что у моего школьного товарища Корнеева Вовки и его молодой супруги Ниночки свадьба была весёлой, что мой школьный товарищ Колька Движков на их свадьбе даже свои туфли «отплясал» до дыр. Вовка Корнеев благодарил меня за фотографии наших приключений в городском парке города Суворова во время моего второго 10-дневного летнего отпуска с выездом на родину. Тогда мы с ним и его супругой Ниной, девчонками и ребятами славно погуляли!

Вовка Корнеев писал мне, что я прав в отношении его Ниночки и что он будет смотреть за нею «в оба». Колька Движков тоже мне написал, что я угадал особенный характер его Наташи. Вообщем, кругом всё отлично, а я тут болтаюсь между стеллажами библиотеки и стараюсь уж очень громко не выть в мамину маленькую пуховую подушку. А ещё Вовка Корнеев писал мне, что в город приехала Валька Архипова и шлёт мне «привет от всех». От кого «от всех»? От всех её женихов что ли?

Я не удержался и написал в письме родителям: «Вы там не видите наших ребят? Что там нового?» Я хотел написать прямо, мол разузнайте, что там делается с Валей Архиповой, моей первой школьной настоящей любовью, но вместо этого, «зашифровал» мой интерес ещё одной фразой: «От Аньки (Жукова Аня, соседка и дочка маминой подруги на нашей улице) тоже ничего не было, да я и не писал ей. Что там с ней и с ребятами?».

Всё это я писал урывками до того, как по кораблю прозвучал приказ командира корабля, сигнал боевой тревоги и сообщение о том, что «корабль следует в Северное море для встречи с американским авианосцем «Джон Ф. Кеннеди». Сначала нам не сообщали, что мы идём на перехват американского крейсера «Ньюпорт Ньюс», потому что резонно полагали, что он один не будет, а ордер вокруг американского ударного авианосцы где-то сейчас (9 октября 1973 года) рыскал у берегов Англии.

Старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Н.В. Протопопов дополнил приказ сообщением о полученном штормовом предупреждении и требованием «закрепить всё по штормовому». Я тоже начал крепить всё, что плохо лежит в ленкаюте так, чтобы оно не летало, не билось и не разливалось во время штормовой качки и ударного врезания форштевня БПК «Свирепый» в крутые склоны и гребни волн. Во время сентябрьского урагана Эллен такие удары о громадные гороподобные штормовые волны-валы наделали много бед и беспорядка в ленкаюте…

Дело в том, что ещё 1 октября 1973 года у берегов острова Эспаньола в Карибском море (рядом с Кубой) возникла атмосферная тропическая волна, предшественник урагана «Фрэн». К 4 октября в системе атмосферных потоков сформировался поверхностный минимум атмосферного давления, и конвективная активность воздушных масс возросла. 8 октября система превратилась в субтропическую депрессию и повысилась до уровня субтропического шторма Браво. Вчера, 9 октября 1973 года, этот шторм Браво, бушующий за 3000 км от района Северного моря, в котором находился БПК «Свирепый», усилился до тропического урагана 1-й категории. Сегодня 10 октября 1973 года, после разведывательной миссии «охотников за ураганами», этот шторм Браво был признан полностью тропическим и переименован в ураган «Фрэн».

Тропический ураган Фрэн переместился на северо-восток, заполнив область с низким атмосферным давление, что ещё больше его усилило. Завтра, 11 октября 1973 года, ураган Фрэн, после обхода Азорских островов, очень быстро достигнет пика своей скорости ветра – 80 миль в час или 130 км/ч и самого низкого атмосферного давления в 978 мбар (Гпа: 28,88 дюйма по Цельсию). Проходя над очень холодными водами Атлантики 12 октября 1973 года, ураган Фрэн приблизится к побережью Франции и будет поглощён холодным фронтом воздушных масс циклона над Северным морем. Только нам от этого было не легче…

Холодный воздух от остатков холодного фронта попадёт в тропическую циркуляцию урагана Фрэн, постепенно прогреется и примерно в 15 милях (25 км) от центра урагана ветер усилится до ураганного и образуется «глаз урагана Фрэн» шириной 35 миль (55 км). При этом спиральные полосы ураганного вихря разойдутся в разные стороны по окружности от центра урагана и захлестнут те районы Северного моря, в котором находились корабли ордера американского ударного авианосца АУ «Джон Ф. Кеннеди», мы и американский крейсер «Ньюпорт Ньюс». Вот почему 8 октября 1973 года мы вышли на поиск этого «американца» в штормовое Северное море.

Хотя ураган Фрэн прошёл вблизи Азорских островов в Атлантике, но его скорость ветра была всего 45 миль в час (70 км/ч) и особых разрушений не было. 12 октября 1973 года французское судно в Атлантике зафиксирует устойчивый ураганный ветер со скоростью 40 миль в час (65 км/ч) и давление воздуха 981 мбар (ГПа; 28,97 дюйма по Цельсию). Однако возле английских и французских береговых линий скорость ветра внетропических остатков урагана Фрэн достигнет 60 миль в час (95 км/ч или 26,39 м/с). Вот с подобным ветром и соответствующим волнением штормового Северного моря нам и пришлось иметь дело, когда мы искали американский крейсер «Ньюпорт Ньюс».

Предвидя по метеоданным силу шторма в море, я заправил в кассеты фотоплёнки чтобы опять сделать потрясающие снимки бушующего Северного моря и батюшки Атлантического океана. После того страшного урагана Эллен прошло достаточно времени и я очень хотел побороть свой «остатний» страх и ужас от тех переживаний и испытаний, который выпали мне на мою долю. В тот момент, когда мы выходили из-за оконечности датского мыса Скаген в открытую к морю часть пролива Скагеррак, ветер уже дул со скоростью 15 м/с и соответственно шли валы штормовых волн большой высоты.

Только я очень устал от всего этого… Очень… Скорей бы на базу!

Моя хандра и "ураганное настроение" дополнилось ещё и тем, что из подслушанного разговора на ходовом мостике между вахтенным офицером и старпомом я понял, что фактически уже получен приказ о завершении нашей БС (боевой службе) и возвращении домой...

Конечно, это был только сулх, разговор двух офицеров и я не имел права даже заикнуться об этом с матросами, старшинами и моими друзьями - годками. Такой слух, как вирус паники, мог бы захлестнуть нас всех, заразить жаждой возвращения домой в базу Балтийск, повлиять на нашу боеготовность здесь в Северном море.

Однако каким-то образом этот слух о возвращении БПК "Свирепый" в базу разлетелся по кораблю и за ужином мой вездесущие друг-годок Славка Евдокимов шепнул мне об этом на ухо. В тот же миг по КГС (корабельной громкоговорящей связи) раздался голос командира корабля капитана 3 ранга Евгений Петровича Назарова, который сообщил, что получен приказ завершить БС и возвращаться в ВМБ Балтийск.

Что тут началось! Ликование, восторг, бесноватость моряков. Только опытные годки и командиры отделений, групп и команд не участвовали в общем возбуждении, да и я тоже оставался напряжённым, как туго натянутый лук. Тем не менее я не удержался и страдая от мученической боли в зубе, вечером записал в свой дневник-ежедневник: 

10 октября 1973 ср
Приказ о возвращении домой! Хожу как неприкаянный. Боли ужасные, даже «стонаю». Однако это всё пустяки. Люди! 21:30. Команда: «Домой!». Чёрт возьми, неужели всё? Идём в Балтийск. Мы идём, ждите нас!

Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: 08.10.1973. Северное море. Мыс Скаген (Дания). Рулевой БЧ-1 БПК «Свирепый» и визуальный разведчик на время БС (боевой службы) матрос Александр Суворов. Перед снятием с якоря и отправкой навстречу рыскающим в Северном и Норвежском морях отрядам кораблей ВМС США-НАТО во главе с американским ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» и американским крейсером «Ньюпорт Ньюс». Настроение у меня тогда было «аховое», потому что у меня сильно болел «зуб мудрости», я очень устал от всего этого, и мне очень хотелось быть дома или в базе, в ВМБ Балтийск.