Мёртвым от нас ничего не нужно

Анатолий Апостолов
             
             



                МЁРТВЫМ ОТ НАС  НИЧЕГО НЕ НУЖНО…

                Эссе на тему этической антропологии

       В самом деле, никто  из мертвых  ни разу не попросил у живых ни крошки  хлеба, ни медной копеечки. Уж так повелось оно исстари   —  мёртвым  не нужна от нас  даже  благодарная память,  не нужны им  самые  скромные и даже  самые  роскошные  надгробия, мавзолеи, усыпальницы, почётные некрополи, часовни. Зато живые берут от мёртвых всё,  что попадёт под руку, делают на мёртвых доходный бизнес, присваивают   их  подвиги и славу, срезают с мундиров золотые пуговицы, снимают «на память» с покойников одежду, брачные кольца и  медальоны. Что  лукавить и фарисействовать, в каждом политическом перезахоронении  останков  героев прошлого есть элементы осквернения могил  и   кладбищенского  мародёрства.
       Истина давно известная ещё со времён похорон Александра Македонского, истина «простая как мычание», по словам  Владимира  Маяковского. Мертвым от нас ничего не нужно  — это  мертвые нужны живым.  Мертвые живым всегда нужны в любом случае, в любых обстоятельствах — чем больше в мире становится  мёртвых, тем лучше, безопасней  и уютней  живётся избранным, оставшимся  в  живых. Когда-то  именно об этом, на эту тему  пел  Владимир Высоцкий: «Наши мёртвые нас не оставят в беде. Наши павшие — как часовые».  Тогда, в середине 80-х годов прошлого века  все мы, дети Войны, понимали, кого имел в виду наш бард  —    всех павших   на войне  бойцов, солдат и офицеров. Это пелось для тех  живых, кто  не потерял  ещё  совесть и  честь, кто не утратил   в Смутное время в погоне за наживой  благодарную память и благородные чувства  отчизнолюбия.
       Сегодня, после Смуты 90-х и нулевых годов,  часовыми смиренных кладбищ и братских могил   должны стать все живые, все те, кто больше не допустит  на  бессрочной  вахте  памяти   осквернения могил  некрополей  и храмов, кто встанет на защиту святынь великого народа от агрессии политического вандализма, чёрных археологов,   грабителей могил.
        Плохо, когда  тайком и ночью, а  когда  и днём  (прилюдно) сносят памятники знаковым  фигурам  прошлого. Ещё хуже, когда одному кладбищу предпочитают  другое, «элитное», когда кладбища ликвидируют и переносят  в другое место останки отдельных  значимых и статутных покойников. Ещё омерзительней становится на душе, когда кладбища  хиреют без присмотра и сносятся под жилищное строительство. Плохо когда одни мертвые бальзамируются и помещаются в роскошные мавзолеи, а другие (замученные и расстрелянные) сбрасываются нагишом в траншеи и зарываются в братские могилы бульдозером.
       Не совсем спокойно  на душе, когда  т.н. «элитные» кладбища, имеющие статус  памятников мировой истории и культуры, входящие в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, всячески  охраняются, благоустраиваются и украшаются за счет  государственного бюджета, а на другие, как всегда, —   нет денег, или до них руки не доходят. И совсем плохо становится на душе, когда видишь жалкое состояние Русского кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем  —   разрушенные временем  и людским равнодушием памятники (каменные и деревянные кресты), заросшие травой чуть заметные  могильные холмики.  А ведь здесь похоронен цвет русской культуры и видные  военные чины белой армии, у которых не осталось  родственников. Только за прошедшие тридцать лет была  одна попытка спасти кладбище  русской белой эмиграции  —    сделать его историческим памятником под охраной двух государств (РФ и Франции), но бессильными  оказались в  решении этого вопроса  русско-советский  царь Борис (Ельцин) и верный его французский «друг Жак» (Ширак). Сегодня русская часть кладбища под Парижем почти исчезла, хотя Виктор Черномырдин обещал: «дадим  денег на это святое дело столько, сколько надо», но, увы,  не выделил. Не дал ни рубля,   когда был всесильным премьер-министром. И не пожертвовал на благоустройство  Русского кладбища под Парижем даже одного евро, когда оказался в числе российских долларовых миллиардеров.
       Потом возникла Украина,  и с протянутой рукой на политическом горизонте  нарисовался её президент Янукович, для которого нашлось в российской казне 3 миллиарда долларов США.  И нашлись деньги на организацию дома-музея Виктора Черномырдина в его родном селе Черный Отрог в Оренбургской области и в Москве в Белом  Доме, в Доме  правительства  РФ.
       Потом   понадобились огромные  денежные средства на  благоустройство Крыма,  и тогда  на всю  Северную Евразию  прозвучала сакраментальная фраза экс-президента РФ Дмитрия Медведева: «Денег нет, но вы  держитесь!». Такова особенность российской виртуальной (оцифрованной) экономики, что даже когда деньги есть — их все равно нет. А когда денег  нет — у кого надо они все равно есть. У тех, кто продолжает пожирать страну на вынос. У полковников-миллиардеров, у владельцев дворцов, воздушных лайнеров  и яхт. Деньги всегда есть у тех, кто занимается эффективным перепрофилированием денежных потоков. Когда экономика строится на воровстве бюджета, а разделение социума  на феодалов и рабов происходит  по силе, жестокости,  жадности, лжи, бессовестности и наглости,  то простым   гражданам РФ не до  памятников и семейных склепов,  и  тем более   не до Русского кладбища под Парижем. 
      Деньги есть у тех, кто выкачал из страны несколько триллионов долларов и угнал их за границу, кто  профессионально, (по методу апостола Павла)  «занимается ловлей человеков» внутри страны, загоняет  в свои сети  свой  ограбленный в 1992 году доверчивый народ и высасывает из него  последние  остатки жизненной энергии. На изготовления мелкоячеистых сетей у полковников-миллиардеров и серьёзных миллионеров с крупными торговыми сетями деньги всегда  есть, и они чудесным образом не убывают, а, наоборот,  с каждым годом прирастают. 
       На войну деньги всегда находятся, на достойные похороны убитых  на войне  денег  почему-то не хватает. Всё зависит от  статуса убитого или усопшего. И конечно же  от эпохи и нравов социума.   Клятвы живых «вечно помнить» усопших приобретает  вид  прямого издевательства над общечеловеческими чувствами. Получается, что мертвые  у нас в стране  так же беззащитны перед  подлой  реальностью, как  и живые.   
     До сих пор  у центральных и  местных властей нет средств на то, чтобы обезопасить подмосковные  могилы от кладбищенских воров и грабителей  склепов. Сегодня разграбление могил идёт полным ходом  на  городских кладбищах в Звенигороде (разворочено 40 могил)  и Сергиевом Посаде (разграблено 100 могил). Чаще всего ограблением  подмосковных кладбищ  занимаются  не воры-одиночки, а  внештатные копатели  могил при  похоронных бюро ГБУ «Ритуал» и работники  мастерских по изготовлению надгробий.
      Спрос есть: в гранитных  мастерских  с украденного  памятника  снимают верхний слой,  и на месте фамилии усопшего  коллежского асессора появляется  имя известного  на всю страну криминального авторитета,  рэкетира или  рейдера. Стандартные надгробия пропадают  десятками и возникают на  новых могилах под новым именем. Ритуальную атрибутику надгробия  и ограды воруют и в Москве с самых знаменитых кладбищ.
      На пропажу элементов кладбищенского убранства, изделий из цветных металлов,  регулярно жалуются и родственники погребённых на  Ваганьковском, Донском и даже на строго охраняемом Новодевичьем  кладбищах. (Ирина Рыбникова; «РГ»,03.06.2023, №96,с.16)
      Лучше всего    обстоит дело с некрополем  на Красной площади. Но у каждой подмосковной могилы  видеонаблюдение  и охрану  не поставишь, антивандальные конструкции для оградок и памятников даже  за большие деньги не помогут. Любовь к отеческим гробам и бережное отношение к ним прививается  в людях еще в «нежном возрасте». Известно, что  осквернение  и разорение могил предков — это   аморальная проекция  деградирующего социума.  Мертвым от живых ничего не нужно. Это мертвые нужны живым, в которых ещё сохранился  какой-то стыд и совесть.
     Однако, по мнению чиновников из областного похоронного главка, самый действенный способ обезопасить  захоронение  от воровства и вандализма — застраховать его.  И это  нам советуют те, которые  в сфере  погребения  и похоронного дела имеют огромные доходы на сотни миллиардов рублей.  Увы,  охрана могил родных и близкой стала такой же дорогой и охрана личного жилища и личным делом каждого  рядового гражданина РФ. О каком патриотизме юных поколений   может идти речь  в таком больном, нездоровом социуме?  Нет денег на благоустройство  кладбищ? Тогда незачем призывать  малоимущих простолюдинов жертвовать  своею жизнью  на войне ради жалкой  кучки олигархов-мародёров, любителям долгой и сладкой жизни.
       В конце прошлого века и в начале нашего столетия  на проведение  информационных войн и локальных военных конфликтов, на  политические игрища и  пропагандистские мистерии деньги  тратились огромные, чуть ли  ни астрономические.
       Увы,   на новую кумирню деньги всегда находятся  в неограниченных суммах, даже за счет голодающих и расстрелянных безымянных масс, а на  ремонт  старых и ветхих кумирен  преступно тратить даже жалкие копейки.  Кто  из нас сегодня верит в байку о том, что в стране богатой  природными ресурсами (газом и нефтью)  нет денег на гуманитарные и социальные  проекты? Только те, кто окончательно  впал в слабоумие и  социальный паралич. 
       Сегодня у России деньги есть, и деньги немалые,  несмотря на  весьма затратную специальную военную операцию  (СВО) на юго-востоке Украины. Сегодня  46,5 триллиона  рублей —  международные резервы. Фонд  национального  благосостояния составляет  10 трлн.  рублей. Оффшорные налоги  — 5 трлн. рублей. Теневая экономика —  6 трлн. рублей.  И наконец, вывоз капитала из России  составил 257 млрд.  долларов США или  20 трлн. рублей. (Николай Арефьев)
        Это много или мало? Это очень много. Если этими  денежными  средствами разумно,  бережно и  рачительно  распорядиться. На эти деньги можно не только обустроить Русский  Север, Сибирь и Дальний Восток, но и привести в порядок  все заброшенные русские кладбища и погосты…
      И в то же время  этих денег мало. Если этими  немыслимыми богатствами распорядятся болезненно тщеславные политики, люди-вертопрахи, честолюбцы и  легкомысленные моты, калифы на час. Они, ради своих политических игрищ и  интриг планетарного масштаба,   могут за один год растратить эти огромные  суммы, не оставив  после себя никакого  культурно-исторического  наследства. 
            Это нечестно и   даже подло по отношению к отечественной истории и ко всем людям, её творившим на протяжении многих веков. Никогда не надо спешить с увековечиванием  знаковых имён своего времени. И  не надо так же спешить со сносом  памятников,  переносом могил и  ликвидацией старых  кладбищ  —     ведь прошлое иногда возвращается  и начинает  жестоко мстить живым по  закону Возмездия и Воздаяния. 
        Кто сегодня знает  омерзительную историю памятника Иуде Искариотскому, установленного в Свияжске  воинственными  безбожниками во времена  борьбы с неграмотностью? Как будут наши потомки оценивать  в конце XXI века уровень нашей  культуры по памятникам  киногероям  и литературным героям, реальным   водопроводчикам, сантехникам  и челночницам периода первичного накопления  капитала и построения «управляемой демократии»?      
      Время  создаёт новых кумиров,  и время их же  разрушает, предаёт  заклятию. Не от великого ума  устанавливаются  в спешке новые кумиры, а потом в такой же спешке уничтожаются или закрываются  от глаз   людских рекламными щитами на время очередного политического  шабаша. Иногда бывает так, что разрушали памятники те же люди, которые их  сами  воздвигали.   
        Как правило, около новых кумирен кормится огромное число людей, разного рода политологи, прогнозисты-футурологи, военные, экономические и  политические эксперты. Они процветают и блаженствуют до тех пор, пока стоят повсюду  истуканы авторитарной власти. Они возникают и исчезают вместе со своими земными божествами, кумирами на час.
    Удручает при этом их категорическая оценка  исторической  и всемирной  значимости  своих вождей, бесконечные споры, о том, кто  из правителей  России был  более авторитетным  и великим, а кто являлся проходящей фигурой, политическим  авантюристом и волюнтаристом.
      Сегодня среди членов КПРФ находятся  и такие, которые позволяют себе  оценивать величие  жизненного подвига Ленина, «личности планетарного  масштаба», соизмеримой  по влиянию на ход истории человека… с Иисусом Христом! Такой  идеологической, пропагандистской    наглости мир ещё не знал. Не утруждают  себя сегодня  молодые коммунисты  чтением  русофобских статей Маркса, Энгельса и Ленина, Нового  Завета господа  нашего Иисуса Христа. Не знают они, несчастные, что  Сын Божий умер  в муках  на Кресте за своё  новое учение и пророчества.  А вот  вождь мирового пролетариата Ульянов-Ленин впал в   прострацию  и умер  в «Горках» Зинаиды  Морозовой-Рейнбот, в  усадьбе с колоннами и портиками, с центральным отоплением и ванной, с  первым в  стране загородным телефоном для  прямой связи с Кремлём, получившей название Горки  Ленинские. (Владимир Солоухин)
           Политические  коллективные  грёзы, иллюзии и  массовые заблуждения  иногда  бывают долговечными и затяжными как тяжелый бред, и требуют от социума огромных и бесполезных  денежных  трат. Любое  мероприятие по  поддержанию в порядке  памятных мест, мемориалов и памятников культуры требуют немалых средств. Любое кладбище и тем более  братская могила  внутри страны  и за её  пределами  нуждаются в уходе. Но есть в нашей стране такие  памятники, которые  мало имеют отношения к отчизнолюбию  и благодарной памяти потомков, являются памятниками  политическими, памятниками вождям, великим разрушителям и завоевателям. Взять хотя бы  в качестве примера,  мавзолеи Ленина, Мао, Хошимина и прочих коммунистических вождей ХХ века. Как архитектурные памятники эпохи, эти  вавилонские  зиккураты,  не представляют для человечества особой ценности, их сохранность не требует больших затрат, зато  весьма дорого  обходится  для общества содержание их мертвых постояльцев.
       Чтобы тело Владимира Ильича пребывало в неизменном состоянии, государство выделяет ленинской лаборатории при Мавзолее  один миллион рублей в месяц. В год на содержание вождя уходит 12  (двенадцать) миллионов рублей. Вместе с обслуживанием самого здания усыпальницы — около  20 (двадцати)   миллионов рублей в год. Это много или мало?  Вопрос риторический и прагматичный. С позиций  морально-нравственных —  насущный  и своевременный.  Для  поколения «детей войны, превратившегося в поколение лишних людей и для  пенсионеров, проживающих в регионах, не имеющих нефтегазовой трубы,  пенсия которых  едва  переваливает  за 15 тысяч  рублей,   20 млн. рублей — сумма огромная. А для  российских 95 долларовых миллиардеров с совокупным  состоянием 35 триллионов рублей,  эти  20 млн. рублей для усыпальницы вождя   —   сущий пустяк, смешная сумма, стоимость  двухкомнатной квартиры на окраине Новой  Москвы.  Накануне Дня Победы нашим  ретивым, конторским  московским патриотам неплохо было  бы напомнить,  что сегодня  в побеждённой  и недружественной Германии  средняя пенсия  в 5 раз выше, чем в  России по данным 2021 года. (Николай  Арефьев)   
      Нам до сих пор говорят, что  мавзолей и лежащий в  нём  набальзамированный  труп — дань советской  традиции,  а традиция —  это культурный код и аспект  культуры. (Степан Мамонтов), соответственно тот, кто выступает за захоронение праха Ленина  рядом с прахом  матери, является  человеком   некультурным,  ярым   церковным  рутинёром.   Вспоминается при этом известные слова Иисуса Христа: «Пусть  мёртвые хоронят своих мёртвых. Ты же,  иди  и возвещай  Царство  Божье». (От  Луки 9: 57-60)
        Вокруг   трупа  Ленина  до сих пор  ведётся много  бесплодных, лицемерных и фарисейских споров —  сохранить ли его для  потомков склепе, предать его  огню или земле, зарыть в могилу. Причём выступающие противниками  Ленина, ведут  эти споры, под видом заботы о  самом Ленине, прикрываясь неубедительными аргументами  о «последней воле Ильича», ссылаясь на традиции  воинствующих церковников или  воинственных безбожников,  язычников-богоборцев. Совсем диким  и кощунственным сегодня выглядит   стремление коммунистов-ортодоксов  выдавать  набальзамированный труп Ленина за  «священные мощи» всего человечества  на уровне нетленных  мощей святых угодников Божиих. Странно сегодня слышать от  нынешних коммунистов  утверждения о том, что «большевики  при похоронах Ленина в Мавзолее  использовали    традиции  сохранения  святых мощей, принятых в православии». Всем известно выражение патриарха Тихона  о  затее большевиков сделать тело Ленина нетленным  и навечно  поместить его  в несокрушимый мавзолей, при  сооружении которого  был разрушен канализационный сток Кремля: «По мощам и елей». Мощи святых праведников нетленны сами по себе, вопреки природе разложения, а мощи атеиста Ленина насквозь пропитаны специальной химией.      
      И ежегодно (даже во времена  финансовых кризисов)  всегда   находилось в казне  страны  20 миллионов рублей для поддержания в приличном виде  мумии  Ленина и его  мавзолея с лабораторией   специального бальзамирования. Всё в этом мире так устроено между живыми, что даже среди мертвых нет социального равенства, того самого, которое никогда и никому из мёртвых не  было нужно.
           И совсем не годится стремление патриотов-политиков левого и правого крыла, сделать из своего лидера  нового кумира и культурного героя вселенского масштаба. И совсем неприемлемо с точки зрения здравого смысла  неистребимое желание фанатиков  бездумно  разрушить прежнего идола, а на его место поставить  своего, самого   гениального,  самого мудрого  и самого  человечного. Или  снести с земли  нового истукана и  поставить на его место старого, прежнего. А посему странно сегодня видеть  икону святого  генералиссимуса  Иосифа (Сталина) нового письма, или  икону святого  воина Георгия (Жукова)  хохломского  письма. 
           Вообще тема  бессмертия души и тема вечной жизни после смерти — темы высокой  неопределённости в контексте религиозной философии и  мистики.   В православии считается, что «у Бога  мёртвых нет — у Бога все живы», что душа человеческая  сотворена бессмертной.  Душа не умирает вместе с телом и после разлучения с ним, т.е. после физической смерти она пребывает в Мгновенной Вечности  в ожидании своей вечной участи в потустороннем мире. Сами за себя в облегчении своей участи эти неочищенные от грехов безмолвные души  якобы постоять не могут. И только горячие, искренние молитвы живых на Радуницу, в  день поминовения усопших (родительский день)  способны изменить (облегчить) загробную участь  усопших  в ожидании Страшного  суда. Здесь, в потустороннем  мире, вся надежда  грешных  душ только на живых. Надежда на  щедрую любовь  живых в память об  усопшем  близком человеке. Надежда  на  их спасительную   милостыню и добрые  дела,  творимые о родных, близких и дальних людях. Насколько это так на самом деле  — проверить  опытным путём   невозможно. Астральный мир  для нас всех смертных наглухо закрыт, магия,  спиритизм  и тайные науки  себя не оправдали.   
        Прошлый  XX век-людоед   в сотый раз  нам  доказал на практике, что мёртвым от живых    ничего не нужно — ни пышного погребения,  ни щедрого  поминального  стола,    ни показного поминовения, ни   личных, величавых  и  торжественных   заказных  молитв об усопших вместо горячей исповеди, раскаяния  и причащения (протоиерей Вячеслав  Резников).
       По сути, мертвые всегда нужны живым. Без мертвых у живых нет настоящей биографии и нет своей истории. Без усопших все живые только тени мертвых, тени, исчезающие в   слепящий полдень, когда солнышко в зените.
 

25.04.2023, Радуница. Поминовение усопших.