Запах апрельского ветра

Татьяна Немшанова
8 апреля 2012 год. Смотрю на фотоснимок и вспоминаю:

- Скоро уезжать на Север – домой – из другого дома. На Южном Урале бурно тает. Лёд на реке Сим в небольшом городке Миньяре, у вокзала, подгнил, местами течением его сдёрнуло и выкинуло на подтаявший берег. Ниже - в Аше, река выходит из горного тесного ущелья на Русскую равнину, успокаивается, и там лёд пока стоит.

Дома не сидится, - весна гонит с города в горы. Прошла по раскисшим окраинным улицам. Перешла у вокзала железную дорогу. Она вплотную примыкает к горному склону с величественной Красной Скалой. Минула последняя старинная улочка. С дорожки начинается крутой подъём. Проползла по рыхлому снегу заброшенных картофельных полей. Они давно не засеваются, а бороздки до сих пор видны, выделяются кладками камней. Цепляясь за ветки клёнов и дубков, подтягиваясь руками, поднимаюсь по скользкому склону к подножию скал.

Скалы издали видятся безобидными, не высокими и не страшат. – Серо-белые, с красноватым оттенком, сложены горизонтально залегающими осадочными толщами древнего океана палеозоя. Под действием ветров, зноя, морозов за тысячелетия выветривания они приобрели ступенчатый замысловатый матрацевидный облик, что позволил без излишних затруднений подняться на первый уступ. Дальше - на вершину, вдоль обрыва, у самого-самого его края петляет лишь местами оттаявшая козья тропинка. Взбираюсь по ней - всё выше и выше. С подъёмом открываются немыслимые красоты горной долины реки Сим. Вдоль правого берега петляет, извивается железная дорога. Временами далеко внизу грохочет поезд. Сверху он глядится извивающейся гусеницей, червяком.

Карабкаться ввысь становится всё опаснее и страшнее. Высота скал у вершины Красной Горы достигает несколько сот метров, а тропка ютится в метре от бездонного обрыва, и с неё не сойти. – Кругом снега по пояс! Вытаяла только она. У вершины встречают чужака вОроны. Они встревожены моим появлением. Здесь – заметно прохладнее, чем внизу у подножия; пахнет снегом, ароматом согретой уральской земли, прелым кленовым листом, камнями и подснежниками – ветреницей. В науке уральский первоцвет носит загадочное имя – «анемона уральская», что и переводится, как ветреница – цветок весенних ветров гор Урала. - Невероятной красоты цветок! С благоговением всегда ожидаю его появление. Его аромат – это запах весны моих гор, моего детства, моей родины.

Ветреница уральская из семейства лютиковых. Первоцвет в мою юность был широко распространён в окрестностях города Аша на склонах, окружающих нас гор. Анемона предпочитает горную каменистую почву, богатую кальцием – известняки. Появляется на каменных осыпях в окружении снегов, в кленовом подлеске, задолго до распускания листвы, в апреле-мае, на прогретых солнцем проталинах. В весенние бураны цветы заметаются снегом, но благополучно переносят заморозки, приостанавливая на время рост. Ветреница первая – это бело-розовый колокольчик на холодном крохотном красноватом стебельке. А стоит солнышку улыбнуться, как раскрывается белоснежная звездочка, доверчиво греется в его лучах. На ночь сворачивает лепестки, прижимает головку к камням. Когда весна набирает силу, лес распускается, анемона отцветает, но расправляет роскошные нежно-зелёные резные листья. Высота растения в конце цветения не превышает десяти-двадцати сантиметров.

Хочется вернуться и не испытывать судьбу. Выше подъём ещё опаснее. С тропы на льду легко поскользнуться и скользнуть навсегда в бездну. Заставляю не думать о плохом и упорно карабкаюсь ввысь. Давно мечтала подняться на эти скалы - ещё с глубокого детства, проезжая на поездах мимо Миньяра, мимо Красной Скалы к бабушке в Ашу. И вот сейчас! - совсем близко заветная сосна, к которой ползу. Давно её заприметила, ещё издали, снизу. Она едва держится корнями за трещины камней обветренных скал. И вблизи необыкновенное дерево изумляет. - Изогнута, изломана ледяными беспощадными ветрами, промороженная безжалостными морозами, она каким-то образом живёт и растёт. Глядя на необычное дерево, изумляюсь: «Чем питается на голом камне, как выживает?!..». Смотрю и невольно проникаюсь восхищением, уважением к немыслимой жизнестойкости одинокого деревца. С него стоит брать всему живому пример стойкости перед лихолетьем.

Преодолев наконец-то подъём, отдыхаю, любуюсь видами просторов, фотографирую, понимая, что не скоро доведётся сюда вернуться. Внизу, с высоты птичьего полёта, виден посёлок. Здесь первопоселенцами в 1930-ом году стали мои пращуры: прадед, его братья, бесчисленные родственники и моя бабушка. Они бежали с колхоза Ерала от тотального раскулачивания и расказачивания на металлургические заводы Сима, Миньяра, Аши. Переселившись, раскорчёвывали лес, строились, приживались. Те улицы, что видны внизу, - это заслуга моего прадеда. Он первым ступил в этот край, чем спас будущее рода, предопределил моё появление в мир.

Прошли годы. Они мигают, как звёзды. Смотрю на фотоснимки, на избитую ветрами и холодами сосенку, выросшую на выжженных холодом и зноем скалах и понимаю, что это моя семья – мои корни, моя земля, мой род, и поэтому я тут сейчас. А весна берёт своё! Ярко сияет апрельское солнце, голову кружит запах оттаявшей родной земли, поднимая с глубин памяти воспоминания об обветренном прошлом, о детстве, юности, родных, что навсегда породнились с землёй Урала. И ночью спящий поезд пронесёт меня мимо Красной скалы, мимо старенького вокзала, грохоча на мостах через Сим.

А дальше… - дорога, дорога и впереди снежный запах апрельской тайги Севера. А в кармане у меня холодит руку крохотный стебелёк анемоны – цветок весны, богиня уральских ветров. В очередной раз попробую богиню приручить к земле Сибири, посадив в огороде под рябиной. Надеюсь, - приживётся! Я же… – смогла срастись сердцем и душою с тайгою, не забыв кленовых рощ!..

Фото автора.
На фото: 8 апреля 2012. Южный Урал. Челябинская область. Ашинский район. Внизу уральский город Миньяр. Вид на район, именуемый «Новостройка», или – «Чёрная речка». Долина реки Сим. Железная дорога. Красна Скала. Сосна на скале.
29,30 марта 2016. 20 апреля 2010. Бабочка крапивница на ладони.
Коза. Первоцветы Южного Урала – подснежники: анемона уральская (ветреница).

Редактировано: Вторник, 13 апреля 2021 г., среда, 15 марта 2023 г.,четверг, 16 марта 2023 г..четверг, 27 апреля 2023 г.

На земле моих предков. Очерки.

Ключевые слова:
Весна, апрель, Южный Урал, горы Урала, Красная скала, долина реки Сим, Миньяр, Аша, предки, анемона, ветреница уральская, ветер, снег, тропинка, ворон, первоцвет, тропинка, поезд, камни, бабочка, первоцвет, подснежник, природа, родина, корни.

Анонс:
Первые числа апреля на Южноуральской земле. Подъём на Красную Скалу по узкой козьей тропинке. Цветёт анемона уральская – ветреница, уральский первоцвет.

Запах ветра