Конфликт Еводии и Синтихии

Виктор Тарасенко
      Сегодня дорогой читатель мне рассудилось поговорить с тобой по теме конфликтов. И не просто конфликтов, как таковых, которых так много, что и говорить об этом в целом будет очень утомительно. Но о конфликтах, которые случаются (чего греха таить) в среде благочестивых христиан в одной церкви, общине, собрании…
       Давайте прочтём коротенький отрывок из послания церкви города Филиппы апостола Павла: «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе; Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизающимся в благовествовании вместе со мной и Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.
     Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам, Господь близко.» - Фил.4:2-5
Что вы увидели из прочитанного? На мой взгляд всё очевидно: в церкви города Филиппы в среде уважаемых христиан (иначе апостол Павел просто не стал бы упоминать их по именам) произошел несомненный конфликт. Нам ничего не известно о причине этого конфликта. Нам ничего не известно о том, кто первым вышел на данный конфликт. Нам ничего не известно о сути этого конфликта. Возможно он произошел по вопросу благовествования, так как сам апостол Павел говорит о том, что данные сестры подвизались к делу служения благовествования вместе с Павлом и другими сотрудниками.
       Другими словами, все были заняты исключительно благословенным и благочестивым делом, но при этом между Еводией и Синтихией возник неразрешимый конфликт, который они самостоятельно не могли разрешить.
Как вам такое? Но стоит ли нам всем удивляться этому? Не так ли сегодня происходит во многих христианских общинах, или даже больше: нет наверно ни одной христианской общины, в среде которой не было бы разнообразных конфликтов, особенно в среде сестёр. Хотя и братья «не далеко ушли» в вопросах конфликтов от сестёр, особенно когда вопрос разногласия касается личного понимания откровений от Господа, которые они имеют в своём разуме. Или одна из сторон конфликта ставит под сомнение, или совершенно отвергает ваше размышление, служение, да и само дело. Но вернёмся к рассмотрению конфликта Еводии и Синтихии.
     Первое, на что хочу обратить ваше внимание, это на то, что это были известные и благочестивые женщины (мы уже упомянули об этом). Действительно, нездоровый интерес к конфликтам всегда большой, когда в конфликте участвуют значимые люди. Еводия и Синтихия несомненно являлись ключевыми сёстрами церкви и общины города Филиппы. Несколько слов о данном городе: это город отца Александра Македонского, названный в его честь, и в Македонии в те времена, да и в современности, роль женщины была особенно значима. Женщины в Македонии пользовались большей свободой, более значимой чем в Греции и Риме. Они могли самостоятельно вести не только домашнее хозяйство, но и своё дело в различных областях. Так, например, и община в этом городе была основана Павлом через женщину по имени Лидия, которая торговала багряницею: «Оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония; в этом городе мы пробыли несколько дней. В день же субботний мы вышли за город, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.» - Деян.16:12-15
      Другими словами, по крайней мере в городе Филиппы, роль сестёр была вполне себе значима и значительна. Не ясно чью сторону занимала упомянутая нами Лидия, но вполне возможно, что одна из женщин была ей родственницей. Впрочем, не стоит гадать – это бесперспективно: домысливать то, о чём не написано. Главное то, что конфликт произошёл, и о этом конфликте хорошо знали в церкви и даже за её пределами. Его несомненно обсуждали и для разрешения этого конфликта Павел по-отечески, находясь в Римской тюрьме, пишет своё послание, упомянув в нём этот, казалось бы, неразрешимый конфликт. И здесь я хочу отметить ещё одну важную деталь, взять для себя ещё один урок.
      В конфликте не стоит брать чью либо сторону! Конфликт — это проблема, которую нужно разрешить! Ведь как часто бывает: каждая из сторон конфликта пытается изложить своё понимание сути проблемы и привлечь на свою строну других христиан, которые и не были участниками данного конфликта. И здесь проблема вот в чём: не являясь непосредственными свидетелями того из-за чего произошел конфликт, мы, как правило, встаём на сторону того, кто нравится нам (в силу родственных или иных отношений) и становимся участниками конфликта, подогревая его. И чем более значимые люди вовлечены в конфликтную ситуацию, чем более приверженцев их точки зрения они находят, чем более он «разгорается», тем больший ущерб данный конфликт может нанести церкви и конкретной поместной общине. Так было в древности, так, увы, происходит и в современности. Не всегда служители мудры так, как апостол Павел.
    Часто, при разборе конфликта, привлечённый служитель для его разрешения (в силу различных причин) изначально занимает точку зрения одной из сторон, и выносит, как ему кажется, вполне здравое решение. Однако, конфликт, как правило не разрешается, а приводит в полному разрыву всех тех, возможно неидеальных, но всё же отношений между братьями и сёстрами. Мне порой доводилось участвовать в разрешении некоторых конфликтов, и что я хочу сказать? Это трудное дело, и самое трудное, на мой взгляд, именно быть объективным, так как это сделал апостол Павел.
      Несомненно, то, что он лично знал и Еводию, и Синтихию, несомненно то, что он обеих их уважал, несомненно то, что произошедшее между ними его печалило и тревожило! И что делает Павел? Говорит он той или другой стороне что они правы? Нет! Здесь главный урок: в конфликте нет правой стороны в принципе, особенно, если конфликт возникает в церкви! Конфликты, которые, увы, возникают и в церковной среде, в первую очередь говорят о нашем несовершенстве! Павел просто говорит этим сёстрам, или даже не говорит, а слёзно просит – умоляет мыслить то же о Господе!
      Что это значит? Давайте коснёмся того, был ли Господь справедливо наказан и осуждён? Нет, и миллиарды раз нет!!! Но оправдывался ли Он перед первосвященником или Пилатом? Нет!!! Другими словами, сам Господь даёт всем христианам пример того, как нужно реагировать на то, когда вас незаслуженно оскорбляют, унижают, наказывают, и даже предают на казнь!
     Без помощи Бога это сделать невозможно, но смирившись пред Ним, и прося Его помощи, мы сможем преодолеть собственное «Эго» и смирившись, не будем столь яростно отстаивать свою точку зрения, даже если, как нам кажется, она единственно верная. В конечном итоге, нам христианам должно быть известно то, что без воли Бога не происходит ничего, и конфликты, которые возникают в следствии нашей греховной природы, лишний раз доказывают только одно – нам всё ещё нужен Христос, нам просто каждый день нужно мыслить о Нём: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.» - Евр.12:3
     Но, скажет кто-нибудь, я же за истину! Я тому отвечу, и другая сторона тоже! Где же найти выход? Выход только в смирении, причём себя самого, а не противника по конфликту. Конечно, если вам кажется, что именно вы и ваша точка зрения правильны, то вам следует её озвучить и донести до рассмотрения руководства. Но, при этом, не следует искать странников вашей «правды». Видимо в случае Еводии и Синтихии конфликт касался исключительно не бытового значения, сам апостол Павел говорит, что они подвизались в деле благовествования вместе с другими сотрудниками, имена которых записаны в книге жизни. И здесь проблема, они ли, мы ли, все ли те кто заботится о служении не освобождены от ошибок в формах, методах и решениях служения Господу. Мы все несовершенны, и даже в том случае, если нам
     Господь открывает нечто большее чем другим, нам не следует настаивать на своём в том случае, если это ведёт к возрастанию несогласия и разрастанию конфликта.
     Лучше, высказав свою точку зрения, отойти от конфликта, не ссорясь, и предать это дело Господу, Он всё совершит и выведет правду. И часто бывает так, что и обе стороны конфликта и правы, и неправы одновременно. Только Бог может разрешить непреодолимые противоречия, и примирить эти противные стороны. Но при этом нужен (нам людям) и посредник. И если, во-первых, это Господь, то во-вторых это служитель.
     Как взывает Павел: прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им…
     Как хорошо, когда в церкви есть мудрые сотрудники, которые могут погасить разгоревшиеся пламя конфликта. В церкви города Филиппы такой был, может это был пресвитер, или кто-то другой, не суть. Важно то, что он был, и Павел, не вставая ни на чью сторону в данном вопросе, просит того помочь Еводии и Синтихии найти мир. Посмотрите это то же, о чём говорил Иисус Христос в своей нагорной проповеди: «Блаженны миротворцы…» Да и когда Он воскрес, то первым Его обращением к апостолам были те же слова: «мир вам…»
     Нет ничего более значимого чем мир Бога и человека, и нет ничего более хрупкого, чем этот мир, на который ополчается противник Божий. Он очень лукав и хитёр и иногда посылает нам особые мысли о ревности по делу Божьему, воплощая которые, мы теряем мир с братьями и сестрами, иногда с церковью, а в запущенных случаях неприятия нашего «Эго» другой из стороной конфликта и с самим Богом.
      Вот почему так важно мыслить о Господе одно, вот почему всем нам требуется здравая и трезвая оценка мудрого служителя, который не на нашей стороне, а на стороне Господа. В конечном итоге, если он не прав, он понесёт на себе вое последствия его решений. Нам нужно смирение, которого не хватало ни Еводии, ни Синтихии.
     Хватает ли нам смирения? Вот в чём вопрос?! – как говорили древние.

    На этом я с вами прощаюсь и надеюсь, что рассмотренный нами конфликт Еводии и Синтихии, несомненно благочестивых и ревностных сестёр, поможет и нам в нашей ревности, делать дело Божие по разумению и с миром.
Всем Божиих благословений! Христос воскрес!!!


ТВГ, г. Барнаул, апрель 2023 г.