АРИНА БРАГИ
ТРАВЕЛОГ «ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ»
ПОПЫТКА МЕТОДА «ПОТОК СОЗНАНИЯ»
Эпиграф 1
Изображение
Book Peddlers (Странствующие книготорговцы), Jack Morford, 2016.
Benson Sculpture Garden. Loveland, CO
Эпиграф 2
Пора открыть осеннюю канистру,
и лету объявить переучёт,
рояль в кустах съедает пианистку –
и по аллеям музыка течёт.
Она течёт, темна и нелюдима,
отравленная нежностью на треть,
и мы с тобой вдыхаем запах дыма,
заходим в парк и начинаем тлеть.
Твоё молчанье светится молитвой
о городе из воска и сукна,
где мы с тобой, расписанные бритвой,
ещё видны в малевиче окна.
Александр Кабанов
Скульптурные сады, парки и скверики - открыты как хорошая проза. Нужно только научиться читать. Новеллы, романы, поэмы. Что особенно люблю - в эти тексты можно входить с нескольких входов. Читай вперед и задом наперед, поперек и вдоль. С любой объемной строки - скульптуры, фонтана, или инсталляции.
Листай скульптурные книги из мрамора, стали, бронзы, обожженной глины или зеркал!
НОВЕЛЛА «СВОБОДА»
ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОСТРОВ В ЗАЛИВЕ СИЭТЛА.
Солнечный зайчик выпрыгнул прямо в лицо из-под ветки цветущего дичка алычи. Неужели? Да. Сквозь шипы и цветочный аромат бьет молния, отразившись от блестящей поверхности. Обошла белый куст в мелких цветочках. Влага желтой дорожки - песок и прилипшие лепестки. Уфффф. Нашла. Сад зеркальных скульптур. Первая инсталляция - «Зеркало Шекспира». Допустим. Полированная сталь изогнута и вибрирует – вглубь островка долетает бриз с залива Пьюджет-Саунд. Ветерок пахнет засолкой. Я смешно искривилась – длинный зигзаг молнии, как на индейских тотемах. Из Сиэтла паром шел долго, причаливал к десятку курортных островов, пока не добрался до пограничного с Канадой, последнего островка. Лишь я одна здесь сошла. Здесь секретный музей Чихули. Не стекла! Зеркальной стали. Неожиданно. Будет что выложить в чаты. Связи нет. А, так художник хотел. Только зритель и его ощущения. Похвастаюсь потом. А сейчас свобода!
И побежала вприпрыжку по дорожкам ландшафтного лабиринта.
В городском стеклянном Чихули - не чихнуть. А здесь почему бы и нет? Можно и чихать, и барабанить мелодии по зеркалам, и кривляться, и отражаться то толстым, то тонким, то длинным, то коротким. Свобода! Под открытым небом, в тайном музее великого стеклодува, который устав от стекла и городских толп, сбежал на дальний пограничный островок. И написал новеллу. В зеркале стали. Читайте!
РОМАН «ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ»
Сад скульптуры в Колорадо
Городок Loveland. Это его настоящее имя. Почему неизвестно. Затерян посреди пыльной прерии бывшего Дикого Запада. Когда-то - фронтир золотоискателей, ныне - колония скульпторов. Здесь сад тысячи скульптур.
Это о музыке, о страсти, о танце, о женщине.
Сад скульптуры — это пространство романа больших смыслов и маленьких радостей. О любви и детстве. О народах, тысячелетиями живших в этих прериях. О смысле искусства и о том, что жизнь — театр. И, конечно, о мудрых птицах и магических рыбах, морских котиках. Их большие и малые, гигантские и крохотные скульптуры водят здесь хоровод.
И я вступаю в их круг. И погружаюсь в огромный, в тысячу инсталляций, роман-сад.
Здесь звучит зов планеты зверей. Трубный глас вырывается из горла огромной скульптуры слона-дерева, на половину сожжённого - у него дырявое расползающееся слоновье ухо.
А если посетитель сада отвлекается от чтения, то монах тычет пальцем в книгу:
- Читай!!!!
Бронза «Странствующие книготорговцы». Монах раскорячился верхом на стопке книг – их придерживает другой книготорговец. В рясе, подпоясанный веревкой и в сандалиях. Он жмет, жмет на педали велика – малого, ему не по росту – а на руле огарок горящей свечи. От раскоряки-акробата на голове пишущего автора – упрек. Хоть и видеть то нас не может – глаза его прикрыл жгут веревки:
- Вернись на эту! Вот эту страницу. Читай! Читай так, чтобы внешний - впрыснутый в тебя мир - пропал! Читай по-разному.
В роман-сад можно войти с разных страниц-входов. Можно его проживать - читать в разных направлениях, останавливаясь, возвращаясь или быстро пробегая - пролистывая. Его читатели – мы, прохожие по дорожкам сада.
Сада скульптуры, сада желаний, сада наслаждений.
И это сад роман обернется многими книгами, и твоей тоже, если пишешь свой роман.
Бенедиктинцы вопиют:
- Мы рады. Мы стараемся. Мы портим глаза огарком свечи. Мы мчим закончить текст - во всю прыть трехколесного велосипедика, но сад продолжает полниться новыми скульптурами.
И новыми смыслами.
Новые метафоры арками соединяют сад с дальним ручьем каньона – там, где инсталляция ржавых чугунных колес. Соединяют с ломанным силуэтом окрестных скал. Метафоры вливаются в раззявленный рот – это крик красного холма - окаменевшей древней дюны. Песчаный холм углом вгрызается в навесную дорогу над ручьем.
И вторит ему крик цапли в саду. Иногда ее гигантская скульптура оборачивается читательницей романа - и вдруг в настоящем пруду стоит живая серо-белая цапля.
И бронзовые огромные стрекозы сидят на листьях романа, и крокодилы катают детей, и те катаются на санках с горки ярко белого колотого колорадского мрамора.
И можно сесть в скульптуру «Седло» и написать-вообразить-придумать свой текст, вложить в него свое. И назвать роман «Территория любви».
Мои соавторы - два монаха бенедиктинца и вечный - над всем – Шекспир. Его огромная, в три человеческих роста бронзовая скульптура в центре, куда прилетают стрелы всех дорожек. Шекспир держит бронзовое зеркало с ручкой, на оборот врезаны театральные маски. Улыбка и печаль.
А в дальнем углу сада - у ракушки летнего театра - бронзовый скоморох «Шут» с поклоном приглашает:
- Читайте, - смягчая жесткий приказ монаха-акробата на голове у автора с клоунским великом.
- Читайте. Здесь! Важно.
О краткости времени человека, о призраках, о косе, что косит жизнь под корень, и скоро скосит и человечество. Скульптура человека с косой: как бы он ни прижимал к себе ребенка, но сам и скосит – взорвет – себя с планеты.
Или есть надежда?
И бронзовый мальчик все же балансирует на шаре скульптуры “Keep ball running”, и кричит:
- Держись!
И прекрасные животные идут тихо в высоких травах на охоту и звучит песня птиц.
И бронзовая музыка растворяется в тексте романа.
Моего будущего романа.
27 апреля 2023