Радость моя

Анна Боднарук
                РАДОСТЬ  МОЯ

                Предисловие

     В годы моего школьного детства, а потом уже в годы детства моих детей, на уроках, на «классном часе», после обсуждения фильмов, книг и так, по жизни, учителя учили детей брать пример с положительных героев. На уроках мы отвечали так, как от нас требовали, а за порогом школы, и там, куда не доставал родительский глаз, говорили и думали так, куда кого и в какую сторону повело. И примерами нам служили далеко не книжные герои. А поскольку я росла под жёстким контролем моих родных по крови людей, то только случай мог отклонить моё поведение от семейных устоев. Случай, на то он и случай, чтоб соскакивать с проторенной тропинки. А если подумать, то по моему разумению, именно случай даёт возможность Судьбе делать нас непохожими и направлять в мир неизведанных испытаний…
      Родилась я в доме бабушки и дедушки. Даже, когда мои родители жили на Горбах и у них родился мой братик, Коля, я всё равно была большей частью под присмотром бабушки и дедушки. Старики, Марьяна и Федот, всегда были у людей на виду. К бабушке приходили люди, чтоб «на картах погадать», обрести, хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне, а когда уже к дедушке приходили, то только за тем, чтоб он с молитвой проводил человека в Лучший мир. Просто так, проведать стариков, приходили родственники и те, кого в этом доме привечали.
     Бабушка, о которой я хочу рассказать, была не из нашего села. А приходила она всякий раз, как, по бедности своей выгоняла её нужда что-нибудь продать и шла  она на базар мимо нашей хаты. Заходила она к нам на обратном пути, уставшая, голодная, промёрзшая на ветру. Дедушка, выслушав последние её новости, находил себе работу или с пустыми вёдрами неспешным шагом шёл к колодцу. Бабушка тем временем наливала в глиняную чашку борща, отрезала хлебца и давала гостье расписную деревянную ложку. (Этой ложкой ели только желанные в бабушкиной хате гости). Ложка пришедшей бабушке, (никак не вспомню, как её звали и уже спросить не у кого, но, когда она заходила в калитку, то говорили: «Поглядела идёт!». Она жила в русскоязычном посёлке и слово «поглядела» любила повторять), сперва служила толкушкой. Она ею разминала картошку, фасоль и всё прочее в чашке, потом в эту чашку крошился хлебушек и сметались все хлебные крошки со стола, а корочки та бабушка собирала в узелок и этот узелочек нырял в корзину с узорчато плетёной крышкой. Всё повторялось каждый раз, как и то, что эта бабушка никого никак больше не называла, как только – «Радость моя». И я до глубины души верила, что этому человеку доставляет радость встреча с моими родными и даже со мной. Как же было в это не поверить, если лицо этой милой старушки буквально лучилось морщинками и голос у неё был такой мягкий и душевный, ну ни капельки лжи в нём или притворства. Мне казалось, что эта бабушка – это добрая, ласковая кошка, которая не только тёплая и мякенькая сверху, она и внутри такая же. Ну, просто грех такого человека не полюбить…
     Я же, малая, напитавшись щедростью её души, ещё несколько дней подражала её словам и интонации голоса. Но в нашей семье такое моё поведение не приветствовалось, а всякий раз мне напоминали, что если я и дальше буду повторять за той бабушкой её любимые словечки, то в селе меня посчитают дурочкой, и будут потом насмехаться надо мной. Потом я только поняла, что сельские насмешники всяко разно найдут повод  похохотать. Для них даже такой солнечный человек, как та бабушка, не свят и не почитаем.
     Конечно же, я слушалась своих домашних, но оставляла место в душе и своему внутреннему голосу, который больше склонялся к чистоте и доброте этой милой старушке.
     Годы шли, не стало той старушки. Мои бабушка с дедушкой хоронили её по всей строгости христианского обряда. (От смертного часа и пока гроб не опустили в яму, дедушка всё читал и читал, сидя в головах покойницы, закапанные воском церковные книги. Так хоронят на селе самых уважаемых людей…) А моя Судьба увела меня из села в далёкий Сибирский край, где я слышала от самых разных людей ласковые обращения: «Зайка моя», «Солнце моё», «Дорогая», «Сладкая моя», «Моя маленькая»… но выше обращения «Радость моя», я так больше и не услышала. (Мой отец называл мою маму – «Судьба моя». После его смерти она всё вспоминала мужнины слова и замуж так больше и не вышла).
     Гораздо позже я поняла, что обращение «Радость моя» может быть не только к людям, но и к воробушку и к вековой сосне, берёзе… и сразу, будто солнце лучом своим сквозь малое окошко в туче выделит то дерево, обогреет, подарит ему радость бытия. Любящее сердце способно направить лучик радости на всё, что тобой отмечено. И вовсе не обязательно вслух произносить эти волшебные слова, они будут во взгляде, если порыв души будет искренним…
     Нарочно я эти слова не произношу, а только если они сами в определённый момент родятся. Иной раз даже сама себе удивляюсь, что вдруг вспомнились они, просто очень благодарна памяти о той бабушке и, когда говорю «Радость моя», стараюсь любить мир так, как любили его наши старики.

                ***

     В мои, теперь уже далёкие детские годы, да и на протяжении всей моей жизни, моим заветным желанием было – уединиться в тихом, малодоступном уголке природы и рассматривать там неброскую (на первый взгляд) живую картину. И тогда, да и сейчас мне не хватает слов, чтоб объяснить, выразить простыми словами, рассказать о том, что посчастливилось увидеть. Может быть по этой причине меня мои сверстники считали чудаковатой. Случалось «застукают» меня за этим занятием, бесцеремонно вломятся «в мой прекрасный непознанный мир», желая отнять то, что по их мнению я прячу от людей и, не найдя ничего интересного для себя, начнут осыпать меня насмешками. А я, смущаясь, только прошу:
     - Не наступите…
     - Так там же ничего нет?..
     Объяснить что-либо этому крикливому воронью мне ещё ни разу не удавалось. Может у меня ещё в то время не было подходящих слов, то ли они не способны были увидеть в простом, обыденном -  прекрасное. Никто их этому не учил. «Это нам не задавали…» Но кто бы знал, как же обидно мне было смотреть на вытоптанное место, чувствовать себя оплёванной, и главное – ни за что…
     Всю свою жизнь я пыталась рассмотреть то, что для других попросту не существовало. Рассказать людям об этой красоте доступным языком обычного человека, как получится, как слова сложатся. Может и теперь, читая мои строчки, кто-то пожмёт плечами, но всё же, я надеюсь на это, найдутся такие любознательные люди, которым мои слова приоткроют невидимую дверку в Мир Прекрасного. Ведь это же какое неописуемое счастье – сделать своё маленькое открытие!.. Пусть всё это давно «наукой доказано»… (Я же не собираюсь что-либо оспаривать…) Я просто любуюсь Природой, лично для себя делаю маленькие открытия и ищу попутчиков в волшебный мир живой Природы. Кто со мной?
     Не нужно собирать в поход рюкзак, не нужен компас… Всего лишь откройте сердце, снимите пелену с глаз и посмотрите на Мир, созданный Творцом, с любовью созданный, красивый и разнообразный. И ещё, в тайне, каждый о себе подумай: что такого создал ты сам, что пренебрегаешь Его творением? Как же ты собираешься приблизиться к Нему, если не можешь преодолеть гордыню и не желаешь поставить знак равенства между собой и всем тем, что Им создано? Всё, что мы видим вокруг себя – это Божий сад, в котором всё взаимосвязано, переплетено, всё Божьим светом пропитано, и ты сам питаешься им… Ничего от тебя сверх силы не требуется, хотя бы – не навреди…

                ***