Антал Биркс. Протестантская Реформация в Венгрии

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОТЕСТАНТСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ В ВЕНГРИИ: ВЛИЯНИЕ И НАСЛЕДИЕ
Антал Биркс (2017)

Исторический обзор: основные европейские связи

В этом году мы отмечаем 500-летие начала Реформации не только в Венгрии, но и во всей Европе и мире. Церковь нуждается в обновлении, что видно из ее истории, а также из нашей личной жизни. Желание обновления есть и всегда было частью жизни христианской общины, как мы видим из жизнеописаний св. Франциска Ассизского, Джона Уиклифа, Джона Гуса и многих других. Из всех движений религиозного обновления за последние 2000 лет движение, которое мы называем Реформацией, было, пожалуй, самым влиятельным. Это было не только богословское движение: то, что произошло 500 лет назад, также привело к новому началу в политике, праве, культуре, образовании и экономике и даже оказало влияние на современную науку. Распространяясь сначала по Европе, а затем и за ее пределы, силы протестантизма изменили весь мир.Юбилей Реформации, отмечаемый в этом году, дает прекрасную возможность
лучше понять истинное наследие этого движения и увидеть актуальность его послания для нашей жизни в XXI веке (1).
Обзор начала Реформации - стоящая задача как для христиан, так и для нехристиан. Протестантская община является второй по величине христианской семьей (2). Из 2,2 млрд. христиан во всем мире почти 50% католики и чуть менее
40% протестанты. Большинство из этих 800 млн. протестантов живут в Северной Европе, особенно в Великобритании, Нидерландах, Германии, Швейцарии и, конечно же, в Карпатском бассейне. Их также немало в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Океании; в Африке также существуют крупные лютеранские и альвинистские группы, не следует забывать и о «мегацерквях» в Южной Корее.
Когда и где все это началось? Ключевой датой является 31 октября 1517 года. В этот день Мартин Лютер, монах и профессор Виттенбергского университета, вывесил на
двери Замковой церкви свои 95 тезисов (Битски, 1988, с. 10). Основным предметом критики Лютером церкви была продажа индульгенций, идея о том, что отпущение
грехов можно купить за деньги. «Как только в шкатулке зазвенит монетка, душа
выпрыгнет из  чистилища» было распространенной поговоркой того времени. Лютер также критиковал тот факт, что послушание канцелярским правилам считалось более важным, чем послушание Слову Божьему и воле Божьей. По инициативе Лютера дух Реформации и ее практика распространились по всей Европе. Это произошло по нескольким причинам, не только богословским. Через несколько десятилетий это евангелическое движение затронуло все стороны жизни, особенно в северной и центральной Европе (Troeltsch, 1912). Как сказал выдающийся юрист и церковный историк Рудольф Зом, преобразование Церкви привело к преобразованию мира (Зом, 1922, с. 176).
Однако важно иметь в виду, что эти «новаторы веры» хотели не новой религии, а старой, первоначальной. Сам Лютер был предан всемирной католической церкви. Их главная цель состояла в том, чтобы заново открыть и возродить католическое
христианство и вернуться к верованиям и практике первоначальных последователей Христа. (Хотя протестантизм начался в 1517 году, протестанты, естественно, признают историю Церкви с самого начала). Реформаторы хотели вернуться к началу, к самому Христу, к той духовной жизни, которая основана на Благой вести и на благодати; жизнь, которая повинуется слову Божию и основана на Писании и его центральной керогме (послании) – на том Христе, Который как Сын Божий, наш Спаситель, может быть достигнут через веру (3).
 Реформация развивалась с рядом факторов. Повторное открытие древних текстов, быстро меняющийся мир в начале XVI века и его напряженность, мощное развитие мировой экономики и науки, открытия великих исследователей и подъем буржуазии — все это способствовало ей Кроме того, были исламские вторжения, династические войны, происходящие по всей Европе, и воздействие эпидемий. Мы также не должны забывать важное замечание, сделанное Оуэном Чедвиком, о том, что во многих местах политические изменения оказали влияние на религию, а не наоборот. Политические
события способствовали распространению евангелистского движения, иногда
по целым регионам, таким как Англия (Chadwick, 1990).
Я уже упоминал о роли Лютера в самом начале Реформации. Нам
также необходимо учитывать происхождение наших братьев и сестер-кальвинистов и помнить,что Реформация была международным событием. Для этого нам нужно
отправиться в Швейцарию. Теолог и священник по имени Ульрих Цвингли, которым восхищался Эразм Роттердамский, уже в 1518 году начал свою работу, сначала недалеко от Цюриха, позже в самом городе. Дух, в котором он писал, был евангельским: так называли в то время всех, кто хотел духовных или религиозных перемен. Свои реформы он черпал из Библии; наиболее важными из них являются примат Благой вести, включение хлеба и вина в Вечерю Господню и уничтожение картин и статуй в церквях. В 1523 г. эти реформы были приняты всем городом и его руководителями.
Теперь надо идти дальше на запад, в Женеву. Жан Ковен (Кальвин) был
лидером швейцарской Реформации в Женеве между 1536 и 1564 годами (кроме 1538-1541 годов, когда он находился в Страсбурге). В 1536 году его труд Institutio Christianae Religionis, или «Наставление в христианской вере» был опубликован в Базеле, а в 1541 году он написал свои знаменитые Женевские церковные постановления, на которые венгерские ученые до сих пор ссылаются как на основу конституций. Последняя работа была переиздана не менее десяти раз во время пребывания Кальвина в Женеве.
Кальвин был прежде всего учителем Священного Писания. Больше всего для
него были важны Благая Весть и то, как она проповедовалась. Он придавал большое значение устройству и порядку Церкви, а также интересовался церковным
правом, поскольку оно помогало главной цели Церкви. Помимо того, что он был пастором и учителем, Кальвин проявил себя как правитель Женевской церкви, чтобы быть великим организатором. Для него поместная церковь была основой, на которой он мог строить параллельные иерархии церковных властей (т.е. пастырей и служителей), с одной стороны, и светских, с другой. В Женеве консистория была просто огромной. Это было противоположностью лютеранской модели, в которой светские правители и городские советы осуществляли патронажные права и контролировали местные церкви и их пастырей. Эта «лютеранская реальность», согласно Зому, была неизбежным результатом реальных обстоятельств, а не продуктом лютеранской теологии. Consensus Tigurinus, или Цюрихская декларация, стала решающим событием для швейцарской Реформатской Церкви. В 1549 году Кальвин и Генрих Буллингер подписали совместную декларацию о Евхаристии и Крещении, конкордате между местными церквями Женевы и Цюриха, к которому позже присоединились церкви Берна и других швейцарских городов. Эта декларация стала отправной точкой, важной основой для более поздних конфессий реформатского церковного движения (Faggyas and Kor;nyi, 2015, p. 41).

Начало Реформации в Венгрии.

В Венгрии и сочинения Лютера, и его действия имели почти немедленный эффект
(Bucsay, 1985, с. 17-18; Шлиом, 1990, с. 7-8). К 1518 году есть свидетельства лютеранской Реформации в нескольких венгерских городах; он также появился в королевском суде в Буде. К 1522 году у самого Лютера уже было множество учеников из Карпатского бассейна. В 1523 году, как хорошо известно церковным историкам, францисканский монах-реформатор проповедовал учение и послание Лютера в Шопроне.
Между 1523 и 1525 годами венгерский сейм принял множество постановлений против
лютеран, отчасти под влиянием антинемецких настроений. Один из актов сейма (Акт
1524 г.) приговорил последователей Лютера к сожжению. На основании этого акта проводились казни , но массовых преследований не было, в основном из-за
отсутствия центральной светской власти, а также из-за угрозы османского нашествия.
Кроме того, более десяти лет спустя, в 1534 году, король Фердинанд I ввел уголовную ответственность.для последователей Цвингли; это показывает, что к середине 1530-х годов швейцарская Реформация достигла венгров в Венгрии.
Теперь нам нужно рассмотреть, какие факторы способствовали распространению Реформации в Венгрии. В разделе ниже я обсуждаю пять моментов: некоторые из них носят духовный характер, другие имеют более светское или политическое измерение.
1. Османская оккупация после битвы при Мохаче в 1526 г. нанесла значительный
ущерб структуре как церкви, так и государства. Например, государство не смогло провести акты сейма против лютеран.
2. Первоначально турецкие власти отдавали предпочтение протестантским общинам, иногда по теологическим причинам, но часто по политическим мотивам ослабления влияния католических Габсбургов.
3. В Виттенберге училось много венгров и представителей других национальностей, проживающих в Венгерском королевстве . Были также торговые связи между Германией и Венгрией.
4. Во времена лишений, особенно после 1526 года, была реальная духовная
потребность услышать Благую Весть. На мой взгляд, это был самый важный фактор. Новая вера могла также дать историко-богословский ответ на новую политическую ситуацию: например, вместо того, чтобы уповать на святых и Марию, нужно было уповать на Бога и вернуться к Иисусу Христу («Венгерский Лютер»).
5. Что касается предыдущего пункта, то сила евангельского движения
с его упором на покаяние и обращение привела к его распространению.

Распространение новой веры

Лютеранская вера распространилась в основном на территории, контролируемой Габсбургами, т.е. также называлась «Верхняя Венгрия» и сейчас является частью Словакии). Отчасти это произошло из-за терпимой политики Фердинанда I, а затем Максимилиана II. Первоначально веру можно было найти и в центральной, оккупированной части страны:Великая равнина, Партиум и Трансильвания. Но здесь, всего полтора десятилетия спустя, кальвинизм стал преобладающей протестантской религией (4). На этот процесс указывают различные Синоды, проводившиеся в этих областях с 1540 г., первый из которых имел лютеранское направление, но и кальвинистское влияние (Слём, 1990, с. 14-19). Один из самых важных Синодов был проведен в Эрде в 1545 году. На нем было принято лютеранское учение, написанное Дэваи Бэром. Позже собрание предоставило право свободного исповедания веры саксонским общинам в Трансильвании.
В 1550-х годах швейцарский протестантизм распространялся в Османской Венгрии,Партиуме и на северо-востоке, а в 1560-х гг. унитаристское учение начало появляться как в Партиуме, так и в Трансильвании. Большую роль здесь сыграл Ференц Давид. (После учебы в Виттенберге он  начал проповедовать Евангелие и стал последователем Лютера. Он стал лютеранским, а затем кальвинистским епископом; он также был ректором в Коложваре. К концу жизни он стал он был унитарием и с помощью Яноша Жигмонда опубликовал множество антитринитаристских эссе.Он также повлиял на знаменитый эдикт Торда.После смерти Яноша Жигмонда к власти в Трансильвании пришел менее терпимый правитель, и Ференц Давид был заключен в тюрьму и в конце концов умер). Наконец, в 1568 году Эдикт Торда провозгласил право свободно исповедовать все религии, будь то католики, лютеране, кальвинисты или унитарии. Это был первый случай, когда общины и отдельные лица в Европе получили свободу выбирать свою религию и проповедника. Попутно можно отметить, что протестантская вера послужила сплачивающим призывом, который поощрял восстание против правления католиков Габсбургов. Наши восстания, особенно то, что возглавил Иштван Бочкай, впоследствии князь Трансильвании, были борьбой за религиозную, а также за политическую свободу.

 Герои Венгерской Реформации

Наиболее известными личностями первого периода (до 1540-1541 гг.) были
Михал Штрай («поющий реформатор»), Дюла Гусар, Гаспар Хельтай, Имре Озорай и Иштван Галоши. В этот период «приема» многие студенты, вернувшиеся из Виттенбергского университета, а также бывшие католические священники обратились в новую веру и сразу же начали проповедовать учение Лютера. Самым влиятельным проповедником был Филипп Меланхтон, коллега Лютера, чьи занятия и лекции были переполнены студентами. Другой очень влиятельной фигурой был Петер Борнемиса, который стал лютеранским епископом и был самым плодовитым писателем в Венгрии в XVI веке до своей смерти в 1548 году
У швейцарской Реформации тоже были свои герои в Венгрии. Первым реформатором, последовавшим идеям и учению Цвингли, был Мёртон Кельмунчехи Синта, который до того, как стал протестантским проповедником, был каноником города Дьюлафехервер. Он всем сердцем принял учение Цвингли о Евхаристии, а также об алтарях и картинах: он полностью перенес их из многих церквей, особенно из так называемого Транстисского региона. В последующие десятилетия за его работой последовали многочисленные пасторы, присоединившиеся к швейцарской Реформации. Самым выдающимся из них был всемирно известный Иштван Сегеди Киш, великий богослов и организатор. Еще одним талантливым и трудолюбивыс организатором был Пктер Мелиуш Юш, основавший реформатскую церковь в Заречье во второй половине 1560-х гг. В 1567 году на Синоде в Дебрецене было принято Второе Гельветическое исповедание. Это было, когда две семьи Реформации, лютеранская и кальвинистская, отделились друг от друга. Однако в Задунайском крае это стало
реальностью только в конце 16 века, после так называемого коллоквиума Чепреги.
Подводя итог, можно сказать , что к концу XVI века различные ветви Реформации создали свои церкви. Более половины всего населения Венгрии и Трансильвании были кальвинистами, около четверти - лютеранами, а остальные  унитариями, католиками и православными. Поэтому почти 90% населения были протестантами. Это сильно изменилось во время Контрреформации XVII века, когда на западе и севере, т. е. на территориях, находившихся под властью Габсбургов, сформировалось католическое большинство . В то же время, однако, начался новый период расцвета кальвинизма в Трансильвании, Партии и на северо-востоке Венгрии с Бочкайского восстания 1604-1606 годов: этот период длился до конца XVII века (Bucsay, 1985, с. 23); Faggyas and Kor;nyi, 2015, с. 53).  Это были самые важные этапы и личности в XVI веке.
Хотя из-за ограниченного места в этой статье не ставится цель исследовать последующие столетия, важно упомянуть еще два эпизода, которые внесли существенный вклад в развитие протестантизма в Венгрии. Первая - это «Десятилетие скорби» между 1671 и 1681 годами. Протестантские священники и учителя предстали перед судом и были предприняты попытки принудить их к обращению (7). Некоторые были заключены в тюрьму, многие отказались от своей профессии или были вынуждены покинуть страну. 40 человек были проданы в рабство на галерах; некоторые из них были освобождены голландским адмиралом Михиелем де Рюйтером 11 февраля 1676 года.
Во-вторых, между 1681 и 1781 годами был «артикулярный» период, когда
протестантские богослужения разрешалось проводить только в двух или трех местах в каждом графстве. Часто протестантам приходилось отправляться в путь в субботу вечером, чтобы успеть к воскресной службе. В некоторых местах обслуживание будет на трех языках: например, в Немеше в графстве Ваш (сегодня западная Венгрия) измученным людям проповедовалось Слово Божие на словенском, немецком и венгерском языках. О силе этих общин свидетельствует тот факт, что вскоре после указа о веротерпимости 1781 г. многие сотни из них образовались вновь. Эти общины пережили столетие без пастырей, отчасти благодаря важной роли, которую играли
пресвитеры (8) .
В приведенном выше отчете у меня не было места для обсуждения таких тем, как социальное расслоение, происхождение реформаторов и различия между различными
ветвями и национальностями Реформации. В следующем разделе я рассмотрю аспекты Реформации, которые я считаю наиболее важными как с венгерской точки зрения, так и на европейском уровне.

Наследие Реформации

Нет сферы жизни, на которую не повлияла бы Реформация. Я буду обсуждать четыре измерения.

Религия

Через Лютера прежде всего Реформация заново открыла Бога Милосердного.
Так называемые пять Sola - самое важное учение протестантизма. Это вопрос спасения. Учение о том, что спасение во Христе, по вере и благодати, оказывает сильное влияние на жизнь верующего: теперь человек может выйти из-под власти Закона в свободный мир Евангелия, и Бог делает его поступки праведными. Это требует живой совести. Это оказало жизненно важное влияние как на религиозную, так и на светскую жизнь.

Политика

Влияние Реформации проявляется как в практической политике, так и в политическом мышлении: я остановлюсь только на последнем, в частности на теории
правления Лютера о «двух царствах» и взглядах Кальвина на конституцию и принятие политических решений (9). Первая из них по-прежнему дает протестантским общинам ценные указания относительно того, как им следует относиться к светской власти. По мнению Лютера, Бог правит миром двумя разными способами: с одной стороны, светским способом, который использует силу Меча и Закона для принуждения, а с другой - Словом Божьим. Эта идея очень важна для лютеранских общин в их отношении к отношениям государства и Церкви. Несомненное влияние на представления о конституции оказал и кальвинизм. Первоначальные Церковные постановления Кальвина, которые первоначально были приняты членами кальвинистской Церкви, позже использовались в качестве основы для политической конституции, даже величайшие мыслители эпохи Просвещения (K;bel, 2016, стр. 305). Взгляды монархомахов, например Фрэнсиса Хотмана, также имеют отношение к влиянию протестантизма на политические учения (Birk;s, 2011) (10) . В других областях общественной жизни ткже можно увидеть влияние протестантизма. Протестанты имеют сильное чувство групповой идентичности; они открыты для обсуждения и дебатов; и они часто были готовы принять участие в борьбе за свободу.

Образование и культура

Это те области светской жизни, в которых влияние протестантизма, вероятно,
проявляется наиболее сильно. Несколько простых фактов иллюстрируют это. Например, большинство венгерских книг, изданных в начале XVI века, были связаны с
протестантизмом; и все знаменитые печатники, от Дюла Хузра до Гаспара Хелтая, были
протестантами. Через свои новые средние школы или коллегиумы протестантизм оказал большое влияние на образование. Почти все выдающиеся писатели и поэты XVIII - XIX  веков получили образование в этих колледжах. Можно сказать, что в их стенах родилась история венгерской литературы. Умы их учеников формировались под постоянным влиянием Священного Писания и проповедей на венгерском языке. Кроме того, протестантские институты были чрезвычайно современны с точки зрения методологии: они разрабатывали новые методы обучения (см. Иоганн Амос Коменский в г. Шарошпатаке) и образовывали сети колледжей.
Протестантизм также оказал освобождающее влияние на естественные науки, что было ясно продемонстрировано анализом Макса Вебера и Алистера Макграта.
Протестантизм сильно стимулировал исследования в области естественных наук как по теологическим, так и по экзегетическим причинам. За последние 200 лет число протестантов, работающих в различных областях естествознания, превысило конфессиональную долю в обществе в целом, особенно во Франции и Германии.

Экономика

Лютер рассматривал работу как призвание. Как показывает Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма», лютеровский перевод библейского «беруф» как «призвание» следует понимать в современном смысле этого слова. Позже это было принято светским языком всех протестантских народов. Чтобы понять это, мы можем прибегнуть к некоторому лингвистическому анализу. Немецкое «Beruf» («профессия» или «занятие») также имеет коннотации «rufen» («призвание») и «Berufung» («призвание»). То есть человек, выполняя свою работу, выполняет данную Богом миссию: так работа становится призванием, а действие прославляет Бога и служит Ему. Работа - это «святое поведение», что придает ему этическое, религиозное и моральное измерение (Чадвик, 1990, с. 175) (11).
Лютер выступал против современного представления о том, что только канцелярская или церковная работа является святой. Более того, он решительно отверг монашеский образ жизни. Он подчеркивал, что нельзя жить изолированно от мира: именно в мире нужно следовать данному призванию. Лютер отвергал все формы ростовщичества. (Следует отметить, что в его время, а тем более раньше, проценты и ростовщичество не различались; если римская церковь считала процент неприемлемым, то его мера, его характер простого процента или ростовщичества были несущественны в смысле принципа.) Одно из его самых известных высказываний относится к печально известным Фуггерам: «И Фуггеры, и общества того же типа должны быть ограничены в этом отношении. Как может быть благочестивым и законным делом накапливать столько княжеских сокровищ в течение жизни одного человека? Я не силен в расчетах. Но я не могу понять, как можно приобрести двадцать форинтов на сто в год, более того, на один форинт на другой; и все это не от земледелия или птицеводства, потому что богатство есть результат не человеческого ума, а Божьего благословения. Я оставляю это мудрецам мира. я как богословне может бичевать ничего другого, только злую, скандальную внешнюю видимость , о которой Павел говорит: «Уклоняйтесь от всякого зла (1 Фес.5.222)» (Лютер, 2004, с. 148).
Как Лютер осуждал средневековую церковь, так он осуждал взимание
процентов за теоретически порочное ростовщичество, указывая на бесплодный характер денег: «nummus nummum non parit». Однако умеренные проценты он считал приемлемыми в определенных случаях, особенно при выплате возникающих убытков (12).
Кальвин считал допустимым получение некоторой прибыли за счет процентов. Форма кальвинизма XVII века, называемая пуританством, считалась непрекращающимся зарабатыванием денег.плоды которого нельзя использовать для себя, а нужно реинвестировать в предприятия, служа другим, чтобы служить Богу и своим собратьям.
Средневековая католическая церковь учила бесплодному характеру денег: воспроизводство денег неестественно. Кальвин не соглашался с этой концепцией. С богословской точки зрения он критиковал ссылки на запрет взимания процентов, которые можно найти в Библии. С точки зрения человеческой психологии, он подчеркивал, что неприемлемы не сами проценты, а жадность и деспотизм, сопровождающие сбор процентов, которые несовместимы с христианским характером.
Формулируя и оценивая взгляды Кальвина, мы должны иметь в виду, что эти идеи
возникла в Женеве. Капиталистическая Женева повлияла как на политические взгляды Кальвина, так и на его концепцию экономики. Кальвин проанализировал природу кредита и его функции в отношении своего времени и экономической жизни своего города. В результате он считал приемлемым так называемый «производственный кредит», т. е. кредит, полученный на предприятие, приносящее прибыль, тогда как в вопросе о потребительском кредите он соглашался с Лютером: за него нельзя взимать проценты. Если земля, средства производства, товары или наемный дом могут приносить прибыль, то непонятно, почему в таком же праве должны быть отказано деньгам. Кальвин пришел к выводу, что многие формы кредита приемлемы. например, предоставление кредита нуждающимся без процентов; однако, если кто-то предлагает финансовые
средства прибыльному предприятию, то и в этом случае естественно, если кредитор желает иметь долю в плодах предприятия, приносящего прибыль (как и в случае с
арендованной землей) (см. , 2010, pp. 97-98) (13).
В то же время важно, чтобы Кальвин не развязывал руки при предоставлении
кредита. Имея в виду закон справедливости и любви, реформатор установил различные
правила, связанные с предоставлением кредита. Наиболее важные из них: с тех, кто находится в тяжелом финансовом положении, нельзя взимать проценты, кредиторы должны также учитывать общее благо, помимо своей личной выгоды; и  запрещено превышать норму, разрешенную законом данной страны (последняя обычно составляла от 4 до 6 % в раннесовременной Европе). Главный закон во всем - любовь.

Заключение

Христианская Церковь нуждается в постоянном обновлении. Это обновление становится реальностью иногда через общину, иногда благодаря работе превосходного богослова или других личностей. Среди этих процессов обновления протестантская Реформация, вероятно, является наиболее важной в истории христианской Церкви. Этот процесс начался с выдающихся личностей, среди которых Лютер и его духовная нужда, по благодати – Лютер искал милосердного Бога.
Влияние Лютера и Кальвина, других реформаторов и представителей
современного протестантизма неоспоримо. Важно их влияние, связанное с Церковью, обществом, всей историей: они влияли на все стороны жизни. Но Реформация - это не только воспоминание: она живет с нами. Это то, что оказало сильное влияние и на Римско-католическую церковь. Процессы обновления усилились. Лютер и распространение евангельского движения заставили Римско-католическую церковь обновиться, сформулировать собственное богословское учение. Без Лютера и Реформации не было бы Трентского собора. .Сз экуменической точки зрения, можно сказать, что Реформация была началом, целью которого было заново показать католические (универсальные) истины: важность Благодати, важность Писания и его понимания. Я сам как протестант ориентируюсь на эти ценности, отмечая 500-летие Реформации.

Примечания

1 Я благодарен мистеру Стивену Терри М.А. (Кантаб) за помощь в проверке английского языка.
2 Из сегодняшнего населения мира в 7,3 миллиарда немногим более 30% составляют христиане.
3 Все протестантские деноминации имеют общие учения: sola fide (только по вере), sola gratia (только по благодати), sola scriptura (только по Писанию), solus Christus (только по Христу). Кроме того, в Реформатской/ Кальвинистской традиции, soli Deo gloria (слава одному Богу).
4 Важную роль в этом процессе сыграл Генрих Буллингер. который был священником в Цюрихе между 1531 и 1575 годами, написал много писем венгерским священникам, богословам и ректорам. Они были собраны и переизданы на венгерском языке в 1967 г. общим объемом более 55 страниц. Они занимались всеми основными богословскими вопросами и заставили большое количество венгерских священников стать кальвинистами.
5 Бер; много раз посещал Виттенберг, а также был гостем Лютера. Он проповедовал Евангелие и дважды был заключен в тюрьму за свою веру. Его Катехизисы и книга по венгерской грамматике являются влиятельными произведениями.
6 Сам Борнемиса считал, что при его жизни Бог проявлял силу Своего Слова больше, чем когда
-либо, кроме апостолов. См. Слём, 1990, с. 21.
7 Страх был внушен как пасторам, так и светским лидерам протестантских церквей и общин,
которые, в свою очередь, напугали своих прихожан и заставили их обратиться.
8 Только в 1848 году свобода вероисповедания была предоставлена каждому.
9 Но можно было бы упомянуть и другие области: верховенство закона, его влияние на правительства, паритет, систему синодов и т. д.
10 Фрэнсис Хотман был в свое время известным юристом, учителем и теологом. Он посетил Женеву и после встречи с Кальвином стал одним из его последователей. Он сыграл важную роль в формулировании права сопротивления. Как и его коллега-юрист, он был противником абсолютной власти.
11 Все это оказало большое влияние на процветание.
12 Его твердая точка зрения недвусмысленно изложена в его полемике с профессором богословия Йоханнесом Экком. Экк считал фиксированную процентную ставку в размере 5% приемлемой, тогда как Лютер считал процентную ставку однозначным воровством. Лютер учил: «Если вы даете деньги взаймы, вы не должны ожидать, что они вернутся; если получатель все равно хочет вернуть его, вы можете принять только столько, сколько он первоначально дал взаймы ». См. также его работы о коммерческих сделках и ростовщичестве.
13 Реально обозревая современные ему обстоятельства, «переписывая» более раннее толкование Библии и древние воззрения, Кальвин дал мощный толчок развитию хозяйства своими оригинальными воззрениями,связанными с лихвой, но еще более, подобно Лютеру, с упором на этику призвания.

Библиография

Birk;s, Antal (2011): Reform;ci;, ;llamhatalom, politika [Reformation, governmental authority and politics]. Luther Kiad;, Budapest.
Bitskey, Istv;n (1988): H tvita ; shit;j; ;sLuther ;le m;v;ben[Polem csand neo ogy in Luther’s o euvre].Magya orsz;giLu her S z;vets;g,B dapest
Bucsay , Mih;ly (19 85):A pro estant zmust;r t ;neteMa ya orsz;gon 1 21-194 [The history o fProtesta tis in Hunga y 1 21-1945] Gondolat K iad;,Budapest
Chadwi k,Owen (199 ):The Refo rmation Pengui B ooks,H r ondsworth.
Faggy s,S;ndor a dKor;nyi, Andr; (2015 ):50 ; ver e form;ci [R formationfor 5 0y ars].Pr test;ns;js; ;r;kSz;v ts;ge, B udapest.
K ;bel,Szil ia(e .)(2016 :Az ; llami;s a fele ezetieg y h;zjog a lapjai[Fundame ntalsof s ateand deno ina¬tion lchurc l aw].Pa roc niu ,Budapest.
Luther, M;rton (200 ):A n ;metnem etkereszty nnemess;g heza kereszt ;ns;g;lla ot;nak megjav;t sa;gy ben[To t eC ristia no i ityof the Ge mannation i nthe mat erof improveme to state o fCh istianity].In: A r;mai p; as;gr ; l[On the Roman p apacy].Ae ternita Irodal iM;hely , B dapes .
Orosz Istv;n (201 ):Kamat ;s uzs r a 15-16. sz;zad Eur;p;ban [C editand usur y in the 15 h-1 thc ntury in Eu ope].In: G or n,G eorgea dHerm; ,J nos (eds.): J ea Calvin 500. P rt umKia ;, Nagyv;rad.
Sohm, R udo f (1922) R;vid egyh; t;r t ;ne [A sho thistory o fthe church .Frankli T;rsula ,Budapest .
S;lyo ,Jen; ( 1 990):Ha aiegy ;z ;rt;ne e [Th ehi tory of t echurch in Hungary] Eva g;lik sS jt; sz¬t;ly, B dapest.
Tro ltsch,Er st( 1 912):P otestan ism a ndProgr e ss.A H storica Stud of the R lati nof Prot stanti mto the Mod¬ern Wo ld.Wil iamsand N orgat ,London, G. P. Pu ma ’s Son ,New Yor k.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn