Социальная справедливость в социальном государстве

Аникейская Правда
     Чтобы показать противоречие экономической эффективности и социальной справедливости необходимо проанализировать сущность государства как основного инструмента разрешения этого противоречия и обосновать необходимость вмешательства социального государства в экономику страны.

     Важным признаком современной экономики любой страны является ее социально-устойчивое развитие, предполагающее стабильность развития её граждан при равномерном росте их благосостояния при условии, что с правом на труд законом гарантируется и право на жизнь достойную труда! Формирование социально-стабильной и устойчивой экономики становится одной из ключевых задач и целей современных социально-экономических систем в социальных государствах. При этом идея социальной справедливости становится главным содержанием социального развития.

     Социальная справедливость - понятие относительное и чтобы трактовать содержание социальной справедливости в обществе необходимо понять зависимость личности от законов общества, а также определить исторические условия такого развития. Всеобщая справедливость, о которой уже давно мечтает человечество,  не что иное, как утопия, если с правом на труд на благо общества его законы не гарантируют право на достойные человека нормы производимых в обществе благ для жизни достойно его труда, а прав без законов не бывает, как и свобод.
 
     И хотя элементы частичной, ограниченной социальной справедливости все-таки постепенно встраиваются в жизнь общества с капиталистической экономикой, по мере развития классовой борьбы в таком обществе, но всё же без революционных изменений в обществе для смены монополии капитала, власти денег и анархии рынка на монополию законов о социальных гарантиях хотя бы на достойные человека нормы необходимых каждому социально-бытовых благ по труду, от общей массы производимых в обществе средств для жизни, не обойтись.

     Современное понимание социальной справедливости связано с предоставлением равных стартовых возможностей и социальных гарантий всем членам общества, с обеспечением не только равной оплаты за равный труд, но и с равным правом на равное количество труда по времени необходимо законодательно определить всем и относительно равные нормы социально-бытовых благ в виде жилья, базовых продуктов питания и фактуры для одежды с предотвращением всякой дискриминации.

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи сам по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества. Вот тогда каждый и подумает, как ему трудиться на благо общества, чтобы иметь необходимые блага!

     Дети в социальном государстве должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо граждан социального государства должно заботить будущее их внуков и правнуков. А старики, больные и немощные должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни в старости!

     Чтобы все могли счастливо жить по этим законам, следить, чтобы другие их не нарушали и строго наказывать всех нарушителей закона по статьям принятого народом закона. Вот тогда в обществе и будет ДЕМОКРАТИЯ, то есть НАРОДОВЛАСТИЕ! Ибо власть у народа может быть только ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ! А исполнительная и правозащитная власть должна быть у государственных структур для исполнения законодательной воли трудящегося народа!

     А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха в жизни каждого!

     А в классовом обществе власть и богатство имущие всегда живут как при коммунизме, ибо у них всегда в достатке и социально-бытовые блага, и коммуникационные, различие лишь в уровне развития науки и техники.

     Реализация принципа социальной справедливости во многом определена сложившимися в обществе отношениями собственности, распределения и перераспределения производимых материальных благ и доходов. Это связано с тем, что, во-первых, согласно рыночному подходу к категории социальной справедливости, все произведенные за определенный период времени блага распределяются в обществе через рынок и, во-вторых, так как рынок не в состоянии обеспечить удовлетворение большинства социальных, коллективных потребностей, а также предоставить нормальные условия существования тем, кто по тем или иным причинам не может активно включиться в процесс рыночного общественного производства, государство и общественные организации должны активно способствовать развитию справедливых производственно-распределительных процессов в обществе, чтобы они могли обеспечить приемлемый уровень жизни для всех трудящихся членов общества и их семей по мере их участия в экономике страны.

     Механизм рыночного саморегулирования при развитии общественного труда и потребления не предусматривает достижение социальной справедливости в обществе. Наоборот, капиталистический рынок способствует углублению социальной дифференциации, расширению разрыва между богатыми и бедными. Ведь деньги всегда определяли и всегда будут определять частный характер приобретения того, что есть на рынке тми, у кого достаточно денег для такого приобретения в ущерб тем, у кого не хватает денег, или не хватило благ на рынке, хотя трудились не меньше и не хуже. Причём независимо от того, как достались эти деньги.

     Поэтому вполне естественно, что в индустриально развитых парламентарно-демократических социальных государствах правительства, от избранной народом партии с социально прогрессивной программой развития, разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения всех слоёв населения, устанавливают как минимальные размеры заработной платы, пособий по безработице с фиксированными ценами на базовые средства для жизни, так и фиксированные минимальные нормы базовых средств для жизни от их общего производимого количества в обществе при стремлении к полной занятости трудоспособного населения!

     Фиксируя цены с целью повышения доходов тех или иных групп населения и устанавливая дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения различных категорий, с законными государственными гарантиями на определённое количество средств для жизни, планируя их производство от количества населения, таким образом государство берет на себя регулирование распределения благ и доходов путем прямого вмешательства в функционирование производственно-распределительного процесса в обществе по количеству и квалификации труда своего населения!

     При сохранении относительно свободного рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества! Но это не может произойти раньше, чем для этого созреет население и экономика демократического государства с партийно-парламентарным устройством общества! То есть пока не будет партии с такими целями и народ не изберёт её правящей для реализации такой программы действий!

     Сегодня же в России и в других государствах с капиталистической экономикой ради прибыли, а не ради удовлетворения всё возрастающих потребностей трудящегося населения, неравномерность распределения благ и доходов, различия в экономическом и социальном положении людей являются постоянными факторами социальной нестабильности в экономическом развитии стран с капиталистической экономикой.

     Неравномерность распределения благ, а отсюда и экономическое разделение общества на богатых и бедных, делают общество взаимозависимым от динамики роста производства и его эффективностью. Статистическими методами выявляется непосредственная связь между темпами роста, продуктивностью экономики и показателями неравенства, без которого капиталистическому обществу просто невозможно стабильное поступательное экономическое развитие.

     Разделение общего неравенства на нормальное и избыточное, возникающее за счет чрезмерной бедности и чрезмерного богатства,  а под нормальным неравенством понимается та часть общего неравенства, которая остаётся от воздействия на общие его показатели различными реформами, позволяет разграничить влияние на него рыночных факторов. А это значит, что не любое неравенство следует оценивать как нежелательное.

     Получается, что социальная справедливость должна рассматриваться в двояком смысле: во-первых, признаётся наиболее справедливым распределение, свойственное для развития социальной справедливости - по заслугам.  Такое распределение порождает более или менее глубокую дифференциацию при распределении благ и доходов, но тем самым служит важным стимулирующим фактором. Во-вторых, под социальной справедливостью понимается механизм перераспределения, направленный на относительное сглаживание различий при справедливом распределении благ и доходов у разных групп населения.

     Именно этот механизм перераспределения и порождает проблему противоречия экономической эффективности и социальной справедливости, поскольку как показывает мировой опыт, излишнее акцентирование внимания на перераспределение с целью относительного выравнивания благ и доходов уменьшает ту часть дохода фирм, которая остаётся в их распоряжении для распределения по вкладу, и, соответственно, угнетает механизм экономического стимулирования. Поэтому дифференцированный подход при смешанной экономике более предпочтителен.

     С точки зрения социальной устойчивости перед экономикой стоит особая проблема – как обеспечить социально справедливое распределение благ и добиться того, чтобы рост благосостояния осуществлялся в меру роста эффективности экономики.

     Опыт современных социально развитых государств показывает, что оптимальный баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью достигается благодаря становлению социального государства или государства всеобщего благосостояния. Независимо от конкретных моделей такого государства, ему свойственна система перераспределения благ и доходов по количеству и квалификации труда с учётом состава семьи трудящихся и развития экономики, а также от интеллектуально-духовного развития населения и от совершенства социально-экономических законов, которые это население выбирает.

     При этом выделяются различные конкретные модели социально справедливого распределения благ и доходов, которые, с одной стороны, определяются уровнем экономического развития государства и сложившимися историческими традициями, а с другой стороны, как само население реагирует на разные модели национальной экономической системы. Эти различия проходят по линии перераспределения благ и доходов для реализации социальных целей общества и зависят от степени вовлечения населения в политическую жизнь общества и в сферу экономики через систему воспитания и образования  как подрастающего поколения, так и всего населения страны.

     С позиций приоритета развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости социальное государство должно обеспечить примерно равные стартовые возможности для всех граждан в получении необходимого воспитания и образования для всестороннего развитии личности, для реализации индивидуальных жизненных сценариев. Социальное вмешательство государства сегодня необходимо потому, что для современного общества характерна дифференциация индивидуальных условий жизни.

     Люди в современном дифференцированном обществе со смешанной гибридной экономикой уже меньше зависят от семьи и улицы, а больше от рынка труда и его условий, от образования, правовой системы, от возможностей медицинской, психологической и социальной помощи в широком смысле этих понятий. Это воспроизводит потребность в социальном государстве на индивидуальном, а не только на корпоративном или коллективном уровнях.

     Идея социального государства, как она трактуется международным сообществом, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах социальной справедливости, свободе личности и солидарности. Целевые функции социального государства состоят в выполнении комплекса социально-защитных принципов при создании условий для развития гражданского общества при здоровом социальном климата в стране, что должно обеспечивать его динамичное и устойчивое развитие без социальных потрясений,  беспорядков и восстаний.

     Полнокровно социальное государство может развиваться, если существуют:
     • приоритет основных прав и свобод человека, признание гуманизма, равноправия и социальной справедливости в качестве основополагающих ценностей;
     • солидарность, когда общее благо как проявление всеобщей справедливости в государственных рамках и как справедливое начало в отношениях индивидов между собой помогает в реализации прав человека и его основных свобод. В любом обществе его члены взаимосвязаны, отсюда, солидарность опирается на укоренённую в общественном сознании моральную установку на взаимопонимание и взаимопомощь людей друг другу;
     • оптимальная поддержка (субсидиарность), суть которой определяется тем, что государство помогает своим членам в определенных рамках, делая акцент на развитии свободных ассоциаций людей, которые, как свидетельствует опыт, в большинстве случаев лучше решают стоящие перед ними задачи, нежели это делают государственные органы. Государство должно создавать условия для мирного сосуществования всего народа страны.

     Развивая согласие в обществе и институты социального партнерства, обеспечивая право трудящихся на справедливую и достойную труда жизнь, защиту от социальных рисков и прочее, люди придут к пониманию, что социальное государство может реализоваться только при наличии крепкого фундамента, созданного в предшествующие эпохи, на основе высокоэффективной и динамичной экономики.  А это возможно лишь в правовом государстве с развитыми социально-правовыми и социально-политическими институтами.

     Интегральным показателем уровня социального развития государства является уровень жизни населения. Его динамика во многом отражает эффективность социально-экономической политики и способность в каждый данный период достигать оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Высокие показатели уровня жизни населения в социально развитых странах говорят о нахождении оптимального соотношения такого рода.

     Недооценка важности социально-бытовой составляющей в жизни народа приводит к снижению затрат на развитие человека, не обеспечивающих сегодня во многих сегментах даже простого его воспроизводства, к значительному снижению уровня жизни значительной доли населения.

     Для России становление социального государства означает решение многих проблем реформирования. Обусловлено это тем, что концепция социального государства наиболее близка нашей исторической практике и менталитету общества. К тому же она придает экономическим реформам социальную направленность.

     В соответствии со ст. 7.1 Конституции РФ «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Но несмотря на то, что российское государство по Конституции социальное, оно не нашло присущих ему способов и мер эффективного воздействия на экономическую и социальную жизнь.

     Социально-экономические преобразования, обрушившиеся на российское общество особенно интенсивно в 1992 г., по своей глубине, силе воздействия, интенсивности смогли сильно изменить общество далеко н в лучшую сторону.  Рыночные реформы привели к кризисному состоянию, к разрушению многих промышленных предприятий, к обнищанию одних и к богатству других, к социальным беспорядкам и к войне.
 
     И хотя все стороны общественного бытия, как на уровне социума в целом, так и применительно к каждой ячейке общества – семье, все радикальные перемены, которые коснулись экономики и политики, государственного устройства и национально-этнических отношений позволяет надеяться, что социально-экономическое развитие стабилизировалось, но население России пока заметно деградирует.

     Результаты социальных изменений за годы преобразований резко контрастируют с Конституционными положениями о социальном характере российского государства. Экономический кризис 1992 г. отбросил Россию по уровню жизни населения на 15-20 лет назад.

     Благополучие людей - главное в жизнедеятельности общества, суть, цель и конечный результат его функционирования. Если же преобразования не учитывают этой взаимосвязи, то все усилия и материальные затраты окажутся ненужными. Человек с его особенностями, неповторимостью мотиваций поведения, интересов определяет динамичность, интенсивность или неустойчивость социально-экономического развития.

     Экономическая стратегия государства, принятая в первые годы перехода к рыночному ведению хозяйства, во многом оказалась нежизнеспособной именно из-за недооценки социального фактора. Конечно, рыночная экономика, главная цель которой - рост эффективности производства и прибыли, в какой-то мере автоматически решает и некоторые социальные вопросы - обеспечение занятости, выплату заработной платы за результаты труда и т.д. Однако рыночная экономика основана на конкуренции и на прибыли, поэтому её функционирование не может быть подчинено требованиям социальной справедливости. Социальная справедливость обеспечивается, прежде всего, посредством государственного вмешательства в экономику, т.е. государство своей волей, а не сама рыночная экономика, поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики.

     Сегодня страна нуждается в сильном и деятельном государстве, которое должно играть ведущую роль при формировании социальных гарантий населения при гарантированном соблюдении законов и проводить социальную политику адекватную социальному государству. Особенно активным вмешательство государства должно быть в тех областях, где рыночные силы не могут обеспечить эффективного распределения благ и доходов,  а если этого не будет, то размещение ресурсов и доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей останется несправедливым.