Стандарты прав человека

Алишер Таксанов
Узбекистан получил 186 место и балл в 12 единиц в Рейтинге мира по уровню политических и гражэданских свобод за 2023 год. Страна оказалась между Кубой и Бахрейном, войдя в список несвободных. Всего в исследовании 210 государств и территорий; в лидерах, то есть самые свободные, оказались Швеция (1 место и 100 единиц), Финляндия, Норвегия, Новая Зеландия; в аутсайдерах Сирия, Южный Судан, Тибет (последние места и 1 единица). Кыргызстан и Казахстан тоже примкнули к списку несвободных, но их позиции лучше, чем у Узбекистана, зато наша республика "опередила" Беларусь, Таджикистан, Крым, Донбасс, Туркменистан. Грузия, Армения, Украина, Абхазия, Нагорный Карабах считаются частично свободными. Россию я почему-то в Рейтинге не узрел.
Данный индекс реализуется международной неправительственной организацией Freedom House с 1972 года, а стандарты в области политических прав и гражданских свобод, которых придерживается организация во всех своих проектах, прямо или косвенно зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека. Состояние свобод в исследуемых странах оценивается по семибалльной шкале (от 1 до 7 баллов), где 1 балл — самый высокий показатель, а 7 баллов — самый низкий. Государства, получившие в среднем от 1 до 2,5 балла, считаются «свободными», от 3 до 5 баллов — «частично свободными», от 5,5 до 7 баллов — «несвободными».
Доклад использует мнения экспертов, квалифицированных в данном вопросе, при этом изучаются данные социологических исследований, материалы печати, информация гражданских активистов и НПО. Это создает широкий спектр подходов, которые в итоге интегрируются в стандарты, и каждой стране выставляется оценка.
30 апреля в Узбекистане пройдет референдум по принятию Конституции в новой редакции. Между тем, данный документ снова выводит из обсуждения такие важные аспекты, которые определяют демократичность государства и соблюдение прав человека: импичмент президенту, подотчетность генпрокурора парламенту, прямые выборы хокимов (региональных администраторов), недопустимость переизбрания высших чиновников более двух раз. До сих пор нет толкового обоснования избрания главы государства на 7 лет вместо существующего сейчас 5, а также внесения положения, что изменения в Конституцию не являются основанием для обнуления текущей власти. Все эти вопросы обошли стороной в правках, в итоге узбекские граждане получат тот же самый Основной закон, просто расширенный второстепенными функциями и положениями.
Фактически, Ташкент повиторяет российский путь и получит адекватный результат: авторитаризм, коррупцию, нищету и бесправие. Похоже, это и есть та "историчность", которая объединяет многие постсоветские республики.