Интересный народ - собаки

Геннадий Галифанов
                Собаки очень интересные создания. Самые разные и с самым различным характером. В детстве меня укусила за ногу маленькая собачонка и с тех пор с малорослыми псами у меня нет взаимопонимания. А вот с крупными псами, какими бы они злобными не были, взаимопонимание полное. Появилось это взаимопонимание как-то неожиданно. Какое-то время мне пришлось проживать за городом в поселке опытной станции. В доме напротив на цепи сидел огромный пес из породы «алабай». Я частенько относил ему остатки еды. И всякий раз несмотря на угощение пес рвался на цепи в разные стороны всем своим свирепым видом показывая, что непременно загрыз бы меня, если бы не удерживающая его цепь. Вечерами сторож привязывал пса к тракторной тележке, и мне приезжая ночью на мотоцикле с полевых работ приходилось проходить около алабая. И каждый раз он вновь прыгал в разные стороны угрожающе рыча, и как бы сожалея, что не может меня достать из-за цепи.
                И как-то однажды после того, как я загнал мотоцикл Урал в гараж и стал проходить ночью около пса он в очередном прыжке неожиданно освободился от цепи. Я уже приготовился засунуть ему глубоко в пасть свою руку, чтобы он не смог сжать свои челюсти, как пес молча стал обнюхивать землю и удалился в другую сторону, не обращая на меня никакого внимания. Я облегченно вздохнул и продолжил путь к своему жилищу. С тех пор пес уже не прыгал в разные стороны, когда я приносил ему остатки еды. Виляя хвостом в знак благодарности, он с достоинством принимал угощение.
                Прошло несколько лет. По делам службы я опять вечером заехал в этот поселок на несколько часов. Была хлопкоуборочная страда. Сельчане толпились возле весов, сдавая собранный за день хлопок. И вдруг я услышал повизгивание вперемежку с лаем. Метрах в пятидесяти от меня к тракторной тележке был привязан тот самый алабай. Оказывается, он не забыл меня и всем своим видом показывал:
                Ну подойди ко мне, друг. Мы столько времени не виделись, подойди пожалуйста.
                -  При этом алабай приседал на передние лапы, вставал, вновь приседал, сопровождая свои движения приветливым лаем.
                На глазах всей сельской публики, я подошел к алабаю, прижал его крупную голову к своим бедрам, погладил по голове, приговаривая:
                -  Извини друг, я заехал сюда только на время. Но я рад тебя видеть, жаль, что у меня нет с собой для тебя угощения.
                Алабай смотрел на меня преданными глазами, в которых я ясно читал огромную радость от нашей встречи.
                Сельчане были крайне удивлены поведением пса.
                - Мы здесь живем и боимся этого пса, - говорили они мне, а ты закатился к нам как ясное солнышко и у тебя с этим псом такое взаимопонимание. Удивительно, наверно у тебя особые способности ладить с собаками.
                В общем псы, именно крупные псы - это непростой народ. Они в отличие от мелких собак и разных дворняжек намного благороднее. Им можно, например дать в зубы аппетитную кость, а потом извлечь ее из их пасти. Они отдадут тебе эту самую кость, зная, что это всего лишь шутка и кость через какое-то время будет возращена им обратно. Что касается дворняг, тут такой фокус не проходит. Они изо всей силы будут отстаивать преподнесенный им подарок и даже могут покусать руку угощающего их человека.      
                Был у меня в молодости случай, когда я провел с одной из дворняг эксперимент, едва не стоивший мне откусанного носа. Короче дворняге наложили в миску пищу. А я в метрах двадцати от дворняги встал на четвереньки и медленно стал приближаться к миске с едой для дворняги, всем своим видом показывая, что тоже не прочь похлебать еду из его миски. Дворняга хорошо понял мои намерения и время от времени отрываясь от миски угрожающе рычал на меня, как бы предупреждая:
                - Приближаться к миске не рекомендую, это моя еда, к миске не допущу, могу покусать. Так что прекрати посягать на мою еду.
                Но поскольку я медленно продолжал двигаться на четвереньках к миске, нервы у дворняги видимо отказали. Он неожиданно рванулся ко мне и прямо перед моим носом несколько раз рыча щелкнул зубами с исполненными ярости глазами, после чего вновь быстро вернулся к своей миске. Я был действительно очень напуган. Псу действительно удалось захватить меня врасплох, и ему ничего не стоило порвать или может быть даже откусить мой нос. Надо ли говорить, что после такого урока я больше никогда не повторял с дворнягами подобных экспериментов.
                Должен сказать, что все дворняги очень хорошо знают, что такое ружье. В этом я убедился, когда направлял простую палку в их сторону и делал вид что прицеливаюсь для выстрела в них. Дворняги немедленно реагировали на подобные действия угрожающим рычанием и немедленно прекращали его, как только я опускал палку вниз. Причем сколько бы раз я не проделывал подобный опыт с палкой дворняги неизменно одинаково реагировали на это угрожающим рычанием. Они как бы говорили мне:
                Прекрати баловаться, эта штука в твоих руках может нас погубить.
                Почему-то все псы считают, что виноват не человек, бросивший в них камень, а виноват сам, подчинившийся человеку камень. Иначе зачем бы они с остервенением бросались не на человека, а на брошенный в их сторону камень. Практически все псы хватают и грызут брошенный в них камень, как бы наказывая его за услужливость человеку. Иногда человеку чтобы отделаться от грозящих ему собак достаточно нагнуться, чтобы якобы поднять камень и сделать имитирующее бросок камня движение, как все псы, иногда с визгом срываются в панике от этого человека. 
                И еще, по-моему, псы чувствуют исходящий от человека запах страха. В этом случае, человек действительно рискует быть серьезно покусанным. Видимо у псов сложилась в силу их природы стойкий стереотип поведения. Если боится, значит виноват, если бежит, то тоже значит виноват. И таких надо непременно наказать. Именно поэтому многие из них устремляются в погоню за бегущими людьми, велосипедистами, мотоциклистами и даже автомобилями. Но если ты ведешь себя безбоязненно, крупный пес испытывает к тебе дружелюбие. Наверно у него в этом случае срабатывает другой стереотип. Если не боится, значит есть на то основание и с этим человеком лучше дружить, чтобы не пострадать самому.
                Был как то случай, когда с цепи сорвался огромный черный дог, и прыгнул сзади на мои плечи. Я оглянулся и увидел, как дог продолжая грозно рычать пытливо всматривается в меня, как бы говоря: ты такой-сякой, бойся меня, я ведь могу загрызть.
                Вообще не только в такие минуты, но практически всегда в моменты опасности у меня возникает какое-то ледяное спокойствие с попыткой осознать, что конкретно следует предпринять в сложившейся ситуации. Так было и в этот раз.   
                - Слушай, сказал я псу, - прыгай гад назад. Весь мой пиджак испачкал своими грязными лапами. Не стыдно тебе заниматься такими нехорошими делами.
                Сконфуженный пес спрыгнул с моих плеч и начал усердно обнюхивать землю, как бы говоря:
                -   Да я и не думал тебя покусать, просто пошутил. С чего бы вдруг мне тебя кусать, если ты не при делах, если не виноват. Те которые виноваты, они боятся. Я таких узнаю по-особому, исходящему от них запаху, и только виноватых кусаю. Извини, ошибочка вышла.
                На шум выбежала хозяйка дома и укрепив на ошейнике пса цепь затащила его в конуру.
                Ой, как хорошо, что Вы не испугались, - сказала она. Этого нашего пса даже хозяин боится кормить, до того он злобный.
                Через какое- то время я стал осознавать, что между мной и громадными псами, алабаями, овчарками, догами имеется полное дружеское взаимопонимание. Стоило мне поглядеть на сидящего на цепи пса, а ему на меня, и мы полностью понимали друг друга. Я подходил к псу, прижимал его голову к своему бедру, гладил по голове, спрашивал:
                -  Ну как тебе живется друг, хорошо ли кормит тебя хозяин, нет ли каких проблем., все ли в порядке.
                -  Да так ничего, - на интуитивном уровне.  отвечал мне пес, - жить можно, не мешало бы, конечно, побольше вкусных костяшек, тогда вообще было бы хорошо.
                И пока я беседовал с псом, прижимаясь к стенке дома осторожно проходили мимо пса те, которые вместе со мной пришли к хозяину дома.  Это приводило хозяина дома в недоумение.
                -  Каким образом Вам удалось пройти мимо моего пса. Удивительно, он никого не пропускает. Как он пропустил Ваc?
                - Ну так, все большие псы у меня в друзьях, у меня с ними полное взаимопонимание, и с Вашим псом тоже, - отвечал я хозяину пса.   
                Такие случаи, когда я проходил к хозяевам разных частных домов мимо их грозного пса, происходили с мной неоднократно. Каким-то шестым чувством я и пес понимали друг друга. Я чувствовал явную приветливую улыбку пса. Возникало ощущение как будто я и пес уже давно знали друг друга. И улыбаясь псу в ответ, произнеся несколько приветственных слов, я спокойно проходил мимо него к хозяину дома.
                Наблюдать за поведением животных дорогого стоит. Ну вот скажем лежит дворняга возле конуры, а в него, спрятавшись за гаражом и наблюдая посредством зеркала за псом я время от времени швыряю мелкую гальку. Пес не знает, кто ее швыряет, и ему остается только злиться на нахальную гальку, которую он с рычанием начинает грызть. Но вот запас гальки кончился. Иду к псу, чтобы ее собрать. Не тут-то было, пес не позволяет мне это сделать. Ну типа галька арестована за неправильное поведение, и я не позволю отпустить ее на свободу.
                Очень интересно наблюдать как ведут себя в курятнике петух и курицы, увидев себя в зеркале. Петух вначале прохаживается взад-вперед, грозно поглядывая на свое отражение. Затем нервы начинают ему отказывать, и он принимает бойцовскую позу. Такую же позу принимает его отражение в зеркале. И вот тут начинается. Петух бьется до изнеможения с непонятно откуда появившимся нахальным соперником.
                В любом курятнике есть глав курица. И вот такая курица также начинает прохаживаться возле зеркала. Терпения у ней раза в три больше, чем у петуха. Она не торопится вступить в бой с другой зарвавшейся в своем поведении курицей. Но постепенно обстановка накаляется до такой степени, что не выдержав наглого поведения, посягнувшей на ее лидерство товарки, глав. курица вступает с ней в бой. И если не убрать зеркало, то и петух, и глав. курица будут до изнеможения биться со своим отражением в зеркале. Ну что тут скажешь – куриные мозги, они на то и куриные.
                Мой дед любил иногда позабавиться поведением петуха, к хвосту которого привязывал листок тетрадной бумаги и затем отпускал его. Петух делал сначала несколько шагов, после чего обращал внимание на следующий за ним шуршащий листок. Затем делал несколько круговых оборотов вокруг самого себя, в результате которых листок то вздымался вверх, то опускался вниз. Тут уже петуху становилось страшно. Он начинал в панике носиться по двору взад-вперед, а сзади его почти нагоняя кружился вихрем в воздухе тетрадный листок. Догнать петуха и убрать с его хвоста листок не было никакой возможности. Оставалось только ждать, когда петух забьется в изнеможении в какую-нибудь щель, чтобы освободить его от преследующего тетрадного листка.
                И еще в отличие от уток, которые своим, как лопаточка клювом умело подгребают и отправляют в свой желудок мелкую рыбешку, куры начинают вместо этого, гоняться друг за другом, пытаясь отнять друг у друга эту рыбешку. Им бы склевывать лежащую на земле рыбешку, пока ее не съели утки. Так нет, куры будут гоняться друг за другом. Уж слишком аппетитно наверно выглядит рыбка в клюве другой курицы. В  результате, в отличие от уток, курам почти ничего не перепадает. Все съели утки.      
                Ну а возвращаясь к собакам, хочу сказать, что таких преданных своему хозяину созданий, как псы, нет ни одного другого животного на Земле. Собака, любит своего хозяина больше, чем саму себя и всегда готова бескорыстно отдать за него свою жизнь. Эти животные, несомненно, являют собой эталон безмерной любви и верности своему хозяину. И потому заслуживают по отношению к себе всяческого уважения и хорошего отношения, чего к сожалению мы не всегда видим в нашей жизни. И в этом явная несправедливость с нашей стороны к таким прекрасным созданиям природы, как умные, надежные и до самой своей смерти приверженные своему хозяину крупные и сильные собаки.