***

Тарих Гызылбаш
наметни наведовался в деревню сподобица о предках своих у старух тамошних.подошёл ко мне мужик или мужчина лет 20-50(по русам не поймёш),злобно поздоровался как они обычно делают вопреки желанию приветствия,но як объяснил я ему что о предках своих справляюся,так обмяк да на чердак к себе позвал к книгам стародавишным.ну заходим мы,осматриваемся
-вот-де тут у мужа бабкинова все книги и лежат,думали в город свести да распродать,да на бензин много тратить,а деревенским продавать стоять времени жаль,не за тем в город едут
я,вы знаете якова отношения к книгам,но едва заприметил на яком-то листке(а там свалено всё в кучу несуразну,хотя семья вроде по меркам деревенским пристойна,хотя и не барина)слово"скопчиха",так сразу ринулся,не испрашивая на то соглы,поднимать его.
-а это откуда лист?
сподобился я.
-да это кто ж его разберёт?дед-то учёный был.ну и не дед скорей всего,а пару раз прадед.семилетку кончил,в город ездил в техникум,пару месяцев что ль проучился,бабка уж и сама не помнит,так о войне весть пришла,он и убёг,а книги-то с детства собирал
-ну а нельзя узнать?
не унимался я
-про то не ведомо,уж столь рек утекло
а смотрю,некоторы книги целёхиньки,ины-то уж оборваны,о чём не запамятовал сподобица:
-а почто так с книгами,кто это?
-да кто их ценит?там вон все почти о партии,их особо никто и не разбирал-вырывали да в сортир,я-то может по малолетству тоже,но бывал-то пару лет от силы тут
-а можно забрать этот лист?
не унимался я
-да бери,кому они больно нужны-то?
рылся я рылся да так и непон откуда этот лист,ни к одной книге не подходит,номер страницы погрызан,сверху названия глав нет,оборотный лист пуст,но видимо книга о старых большевиках годов 60-х в отепель видимо:
"мать меня оскопила ещё когда наши под Баязетом сидели.мать из скопчих,умерла,когда я ещё в девках ходила,родила-то поздно меня,как не спрошу всё "от духа святого"да"от духа святого".не померла я б конечно,да голод в деревни случился,поехала в город,по деревням ходить опасно в те-то года.хотела с нашими,да остереглась:думаю по им сразу видно кто,до фабрик не доедем,жандармы возьмут да меня заодно с ними.а ехали-то прямиком на фабрику,где говорят купец из наших сподобился завязки для халатов шить.ну устроил он меня.а я уже тогда шипко навострена была политически-газеты читала,за судами следила,с купцами саракинскими разговоры водила.ну работаю себе работаю,а зарплаты-то уже и на еду не хватает,а тут вычитала у менялы что труд освобождают мол.я конечно не слыхивала тогда ни о каком Марксе,но сметнула,что негоже это людям гроши платить да попросила у начальника прибавки"не что,-мол,-не жрамши у зингера простаивать?".ну а он мне и давай"понимаете,сейчас опасно за монетой ходить-надзор усилил армянин,но давай вместо старухи Давуртихи начальницей будеш в цехе,там и жалование выше и усталости поменьше".а там уж и в партию вступила и на стачки бегала соседей подбивать,деньги откладывала чтоб рабочих освобождать,листовки распространять,а уж там и революция одна,потом ещё,но быстро смекнула что не даст нам и эта власть жить спокойно-думаю себе:нечто богачей не раскулачат?ну так и оказалось.в бога-то уже тогда не верила.эх,думаю,слава богу убежала акурат в осьмнадцатом в Бесарабию,да и там жить спокойно не дали,так и моталась от большевиков.но я убеждёна мартовчиха,дело Маркса не предавала ни в Польше,ни в Остзейщине,ни у"
и дальше то ли перенос слова то ли предлог,так и не уразумел я,а лист тот положил в карман,но ветер столь грозен был,что сквозь дорогу перелетел да прямиком в лужу на заброшеном стадионе.