Психические болезни преподавателей ВУЗов

Эрик Аберн
Ключевые слова: #профессор, #доцент, #преподаватель, #университет

ПРОЛОГ

Данная статья продолжает статью «Психические болезни учёных»
http://proza.ru/2023/01/26/519

Пословица: «Умный любит учиться, дурак – учить»
Не всякий, кто учит – дурак. Но встречаются. Не всякий кто любит учить – глупец. Но всякий глупец любит учить других. Вероятно, поэтому глупость множится быстрей, чем ум, талант, профессионализм.
Ну и структура нынешней системы образования весьма содействует этому.

Распространённый мем с профессором Преображенским из «Собачьего сердца» (фильм по роману М. Буглакова) гласит: «До появления социальных сетей про то, что ты дурачок, знали только в семье».
Ну почему же?  А если дурачок старается преподавать?
(Немая сцена)


ВВЕДЕНИЕ

Елена Вентцель, написавшая роман «Кафедра» под псевдонимом Ирина Грекова (Игрекова), писала о том, что по большому счёту совсем не важно, какой предмет преподаётся. Важно, что студента чему-то обучают, и он чему-то обучается. Это и есть образование.
В этом что-то есть. Самое важное в процессе получения высшего образования – это общение студентов с преподавателем. Студент и преподаватель – коллеги, у них одно общее дело – научить студентов чему-то умному, полезному, новому. Именно в этом порядке. Полезному, но не умному – не надо. Новому, но не полезному – тоже не надо. Новому и не умному, ни в коем случае!

«Научная новизна» сама по себе – не достоинство. Мало ли что может оказаться новым? Научитесь открывать двери седалищем, и, уверяю вас, вы будете скорее всего первым, кто это делает. Новизна налицо. То есть не на лицо, а вы сами знаете на какое место. Новое – да. Полезное – как знать? Может быть, если у вас будут заняты руки сумками с покупками, то уникальное умение ваше может оказаться полезным. Но не умно.

Умней – если у вас привычка возвращаться домой с большим количеством покупок – приобретите рюкзак, или сумку через плечо, или повесьте на косяке двери небольшой крючок для сумок, или же ходите с сумкой-тележкой, либо сочетайте эти способы. Можно ещё позвонить в двери, чтобы вам открыли ваши домашние. Да мало ли вариантов? Но указанный выше – не умный, а потому мы не снимем шляпу перед тем, кто этим способом овладеет. Хотя, как знать, может быть, в книгу Гиннеса вас занесут!

Ну послушайте, я вовсе не обязательно критикую именно нашу систему образования. Их ничуть не лучше, и даже, скорее всего, хуже.
Вот вам сегодняшний пример. В Германии приняли закон о том, что граждане ФРГ (начиная с 14 лет) могут изменять свой пол не чаще, чем один раз в год. Но один раз в год – это, по их пониманию, НОРМАЛЬНО.

Нормально?!?
Серьёзно?!?

Люди, принявшие этот закон, все поголовно имеют, полагаю, высшее юридическое образование. Высшее образование не исключает идиотизма.

Но обязательно ли всех, кто совершает идиотские поступки, называть именно идиотом?
Позвольте, дорогие мои! Есть множество других диагнозов. Чем точнее диагноз, тем эффективней лечение, не так ли?

Для начала мы просто пробежимся по тем диагнозам, которые мы уже поставили некоторым «Учёным». Да ведь и нет принципиальной разницы между учёными и преподавателями университетов! Порой это одни и те же люди. Так что же удивительного, что болезни у них могут быть теми же самыми?
Итак, поехали!


1. Текстобоязнь
Некоторые преподаватели боятся читать собственный текст или текст, написанный их подопечными. Эта проблема связана с руководством дипломными проектами (выпускной квалификационной работой, бакалаврской или магистерской диссертацией).
В работах раньше обязательно были разделы: «Охрана труда» и «Экономическое обоснование»
Руководители по этим разделам назначались с тематических кафедр – то есть с кафедры охраны труда и с кафедры экономики.
Результаты получались самые фантастические.
Например, студент работал только на компьютере. Но надо же что-то написать по «Охране труда». Что ж, тогда руководитель по охране труда предложила рассчитать студенту ток короткого замыкания в случае, если таковое случится.
Студент доложил, что ток короткого замыкания в его компьютере составляет 297 Ампер.
Ну, на минуточку, напряжение в розетке 220 вольт. Это на холостом ходу. Это напряжение подводится к розетке по проводам от трансформатора. А в трансформаторе обмотка. Чтобы ток короткого замыкания был 300 Ампер, активное сопротивление во всей линии должно быть равным 0,733 Ома! Удельное сопротивление меди равно 0, 0175 Ом х мм2/м. Четырёхметровый провод с сечением один квадратный миллиметр имеет такое сопротивление. Если сечение, например, четыре квадратных миллиметра, тогда это сопротивление будет у провода длиной 16 метров. То есть туда и обратно 16 метров, следовательно, длина подводящего провода должна быть не более 8 метров. Это от трансформатора до компьютера и обратно. И сюда же входит сопротивление обмотки трансформатора. Но трансформаторная обмотка явно будет иметь большее сопротивление! Но почему-то руководитель студентом по этому разделу подписала этот раздел. Кто заставлял её подписывать эту глупость? Никто! Она просто не читала!
Не читала, но подписала. Разве так можно? Разве здоровый человек подписывает документы, которые не читал?
Другой студент предложил разработку эргономического рабочего места. Что ж, он предложил управление температурой, влажностью и давлением на рабочем месте, чтобы сотрудник офиса чувствовал себя комфортнее.
Хорошо, влажность и температура не вызывают сомнений. Но как регулировать давление на рабочем месте? Офисного работника будем помещать в барокамеру?
А в обосновании целесообразности этого проекта студент написал, что перепады давления плохо влияют на самочувствие работника, так, например, на высоте 1000 метров давление уже становится некомфортным для работы. Интересно, по какой причине офисный работник может оказаться на высоте 1000 метров? Ведь это – высота, на которой летают пассажирские самолёты!
Почему научный руководитель по этому разделу подписала этот диплом? Опять ответ тот же: она не читала работу!

А знаете, как пишется экономическая часть? Научный руководитель по этому разделу говорит: «Расходы на выполнение работы должны быть меньше, чем прибыль от её выполнения. Иначе я не подпишу».
Дальше студент начинает думать: «Какие могут быть расходы?»
Если, например, он на компьютере что-то рассчитал. Ну сидел, рассчитывал. Расходы-то откуда?
Тут преподаватель включается в ту сферу, в которой она – профи!
Начинается! Сколько времени потратил студент на свою дипломную работу? 
Пишут, что десять месяцев! Бумага всё стерпит. Средняя заработная плата программиста (среднее по отрасли) составляет 250 тысяч рублей в месяц. Вот уже 2,5 миллиона рублей! Ещё амортизация оборудования. Работал на ноутбуке, стоимость «возьмите по каталогу современного предприятия». Ну берут 80 тысяч рублей. Далее – за три года он полностью устаревает. Значит, за 10 месяцев амортизация составляет 22, 22 тысячи рублей! С принтером и картриджем насчитывают ещё около 10 тысяч. Ещё – бумага, печать дипломного проекта, электричество, отопление. Набегает 2,6 миллиона рублей.
Дальше руководитель говорит: «Норма прибыли у нас считается не менее 10% в науке, не менее 30% в коммерции. Возьмите 30%».
Итак, расходы по написанию дипломного проекта получаются 3, 38 млн. руб.
«Теперь напишите, за какой срок ваша работа окупается. Норма обычно составляет 1 – 3 года. Возьмите среднюю цифру, пусть будет 2 года».
Вот студент пишет, что его «Разработка» окупается за два года, то есть экономия от внедрения его дипломного проекта составляет 1,69 млн. руб. в год.
Руководитель дипломного проекта довольна и счастлива, она подписывает этот раздел. И эту ерунду потом студент защищает в качестве экономической части дипломного проекта!
А проект посвящён автоматизации какого-то простенького процесса на каком-то мелком предприятии, где и выручки-то такой в год нет! Не чтобы экономии на такую сумму!

2. Создание химер

Ну этим грехом грешат все университеты мира!
Авторы, подверженные этому недугу, составляют якобы научные тексты из различных кусков, которые никак не стыкуются, если быть честными.
Формулы, графики и реальная установка не имеют ничего общего, но всё это помещается в одну статью, словно бы это – компоненты одного исследования.
Эта проблема встречается чаще, чем плохой характер у тасманийского дьявола, или чем сообразительность у дельфинов.
То есть поголовно.

3. Тотальное заимствование (болезнь Франкенштейна)

Даже примеры не хочу приводить, с эти итак всё ясно.


4. Болезнь Чичикова

В университетах встречается чаще, чем в НИИ, ведь обстановка благоприятная: полно молодых «сотрудников» – студентов и аспирантов!
Соблазн велик, приманка так желанна!
Руководитель проекта включает в список исполнителей «мёртвые души». Это –студенты и аспиранты, которые подчас не только не способны, но и не собираются работать по проекту, как и не собираются приобретать необходимые знания. Эти души включают для обеспечения низкого среднего возраста исполнителей.
Также включают остепенённых сотрудников, которые не планируют работать в этом проекте, но дали согласие для того, чтобы содействовать успешному продвижению проекта, поскольку в этом случае их значительный список имеющихся публикаций можно включать в перечень публикаций творческого коллектива по тематике предлагаемых исследований.
Составление отчёта от большого количества лиц создаёт следующую опасность.

5. Боязнь и неумение руководить

Не путайте с боязнью занимать руководящие посты.
Это – другое.
Неумение выделить важное и срочное, отделить и отбросить неважное, разделить задачу на подзадачи, раздать подзадачи тем, кто способен их выполнить, проконтролировать выполнение, при необходимости организовать помощь исполнителям или заменить тех исполнителей, которые не справляются с задачей.
Встречается даже у ректоров.
Пример.
Пишется проект. Пишется то, какие вершины будут покорены, если будут выделены дополнительные деньги.
Деньги выделяются.
Что полагается делать дальше? Разумеется, тратить их только и исключительно на то, чтобы организовать процессы, направленные на достижение этих целей.
То есть по-хорошему ведь надо было продумать все эти мероприятия ещё на стадии написания проекта.
Бессмысленно писать, например, «Дайте мне 100 миллионов и мой университет напишет 2 тысячи новых статей в базе данных Scopus первого квартиля». Ведь это – явный обман.
За публикацию одной статьи в журнале без квартиля сейчас берут около 20-25 тысяч рублей. А статья в журнале первого квартиля может стоить авторам приблизительно в 300 тысяч рублей. Может и дороже. Скажите мне, что есть и бесплатные ресурсы? Есть. А знаете, какие там требования к содержанию статьи, к качеству всех параметров, даже к качеству английского языка? Кроме того, бесплатные журналы не берут статьи от авторов из России, отвечают какую-то тарабарщину про какие-то там санкции, или не отвечают вовсе, а мысленно эти заклинания твердят друг другу, объясняя своё решение.
Так что если вы будете тратить 300 тысяч на одну статью, вам 100 миллионов позволит опубликовать только 333 статьи. А ведь для того, чтобы опубликовать статью, надо ещё сделать и исследование новое! Это что же университет за год получить две тысячи новых результатов, которых не могли бы получить без этих ста миллионов? А за счёт чего? Если вы эти деньги вложите в научные исследования, то получится 100 млн. руб. на 2 тыс. проектов – это по 50 тысяч рублей на проект. Что такого нового и великого можно получить за эти деньги?
Если в вашем проекте будет участвовать два специалиста, то за один год работы вы будете иметь по 25 тысяч рублей на человека при условии, что вы не будете тратить больше ни на что.  Но и это – только фонд оплаты труда. А к выплате будете иметь максимум что-то около 15 тысяч рублей. Это – за год. То есть это чуть больше тысячи рублей в месяц на человека. Заинтересовали вы такими деньгами своих исследователей? Но в этом случае вам нечем будет оплачивать публикации!
Итак, нормальный руководитель прежде чем писать такие обязательства всё подсчитает. И подсчёт ему покажет, что для того, чтобы получить материал на новую статью в высшем квартиле международной базы данных, ему нужен бюджет не менее 5 млн. руб. То есть за 100 млн. руб. можно сделать надёжно честные научные исследования, новые, значительные, за которые будет не стыдно, и по результатам опубликовать двадцать научных статей.
Двадцать!
Но честно!
Двадцать, а не две тысячи!
А кто же вам даст 100 миллионов рублей за то, чтобы вы опубликовали двадцать статей?

Да ведь достижения определяются не статьями!
Поставьте вопрос иначе. За год вы предлагается двадцать научных результатов, которые необходимы науке. Двадцать новых разработок. Двадцать достижений мирового уровня. И это всё – всего лишь за 100 миллионов рублей.
Ведь уже не звучит так глупо, не правда ли?

Значит, правильный руководитель правильно поставит задачу, правильно понимает её достижимость, и в случае получения средств правильно их тратит.
А вы такое видели? Слышали про такое?
Не в этой жизни?
Да, вспоминаются Курчатов, Королёв, Калашников, Кошкин.



 
6. Боязнь клавиатуры

Одна из форм тотального заимствования. Крайне распространённая и опасная болезнь в науке и педагогике.
В педагогике особенно!
Преподаватель, который сам подвержен этой болезни, не борется решительно с призраками этого заболевания у студентов.
Получается, что плагиатчики порождают и воспроизводят плагиатчиков.
Как это лечить? У меня нет рецепта. Кроме как изгонять и тех, и этих, и педагогов, и студентов. Без права восстановления.
Метод клея и ножниц по своей вредоносности мало с чем можно сравнить.
А тут ещё Искусственный Интеллект подтянулся. Совсем хорошо стало жить плагиатчикам!

7. Болезнь «Мы пахали»

Тут всё просто. Университет устраивает конференцию. Назначает руководителя программного комитета. Выделяет фонд на оплату публикаций своих сотрудников. Руководитель имеет право подписать ходатайство освободить от оплаты орг. взноса своих сотрудников, представивших хорошие статьи на конференцию. Далее поступают статьи от сотрудников других организаций. И тут авторы узнают, что они могут быть освобождены от оплаты за публикацию, если включат в список соавторов руководителя оргкомитета или другое лицо, на которое он укажет.
Неподсудно, но подло.

8. Расчленение стилей (сленг)

Сплошь и рядом встречается в работах студентов, а поскольку многие публикации преподавателей по факту тоже написаны студентами, то мы встречаем это и там. Преподаватели, которые дают согласие на продвижение статьи в журналы, сами не вникают в написанное. В итоге всякая чушь публикуется от имени профессорско-преподавательского состава с участием студентов и аспирантов. То есть ореол научного исследования на уровне профессора приобретает студенческие потуги написать что-то достойное. Потуги бывают бесплодными, но знакомство никто не отменял. Профессора пропихивают, продавливают и продвигают статьи в журналы. Причём, порой весьма престижные журналы.
Про некоторые статьи можно сказать словами Пушкина: «Родила Царица в ночь не то сына. Не то дочь, ни мышонка, ни лягушку, а неведому зверушку».
Но профессора не принимают решения этот нежелательный антинаучный «приплод» тайно бросить в бездну вод. Этот антинаучный приплод бросают в бездну журнальных статей, и там он «всплывает».
Что ж, некоторые «научные» достижения таких профессоров с их учениками следует охарактеризовать единственным положительным свойством – «непотопляемость», ибо вещество, из которого эти статьи слеплены, как известно, не тонет.
Мы рассмотрели нестандартные болезни преподавателей университета.
Стандартные болезни у них такие же, как у ученых.
Смотрите статью «Психические болезни ученых». http://proza.ru/2023/01/26/519




Литература
[1] Гиперграфия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиперграфия
[2] Логорея. https://ru.wikipedia.org/wiki/Логорея
[3] Резонёрство. https://ru.wikipedia.org/wiki/Резонёрство
[4] Конфабуляция. https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфабуляция
[5] Парамнезия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Парамнезия
[6] Неологизм. https://ru.wikipedia.org/wiki/Неологизм
[7] Персеверация. https://ru.wikipedia.org/wiki/Персеверация
[8] Псевдореминисценция. https://ru.wikipedia.org/wiki/Псевдореминисценция
[9] Речевая бессвязность. https://ru.wikipedia.org/wiki/Речевая_бессвязность
[10] Синдром Аспергера. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синдром_Аспергера
[11] Эрик Аберн. Психические болезни ученых. http://proza.ru/2023/01/26/519