562 А в это время в Средиземье 10 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

562. А в это время в Средиземье. 10 октября 1973 года.

Вторник 9 октября 1973 года с раннего утра и до поздней ночи был насыщен таким количеством дел, событий, явлений и приключений, что моя зубная боль уже почти не мешала мне спать беспробудным сном, качаясь вместе с БПК «Свирепый» на моей постели в пространстве между стеллажами с книгами в библиотеке ленкаюты корабля. БПК «Свирепый» и ещё с десяток разных судов спасались в эту ночь с 9-го на 10-е октября 1973 года на якорных стоянках за мысом Скаген (Дания) от бурного ветра и ветрового шторма, навеянного из Северной Атлантики далёким субтропическим ураганом «Фрэн» или «Браво». А в это время в далёком «Средиземье» - в Средиземном море и на Ближнем Востоке продолжалась жестокая Война «Судного дня».

В этот день я из последних сил записал в своей дневник-ежедневник: «09 октября 1973 вт. Проводили американский крейсер «Ньюпорт Ньюс» и тут же вернулись к мысу Скаген. Весь день заправлялись с парохода. Лил дождь. Пошёл работать. Очень хорошо, но вечером стал расти зуб мудрости. Всю ночь не спал».

Нет, неправда. Как только я написал эти строки в дневнике, а до этого, - несколько предложений в моё письмо моим родителям, я тут же «вырубился» и заснул «мертвецким сном». Только под утро, которое забрезжило в среду 10 октября 1973 года ранним сумеречным солнечным светом в 05:30:55, мне начали сниться тревожные сны, навеянные всем, что с нами происходило, что я прочитал в газетах, услышал от командиров и начальников, что додумал сам.

Инстинктивно я всю ночь чутко прислушивался к корабельным звукам и шумам, потому что БПК «Свирепый» находился в состоянии боевой тревоги №1 на БС (боевой службе), а это не «почти», а по-настоящему является состоянием войны, боя, боевых действий. Вот почему я, не имея никакой информации извне о состоянии дел в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, всё же «чуял» напряжение в атмосфере, в окружающем нас пространстве, в этом сонливом утреннем застое кораблей и судов на якорях у датского мыса Скаген. На корабле и за замурованным двумя крышками иллюминатором чувствовалась война…

В среду 10 октября 1973 года у мыса Скаген солнце взошло в 07:41:01 (точные метеоданные – автор), астрономический полдень состоялся в 13:05:54, заход солнца был в 18:30:47, а конец вечерних сумерек в 20:40:52. День в среду 10.10.1973 года длился 10 часов 49 минут 46 секунд, после чего солнце скрылось за горизонтом и «перешло на другую сторону земли». В 01:05:54 ночи 11 октября 1973 года солнце находилось в точке «надир» - «подножной точке, супротивной, по отвесу, надглавной или зениту», то есть точно под нами, под кораблём, БПК «Свирепый», под нашими ногами (в точке зенита небесной сферы другого полушария, находящегося под ногами наблюдателя). Всё это может показаться нелепым или сложным для восприятия, но ля меня, «штурманца», рулевого БЧ-1 БПК «Свирепый» это была аксиома – объективный факт, очевидная истина.

С раннего утра меня никто не беспокоил. Видимо все на корабле настолько устали за вчерашний напряжённый день, вечер и ночь, что спали беспробудно. Только боевой распорядок дня никто не отменял и по корабельным шумам и звукам я понял, что вахтенные сменяются, дежурные приступают к исполнению своих обязанностей, а с камбуза начали доходить до меня аппетитные запахи утреннего завтрака и кофе. Начинался новый день, что он нам принесёт?

Моя тревога не проходила, а наоборот обострилась, потому что мне непонятно было, зачем мы приняли на борт большое количество продовольствия, воды и топлива? Неужели нам снова продлят БС и «погонят» в море за этими американскими и натовскими кораблями? Тревога моя начала сменяться на еле сдерживаемую злость и свирепое раздражение…

Между БПК «Свирепый» на якорной стоянке у датского мыса Сквген и Ближним Востоком, где была арабо-израильская война, по прямой было 3 455 км или 1865,55 м. миль, но мне казалось, что война где-то рядом, потому что наш корабль, экипаж, вахтенные офицеры, мичманы, старшины и матросы были исключительно сосредоточенными, напряжёнными, ожидающими чего-то серьезного, большого, опасного.

Сначала я думал, что причиной этого сверх напряжения - погода, шторм «Браво», ветровое волнение, океанская зыбь, дождь, низкое атмосферное волнение, усталость, жажда поскорее оказаться дома, в Балтийске, в Калининграде, на родине. Однако сегодня с утра это напряжение, по крайне мере у меня, связывалось с тем, что мы пополнили наши запасы жизнедеятельности больше для БС (боевой службы) нежели для возвращения домой, в базу, в Балтийск. Это было тревожно…

Тревожно было не только мне и у нас на корабле. Тревожно было, практически, во всём мире, в отношениях между США и СССР на фронтах войны «Судного дня». Тревожно было в юго-восточной части Средиземного моря, где сошлись две больших враждебных группировки боевых кораблей и судов - объединённые военно-морские силы 6-го флота ВМС США-НАТО и Средиземноморская 5-я эскадра ВМФ СССР.

«На начало октября 1973 года в Средиземном море имелось 48 американских боевых кораблей. Они включали в себя:
- соединение TF 60/61, находящееся к югу от острова Крит во главе с крейсером CLG 4 «Little Rock», на котором находился командующий 6-м флотом ВМС США адмирал Мерфи (с началом конфликта он перенес свой флаг на новейший штабной десантный корабль LCC 20 «Mount Whitney»);
- группу TG 60.1, состоящую из авианосца CVA 62 «Independence» и его охранения (находилась в Афинах);
- группу TG 60.2, состоявшую из авианосца CV 42 «Franklin D. Roosevelt» и кораблей охранения (находилась в различных испанских портах);
- группу TF 61/62 — десантное соединение, которое имело в своем составе вертолетоносец LPH 7 «Guadalcanal» и девять других десантных судов, имеющих на борту батальон морских пехотинцев (приблизительно три тысячи человек).

Кроме того, здесь находились и другие корабли, в том числе четыре ПЛА (атомные подводные лодки), патрулировавшие в Средиземном море, а также отдельные соединения кораблей, такие, как 21-й патрульный дивизион, базирующийся в Неаполе. Он включал в себя флагманское судно дивизиона, корабль поддержки патрульных катеров AGP 1176 «Graham County» (фактически плавбазу-судно снабжения) и патрульные (артиллерийские) катера типа «Asheville»: PG 86 «Antelope», PG 87 «Ready», PG 98 «Grand Rapids», PG 100 «Douglas».

(Здесь и далее источник данных: Пятая эскадра ВМФ СССР против 6-го флота США. Средиземноморский кризис 1973 года. Ярослав Ефименко, Андрей Скулин. 24 января 2019. Наука и техника. Июль. 2012).

«В то время 5-ой эскадрой ВМФ СССР с октября 1972 г. командовал вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев, начальником штаба был контр-адмирал Александр Ушаков. В ее составе было более 50 судов, надводные корабли в основном из состава Черноморского флота, а подводные в основном из Северного флота.

В соответствии с Директивой Главнокомандующего ВМФ СССР от 18 октября 1972 г. Черноморскому флоту было предписано нести боевую службу в Средиземном море в составе Средиземноморской эскадры. На 30 сентября в Средиземном море на боевой службе находились: РКР пр.58 «Грозный», 3 БПК пр.61 «Проворный», «Красный Кавказ», «Скорый», 2 ЭМ пр.56 «Пламенный», «Напористый», 4 СКР, 2 ТЩ «Рулевой» (пр.266М) и МТ-219 (пр.266), 2 СДК пр.773 с ротой морской пехоты на борту. Часть из них после выполненной боевой службы (БС) готовилась к возвращению. БПК «Проворный» возвращался в Севастополь после четырехмесячной БС, уже в Дарданеллах был получен приказ, и корабль вернулся в Эгейское море. Там командир капитан 3 ранга В.И.Мотин объявил, что по приказу МО СССР корабль переводится в полную боевую готовность в связи с началом арабо-израильской войны.

В начале октября 1973 года дополнительно прибыли артиллерийский крейсер пр.68бис «Дзержинский», БПК пр.61 «Сметливый», ЭМ пр.30бис «Оживленный». Подводные силы в составе эскадры насчитывали не менее 11 ПЛ: с СФ — дизельные ракетные ПЛ пр.651, торпедные ПЛ пр.641 и атомные АПЛ (по крайней мере 2 ПЛАРК с ядерными крылатыми ракетами) и с ЧФ дизельные ПЛ пр.613 (среди них была С-96 под командованием А. Балашова). Они, разделенные примерно на две одинаковые группы, находились в западной и восточной частях Средиземного моря.

В целом, советские силы ВМФ СССР были тогда способны к запуску двадцати ракет в первом залпе. Штаб эскадры находился на борту флагманского корабля ПБПЛ пр.1886 «Волга», которая была около Балеарских островов к востоку от Испании, где готовилась встретить 69-ю бригаду подводных лодок, идущую для замены находящейся здесь бригады ПЛ.

В ночь на 3 октября 1973 года, в Средиземное море, маскируясь за многочисленными судами, поэшелонно форсировав Гибралтарский пролив, прибыла 69-я бригада ПЛ — 10 ПЛ в основном пр.641 (в том числе Б-440, Б-130, Б-409, Б-41, Б-105), плавбаза «Федор Видяев» и 2 резервных экипажа, под командованием капитана 1 ранга И.Н. Паргамона. Они вышли на первую БС сроком на 12 месяцев и должны были заменить находящиеся там подводные лодки. Однако из-за повышения боевой готовности никакой замены не произошло, и эти корабли влились в состав Средиземноморской 5-й эскадры ВМФ СССР.

Когда командующий эскадрой вице-адмирал Е.И. Волобуев узнал о предстоящем начале войны, он в 01.00 4 октября 1973 года приказал начать массовую передислокацию сил эскадры к египетскому и сирийскому побережью для эвакуации советских специалистов и их семей из военной зоны в район к югу от острова Крит, где они передавались на транспортные суда.

6 октября 1973 г. в 15:30 с ЦКП ВМФ СССР был получен сигнал о переводе сил эскадры в повышенную боевую готовность. (Тоже самое произошло и у нас на БПК «Свирепый» - автор). По эскадре объявлена боевая тревога. На кораблях приступили к окончательному снаряжению боеприпасов: ввертывались взрыватели снарядов главного калибра, окончательно снаряжались торпеды, готовились глубинные бомбы и другое вооружение. Офицерам из арсеналов было выдано личное оружие. На командном пункте эскадры развернуты посты боевого управления.

Флагманский корабль — плавбаза «Волга» — снялся с якоря в точке №12 (залив Эс-Саллум) и направился в район слежения за американскими АУГ южнее острова Крит. Подводным лодкам, которые в это время готовились возвращаться из Средиземноморья на Север, было сообщено о продлении похода ещё для начала на десять дней, и они были перебазированы на восток, к побережью Египта. На 6 октября 5-я эскадра имела в своем составе 20 боевых кораблей, 10 подводных лодок, развернутых на позициях, и 15 вспомогательных судов.

От главнокомандующего ВМФ СССР было получено боевое распоряжение: «За каждой группой 6-го флота США организовать непрерывное слежение корабельными ударными группами (КУГ) с задачей их уничтожения с началом боевых действий; организовать проводку и охрану транспортов Министерства морского флота СССР, ГДР и Болгарии от пролива Дарданеллы до портов Латакия (Сирия) и Александрия (Египет), воспрепятствовать возможным попыткам Израиля сорвать советские поставки; обеспечить перелёты транспортной авиации; обеспечить эвакуацию семей советских специалистов из портов Александрия и Латакия».

На Западе усиление советской Средиземноморской 5-й эскадры рассматривалось как признак того, что она может быть использована для поддержки советских регулярных войск, если они будут направлены в район конфликта. В принципе, такая возможность не исключалась.

Между тем обстановка постепенно усложнялась. В восточную часть Средиземного моря прибыли оперативная группа TG 60.1 ВМС США с ударным авианосцем CVA 62 «Independence» (находилось к югу от о. Крит) и оперативное соединение TF 61/62 в составе двух десантных отрядов во главе с вертолетоносцами LPH 2 «Iwo Jima» и LPH 7 «Guadalcanal» (находилось в заливе Суза на северном побережье острова Крит). Всего с течением времени американцы в этом районе сосредоточили: 3 ударных авианосца, 13 крейсеров УРО, 9 эсминцев и СКР, 2 десантных вертолетоносца, 8 десантных кораблей с 6000 морских пехотинцев на борту, 3 атомные многоцелевые подводные лодки, 4 ракетных катера и 9 вспомогательных судов — всего 51 единица.

В период с 8 по 13 октября 1973 года группа TG 60.1 с авианосцем CVA 62 «Independence», группа TG 60.2 с авианосцем CV 42 «Franklin D. Roosevelt» и десантное соединение 61/62 с вертолетоносцем LPH 7 «Guadalcanal» были приведены в готовность для возможной эвакуации американских граждан при непредвиденных обстоятельствах на Ближнем Востоке.

Главком ВМФ СССР перевел в повышенную боевую готовность Черноморский флот. В среду 9 октября 1973 года 70-я бригада противолодочных кораблей ЧФ с комбригом и штабом под руководством командира 30-й дивизии контр-адмирала Л. Васюкова в составе КРЛ «Ушаков», БПК «Отважный», ЭМ «Сознательный» вышла на боевую службу в Средиземное море для усиления 5-й эскадры. Затем вышли БПК «Решительный» и ЭМ «Неуловимый». Напомню, - все боевые корабли и суда противоборствующих флотов были готовы по Боевой готовности №1, то есть к морскому бою друг с другом.

Командир 5-й эскадры Евгений Волобуев принял решение:

КУГ-1 в составе: КРЛ «Адмирал Ушаков» — командир капитан 2 ранга Ю. Шумихин, БПК «Решительный» — командир капитан 3 ранга Р. Клявзо, ЭМ «Неуловимый» — командир капитан 3 ранга В. Плохих. Командир КУГ — командир 30-й дивизии контр-адмирал Л. Васюков, заместитель командира по политчасти — начпо 30-й дивизии капитан 1 ранга С. Рыбак. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение десантного отряда во главе с вертолетоносцем LPH 2 «Iwo Jima».   

КУГ-2 в составе: РКР «Грозный» — командир капитан 1 ранга В. Корнейчук, БПК «Проворный», ЭМ «Пламенный». Командир КУГ — командир 150-й бригады капитан 1-го ранга Н.И. Рябинский, заместитель командира КУГ по политчасти — замкомбрига 150-й бригады капитан 2 ранга Г. Ребрин. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение АВУ CVA 62 «Independence».

КУГ-3 в составе: РКР «Адмирал Головко» — командир капитан 1 ранга П. Гайдук, БПК «Красный Крым» — командир капитан 2 ранга Н. Головченко, ЭМ «Находчивый» — командир капитан 2 ранга А. Старовойтов. Командир КУГ — командир 11-й бригады капитан 1 ранга Н.Г. Легкий, заместитель командира КУГ по политчасти — капитан 2 ранга М. Машинский, пропагандист 11-й бригады. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение АВУ CV 67 «John F. Kennedy».

КУГ-4 в составе: КРЛ «Мурманск» — командир капитан 1 ранга Е. Скворцов, БПК «Сметливый» — командир капитан 3 ранга А. Гармашов. Командир КУГ — капитан 1 ранга Е. Скворцов. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение АВУ CV 42 «Franklin D. Roosevelt».

КУГ-5 в составе: ЭМ «Сознательный» — командир капитан 3 ранга В. Саможенов, БПК «Красный Кавказ» — капитан 3 ранга Ю. Кручинин, БПК «Отважный» — командир капитан 2 ранга И. Винник. Командир КУГ — командир 70-й бригады капитан 1 ранга Н.Я. Ясаков, заместитель командира КУГ по политчасти — замкомбрига 70-й бригады капитан 2 ранга И. Гончар. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение десантного отряда во главе с вертолетоносцем LPH 7 «Guadalcanal».

Всего было создано 8 корабельных ударных групп 6-й эскадры ВМФ СССР. Впервые непосредственно в состав КУГ включались ракетные атомные подводные лодки. Для обеспечения безопасности проводки транспортов по зонам Эгейского моря и восточной части Средиземного моря решением командира эскадры организован ОПР (отряд прикрытия) в составе: ЭМ «Сознательный», БПК «Красный Кавказ», БПК «Проворный», СДК-137, СДК-164, позже СКР «Куница», с задачей недопущения атак транспортов авиацией и ВМС Израиля. ОПР командовал капитан 1 ранга Н.Я. Ясаков — командир 70-й бригады эсминцев ЧФ. Для эвакуации семей советских служащих из Египта и Сирии были выделены корабли: ЭМ «Напористый», СКР «Куница», СКР-77, СДК-137, СДК-164, ПМ-138, МВТ «Маныч». От Министерства морского флота СССР было привлечено 18 судов.

Корабли 5-й эскадры ВМФ СССР вели непрерывное слежение за АУГ 6-го флота ВМС США-НАТО к югу от острова Крит. С 9 октября 1973 года ПБПЛ «Волга» и РКР «Грозный» начали сопровождение авианосца CVA 62 «Independence» из состава группы TG 60.1, а БПК «Красный Кавказ», «Проворный» и «Скорый» следовали за другими американскими кораблями. В ответ еще три корабля эскорта присоединились к АУГ с авианосцем CVA 62 «Independence». В это же время советские разведывательные суда начали контролировать американскую десантную группу, находящуюся в заливе Суза (Крит), оставаясь там до 25 октября 1973 года.

Своими действиями Москва посылала Вашингтону сигнал, что попытки американцев прервать начавшееся снабжение арабов будут пресечены силовыми методами. В этот период американские ударные соединения были особенно уязвимы для возможной советской атаки крылатыми ракетами, потому что Вашингтон сковал свободу их маневра. Они должны были оставаться в определенных районах к югу от острова Крит, чтобы быть готовыми по сигналу из США прервать потенциальную воздушную переброску советских десантных дивизий в Египет. Эта стратегия командования 6-го флота ВМС США значительно упрощала задачу слежения и возможного уничтожения их кораблями 5-й эскадры ВМФ СССР.

Советские подводные силы, вооружённые крылатыми ракетами, в период 6-16 октября 1973 года предположительно были развернуты следующим образом:
- одна ПЛАРК пр.675 маневрировала к юго-западу от острова Крит и держала под прицелом АУГ-3 6-го флота ВМС США;
- вторая советская ПЛАРК пр.675 находилась к югу от о. Крит и была нацелена на АУГ-2;
- третья советская ПЛАРК пр.670 была южнее о. Крит у африканского побережья в заливе Мерса-матрух с целью возможного удара по АУГ-1.
Кроме того, у побережья Сирии патрулировала советская дизельная ракетная ПЛ пр.651 Б-318 СФ. Так как старт 4 крылатых ракет П-6 с лодок проекта 651 производился из надводного положения, для нее предусматривался корабль прикрытия.

Целеуказание подводные лодки получали от кораблей непосредственного слежения, входивших в КУГ ВМФ СССР и сопровождавших американские корабельные соединения, при этом удар с ПЛАРК планировался совместно с ударом ракетных кораблей сопровождения.

Как показали проведённые в мае 1972 г. в Средиземном море совместные стрельбы РКР «Грозный» и ПЛАРК К-313 крылатыми ракетами, ударная группа в составе РКР пр.58 и ПЛАРК пр.670 способна была пуском 16 ракет в обычном снаряжении вывести из строя или даже уничтожить авианосец. При этом оказалось, что выдача целеуказания подводной лодке при маневрировании авианосца на скоростях более 20 узлов, затрудняет точное поражение цели. Но в ситуации октября 1973 года американские авианосцы вынуждены были находиться в определённом районе ТВД (театра военных действий) и двигались с небольшой скоростью.

«Командиры наших корабельных групп мёртвой хваткой вцепились в назначенные группировки противника. Попытки американских АУГ оторваться от кораблей слежения ни к чему не привели. Наши командиры, имея большой опыт слежения, держали под постоянным ударом главные цели — ударные авианосцы и десантные вертолетоносцы (объединённых военно-морских сил СШГА-НАТО). Командиры КУГ строили боевые порядки своих кораблей с таким расчётом, чтобы с началом боевых действий максимально использовать имеющееся оружие по противнику и в то же время обеспечить собственную безопасность, организуя надёжную противовоздушную, противолодочную, противокатерную и противоракетную оборону».
(Источник данных: Пятая эскадра ВМФ СССР против 6-го флота США. Средиземноморский кризис 1973 года. Ярослав Ефименко, Андрей Скулин. 24 января 2019. Наука и техника. Июль. 2012).

«Расчёты боевых возможностей наших КУГ показывали, что ударные группы, имеющие в своём составе ракетные крейсера с крылатыми ракетами П-35 (КУГ-2 и КУГ-3), способны уничтожить авианосец. Ударные группы с артиллерийскими крейсерами (КУГ-1 и КУГ-4) способны вывести авианосец из строя, повредив его взлетную палубу и вызвав пожары на корабле. А морская ракетоносная авиация имела отличную возможность нанести завершающий удар по уже ослабленному противнику. При этом непосредственное слежение КУГ за авианосными ударными группами лишало американцев их основного преимущества - внезапности по подъему авиации и усиливало наши боевые возможности при нанесении ударов по авианосцам».

«Немного позже американцы устроили новое серьёзное испытание нашей 5-й эскадре. Их ударные группы начали маневрирование на больших ходах 26-28 узлов для того, чтобы наши следящие КУГ израсходовали свои запасы топлива, а затем и запасы заправщиков — ведь на больших ходах расход топлива увеличивается вдвое, а то и втрое.

Штабной пост материального снабжения под управлением заместителя командира эскадры по электромеханической части капитана 1 ранга Е. Фетюнина заранее переместил наши танкеры в восточную часть Средиземного моря. Следя за маневрированием АУГ 6-го флота США и прогнозируя их местонахождение, мы посылали танкер в предполагаемую точку для заправки кораблей КУГ ВМФ СССР. К работе этого штабного поста подключился заместитель начальника штаба эскадры капитан 1 ранга Е. Семёнов.

На посту продумали «челночный» метод пополнения горючего: наш танкер, у которого топлива оставалось меньше других, сливал остатки другому танкеру, а сам полным ходом направлялся в Советский Союз, бункеровался там и — немедленно назад. «Гонка» кораблей продолжалась почти полмесяца — и днём, и ночью, — но перебоев в снабжении не было. Хотя в отличие от танкеров ВМС НАТО, бункеровавшихся в портах Греции и Кипра, нашим танкерам приходилось преодолевать большие расстояния до портов Кавказа. В этой обстановке, дополняя военные заправщики, очень помогли три танкера-десятитысячника типа «Казбек», арендованные в Министерстве морского флота СССР. Капитаны этих танкеров чётко выполняли команды КП 4-й эскадры, их экипажи работали сноровисто и слаженно».
(Источник данных: Пятая эскадра ВМФ СССР против 6-го флота США. Средиземноморский кризис 1973 года. Ярослав Ефименко, Андрей Скулин. 24 января 2019. Наука и техника. Июль. 2012).

Всё то же самое происходило и в Северном море при слежении БПК «Свирепый» за АУГ во главе с американским ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» и американским крейсером управления «Ньюпорт Ньюс». Только в отличие от Средиземноморской 5-й эскадры из надводных кораблей в слежении за АУГ в составе 17-19 боевых кораблей ВМС США и НАТО мы были одни.

Чтобы не отвлекаться на маневрирующие боевые корабли, ПЛ и суда обеспечения АУГ ВМС США-НАТО во время слежения и проведения ими манёвров «Быстрое движение», командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров с разрешения КП ВМС СССР и ДКБФ просто-напросто ночью вошёл в состав ордера кораблей, сконцентрированных вокруг АУ «Джон Ф. Кеннеди» и мы несколько дней как бы «охраняли» этот американский авианосец.

Американцы молча приняли нас в свою «компанию», но извлекли из этого большую пользу, потому что БПК «Свирепый» для них стали реальной, фактической, действительной и желанной целью для тренировок своих лётчиков-штурмовиков, лётчиков-истребителей, лётчиков-наводчиков для боевого целеуказания. Кстати, мы тоже использовали эти ураганные налёты десятков и сотен палубных и береговых самолётов ВМС США-НАТО для своих противоракетных и противовоздушных тренировок (я уже об этом подробно рассказывал в предыдущих новеллах).

Точно так же американцы сначала испытывали нас на скорость хода, заставляя все корабли ордера спешить на максимуме своих возможностей за АУ «Джон Ф. Кеннеди». Так, например, они и мы убегали от урагана Эллен к Северному Полярному кругу. Тогда не все корабли НАТО смогли угнаться за американским ударным авианосцем и за нами, отвалили в стороны, в разные натовские порты и базы Норвегии. Мы выдержали темп движения АУГ ВМС США-НАТО и теперь ночью 9 октября 1973 года в дождь и при сильном ветре заправились от нашего морского заправщика СМТ «Лена».

Мы все, возможно, даже командование БПК «Свирепый», не знали, что творится сейчас 9-10 октября 1973 года в Средиземном море и на Ближнем Востоке, но мы знали наверняка и твёрдо, что постоянная боевая готовность №1 неспроста, что в мире творится что-то важное, суровое, напряжённое и мы на острие этого напряжения здесь, даже на якорной стоянке у датского мыса Скаген, которая на самом деле является боевым постом охранения Балтийского моря от прохода кораблей АУГ ВМС США и НАТО.