Голгофа не для лицедея

Владимир Рысинов
Опыт интуитивной публицистики.


Такую вычитал реплику в интернете...

"Как вы думаете, нужна ли русская культура русским?
Пушкина сослали и убили на дуэли;
Лермонтова сослали и убили на дуэли;
Достоевского приговорили к смертной казни, потом пожалели и сослали;
Толстого отлучили от церкви;
Радищева приговорили к смертной казни, потом пожалели и сослали;
Герцена сослали, выдавили из страны;
Огарёва арестовали, выдавили из страны;
Чаадаева травили, объявили сумасшедшим;
Гумилёва расстреляли;
Мандельштама сослали и убили;
Цветаеву сослали и довели до самоубийства;
Хармса заморили голодом в психушке;
Пастернака травили и не публиковали;
Бабеля пытали, расстреляли;
Булгакова травили и не публиковали;
Маяковского трижды судили, сажали, довели до самоубийства;
Есенина довели до самоубийства;
Ахматову травили, сына посадили, мужа убили;
Бродского сослали и выдавили из страны;
Шаламова сажали дважды;
Аксёнова выслали из страны;
Войновича травили (в прямом смысле), выслали из страны;
Коржавина сослали, выдавили из страны;
Солженицына травили, сослали и выдавили из страны;
Довлатова травили и выдавили из страны;
Эрнста Неизвестного травили и выдавили из страны..."
---

"Нужна ли русская культура русским" - ну как звучит-то! Едва ли ирония эта - горькая, тогда написали бы "нам", скорей - уничижительное "им", этой стране. Чую.
Прочитал и бросился на защиту...

- Насчёт - "нужна ли русским?" сразу возникли сомнения.
Не смог представить себе крестьянские сходы и собрания ремесленников с требованием сослать Лермонтова или пристрелить Пушкина.
Тем более, что к блогерской реплике прилагается стихотворение...

"Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!"...
В котором блогер не увидел уточнения, указывающего на тех, кому именно не нужна русская культура...

"А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!"

Как-то не просматриваются среди "жадно стоящих у трона" русские люди... по духу её, этой приближённой к трону толпы, после Петровского-то трёхсотлетнего онеметчивания...
Да и после заражения французским масонством...
И тем более - после семнадцатого года -  в революционном бешенстве...
А уж - в наших современниках, пред которыми "и суд и правда, всё молчи", выхвативших из страны огромные суммы - самое ценное их внутреннее содержимое...
Сплошь не мы.
---

- Всё познаётся в сравнении - необходимо померяться...
Я и поинтересовался во всезнающем интернете же - а как обстоит дело с почитанием поэтов за рубежом?

И вот что прояснилось через толщу веков - (лишь начальная толика обширного перечня): Томас Мор - приговорён к повешению-потрошению-четвертованию, Насими содрали кожу и выставили тело на обозрение; Генри Говард - казнён; Андре де Шанье - казнь на эшафоте; Цю Цзинь - казнена; Энн Эскью - сожжена после долгих пыток; Олимпия де Гуж- казнена публично; Этьен Доле - публично сожжён; Манон де Ла Платьер - публично казнена; Уолтер Рейли - публично обезглавлен; Хосе Рисаль - публично растрелян; Жизе де Силва - удавлен и сожжён пред женой; Эльза Ури - удушена газами... Че Гевара - убит и выставлен на обозрение…
Совмещённое "Повешение-потрошение-четвертование" - это не блогерский
перехлёст, как подумается нормальному человеку, нет. Статья Википедии по этому словосочетанию (не для слабонервных).
Эту тонко нюансируемую, ступенчатую адову процедуру модернизировали только перед началом ХХ века. Сегодня она продолжилась и разрослась в тотальные... отравой "оранж" на Вьетнам, ураном по Хиросиме и Белграду, и наконец в "культуру отмены" граждан осужденных "хайли лайкли" стран.
Таков заграничный диспут государств с писателями, да поэтами.

А вот ещё и таланты "доведённые до самоубийства", перечень ошеломляющий: кто на слуху для начала: Акутугува, Хемингуэй, Лондон, Сенека, Цвейг... дальше четверть тысячи фамилий, средь которых русские в меньшинстве.

- Даа-да-канеш! Неча на зеркало пенять, коль рожа крива!
---
- Но тогда уж и - Кто из вас без греха, первым пусти в нас камень.

Вопрос серьёзнее препирательств.
Особое царское отношение к придворному шуту простительно. Но оно же, в переложении - нужна ли русским русская культура? - требует расследования.
Обосновано ли педагогическое пристрастие к поэтам и писателям?

Для начала стоит взглянуть на них, как на людей особенных, подлежащих не осуждению,  но удивлению, восхищению?
С их болезненной гипер-чувствительностью к несправедливости - "люди с содранной кожей", словно Христос в прочтении Ницше.
С болезненной реакцией на возражения и критику, ведь открывают обществу свою личную судьбу, душу и мысли.
Образно они - Дух в окружении плоти. Дух, который опалит человека совестью, да инстинктивно им же - шокированым, спешно захлопается.

Как на укоренившихся в народном сердце - Подобных стрелке чувствительного осцилографа, резко реагирующих на почти неслышимые, тревожные предчувствия-предвестья срыва общественной тектоники.
Подобно Сталкеру, ведущими, увлекающими сквозь зону широкого внимания и высокого напряжения...
"Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. И пусть посмеются над своими страстями; ведь то, что они называют страстью, на самом деле не душевная энергия, а лишь трение между душой и внешним миром. А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна..."
И со всй хрупкостью чувствительной стрелочки, бросающихся в бой с грядущими землетрясениями.
Протестуя... с закономерным личным схрустом...
Распятых вместе с народом?

Попозже - разглядеть пишущую диаспору, обособившейся, ощетинившейся либеральным "малым народом", потерявшей духовное родство с "безмолвствующим и презренным" обширным народным окружением.
Уподобившейся мегафону, чорти-что вопящему на всю округу - вспомним ораторов на "болотном" митинге. Сделавшись всему обществу пожарной опасностью, требующей срочного огнетушения.
Прущих супротив народа?
---

Да и так ли уж зачастую жёстко это "выдавливание, вышвыривание" писателей, поэтов из России?
Отправка туда, в их западную Мекку, к желанным тематическим братьям, к однозаряженным почитателям? Ведь многие благополучно продолжали своё за отеческими "дымами"... у снобов-соседей обласкаными, знаменитыми и популярными.

А ежели философски сменить "шесток", точку зрения со страдательной на
позитивную, тогда и вовсе - не "выдавили из страны", а вытолкнули на более широкую арену?

Поделились со всем миром русским духовным богатством?
Ведь не скупились даже и такими...
"- Первый великий химик Америки - Владимир Николаевич Ипатьев (1867-1952)
- Русский отец американской прикладной механики - Степан Прокофьевич Тимошенко
(1878-1972)
- "Апостол планирования", экономист, создатель теории межотраслевого
анализа, нобелевский лауреат Василий Васильевич Леонтьев (1905-1999)
- Александр Матвеевич Понятов (1892 - 1980) - Инженер электротехник, разработавший принципы магнитной звуко и видеозаписи, телерадиовещания. Мировые средства массовой информации называют его «пионером видеоэры»
- Русский отец американского «глянца» - Алексей Вячеславович Бродович (1898-1971 )
- Игорь Иванович Сикорский (1889-1972)- Создатель самолётов и первых вертолётов в США.
- Владимир Козьмич Зворыкин (1889-1982), которому принадлежит изобретение одного из главных «чудес XX века» — электронного телевидения
- Михаил Александрович Чехов (1891 -1955) Великий русский и американский драматический актёр, виднейший реформатор театра, создатель собственной театральной школы, театральный педагог, режиссёр. Заслуженный артист Российской Республики (1924)".

Россия, так получается - сеятель, споро вбрасывающий на мировые грядки семена русской культуры.
А уж, глядя на сегодняшних-то, застящих собой все сцены и экраны... голосящих без опаски с предоставленных сценических площадок, с государственным финансированием, увешаных высокими наградами и регалиями... эмигрировавших туда, где их сокровища и сердце... которые не потеряли ни здесь, ни там, ничегошеньки... которые сами выехав, спешно обвиняют страну в том, что это она их выдавила...
Из коих многих удержать не смогла... а многих и не стала удерживать.
Претензии вообще тускнеют.
---

Пусть послужит достойным контрпримером современной изгойной самовыселке, экзальтированым обидам... отчуждению... обвинениям...
Стихотворение Поэта, Настоящего по его словам и действиям, не сбежавшего даже в самые-самые лихолетья, Максимилиана Волошина?
С иной реакцией. Сыновним отношением к Родине, подтверждённым собственной жизнью...

"С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь, —
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!"

Вот она, русская культура, очень нужная русским, пробивающаяся среди сорняков и невзгод, на ниве подобных ей всходов.
Вот её логическое продолжение...

"На бледном небе ястреб кружит,
Чертя за кругом плавный круг,
Высматривая, где похуже
Гнездо припрятано в кустах…
Вдруг — птичий щебет и движенье…
Он слушает… еще мгновенье —
Слетает на прямых крылах…
Тревожный крик из гнезд соседних,
Печальный писк птенцов последних,
Пух нежный по ветру летит —
Он жертву бедную когтит…
И вновь, взмахнув крылом огромным,
Взлетел — чертить за кругом круг,
Несытым оком и бездомным
Осматривать пустынный луг…
Когда ни взглянешь, — кружит, кружит…
Россия-мать, как птица, тужит
О детях; но — ее судьба,
Чтоб их терзали ястреба"...
(Александр Блок)

Патриотизм от материнства неотделим. Мать - не меньшая драма жизни, чем даже сын.
"И оружие пройдёт твою душу" - страшное предвестье, сочетаемое со счастьем будущего рождения.
Суть картины Ярославского живописца Николая Фёдоровича Назарова - мать провожает последнего сына... и заклинает его вернуться.
Ответная любовь во всех жилах.
Для меня, для всех уже взрослых, патриотизм - это Мама. Родина, в загоризонтных, заоблачных масштабах... тихим голосом.

Дар поэзии - результат близости к небу. Глас поэта - весть низинам из рая. В миг вдохновения, прорывающийся словами, рифмами, рублеными стопами... Земную жизнь поэта иссекая, отсекая.
Дверь от земли в небо - распятие.
- "Отче, если возможно, пусть минует меня чаша сия... Но - как ты хочешь, а не как я..."
Хлопочут палачи, толпа восторженна и мстительна, - Распни его, распни... Основы разрыватся, немеет свет и гаснут звуки...

"Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел".
(Анна Ахматова)

Россия - начало бытия. Обвиняемая.
---


И теперь то, вернувшись к исходной реплике в интернете, к блогерскому навету, бездумно распространяемому издавно и трафаретно...

Обращусь к противящимся требованию  для героя - "Зерно обязано умереть, чтобы родился колос"...

Скажу - Голгофа даруется не всякому, а лишь тому, кто внесёт крест на эту гору.

И спрошу - Такая ли уж "злая мачеха", Россия?
Или всё-таки Мать, требовательная и строгая... Богородица.



P.S.
"Причина снятия с (предыдущей) публикации: нарушение пункта 3.3 Правил пользования сервером:
Авторам следует соблюдать уважение к личности других людей. Не допускаются оскорбительные высказывания и угрозы в адрес авторов или третьих лиц, унижение чести, достоинства или деловой репутации, а также цитирование таких высказываний или размещение ссылок на страницы, которые содержат  такие высказывания".

Замечание мной принято, статья отредактирована.