Учитесь работать языком!

Григорий Рейнгольд
Учитесь работать языком!
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно, 1994-2003"

Когда ученик не может ясно выражать свои мысли, а научить его этому – одна из главных моих задач, я часто вспоминаю одну историю и рассказываю ученикам.
Это было давным-давно. По телевизору шла моя любимая передача «Что? Где? Когда?». Знатокам был предложен очень интересный вопрос: чем отличается система Станиславского от системы Брехта? Я поймал себя на мысли, что этого не знаю. А ведь вопрос вроде бы простой, и стыдно этого не знать! Я весь приник к телевизору, но знатоки «плавали». Когда истекла минута, отвечать поручили девушке, которая, как мне казалось, знала не лучше других. Её ответ понять было довольно трудно. Он состоял почти из одних «как бы», «вроде бы», «если так можно выразиться»... Когда ей не хватало слов, в ход шли многочисленные гримасы и ужимки, которые должны были нести дополнительную информацию, как и жесты. Говорила она очень долго. «Ну, наконец-то, – подумал я, когда ответ закончился, – сейчас ведущий скажет верный ответ, и я буду знать!» Каково же было мое разочарование и удивление, когда ответ был признан верным. Без всяких комментариев! Его я узнал гораздо позже.
- А чем же отличаются эти системы, и что они собой представляют? – следует вопрос учеников.
Я отвечаю, как могу, и они смеются. Урок продолжается.