Кунцевский противотанковый ров

Степан Каширин
Когда я был маленький, мы с бабушкой Верой часто ходили гулять. Маршруты наших прогулок были разными, но если говорить о родном Кунцевском районе, то в нём у нас были, что называется – любимые места. Природа района завораживала своей красотой и чистым лесным воздухом, поэтому дача была не нужна, я и так жил на природе. Между метро Молодёжная, Рублёвским шоссе и улицей Академика Павлова, пролегал красивый берёзовый лесок. Там где кончалась Ельнинская улица, справа на опушке леса стояла пятиэтажка, между ней и берёзовой рощей вилась тропинка проходящая мимо железных качелей. Когда мне было четыре года, бабушка брала меня за руку и мы с ней шли к этим качелям. Я любил на них проводить время, ощущение появлялось неописуемое когда скрипучее сидение тебя то подбрасывает вперёд вверх, то откатывает назад, а ты держишься сильно сжимая пальчики своих детских рук за две холодные стальные ручки качелей. Мне очень нравилось это ощущение полёта и какой-то необычной лёгкости. С качелей никогда не хотелось слезать, но бабушка мне говорила:
-Пора идти в лес.
 Я сразу притормаживал этот скрипучий маятник детского удовольствия и отправлялся вместе с бабушкой Верой в путь по тропинке вдоль леса.
Мы шли огибая опушку и через триста метров попадали к дорожке ведущей в лес. Справа от неё начинался овраг глубиной около двух метров. Летом тут росла высокая трава и всё утопало в сочной зелени, а зимой здесь лежали снежные сугробы и можно было встретить много лыжников. Когда мне было уже семь лет, я сам пополнил ряды спортсменов этого зимнего вида спорта и вдоль оврага вместе с ними скользил на лыжах по скрипучей от мороза лыжной колее.
Овраг и дорожка идущая рядом, прорезали весь лесной массив разделяя его на две части.
Я описал вам самый короткий маршрут, но был ещё и длинный. По адресу улица Академика Павлова дом 50 раньше находился продовольственный магазин. В этом одноэтажном здании работал отдел с молочными продуктами, маленькая булочная, мясной и овощной отделы, а в правой части этого же здания был отдельный вход с улицы в маленький отдел где продавались нитки, пуговицы, спицы и ткани. Назывался этот маленький магазинчик – Лоскут. Все жители окружающих домов ходили в это здание за хлебом и молоком, но никто не говорил:
-Я пошёл в булочную.
Все произносили непонятную для посторонних фразу:
-Пойду схожу в Лоскутки за хлебом.
Да, дорогой читатель, именно такая формулировка вошла в многолетнюю привычку у всех местных и когда говорили – магазин Лоскутки, то сразу было понятно о чём идёт речь.
От нашего дома до Лоскутков путь занимал почти 400 метров, а справа от этого магазина начиналась дорожка в тот самый берёзовый лесок через который проходил овраг.
Мы с бабушкой входили в лес и шли по дорожке через весь лесной массив. Глубина оврага была не равномерная, Если зайти в лес со стороны Лоскутков, то в этом месте овраг выглядит как небольшое углубление, но чем дальше идёшь по дорожке в лес, тем глубже становится дно оврага, а края его шире. В конце лесочка овраг имел уже самую большую глубину и ширину, там он и заканчивался. Справа была поляна, прямо стояли пятиэтажки и начиналась дорога ведущая мимо домов к другому магазину. Вот на этой поляне мы с бабушкой и любили гулять в разное время года.
Весной в ярких лучах солнца сугробы начинали таять и овраг превращался в маленькую быструю речку. Вода бежала в ту сторону где овраг имел самую большую глубину и ширину. Тут у поляны образовывалось озеро из талых вод в котором дети пускали кораблики из ореховой скорлупы или бумаги, а кто-то запускал и деревянные. В хрустальных бурлящих потоках талой воды и я любил пускать бумажные кораблики. Это было очень интересно и красиво. Детворы тут бегало много и можно было легко найти себе друзей.
Позже, уже в школьные годы, прогулки вдоль этого оврага превратились для меня в путь сочинения стихов и заучивания классических произведений. После прочтения поэзии Фёдора Ивановича Тютчева, ходить тут было безумно интересно, так как многое ассоциировалось с этим привычным и родным весенним берёзовым лесом. Гуляя по этой дорожке я мечтал научиться рисовать.
Кстати, вдоль этого оврага когда-то любил гулять и мой прадедушка, Марк Иванович Каширин. Его тут часто видели сидящим на лавочке или просто идущем по дорожке.
Красота русской природы, весенние ручейки, светлый берёзовый лесок и овраг моего детства, было время когда я тут же на природе, учил уроки. В далёком и счастливом детстве я знал только два пути к этому оврагу, короткий и длинный, но не знал, что есть и ещё один путь, страшный.  Когда немецкие фашисты напали на нашу страну, Государственный Комитет Обороны призвал москвичей и жителей Подмосковья выйти на строительство оборонительных сооружений. К осени 1941-го года в Кунцево был выкопан Кунцевский противотанковый ров, одной из таких женщин москвичек была моя бабушка Полина, папина мама, она своими руками вместе с другими москвичками копала этот ров, что бы немецкие танки не могли пройти. Моей бабушке, Полине Марковне Кашириной тогда было всего 28 лет.
А ровно через 38 лет после этих событий о которых помнит каждая пострадавшая семья в нашей стране, мне исполнится четыре года, я уже с другой бабушкой, родной сестрой бабушки Полины, бабушкой Верой, приду к заросшему лесом оврагу и буду пускать бумажные кораблики в ручейке, даже не подозревая о том, что этот овраг создала не природа, а жители нашего района, и это не углубление в почве, а памятник-  Кунцевский противотанковый ров который в годы Великой Отечественной войны своими руками копала моя родная бабушка Полина.
Бабушка Вера многое мне не рассказывала, но история как вода, со временем обязательно просочится и на поверхность выплывут факты далёкого прошлого.
Берегите свою историю.
Художник, Степан Каширин.