Двухмашинный вариант, глава 14. Комиссия

Юрий Ушев
    Анонс:  http://proza.ru/2023/12/17/1399

    День приемки назначен, и он был на пороге. Шварцман очень волновался. Он видел, как я целыми днями вожусь с бобинами перфоленты, программирую на дисплее, а работе, как ему казалось, не было конца.

    Конец, без сомнения, был, все было разработано, но я вводил некоторые небольшие исправления. А большие бобины перфолент, это такая уж технология - завершающая сборка программ выглядела объемно.

    Часто заходил Алексейцев, тоже интересовался, как дела, ведь ждут гостей из Москвы. Я время от времени заходил к нему в кабинет и докладывал, что осталось сделать. Несколько раз просил его помочь с квартирой, докладывал, что в очереди СМЭУ стою первый, описывал условия жизни семьи. Он обещал помочь и поговорить с начальником УВД города.

    Времени до комиссии оставалось немного. Я принес на работу зимнее пальто, хотя осень 1981 года была, как обычно, теплой. Пальто расстелил в кабинете, оставаясь ночевать на службе. Таким образом, мой рабочий день уже составлял 16 – 18 часов. Так я работал всю последнюю неделю перед комиссией.

    И вот этот день настал. Я пришел на работу в костюме, при галстуке, специально подстригся. Очки почистил и они сверкали. Желтые выглаженные шторы прикрывали окна. Кондиционеры подавали в машинный зал живительную прохладу. Паркетный пол был натерт до блеска.

    Машины М-6000 и Наири-2 сияли чистотой, мигая лампочками на черном фоне. На дисплеях были изображения перекрестков. Широкий принтер был заправлен качественной бумагой.

    Шварцман стоял около М-6000, я застыл около одного из СИД-1000. Валя с Галей, Толя и Гена расположились около Наири-2.

    Застекленные двери в машзал отворились, и вошла комиссия – два генерала: Начальник МВД СССР, Начальник УВД Алма-Аты Николай Куликов, полковник Алексейцев и человек 7-8 полковников русской и казахской национальности.

    Доклад начал Шварцман, он с указкой в руках показывал состав центра управления, рассказывал общими словами об АСУ «Город». Когда доклад был близок к концу, мне захотелось показать, как работает двухмашинный вариант и развернуто остановиться на алгоритмах М-6000. 

    Я подошел к СИД-1000 и осторожно набрал команду печати данных по одному из перекрестков. Когда Шварцман приостановил рассказ, нажал клавишу «Enter». Тихо зажужжал принтер широкой печати. Поползла бумага. Все настороженно посмотрели на источник звука.

    Возникла пауза, все ждали. Я подошел к принтеру, оторвал лист, на котором был изображен перекресток с полосами движения, светофорами, датчиками. Стрелки показывали текущую фазу движения на момент печати. В полях для данных пропечаталось количество проехавших и остановившихся автомобилями на каждом направлении.

    Члены комиссии подошли ближе к принтеру и слушали мой доклад, как продолжение доклада Шварцмана. Рассказал, как М-6000 на основании  информации от датчиков рассчитывает долю проехавших и остановившихся автомобилей, вычисляет относительные задержки по направлениям, затем вычисляет глобальную задержку по сети и вырабатывает регулирующие включения зеленых сигналов, которые  минимизируют эту задержку. Коснулся  экономического эффекта от внедрения автоматизации регулирования транспортных потоков.

    На схеме транспортной сети, управляемой АСУ «Город», показал перекрестки, оборудованные датчиками. Потом на СИД-1000 вызвал на отображение один из перекрестков.

    На экране менялись стрелки направлений движения, сменялись числа над датчиками, показывающие количество автомобилей проехавших и остановившихся, показал авторучкой, которая служила указкой, цифру глобальной задержки и прочую информацию.

    Подойдя к диспетчерскому пульту, включил одну фазу регулирования, потом другую. На дисплее немедленно отобразились изменения. Всё работало и выглядело эффектно.

    Довольно долго рассказывал, в конце попросил задавать вопросы. Вопросы были, но это был разговор около дисплея, когда просили еще что-то включить, показать. Всем было интересно. Генералы тоже стояли в общей группе и с интересом смотрели и слушали.

    После окончания докладов, нам сказали спасибо за работу, пожелали успехов, пожали всем руки и направились к выходу. Алексейцев шел рядом с  генералом Куликовым и о чем-то с ним говорил, я догадывался о чем. Они подозвали меня, Куликов с улыбкой сказал: «Ну, если мы тебе выделим квартиру, только попробуй уволиться – разнесу всю эту богадельню бульдозером!».

    Через неделю после сдачи двухмашинного варианта в эксплуатацию некоторым из нас, включая руководство, выдали по 650 рублей премии, это было неплохо.

    Продолжение:   http://proza.ru/2023/04/25/883