Маленькая сказка про Водяного и про дружбу

Ольга Кикина-Самарина
Сказки бывают не только про любовь, они бывают и про дружбу.
В некотором царстве, в некоторой деревушке жила-была старушка – бабушка Аня. Жила она рядом с лесом, недалеко от очень красивого озера.
Круглое, как тарелка, с золотыми песчаными берегами, если посмотреть на него сверху, то оно походило на голубой камень в золотой оправе.
Вокруг не росла трава, по озеру плавали только жёлтые кувшинки и пара чёрных лебедей, которые здесь жили.
Собирала бабушка Аня травки разные, людей лечила. На болото ходила только за клюквой, больно уж далеко оно было – за лесом.
Была у неё внучка Машенька. Каждый год она приезжала к бабушке на всё лето. Помогала травки искать, грибы, ягоды собирать.
Любила Маша в озере купаться, плавать, особенно вечером, когда вода за день на солнышке нагреется.
- Не ходи, внученька, поздно на озеро, – говорила бабушка. – Водяной там живёт, утащит тебя на дно озера.
- Не бойся, бабушка, не утащит – я хорошо плаваю.
Особенно интересно плавать в полнолуние. Ещё вечер, тихо, луна взошла и смотрится в озеро, словно в зеркало. Плывёшь по озеру, а кажется, по небу летишь среди звёзд, и луна рядом, дотронуться можно.
Однажды плывёт она тихо, осторожно, чтобы луну не потревожить, и чувствует, что плывёт кто-то рядом с ней под водой.
Испугалась она.
- Ты кто такой? – спрашивает.
- Водяной я, хозяин этого озера.
- Хочешь на дно меня утащить?
- Нет, не бойся. Скучно мне здесь одному. Давай вместе поплаваем, пока темно. Днём я не могу – солнышка боюсь, оно меня может засушить.
- Ладно, – говорит Маша. – А на дно меня не утащишь?
- Зачем? Ты же там дышать и говорить не сможешь.
- Тогда согласна, но недолго, а то бабушка моя будет беспокоиться.
- А завтра вечером придёшь?
- Приду обязательно.
Стали они встречаться. Поплавают, потом сядет Маша на мостик для рыбалки, его рыбаки делают, чтобы рыбу ловить. Ногами в воде болтает и разговаривает с Водяным. Он ей про рыб и жизнь озёрную рассказывает, она ему про людей и жизнь человеческую.
Познакомились… Узнала она, что его Ваней зовут.
- Ты говоришь, что хозяин озера. А чем занимаешься?
- За порядком слежу, слежу, чтобы хищники мирных рыбёшек не обижали, чтобы рыбаки мальков не ловили, а если попадают на удочку, обратно в озеро отпускали.
- Молодец… А живёшь здесь давно?
- Давно, уже больше ста лет.
- И ни с кем не познакомился?
- Никто со мной дружить не будет, страшный я, и все меня боятся.
- Поэтому ты и мне не показываешься, под водой плаваешь, только голову немного из воды высовываешь, когда говоришь. Думаешь, испугаюсь и не буду с тобой дружить?
- Конечно, не будешь.
- Не бойся, не испугаюсь я, вот увидишь. Завтра приду, когда не совсем стемнеет, и ты мне покажешься, какой ты есть, а то дружу, а с кем, даже не знаю, ни разу не видела.
- Хорошо, договорились. Когда-то давно один мальчик, что здесь рыбачил, подружился со мной, а когда увидел- какой я, перестал сюда приходить.
- Не переживай, я не такая, – говорит Маша.
И пришла, как обещала, пораньше, солнышко зашло, но было ещё светло.
Высунул Ваня из воды голову – круглая, плоская, как камбала, ротик маленький, глазки круглые без век, а носа нет вообще. Там, где уши, жабры, волосы длинные зеленоватые. Шея коротенькая, и сразу туловище начинается, всё чешуёй покрытое, как у карпа. Вместо рук плавники, на концах по шесть пальчиков с перепонками.
Положил он их на край мостика и спрашивает:
- Что же ты, Маша, не убегаешь от такого страшилы?
- Не такой уж ты и страшный – говорит она. – Не красавец, конечно, но и не ужасный, чтобы от тебя убегать. Водяной как водяной. Хвост можешь не показывать, знаю я, какие хвосты у рыб.
Одним словом, не повлияла Ванина внешность на Машу, и продолжали они дружить.
Как-то Ваня рассказал Маше про друга своего Болотного водяного.
- Прилетает он ко мне иногда рыбкой полакомиться, ведь в болоте рыба не водится, только клюква растёт.
- На чём прилетает? – удивилась Маша. – Может, у него крылья есть.
- Крыльев нет, но есть ноги, по болоту ходит и дышать на земле может. Дружит он с цаплей, на ней и прилетает. Зовут его Саня, когда прилетит, я тебя с ним познакомлю.
- Он такой же красавчик, как ты? – спрашивает Маша.
- Нет, он совсем другой. У него ноги есть, он ходить может. Подожди, скоро сама увидишь.
Ждать пришлось недолго, недели не прошло, появилась над озером цапля. Приземлилась на самом берегу. Когда Маша увидела прибывшего Хозяина болота, она расхохоталась, и смеялась так долго, что у неё живот заболел.
Если Ваня был похож на большую рыбу, то маленький Саня выглядел, как стеклянная бутылка с короткими ножками, которые кончались перепончатыми лягушачьими лапками, с боков были такие же ручки-лапки. На горлышке бутылки красовалась голова в виде большого зелёного помидора.
Загнутый хвостик помидора служил носом, глазки, как красные клюквы, рот – просто прорезь, на макушке пучок моха, ушки маленькие, похожие на листочки от брусники. Сквозь стекло было видно, что в «бутылке» водичка.
Конечно, было от чего рассмеяться.
- Что это с ней? – спросил Саня.
- Видно, тебя испугалась, судороги начались от страха.
- Трусиха она, другие улыбаются, когда меня встречают. Я помогаю клюкву искать, тропинки показываю, где пройти, чтобы в топь не попасть, кикимор гоняю, если они детей пугают. Все меня любят.
- Молодец – говорит Маша. – Ну, как же можно тебя не любить. А я просто от неожиданности испугалась, не таким тебя представляла.
Теперь втроём им стало ещё веселей. Саня всякие интересные истории рассказывал, жаль, улетал быстро, как только темнело. Цапля рано спать ложится, она ведь не сова, ночью не видит.
Всё было хорошо, но случилось, что заболела Машина бабушка, и три дня не приходила она к озеру.
На четвёртый день стало ей тревожно, и слышит она голос Иванушки:
- Маша, Маша, приходи быстрее, а то я умру.
Испугалась она, напоила бабушку лечебным отваром и бегом к озеру. А там, и правда, беда случилась с её другом. Утром пришёл рыбак, стал рыбу ловить, а Ваня подплыл близко к мосточку, думал, Маша пришла.
Рыбаку показалось, что это большой сом плавает. Подхватил он Ваню сачком, на берег вытащил, а когда увидел, кого поймал – испугался, бросил сачок, ведро, удочку и убежал.
Прибежала Маша, видит, лежит её друг на солнышке и засыхает. Схватила ведёрко и стала поливать его водичкой, а обратно в озеро отнести не может – большой он, тяжёлый.
Расплакалась она.
- Потерпи, – говорит, – Ваня, сбегаю в деревню, есть у меня там мальчик знакомый, он мне помогает.
Наклонилась, в щёчку его поцеловала и вдруг…
Загремел гром, среди ясного неба сверкнула молния, и видит она – стоит перед ней мальчик в майке, трусах, сандалиях на босу ногу и улыбается.
- Спасибо, Машенька, расколдовала ты меня своими слезами, своей добротой и поцелуем.
Маша понять не может, что случилось.
- Где, – спрашивает, – Водяной?
- Я и есть Водяной, вернее, был им. Теперь я не боясь солнышка. Садись рядом, и я расскажу тебе мою историю.
Много лет тому назад на месте этой деревушки было большое село. Родился я в богатой счастливой семье. Мне двух лет не исполнилось, когда пришла на землю страшная болезнь.
В селе людей почти не осталось. Умерли родители моего отца и моя мама. Остались мы вдвоём с отцом.
Дом наших соседей стоял заколоченный. Раньше в нём жила женщина с дочкой. Они ушли перед тем, как начался этот страшный мор.
Странная это была семья. Они ни с кем не общались, из дома редко выходили. Отец любил рыбачить, и они покупали у него рыбу, потом неожиданно собрались и ушли, даже не попрощались.
Прошло десять лет, и хозяйка дома вернулась, вернее, вернулась только её дочь – взрослая довольно красивая девушка. Стала опять рыбу у отца покупать, иногда заходила к нам, чтобы что-то попросить.
Как-то вернулся я с улицы, захожу в дом и слышу, как отец с соседкой разговаривает. Предлагает она ему жениться на ней.
- Будет у тебя хозяйка и мать твоему сыну.
А отец говорит:
- Мать моего сына умерла, а мачехи у него никогда не будет.
- Смотри, – говорит она ему, – пожалеешь, подумай лучше, я подожду.
Вышла из комнаты, увидела меня и так посмотрела, что стало мне страшно.
Полгода прошло. Рыбачим мы с отцом, вдруг видим, летит наша соседка на метле прямёхенько к озеру.
- Ого! – говорит отец. – Да ты ещё и ведьма.
А она хохочет:
- Ну, что, не надумал на мне жениться? Не нравлюсь, значит. Так сиди здесь у озера до конца дней своих. Никуда от сынка своего не уйдёшь.
Ударила меня своей метлой и толкнула в озеро. Вынырнул я уже водяным.
Она опять смеётся:
- Хороший Водяной получился, просто красавчик. Быть тебе таким, пока хоть кто-нибудь с тобой не подружится и не испугается тебя, а пожалеет. Но этого никогда не случится.
И улетела на своём помеле и в селе больше не появлялась.
Отец мой с утра до поздней ночи у озера сидел, пока не умер.
- Если бы, Машенька, не ты, остался бы я Водяным на веки вечные. Подружилась ты со мной, а дружба делает чудеса.
Через неделю прилетел Саня на своей цапле.
- Ой, Маша, а Ваня где? И что за новый друг у тебя?
- Никакой не новый, а старый – говорит Маша. – Это Ванечка, только теперь он не Водяной.
- Пожалела меня Маша – объяснил Ваня. – Поцеловала и расколдовала, стал я снова мальчиком.
- Здорово! А у меня на болоте однажды  тоже было чудо. Обхожу я  утром болото, смотрю – сидит лягушка и стрелу золотую держит. Только хотел отобрать, появился царевич. Взял лупоглазую, в платочек посадил и поцеловал. Смотрю, она в девицу-красавицу превратилась.
Вот так чудо! Решил тоже попробовать. Выбрал, которая потолще и позеленее, чмокнул её… Тьфу! Противно, а толку никакого, не превращается…
Маша с Ваней рассмеялись.
- Зачем тебе, Саня, девица-красавица?
- Как зачем? Женился бы, и жили вместе на болоте.
- А как же Цапля, она бы обиделась.
- Зачем обижаться – говорит Саня. – Было бы у меня две жены и всё.
Ваня с Машей ещё сильнее рассмеялись.
- Нашёлся султан. Гарем хочешь устроить на болоте?
-Шучу я. Зачем гарем?  А с Цаплей мы просто дружим. А что теперь Ваня будет делать?
- Жить будет у моей бабушки, учиться будем вместе, а вырастет, станет лес охранять, а то Михаил Потапыч не справляется. Спит всю зиму, лапу сосёт, а лисы да волки безобразничают, зайчиков обижают.
- Теперь вы со мной дружить не будете – говорит Саня. – Вам и вдвоём хорошо.
Маша возмутилась:
- Зачем ты, Санечка, так думаешь? Теперь мы ещё больше сдружимся. Будем в гости к тебе и твоей подружке Цапле с Ваней приходить.
- Правда?
- Конечно! И вы к нам можете днём прилетать, вместе в озере поплаваем.
Ты заметил, как здесь стало красиво? Когда Ваня превратился в мальчика, чёрные лебеди стали белыми, а жёлтые кувшинки – прекрасными водяными лилиями.
- Заметил… А у меня на болоте лягушки стали петь по вечерам – настоящий хор. Приходите, послушаете, а твоей бабушке, Маша, я покажу, где самая крупная клюква растёт.
- Видишь, Саня, как всё хорошо получается. Я давно спросить хочу, почему твоя подружка всё время молчит, и даже не сказала, как её зовут?
- Не может она говорить. Когда была маленькая, пришли на болото охотники, стали стрелять, она испугалась и от страха потеряла голос, а зовут её Цаца.
Однажды охотники опять пришли, а я выскочил, да как закричал: «Убирайтесь, а то замочу и в топь затащу!» Испугались они, и с тех пор не показывались.
- Какой ты молодец! – сказала Маша и погладила его по головке.
- Лучше бы поцеловала меня, может и я превратился в мальчика.
- Нет, – смеётся Ваня. – Тебя же никто в водяного не превращал, ты так и родился.
- Какая разница, – говорит Маша, – мальчик, девочка, водяной, цапля. Главное, мы все друзья и любим друг друга.