Это все о них

Ольга Кикина-Самарина
РЕКС

Что случилось? Он ничего не понимал. Совсем недавно было тепло, его ласкали, с ним играли, и вдруг он оказался никому не нужен…
Щенок дрожал от холода. Апрель – самый разгар весны на юге, и очень хотелось есть.
Чьи-то большие тёплые руки подняли его с земли.
- Значит, бросили? – спокойный мужской голос. – Что ж, такое в жизни  случается. Идём в мою бригаду, будем дом строить.
Мужчина сунул щенка за пазуху своей рабочей куртки и направился в сторону строительной площадки.
Недалеко от вырытого котлована стояли два вагончика на колёсах – обычное жильё строителей, пока идёт стройка. Мужчина вошёл в открытую дверь одного из них.
- Ребята, принимайте нового члена бригады, сторожем будет.
Он вытащил задремавшего в тепле найдёныша. Раздался смех.
- Ты что, Серёга! Его самого еще сторожить нужно.
- Ничего, дом строится долго, а собаки растут быстро. Через год он будет взрослый пёс, а мы, хорошо, если на нулевой цикл выйдем. Видели, какой котлован, подвал будет большой. Как же будем звать-величать будущего сторожа?
- Обычно – Шарик или Бобик.
- Слишком просто.
- Давайте назовём его Лордом или Джерри.
- Ну вот, только Лордов нам и не хватало. Нужно коротко и красиво.
- Серёга, я предлагаю – Рекс.
- Пойдёт. Все согласны?
- Согласны. Давайте накормим его, небось, голодный. У кого с собой завтрак? Поделись, не жадничай.
Нашлась колбаска и даже котлета, а к вечеру соорудили Рексу вполне приличную будочку рядом с вагончиком.
Прошёл год. Дом, наконец, вылез из-под земли, начали возводить стены, дело пошло быстрее.
А где же Рекс, тот маленький щенок? А вот он – здоровый, красивый пёс, похожий на овчарку. Конечно, не чистых кровей, но кое что породистое в нём «просвечивало».  А уж помощником для сторожа он был незаменимым, особенно по ночам.
Рекс чувствовал себя полноправным членом бригады. Все относились к нему по-доброму. Он тоже никого не выделял, может, немного Сергея, но тот уволился почти сразу, как принёс щенка на стройку. Всей семьёй они переехали в другой город.
Прошло ещё два года. Стройка затягивалась из-за проблем с коммуникациями, акт приёмки не подписывали, но квартиры уже продавали, и дом потихоньку заселялся.
Строители не могли уехать, пока «все недоделки не будут устранены», а их было предостаточно.
Трудности сдачи объекта Рекса не интересовали. Свою работу он выполнял чётко – ночью дежурил с охранником, хотя охранять практически было уже нечего. Оставшиеся материалы понемногу куда-то увозили сами строители.
Днём он спал или запоминал жильцов дома, чужих не приветствовал. Познакомился с беленькой болонкой, которая часто гуляла по двору со своей хозяйкой. Она жила на втором этаже, и Рекс часто сидел напротив окон её квартиры в надежде, что она появится на балконе. Иногда это происходило, и собачка приветствовала его звонким лаем, и Рекс слушал его, как музыку.
Всё было замечательно. Наступила очередная весна, конец зимы, время «собачьих свадеб». В это время Рекс обычно отлучался на два-три дня. Это был его «отпуск». Завоевать склонность «королевы» было не просто – она одна, а претендентов целая стая. В прошлом году он даже пострадал, вернулся с прокушенным ухом. В этом году всё обошлось, он стал победителем, и она выбрала его.
Радостный, хотя и уставший, он возвращался к «своему» дому. Каково же было его удивление, когда, забежав во двор, он обнаружил, что вагончиков нет, они исчезли. Сказать, что Рекс был в шоке – всё равно, что ничего не сказать., у него чуть не разорвалось сердце от отчаяния и страха. Как же так?!  Как он будет жить без них – без своей бригады?
Весь день он пролежал на месте, где стояли вагончики, рядом с покосившейся будкой, видно, её задели, когда уезжали. Хозяйка болонки принесла ему еды, налила воды в миску, но Рекс даже не подошел, только приподнял голову и вопросительно на неё посмотрел.
- Уехали они куда-то далеко на новое место строительства, будут новый дом строить. Ты не расстраивайся, оставайся здесь, будку твою оставили.
Рекс ждал, надеялся – может, они вернутся? Прошла ночь, никто не приехал, и он решил – нужно их найти. Его жизнь продолжалась… в поисках. Он обегал ближайшие дворы, улицы в надежде найти знакомые вагончики, но напрасно. К вечеру он возвращался к «своему» дому и утром вновь отправлялся искать. Как-то раз увидел похожий вагончик на колёсах, но люди в нём были другие.
Жильцы построенного дома переживали за него, подкармливали. Одна женщина хотела взять его к себе в загородный дом, но Рекс ни к кому не шёл. Так продолжалось всё лето. Рекс исхудал, стал реже прибегать во двор, иногда просто заглядывал, чтобы убедиться, что вагончики не появились, и бежал дальше. Он не знал, что к построенному дому строители не возвращаются.
Настала осень, около дома он появлялся редко, а потом вообще исчез. Где он, что с ним, продолжает искать или нашёл свою «бригаду»? Как хочется в это верить! Удивительные существа – эти собаки, их вера, дружба и преданность безграничны.


ЭТО ВСЁ О НИХ – НАШИХ БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ

Когда совершенно разные животные проживают совместно, между ними, как и между людьми, в таких случаях возникают определенные отношения. Появляются законы, которые обязаны соблюдать все, или обязательные для некоторых, и даже появляются лидеры, решению которых другие вынуждены подчиняться. Чем больше я наблюдала за животными и узнавала их, с удивлением убеждалась – до чего же они похожи на нас – людей.
И ещё поняла, каждый из них разговаривает со своими собратьями на «своём» языке. Если тебя не поняли и твои требования не выполняют, переводчик не потребуется, можно применить силу, если она у тебя есть.
Однажды я прожила всё лето  у своих друзей в станице Пятигорской в десяти километрах от Горячего Ключа, курортного городка на юге Краснодарского края. Чудесное место, само название говорит о том, что станицу окружают горы. Мелководная небольшая речка, по-моему,  даже без названия, становилась полноводной только во время паводка. И, главное, совсем недалеко, километров за двадцать, за горами – «самое синее в мире Чёрное море моё».
Моя подруга вместе со своей мамой Катериной, с братом и племянником жили в стареньком небольшом домике. Я не зря сказала – стареньком, он действительно был старый и прямо не просил, а кричал – «Отремонтируйте меня, а то развалюсь!» Только ремонтировать его никто не собирался, так как напротив строился новый большой красивый дом, и жильцы маленького старого дома были временные. Домишко был собственностью бывшего хозяина, часть участка которого они купили. Сохранился старый сад, огород и плохонький сарайчик.
Да, был ещё на этой территории едва стоящий «на ногах» старый казачий дом. Заходить в него не рекомендовалось никому, потому что в любой момент он мог рухнуть. Эта постройка очень старого времени, выстроенная по тогдашней моде, когда казакам царское государство выделяло по 50 соток земли.
Дом на купленном участке строился медленно, и мама Катя завела небольшое хозяйство. Младший сын подарил ей щенка с громким именем Лестор, в доме жила кошка, в сарайчике пять красно-рыжих курочек, а племянник моей подруги приобрёл белого кролика.
В строящемся доме было два выхода. Через широкий проём для будущих дверей открывался вид на сад, огород и три куста замечательных роз, посаженных братом подруги. Я соорудила себе в этой «комнате» столик, столешницей которого была небольшая мраморная плита, что-то вроде стульчика, не помню из чего, и иногда сидела там, писала и любовалась на эту красоту на закате.
В моём рассказе не будет необыкновенных историй или каких-то подвигов. Я просто хочу рассказать, как жило это сообщество таких не похожих друг на друга животных.
Большинство людей не обращают внимания на своих «меньших братьев», живущих рядом, на их, так сказать, личную жизнь. А мне это очень интересно, я словно смотрю спектакль, где актёры говорят на иностранном языке.
Начну с курочек. Они несли яички простые, не золотые, а сами были золотисто-рыжие, круглые и пушистые, поэтому казались большими. Раньше мне не приходилось видеть таких, и я была в восторге от их важности.
Наша главная хозяйка Катерина обожала своих питомиц, каждый день рубила им траву, а сына просила покупать и привозить пшеничку, которую они любили. Курочки ценили её заботу, и каждый день в гнёздышке лежало пять беленьких яичек. А я удивлялась – почему они не золотистые?
Теперь Лестор. Для него построили хорошую будку и посадили на цепь. В сущности, ещё щенок, он рвался на свободу, которую ограничили, хотя и длинной цепочкой, и всячески протестовал против этого ограничения. По ночам он не выл, а возмущённо лаял – будку, на цепочку, на окно дома. Рядом с окошком стояла моя кровать, и я засыпала иногда только под утро, когда Лестор, наконец, уставал лаять и тоже засыпал.
Поняв, что лаем ничего не добьёшься, он начал рыть подкоп под дом. «Ну, дружок, - подумала я, - пожалуй, скоро ты окажешься под моей кроватью». И обратилась с просьбой к хозяевам дома:
- Давайте отпускать его с цепи на ночь, пусть побегает.
Со мной согласились.
По внешнему виду Лестор походил на добермана – высокий рост, чёрный окрас и неукротимая энергия. О чистоте породы, конечно, не могло быть и речи. В первую же ночь свободы он обследовал весь сад, двор и, как всякий истинный пёс, «застолбил» свою территорию, чтобы никто не смел на неё посягнуть.
Конечно, вокруг участка был прочный забор, но это его не касалось, он делал всё по своим «собачьим» правилам. Потом обследовал каждый уголок – мало ли что там и кто там притаился, и выгнал всех соседских котов, вернее, они быстро ретировались сами, как только поняли, что Лестор на свободе. Утром, когда стали его искать, чтобы посадить на цепь, он крепким сном спал в своей будке.
 На следующую ночь обследованная территория показалась ему маловатой, он нашёл достаточно широкую щель в заборчике, защищавшем огород, и «познакомился» с его обитателями – пострадали помидорный куст и два перчика. Катерина очень расстроилась, дыру срочно заделали.
Лестор стал спокойнее, перестал рыть подкоп под дом, но когда я проходила мимо, так же рвался с цепи, стараясь пообщаться, получить толику ласки, в которой я ему не отказывала, всегда гладила и разговаривала с ним. Не лаял он теперь под окном, как заведённый, а лишь изредка «перегавкивался» с соседскими собаками в дальнем углу сада или двора. Мне очень хотелось сходить с ним на речку, но рядом ходить он не умел, поводка у него не было, и сама я уже очень слабо видела и ходила с тросточкой.
Днём во дворе властвовали куры. Появлялись они обычно после двенадцати, когда снесли яйца и громким кудахтаньем сообщили об этом важном событии. О курах я знала не понаслышке – были они у знакомых, у родных, живших в деревне, и даже своих однажды держала на даче и была о них хорошего мнения. Но эти были просто удивительные – дружелюбные, смелые, любознательные, умные и просто красавицы. Чем дольше я за ними наблюдала, тем больше удивлялась. Внешне одинаковые, а характером разные.
Две ходили парой, я называла их «огородницами», всё время стремились пробраться в огород, чтобы там покопаться. Внимательно следили за калиткой, стоило забыть закрыть калитку, и две подруги уже на грядках копаются. И тогда ругала Катерина не любимых кур, а того, кто не закрыл калитку.
Третья курица вечно копалась в саду и во дворе – чего-то искала, а четвертая частенько болталась у соседского забора, наверное, петуха-жениха высматривала, и однажды пропала. У соседей её и нашли, вернули в родной двор.
Пятая курица обожала посидеть на крыльце, зайти в коридор дома и даже на кухню, откуда её с трудом выпроваживали. Именно она была в этой пятёрке главной. Не знаю, избрали её или она сама себя избрала – не знаю, не спрашивала. Потом я поняла, что командовала она не только сородичами, но и всеми остальными животными во дворе.
Наша соседка работала в городе в столовой. Добрая женщина каждый день она привозила пищевые отходы, и груз этот был довольно приличный. Иногда Катин внук встречал её на остановке, чтобы помочь донести до нашего дома. Мясные и рыбные блюда в нашем рационе были нечастыми, поэтому обитатели двора ждали появления соседки с нетерпением. Обычно она приходила к вечеру и наполняла большую миску, стоящую у веранды старого дома, всякой вкуснятиной.
К этому времени во дворе появлялись три здоровенных кота. Я так и не узнала, кто они такие – чужие или бывшие котята нашей кошки. Пушистый серо-белый и два чёрных, у одного бок был тёмно-коричневый, интересный окрас. Но бабушкин внук считал, что бок у кота выгорел на солнце, когда тот лежал на широких перилах старой веранды. На все мои доводы, что тот таким родился, он так и не согласился.
Все коты были в сборе, но сидели в стороне, хотя «ужин» был уже в миске. «В чём дело?» - недоумевала я, когда наблюдала это впервые. И тут появляются куры во главе со своей командиршей. О том, что она у них настоящий командир, я уже давно поняла. Пока куриная команда не отошла от миски, коты и близко не подошли. Как куры завоевали это право? Скоро я узнала.
Миску Лестора, стоящую около будки, соседка наполняла особо. Пёсик спокойно ужинал, когда к нему подступила «командирша», он приподнял мордашку, чтобы ее приветствовать, и тут же получил клювом по носу. Лестор отскочил к будке и с возмущением наблюдал, как нахалка ковыряется в его миске, но связываться не стал. А может, побоялся получить в глаз? Не знаю.
На второй день я увидела, что «командирша» пришла к собачей миске уже не одна, а привела подругу! Какая наглость! Лестор опять отступил.
То, что я увидела на третий день, меня рассмешило. Пёс постарался поесть пораньше и побыстрей, а недоеденную косточку закопал. Сделал несколько кругов вокруг зарытого сокровища, оглянулся, и вдруг выкопал косточку и съел. Видно, решил – так надёжнее. Смех, да и только!
Во дворе была куриная власть! Целый день курицы разгуливали везде, где им хочется, часто устраивались на крылечке, заходили на веранду, а «командирша» даже пробиралась в кухню, откуда её, конечно, выпроваживали.
«Табу» был огород, но и туда они пробирались, видно, был у них секретный лаз.
По непонятной причине «командирша» определенно ко мне благоволила. Стоило выйти в старый сад, чтобы собрать упавшие яблочки, она тут же прибегала и ходила следом за мной. Наклоняюсь, поднимаю яблоко, а она начинает на этом месте разгребать и чего-то искать, и так, пока я не покидала сад.
В конце огорода была небольшая полянка. Однажды сижу я там на скамейке у орехового куста – тихо, тепло, солнышко садится, засмотрелась на него, размечталась о чём-то и задремала. Вдруг чувствую, кто-то к моему боку прижимается, открываю глаза, а это «командирша» сидит рядом, тоже дремлет, носом клюёт. Куры рано спать отправляются, как только солнышко начинает заходить. Видно, решила, что скамейка – это мой насест, и присела рядом. К вечеру курицы ничего не видят, взяла я её на руки и отнесла в курятник. Вот такая подружка у меня появилась.
Во дворе у нас объявился новый жилец. Младший сын Катерины привёз маме маленького котёнка. Она его сразу полюбила, назвала – Малыш, кормила молочком и брала спать в строящийся дом. Одна комната в нём была вполне оборудована для жилья. Там стояли две кровати, большой стол со стульями, проведён свет. Малыша никто не обижал, даже курицы, никто не посягал на содержимое его миски, что бы в ней не лежало.
Как-то раз Катерина уехала на несколько дней к сыну в Горячий Ключ, Малыш остался на нашем попечении. Спал он в новом доме на кровати. В этот вечер мы что-то поздно засиделись. В старом доме был телевизор, но показывал плохо, поэтому мы его не включали. Моя подруга вышивала, а я что-то читала, внук Катин уже спал.
Вдруг слышу, кто-то тихонько стучит в окно. Удивились мы – кто бы это мог быть? Калитка закрыта, Лестор не лаял. Подошла я к окошку и глазам своим, которые ещё видели, не поверила. С той стороны до самого окошка была поленница дров, сидит на ней Малыш и лапкой стучит в окно!
В чём дело, почему он во дворе оказался? Подруга говорит, наверное, дверь в комнату кто-то закрыл, увидел он свет в окошке старого дома, забрался по поленнице до окна и постучал. Не ночевать же на улице. Сообразительный котёнок.
Это точно – они такие, братья наши меньшие, только не всегда мы это замечаем, а вы приглядитесь к ним, и сами убедитесь.
Только кролик не принимал участие в общественной жизни двора. Мы ничего о нём не знали, иногда мальчик приносил его в комнату, садил на кровать или пускал на пол побегать, потом уносил обратно в большой красивый вольер, который они с папой соорудили для кролика.
Я так прониклась жизнью всех обитателей этого сообщества, что не хотелось уезжать в город, где меня ждали неотложные дела.
Проснулась потому, что в комнате было душно, вышла на крыльцо. Как темны эти южные ночи! Нигде ни одного огонька и, кажется, ты в космосе, только там сплошная голубизна, и ты плывёшь в её бесконечной бескрайности, а здесь чернота и больше ничего…
Хотя нет, если приглядеться, где-то очень далеко мерцают огоньки звёзд, взмахни руками и полетишь к неизвестным мирам, ты же в космосе, в невесомости… Ой, кто-то лизнул мою руку.
- Лестор! Ты?.. А кто же ещё, конечно, ты, такой же чёрный, как эта ночь.

Всё, о чём я рассказа выше, случилось в станице Пятигорской в июне-июле 2015 года. А записала всё это я только через шесть лет, летом 2021 года.


ЛИНДА

Когда я пишу о каких-то событиях, встречах, мне хочется немного рассказать о месте, где это произошло.
Горячий Ключ – с ним я познакомилась очень давно, ещё в молодости, когда с мужем и маленькими детьми приехала отдохнуть к тёплому Чёрному морю. Остановились в посёлке Джубга в доме, стоящем близко к берегу, с большим двором, где было место для машины. За продуктами ездили через перевал в Горячий Ключ.
Тогда это был маленький посёлок, его окружали лесистые горы, где в начале марта цвели цикламены, летом и осенью росли грибы, пробивались родники с минеральной водой. Были здесь пещерки, гроты, водопады и другие чудеса – настоящая сказка. Небольшие озёра и чудесная голубая река Псекупс, в которую, как в зеркало, любовались собой горы, дополняли эту картину.
Уже тогда здесь были санатории, отдыхающие удивлялись большому количеству солнечных дней и чистоте воздуха. В общем, благодатное место, как сказал один мой знакомый.
Конечно, посёлок изменился и кроме маленьких одноэтажных и двухэтажных домов здесь появились высокие здания и даже «старинный» замок, при входе в который вас встречал любезный железный рыцарь в настоящих латах и шлеме. Здесь была гостиница с рестораном.
За эти 50 лет преобразилось и озеро. Оно стало круглое, как тарелка. Стаи лебедей, которые летели с юга или на юг, не могли упустить возможность белым облаком опуститься на его зеркальную гладь. Несколько пар лебедей поселились здесь навсегда. Не знаю, как раньше, а теперь его называют Лебединым озером.
В силу жизненных обстоятельств мне пришлось некоторое время пожить у знакомых в их небольшом летнем домике рядом с постоянным зимним домом, похожим на большой корабль. Я подумала, что хозяин, если он сам строил своё жильё, наверняка бывший моряк.
Когда я первый раз подошла к этому дому, меня при входе во двор встретила большая чёрная собака. Так я познакомилась с Линдой.
У каждой собаки, как и у каждого человека, своя судьба – простая, героическая или необычная. Не ждите подвигов, Линда не совершила ничего героического, но судьба у неё не совсем обычная. Породы «лабрадор», чистокровная. Если бы хозяин заметил врождённые дефекты, её отбраковали бы сразу, и стала бы она обычной уличной дворняжкой, конечно, если б выжила. Этого не произошло, и она оказалась на рынке, как и её собратья.
У теперешних её хозяев собаки не было, только кошка. Перед Рождеством к хозяину дома приехал друг. Перед праздником жена хозяина собиралась печь пироги и послала мужа в магазин за тестом. Он отправился туда вместе с другом. На рынке, где находился магазин, они и увидели будущую Линду, тогда это был маленький милый чёрный щеночек.
- У меня, – сказал друг, – собака такой же породы, только окрас персиковый. Ты, вроде, хотел собаку, купи, порода ценная и продают недорого.
Кроме теста они принесли домой маленького щеночка и назвали Линдой. Первое время она росла обычно, ничем не выделяясь, только своим спокойствием. Позже заметили – она очень располнела и никогда не лаяла. Обратились к ветеринару.
- Ваша собачка родилась больная, у неё сильно нарушен обмен веществ, к тому же она немая, а может и глухая. Держите её на диете. Остальные дефекты исправить невозможно.
Диагноз неутешительный. В роддомах часто оставляют детей, родившихся больными или с сильным уродством, а тут собака… Линде повезло, хозяева оказались с добрым сердцем – её лечили, жалели, а главное, любили. Глухой она не была, но голос у неё не «прорезался». Диета не помогала, она катастрофически полнела и скоро стала нелепо выглядеть – массивное туловище на тонких лапках.
Во дворе хозяин построил большую, просторную, тёплую будку. Я довольно долго жила у своих знакомых и очень подружилась с Линдой. Это была удивительно добрая и ласковая собака. Кроме неё здесь жило целое кошачье семейство – кошка-бабушка, кошка-мама и кошка-внучка, а может, внук, точно не знаю. Скоро котёнок исчез – его подарили родственникам. Кошки были редкой расцветки – чёрные с ярко рыжими пятнами, очень красивые. Они дружили с Линдой, когда шёл дождь или было холодно, укрывались и спали в будке вместе с ней. Она их грела, делилась своим теплом. А вот едой она поделиться не могла, разное у них было питание, и кошачьи миски стояли на крыше будки, высоко.
Линдина миска стояла у крылечка домика, где я жила, и всегда была тщательно вылизана, диета – дело не шуточное. Я всегда спрашивала, чем можно её угостить из моего рациона. Я поняла, мясо и кости ей не положены, сама долго мясо не употребляла. Слух у Линды был отличный, стоило мне выйти на крылечко, она тут же спешила к своей миске, надеясь найти в ней что-нибудь съестное.
Кормили её хорошо, хотя и диетическими продуктами, но чувство голода её не покидало.
Во дворе росло большое ореховое дерево, под которым стоял столик и три пластиковых кресла. Я часто там сидела, отдыхала, гуляла по плиточной дорожке с другой стороны дома. В этот день, прогуливаясь, я услышала хруст костей, доносившийся со двора. Интересно, кто мог угостить Линду косточкой. Хозяев дома не было, да и по диете это, вроде, не положено. Была осень, на земле лежали опавшие листья, в них Линда что-то выискивала и смачно хрустела. Грецкие орехи! Они остались под опавшими листьями. Она грызёт орехи?! Чудеса. Я никогда не жила на юге и не знала этого.
В Сибири, в Забайкальской тайге, медведи любят и едят кедровые орехи, и многие обитатели тайги тоже, но насчёт волков сомневаюсь, а собаки похожи на волков. Может, это делала только Линда, которой надоело сидеть на диете? Но скоро я убедилась, что грызёт орешки и соседская собака за забором. Местные жители, вероятно, не удивляются, а для меня это было открытием.
Как-то возвращались мы с сестрой хозяина из города, подходим к дому и слышим звонкий лай.
- Неужели у Линды голос прорезался? – воскликнула моя спутница.
Открываем калитку, а по двору бегает лабрадор персикового окраса, это к хозяину друг приехал со своей собачкой. Линда стояла у дерева и смотрела таким взглядом, что у меня сжалось сердце. Таким взглядом смотрел мальчик на костылях на играющих в футбол мальчишек. Это был сын соседа в доме, где я когда-то жила.
Недаром говорят: глаза – зеркало души, все чувства в них отражаются, и не только у человека…
Милая Линда, она любила, чтобы её приласкали, и меня радовало, что у неё такой добрый хозяин. Она спешила к нему, стоило ему появиться во дворе.
Стало прохладно, и я, одевшись теплее, сидела иногда в кресле под деревом. Обычно, кошка ложилась мне на колени, а Линда подходила и клала свою голову, чтобы её погладили. Я гладила её, чесала за ушком и разговаривала с ней. Мне всегда казалось, что животные меня понимают, хотя я говорю не на их языке. Во всяком случае, Линда слушала, а кошка начинала мурлыкать.
Вот и всё, никаких подвигов и приключений, просто я рассказала вам про Линду и её добрых хозяев. Когда уезжала, мне было жалко с ними расставаться.


ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ

В силу обстоятельств в это время мне приходилось часто менять жильё. В этот раз я сняла маленькую квартирку с отдельным входом в частном доме. Хозяек было две, очень милые женщины – одна моя ровесница Нина и её дочка Наташа.
Я заселилась вечером, а утром, открыв дверь, увидела на крылечке маленького котёнка, но когда наклонилась, чтобы погладить, поняла – не котёнок это, а такая махонькая собачка.
- Привет, как тебя зовут, малышка?
- Её зовут Даля.
К нам подошла Наташа:
- Доброе утро! Как спалось? Не замёрзли?
- Спасибо, всё хорошо. Где вы взяли такую прелесть?
- Купила на рынке. Так понравилась её мордашка, что не смогла не купить.
Мордочка, действительно, была милой: карие весёлые глазки, тёмный носик пуговкой. Светло-бежевого цвета, сзади светлые «штанишки» из длинной пушистой шёрстки.
С Далечкой мы подружились сразу. Кроме Далечки в доме жил кот, как его звать-величать, не знаю, не спросила. Он был старожил и пользовался большим уважением старшей хозяйки. Думаю, не только за своё долгожительство, но и за то, что ловил мышей в доме и в сарае. Даля не умела ловить мышей, но при случае любила побегать по грядкам, за что иной раз получала шлепок тапком от рассерженной  хозяйки. А в общем, жили они все дружно.
И со мной она подружилась сразу, и так как обоим нам делать было нечего, мы вместе гуляли по тропинкам сада-огорода. Когда Даля бежала впереди, передо мной мелькали её светлые «штанишки», когда за мной, то дёргала меня зам край пальто и звонко лаяла. Лаяла она и тогда, когда я начинала тихонько петь какую-нибудь песню или о чём-нибудь с ней разговаривала. Она была очень общительная и весёлая собачка.
Через какое-то время я заметила, что она стала долгое время проводить у калитки, словно кого-то высматривала. Решила понаблюдать, кого она так внимательно высматривает, а может, даже ждёт? Оказалось, приходит к ней на свидание очень симпатичная собачка, совсем не маленькая, бежевого цвета, как и Даля, на высоких стройных ножках.
Даля вставала на задние лапки, они обнюхивали друг друга. Иногда Даля повизгивала или негромко тявкала, а её «собеседница» молчала. В тот день, когда я подошла к калитке, то увидела уже не одну, а двух совершенно одинаковых собачек, только вторая была меньше ростом. Вероятно, это был её щеночек.
Даля от радости прыгала и лаяла, а её «гости» молчали и улыбались.
Я поняла, что всем троим очень хочется поиграть и побегать вместе, но между ними была калитка, которую открывать не разрешалось.
Через несколько дней, выйдя утром на крыльцо, я увидела, что «гости» находятся по эту сторону калитки, виляют хвостиками, а Даля прыгает от радости. Только радость её была недолгой, увидев незваных гостей, старая хозяйка выпроводила их с огорода и заделала тщательно дырку, через которую они вошли. И грустная Даля каждый день подолгу сидела у калитки, больше они не пришли.
Мне тоже было грустно. Я знаю, как это не просто – быть одной и подолгу не видеть себе подобных.


ПРИКЛЮЧЕНИЯ РЫЖЕГО ГАРРИ

Из шумной яркой столицы студент третьего курса каждый выходной ездил домой в скромный провинциальный городок., где жил с мамой и любимым котом Британцем в небольшой двухкомнатной квартире на втором этаже.
Так было и в этот раз. Утром он уезжал с первой электричкой, а сегодня вечером, погуляв с мамой по парку, они сели отдохнуть на скамеечку во дворе своего дома. Уже совсем стемнело, двор был пуст, в окнах дома загорались огни.
Жалобное мяуканье у самых ног заставило молодого человека наклониться.
- Мама, посмотри, это маленький котёнок, и такой хорошенький, он замёрз и наверняка голодный. Давай возьмём его к себе.
---   Сынок, у нас есть кот, зачем нам второй?
- Значит, мы оставим его здесь погибать от холода и голода?
- Конечно, нет.
- Тогда берём его с собой и скорее домой.
При ближнем рассмотрении и электрическом свете котёнок оказался совершенно рыжим.
- Как мы его назовём?
- Раз рыжий, пусть будет Принц Гарри.
- Замечательно, только не принц, а просто Гарри.
- Согласен – просто Гарри.
Новоявленный «принц» уже обследовал квартиру. Британец принял нового жильца очень настороженно – только принцев нам здесь не хватало. Он привык быть здесь полновластным хозяином и не хотел делить свою территорию с каким-то принцем. Он с его родословной, хотя и не королевских кровей, но тоже не так себе.
Недавно, когда хозяева, чтобы он не страдал в мартовские дни, когда коты поют серенады на крышах, отнесли его в ветлечебницу. Увидев его, ветврач восторженно воскликнул:
- Какой красавец! Какое богатство! И вы хотите лишить его главного достоинства? В городе всего несколько британок, и каждая будет счастлива с ним породниться.
И Британец вернулся в квартиру со своим «богатством». С тех пор он загордился собой ещё больше. Хозяева стали давать объявления, а чаще находили объявления с просьбой познакомиться со знаменитым Британцем и даже сулили вознаграждение за встречу. Материальный вклад в бюджет семьи, пусть и небольшой, ещё больше возвысил его в собственных глазах.
Поэтому, когда в доме появился этот рыжий замарашка, пусть и с королевским именем Гарри, Британец был возмущён. Внешне, как всегда выдержанный и спокойный, в глубине души он негодовал – как можно было поселить рядом с ним этого безродного беспризорника, который не имел понятия даже об элементарных правилах приличия.
Гарри носился по квартире, карабкался по шторам, залезал на шкаф и даже (какой ужас!) мог прыгнуть на стол. Британца он тоже донимал своим приставанием побегать и поиграть с ним в его глупые игры – катанье клубка ниток или швырянье по полу шуршащей конфетной обёртки.
А главное, хозяева с умилением смотрели на это безобразие и оно им нравилось. К тому же, он немного и ревновал, что их любовь и обожание, которое принадлежало только ему, приходилось делить с кем-то ещё.
Так обстояли дела, пока не приехала в гости бабушка. Она сразу почувствовала некий дискомфорт в доме и предложила подарить Гарри своей подруге, которая жила в соседнем городе, и она собиралась её навестить. После телефонного разговора с подругой, которая от подарка не отказалась (хотя и особой радости не проявила), бабушка начала собираться в дорогу.
Сборы были недолгие, Гарри поместили в специальную сумку, в которой Британца носили на прививки, и внук проводил её на вокзал. Вместе с ней в купе ехала молодая интересная, очень интеллигентная женщина с девочкой лет десяти. Сумка, в которой томился бедный Гарри, была приоткрыта, чтобы он мог дышать, и время от времени он высовывал свою любопытную рыжую мордашку.
Девочка, конечно, заметила его манипуляции и спросила:
- А кто у вас в сумке?
- Котёнок.
- А как его зовут?
- Зовут его Гарри.
- А куда вы его везёте?
- В подарок своей подруге в тот город, куда еду.
- А можно мне его подержать?
- Конечно, если твоя мама не против.
Мама была не против, и Гарри очутился на коленках девчушки.
- Какой хорошенький!
Она гладила его, прижимала к себе, шевелила пальчиками, на которые он с радостью бросался и даже коготки не выпускал, чтобы её не поцарапать. Девочка была в восторге. Путь недалёкий, скоро они подъезжали к своему городу. Ей так не хотелось расставаться с милым рыжим шалуном, но пришлось отдать его бабушке, и та водворила его в сумку.
Они так подружились  за это короткое время, она чуть не плакала, потом обняла маму за шею и что-то прошептала ей на ушко, та улыбнулась.
- Бабушка, а вы не можете подарить вашей подруге другого котёнка, а Гарри отдать мне.
Бабушка смотрела на это милое личико с ясными голубыми глазёнками с мольбой и ожиданием смотрящими на неё, и не смогла отказать.
- Конечно, деточка, если разрешит твоя мама.
- Она уже разрешила, разрешила!
Женщина протянула бабушке деньги.
- Что вы, не нужно никаких денег!
- Это небольшие деньги, символично, животных нельзя просто отдать – плохая примета. А вы не смогли бы нам продать сумку?
- Нет, она принадлежит одному очень важному господину, он может обидеться.
Женщина сняла с себя мягкий широкий шарф, завернула Гарри, и он очутился в объятиях своей маленькой подружки. Они пошли к выходу. Девочка несколько раз обернулась, с благодарностью глядя на бабушку, её личико светилось счастьем и радостью. Те же чувства испытывала и бабушка, правильно говорят: получать подарки – это радость, а дарить – это радость вдвойне. Её попутчики вышли из поезда раньше, она отстала, давала себя знать больная нога, а когда подошла к вокзалу, их не увидела и расстроилась, ведь она забыла спросить телефон, чтобы узнать о дальнейшей судьбе Гарри. А внук обязательно спросит, и что ему сказать?
Он спросил только:
- Как Гарри устроился на новом месте? Ему понравилось?
- Да, конечно.
На этом разговор закончился. Позже она ругала себя – почему не рассказала, как всё было на самом деле, и не зря. Когда через год она к ним приехала, первое, о чём спросил внук, был вопрос о Гарри, как он поживает.
- Ты ведь перезванивалась со своей подругой. Давай съездим к ней, я хочу его проведать.
Бабушка растерялась, но потом рассказала ему правду, как всё было.
- Что же теперь делать?
- Успокойся, я поеду к своей приятельнице, и мы дадим объявление в местную газету, телефон напишем мой и её. Я уверена, они обязательно откликнутся, ответят, раз любят животных так же, как мы.
- Конечно, бабушка, я тоже так думаю.



ЧИК-ЧИРИК

Начало лета. К этому времени весна раскрасила природу яркими красками. Сияет зелень, благоухает сирень. День я всегда  проводила в Петергофе. Хор фонтанов, и у каждого свой голос, и слушать эту музыку можно было до бесконечности, так что я уезжала только к вечеру.
Так было и в этот раз.  Я сидела на скамейке в сквере и ждала последнего катера.
А это что такое? Громкие требовательные крики – чик-чирик, чик-чирик. Присмотрелась и увидела рядом со скамейкой, на которой сидела, крохотного воробышка-желторотика.
Кого это он зовёт? Через пару минут подлетела мама-воробьиха,  сунула в его широко открытый рот какую-то козявку и улетела.  На время он замолчал, но через пару минут снова отчаянно чирикал, призывая свою кормилицу. Она, конечно, прилетала, и сцена повторялась.
Его жёлтый ротик не закрывался.
- Когда же ты наешься? – возмутилась я. – Совсем замучил свою бедную маму.
На противоположной стороне аллеи я заметила рыжую кошку и поспешила на помощь желторотику. Но он сам подпрыгнул, взлетел и уселся на спинку скамейки.
- Ого! – удивилась я. – Ты, оказывается, хоть и плохо, но летаешь. Только от кошки здесь не спасёшься.
Скоро должен был подойти мой катер. Я вытащила из сумки коробку с остатками печенья, подхватила Чика-чирика и засунула туда орущего желторотика.
- Не нравится тебе? Ничего, это лучше, чем оказаться в когтях у кошки.
Положив коробку в сумку, я поспешила на пристань к подходившему  катеру.
На палубе я достала ножичек и прорезала в коробке дырочки.
- Дыши и ешь крошки от печенья, если хочешь. Скоро приедем.
- Это что такое? – удивилась бабушка. – Ещё один жилец в нашу комнатушку?
- Бабушка, он совсем маленький, не займёт много места.
Я сбегала в зоомагазин , купила маленькую клетку и живой корм для рыбок.
- Ты, Чирик, хоть и не рыбка, а червячков есть будешь.
Кормила его с пинцета, но скоро он научился есть сам, и не только червячков. Клеточку мы с бабушкой подвесили на стенку рядом с форточкой.
Чирик вырос и скоро научился летать по комнате. И я выпустила его на волю.
- Лети, Чик-чирик, теперь кошки тебе не страшны.
Пришла зима, выпал первый снег, стало холодно. Декабрь месяц, а там и Новый год  придёт – мой любимый праздник. Прихожу как-то домой, а бабушка говорит:
- Погляди-ка в клетку.
Подхожу к окну и слышу: чик-чирик.
- Прилетел? Бабушка, а как он нас нашёл?
- Очень просто, ты его через форточку выпускала, вот он и запомнил своё гнёздышко. Мы же клеточку не убирали, и форточка у нас часто открыта.
Чик-чирик прожил у нас всю зиму. Конечно, это не канарейка, но чирикать умел, и нам было с ним весело.
Когда поставили в Новый год настоящую маленькую ёлочку, садился на веточки и даже клевал стеклянные шишки, видно, принимал их за настоящие.
Весной он улетел.
- Полетел подружку искать, – сказала бабушка. – Устроит с ней гнёздышко, снесёт она яички и будут у них птенчики.
- А вдруг он к нам с ней прилетит? И гнёздышко вить не надо.
Бабушка улыбнулась:
- Всё может быть.


ЧЁРНЫЙ ВОРОН

В этом небольшом провинциальном городке я жила одна в однокомнатной квартире на первом этаже девятиэтажного дома. Окна выходили во двор с игровой площадкой. Три замечательные тополя с несколькими совсем зелёными деревьями росли совсем рядом с домом. Я любовалась на них, особенно осенью, когда она раскрашивала листья в жёлтый, оранжевый и красный цвет. Падая, они устилали землю разноцветным ковром.
Однажды, выглянув в окно, я увидела, что под одним деревом, прижавшись к стволу, сидит чёрная ворона. Вдруг к ней подлетает другая и кладёт перед ней какую-то еду.
Чудеса! Это явно не птенец, тому пищу толкают в открытый рот. Значит, она кормила взрослую птицу.
Под моим окном открытое окошко в подвал, где полно кошек. Ещё немного и птица сама станет «едой». Надо спешить. Я взяла коробку из-под обуви и побежала за дом.
Ворона не взлетела и не убежала, по-видимому, у неё были повреждены крыло и ноги. В квартире, когда я хотела осмотреть птицу, она начала клевать мне руки. Наверное, ей было больно. 
- Что же мне с тобой делать?
Вспомнился случай, когда мы с детьми нашли в лесу раненого сокола и принесли его домой. Это было в городе Орле. Мы приехали туда недавно, и где находится ветлечебница, я не знала. Попытались  лечить птицу сами. Но сокол отказывался от еды и воды. Я не смогла ему помочь, и через день он умер.
В этот раз я знала, где ветлечебница, ходила мимо неё в церковь. Без лишних слов, я взяла коробку с пострадавшей птицей и помчалась в лечебницу.
Ветврач-мужчина внимательно осмотрел «пациента» и установил, что у него повреждено. Он сделал это так профессионально, что ворон не сопротивлялся и ни разу его не клюнул. Видно, он был настоящий доктор Айболит.
- У него что-то серьёзное? – спросила я.
- Да как сказать. Ножка сломана, но это заживёт быстро. А крылышко… Рану я залечу, но летать он по-настоящему не сможет. На одном здоровом крыле далеко не улетишь. Поэтому, дорогуша, жить на воле он не сможет. Поговорю я с нашим сторожем, он с семьёй живёт рядом, внуки у него пташек любят. Живёт у них кто-то, попугай, что ли7 Будет и ворон жить. Они даже говорить могут научиться.
На том и порешили.
Прошёл месяц. Шла я в церковь на вечернюю службу и заглянула по дороге в лечебницу.
- Ну, как мой ворон-воронушка?
- Всё хорошо. С собачкой их маленьким даже подружился.
- А не съест она его?
- Что вы! Она же не кошка. А кошек у них нет. Кондратьич рассказывал, внуки собачку кличут Кларой. И когда её зовут, так ворон тоже научился, окликает её. Только вместо Клары, Кара у него получается. Но ничего, она откликается.
Я успокоилась, значит, всё в порядке.