Миллионы в картонной коробке

Станислав Климов
     Все те же злополучные и очень хорошо засевшие в памяти 90-е. Государство все меньше и меньше заботится о своих подданных, зарплату цветными "фантиками" выплачивают реже, чем прежде, семьи кормятся со своих подсобных хозяйств или дач, у кого они есть. А мы речники только и спасаемся тем, что получаем колпит помесячно и из него кое-что перепадает жёнам и детям. "Фантики" обесцениваются на глазах, мы уже получаем их миллионами. Командный состав по четыре-семь, рядовой по два-три. Хорошо живётся только тем, кто предоставляет услуги населению и берет за это наличными, которых всем остальным катастрофически не хватает...

     Земснаряд, на котором я работаю командиром, стоит в затоне и ремонтируется, если можно так сказать. Экипаж просто ежедневно ходит на работу и ждёт, когда в нас появится необходимость.
     - Командир, а мы вообще в этом году в навигацию выйдем? - ко мне в каюту заходит механик Васильич и вздыхая, задает, наверное, самый трудный и безответный вопрос на данный момент.
     - Ну, ты же видишь, Васильич, нас по другим судам не распределяют, значит, скоро будем нужны.
     - Скорее бы уже, август на дворе.
     Я в ответ только развожу руками, мне стыдно смотреть в глаза подчинённым, меня тоже на совещаниях и планерках кормят "завтраками", а люди не расходятся никуда, верят, что скоро и мы сможем подать становой трос для буксировки на работу...

     Спустя несколько дней на борт поднимается прораб и улыбается:
     - Всё, Леонидыч, закончились ваши мытарства из угла в угол. Принято решение отправить вас на Дон по нижней части, есть несколько лимитирующих перекатов. Вот, получи и распишись, планы от изыскателей, - и он протягивает мне свиток из нескольких планов прорезей с таблицами подсчёта грунта и времени на работу.
     Через три дня продолжительный гудок ознаменовал наш выход в рейс. Буксировщик "Плёс" попросил побольше вытравить трос и на длинном буксире мы отправляемся вверх по Дону. Берега спокойной реки медленно поплыли вниз, сменяя ландшафты с зелёными камышами и болотистыми низинами на холмистые и лысые коричневого и жёлтого цвета...

     - Леонидыч! - в рубке громко прозвучал голос вахтенного с буксировщика.
     - Да, Георгиевич, слушаю.
     - На сеансе радиосвязи слышал, что у меня есть срочная работа на канале? Я тебя оставляю здесь, а сам бегу вниз.
     - Хорошо, у меня работы дней на десять, прорезь длинная, выемка большая, беги.
     На том и порешили, скинув буксир, теплоход поддал газу и через пять минут скрылся за поворотом протоки. Мы начали установку на прорези. Ближе к вечеру земснаряд пыхнул в голубое небо чёрным дымом и навигация наконец-то открылась...

     Утренняя вахта механика протекает спокойно, насыщенная пульпа вылетает из концевого понтона, оставляя вдоль правого берега широкий красивый песчаный пляж. Под лучами солнышка и ветрами речной песок быстро подсыхает и приобретает оттенок шикарной желтизны. Стук в дверь кабинета отвлек меня от заполнения "ведомости зарплаты" и "табеля рабочего времени":
     - Станислав Леонидович, вас там спрашивают, - вахтенный моторист просунул голову в дверной щели.
     - Что случилось, Серёж?
     - Какие-то два мужика приехали на лодке с левого берега. Говорят, с турбазы.
     Так я познакомился с директором турбазы одной из богатых компаний города Иваном.
     - Командир, у нас богатая организация, но бедный мелкий вход с Дона в речушку. Даже, моторные лодки заходят метров на пять-семь. Тебя нам сам Бог послал углубить его и пройти внутрь метров на тридцать-сорок, сколько сможешь. Там дальше с обеих сторон русла свисают тополя и ивы, кореньев от них в воде много.
     - Надо съездить, посмотреть фронт работы, промерять глубину, - отвечаю спокойно ему, прикидывая, как помочь заработать "живых" денег экипажу.
     - Давай, мы лодки выведем из устья, а ты на своём катере промеряешь.
     Так и сделали, к вечеру у меня на листке нарисовался план входа в реку, с отметками глубин на разных участках. Да, пройти вглубь речушки можно только метров на тридцать. Высоты каравана мне хватит, опущу мачты и антенну телевизора. Посчитав примерно затраты и время на работу, поехал к директору, нужно озвучить цену работы...

     - За работу возьмёмся, когда перекат закончим, дней через пять. Думаю, при всех минусах и неопределенностях, которые таятся  под водой, за ночь справимся, ну, может, за полсуток. За мной через шесть дней буксир придёт и потянет вверх, дальше. Он не должен знать, что мы делали "левак".
     - Хорошо, понял тебя. Я - могила и всем на турбазе скажу об этом. Называй свою цену, поеду к "генералу", будем собирать.
     - Моя цена пятнадцать миллионов. Только наличными, никакой водки и никаких продуктов. У меня на судне "сухой закон".
     Иван не раздумывая:
     - Принял, понял тебя, наличными, сверху мои три за труды. Я поехал в город.
     Мы "вдарили по рукам" и разъехались по своим делам...

     В ночь на четвёртые сутки земкараван переставился к противоположному берегу и вытянул понтоны вдоль яра. Носом заправились в устье притока Дона. С наступлением заката все заняли свои места, получив инструкции от меня. Работа нестандартная и за конкретные деньги, все предельно чётко выполняют приказы, что бы честно заработать свой гонорар.

     Вход в затон углубили на тридцать метров, сколько позволили троса и грунт, дальше начались сплошные толстые коренья и всякая всячина, которую бросали на протяжении многих лет в реку отдыхающие. Здесь и покореженные ржавые лодочные моторы, и сами куски алюминия от лодок, и поломанные металлические весла, и ещё много всякого мусора. Директор остался доволен нашей работой. К рассвету земкараван вышел из устья, а я поехал за оплатой.
     - Понимаешь, Леонидыч, мы не успели собрать необходимую сумму, а вытащить наличку из бюджета предприятия сейчас никто не даст, - начал Иван мяться, объясняя мне ситуацию.
     Я его быстро оборвал и слегка повышенным тоном спросил:
     - Вань, это что, кидалово? В стиле нынешних 90-х?
     Он кинулся объяснять ситуацию, нервно жестикулируя руками, что деньги собирают из выручки столовых и кафе, пренадлежащих предприятию, а я, уже поняв его позицию, пытаюсь собрать в кучу мысли, как буду объяснять такое кидалово команде. Мне ждать денег некогда, по-любому надо идти дальше работать, у меня госпрограмма работы на Дону, буксировщик стоит у борта.
     - Иван, мы уходим на следующий перекат, что в двадцати километрах выше твоей турбазы. Там я буду дней пять. Потом уйдём очень далеко. Мы без этих денег не обеднеем, будет нам наука за веру на словах, но ты постарайся туда их привезти. И тогда мы расстанемся друзьями. В противном случае...
     Я не стал договаривать, что могу закопать все обратно гораздо быстрее, чем раскопал. Он понял мои слова, возможно, понял недомолвку, заверил, что деньги будут и я уехал на земснаряд...

     Команда выслушала мои оправдания, одни зашушукались между собой, и сделали скоропалительные выводы, что командир просто решил ни с кем не делиться, вторые ничего не сказав, разошлись по каютам. Я выгляжу тридцатилетним лохом, которого лихие годы всеобщего кидалова и обмана просто обвели вокруг пальца. Ладно, переживу и буду умнее, хотя, поверил Ивану, что деньги он привезёт. Жизнь продолжается, рано или поздно нам выплатят зарплату. С голоду не пухнем, дома все живые...

     Дня через три, когда немного отвлёкся от этой неприятной ситуации, стою на дневной вахте. Вдруг из-за поворота реки, поднимая вверх высокий "хвост" воды, приличным ходом идёт моторная лодка. Через несколько минут с высоты рубки вижу в лодке Ивана на моторе, в носу лодки коренастого мужичка с ружьём и посередине картонный коробок от большого телевизора. Иван сияет, как начищенный таз. Я тоже вздыхаю с облегчением и шепчу сам себе:
     - Не кинул, все-таки, ну, хоть что-то, - предполагая, что директор привёз выпивку и продукты.
     Он поднимается в рубку и оправдывается, что так получилось, а я в ответ:
     - Вань, я же просил никакой водки и никаких продуктов, а ты мне целый коробок привёз.
     - Леонидыч, он полный денег. Видишь, я даже, помощника в охрану взял, время лихое, опасно с такими деньгами ездить.
     Я так и присел на диванчик в рубке:
     - Полный денег? Там какими купюрами?
     - Извини дорогой, почти все по сто и по двести рублей. Собирали по столовым и кафе, где наши работники питаются. Там вся твоя доля, свою я забрал. Спасибо тебе за приработок и затон. "Генерал" доволен.
     Они перенесли коробок ко мне в каюту, распрощавшись и оставшись друзьями без обид, умчались обратно. Я открыл коробку и обомлел, она доверху наполнена пачками мятых цветных "фантиков", перевязанных резинками. Все ровно, все, как и договаривались, но какими мелкими! Сразу вспомнился Роман Карцев с его раками...

     Команда одобрительным гулом приняла весть, что с нами рассчитались деньгами и скоро каждый получит свою долю в соответствии с ответственностью и проделанной работой. Конечно, в бочке мёда всегда каким-то образом оказывается ложка дёгтя и мой экипаж не исключение. Есть недовольные в малой доле, но я это никогда и ни с кем не обсуждаю, а выдаю столько, сколько считаю нужным. И все долгие годы моего командирства показали, что оказывался правым, большинство довольно и перед каждой навигацией есть люди, желающие работать только со мной. Приятно...

     Спустя несколько дней механик Васильич собирается в отгулы, заходит ко мне:
     - Леонидыч, я не знаю, что мне делать? Меня четыре человека из команды попросили отвезти деньги семьям, а они у меня еле в сумку уместились. Сверху только носками и трусами грязными прикрыл, - он в расстроенных и напряженных чувствах показывает мне свою спортивную сумку.
     - Так уместились же? Что не так?
     - Ага, ехать через Волгоград, время неспокойное, если меня вдруг ограбят, чем отдавать буду? Придётся "жигуленок" свой старенький продавать.
     - А кто тебе свои доли отдал?
     И он перечислил мне ребят. На круг, вместе с его деньгами получилось, что в сумке миллионов девять-десять. Я присвистнул:
     - А что ты от меня хочешь? Не езжай никуда. Скоро кто-нибудь вниз транзитом пойдёт, довезут по реке.
     - Нет, ты просто разреши Серёге, моему мотористу со мной съездить. Отпусти его в отгулы.
     Прикидываю, кто со мной остаётся, киваю одобрительно:
     - Хорошо, езжайте вместе, - соглашаюсь, вспомнив свои приключения с чужой зарплатой несколькими годами ранее.
     Да и мне спокойнее будет, лишние знающие люди в нашем "леваке" мне не нужны. А вдруг и вправду что-то неприятное случится...

     Васильич и Серёга благополучно довезли деньги до дома, приятно удивив свои семьи и порадовав тех, кому передали "левый" приработок при всеобщем отсутствии зарплаты со стороны руководства и заботы со стороны государства. Как говорится "спасение утопающего дело рук самого утопающего", чем мы и воспользовались для своих семей. Все остались довольны...

     Сегодня, когда страна находится под всякими санкциями и больна какими-то кризисами, а высокопоставленные люди с трибун и во всех СМИ говорят народу "денег нет, но вы держитесь", так и приходит крамольная мысль самому взять и добыть деньги для близких тебе людей любым доступным умному человеку средством. Средством пусть, даже, и не законным. Время, наверное, такое, как в те лихие 90-е. Выживают сильнейшие...

15 апреля 2023 года