Проверка на прочность

Анна Федоровна Волкова
       Быстро  проходит  жизнь,  заполненная   событиями,   переживаниями.   Многое  стирается  из  памяти.  Но  почти  все   мы  помним  свою  первую  учительницу,   лучшего  наставника.  И  я  тоже  никогда  не  забуду   Фатиму  ,Каримовну -   фельдшера  медпункта   на  руднике   «Балей- Золото»   Читинской  области.  Она  меня,   22-летнюю  выпускницу  Курского  мединститута   учила  правилам  выживания  в  суровых  условиях  Забайкалья .  Тогда    среди  шахтёров,   было   много  бывших  заключённых  -    лихих  людей.  Помню  первое  знакомство  с  моим контингентом.  Профосмотр   работников   рудника,   проходил  в  помещении  медпункта,  расположенного  на  территории  шахты.  Фельдшер,  объяснив  шахтерам,  что  нужно  раздеться  до  пояса  и  по  одному  заходить  в  кабинет  врача,  куда - то  вышла.      «Входите», -  говорю  я,  но  никто  не  входит,  за  дверью  тишина.  Что  такое?  Открываю  дверь  и  вижу  «живописную»  картину:   выстроившись  в  шеренгу  от  стены  до  стены,  стоят  абсолютно      голые   мужчины  и  с  ухмылками  ждут  реакции  молодого  врача.  Я  поняла,  что  это - проверка,  и  спокойно  говорю:  «Оденьтесь  до  пояса  и  по  одному  входите».   Раздалось  разочарованное:  «о-о-о!».   Дальше  профосмотр  продолжился  без  эксцессов.
     Но  были  и  драматические  моменты.  Однажды  ко  мне  на  приём  пришел   мужчина,  прогулявший  накануне  рабочий  день.
   – Доктор,  -  обратился  он  ко  мне, -   дайте  больничный  лист,  а  то  меня  уволят!   И  положил  передо  мной  на  стол    деньги.
   – Уберите  деньги,  больничный  лист  не  дам!
   – Тогда  справку.
  –  И    справку  не  дам!
  – Не  дашь?!  Ну  что ж,  мне  терять  нечего,  я  уже  25  лет  отсидел!
 С  этими  словами  он  схватил  за  горлышко  графин  с  водой,  ударил  им  о  край  стола   так,  что  во  все  стороны  брызнули  вода  и  стекло.   С  жутким  осколком   в  руке  он  бросился  ко  мне.  Я   схватила   трубку   телефона,  но  с  ужасом  услышала  в  ней   полную  тишину.  «Звони,  звони!  Я  провод  перерезал  перед  тем,  как  войти!»  У  меня  сработал  инстинкт   самосохранения.   Я    уверенно   произнесла   в  немую  трубку  условную  фразу,  которую  придумали   мой  фельдшер  и  начальник  шахты  на  случай  нападения.  Имя   начальника   шахты  все  хорошо   знали.   Нападавший  растеряно  посмотрел  на  меня,  отшвырнул  осколок  и  выбежал,  едва  не  сбив  с  ног  входящую  Фатиму  Каримовну.  У  меня  подкосились  ноги,  и  я  села,  сжимая  в  руке  телефонную  трубку.  «Что  здесь  произошло,  Анна  Фёдоровна?»  -  с  тревогой   спросила   она.     Мы   осмотрели  проводку:   телефонный  провод  у  входа  в  медпункт   был  действительно  перерезан!  Только  тогда  я     поняла,  какой  смертельной   опасности  только  что  подверглась .     Чтобы лучше  понимать  условия   работы  шахтёров,  я  решила    спуститься  в  шахту.  Мы  с  инженером  по  технике  безопасности  спустились  в клети  под  землю.  Одетые  в  «робу», практически  не  отличаясь  от  шахтёров,  мы  долго  шли  по  забою,  похожему  на    мрачный  туннель.  Журчала  вода,  осыпалась  порода,  деревянные  крепления  казались  мне  не  очень  надёжными.  Сначала  шахтёры  смотрели  на  нас  с  интересом,  потом  почему - то  стали   посмеиваться.   Я  поняла,  что  мой  «гид»  водит  меня  «по  кругу».   Возмущённая,  я  потребовала,  чтобы  инженер   показал  все  рабочие  места.   Он,  видно,  решил  меня  проучить.  Подвёл  к  какой - то  бадье    с  цепью  и,  показав  на  узкое  тёмное  отверстие  в  потолке    кровли,  сказал,  что  сейчас  мы  поднимемся  в  восстающий  штрек.  Отступать   было  нельзя,  пришлось  лезть  в  эту  «бадью».  И  она  начала  свой  медленный  подъём,  скрипя  и  раскачиваясь.     Я  со  страхом  смотрела  вверх,  куда  во  тьму  уходила  бесконечная  цепь. Чтобы  не  стоять    близко   к  спутнику,  я  старалась  отодвинуться  от  него,  но  в  какой-то  момент  он  схватил  и  прижал  меня  к  себе:  «Сужение,  доктор,  я  забыл  Вас  предупредить!».   В  крошечном  забое,   куда  мы,  наконец-то  поднялись,  работал  только  один  шахтёр.   Спуск   прошел  благополучно,  но,  оказывается,  это  было  ещё  не  всё.
   Теперь,  мы  стали  спускаться  по   железной  лестничке,  винтом  уходящей  вниз,  в  темноту.   Лаз  был   узким,  путь  нам  освещали  только  фонарики,  укреплённые  на  касках.  Наконец-то  под  ногами  оказалась   твёрдая  земля!  Но  тут  вдруг    исчез  мой   «гид»  и  почему - то  погасли  обе  наши  лампочки  на  касках.  Оцепенев  от  ужаса,  я  стояла  в  кромешной  тьме.  Где-то  что-то  шуршало,  капала  вода.  Я  не  могла  сдвинуться  с  места, так  как  не  знала,  где  находится  лестница,  боялась  упасть  в   расщелину  или  подземное  озеро,  куда,  возможно,  угодил  мой  спутник.  Спасения  ждать  было  неоткуда.  Мне  казалось,  что  я  похоронена  заживо.  Вспомнилась  древнегреческая  легенда  с  описанием  мрачного   царства  Аида,  куда  никогда  не  проникают  солнечные  лучи,  где  струятся  воды  реки  забвения  Леты,  где  носятся  бесплотные  тени  мёртвых,  и  откуда  никому  нет  возврата.     Не  знаю,  сколько  продолжался   этот  кошмар,  так  как   пропало    ощущение  времени.  Я  поняла,  что  отсюда  мне  не  выбраться  никогда.  Но  вдруг  вспыхнула  лампочка, и  я  услышала  голос  моего    спутника:  «Испугались,  Анна  Фёдоровна?  Я  ожидал,  что  Вы  позовёте  на  помощь,  но  Вы молодец!».  Наверх  мы  карабкались  бесконечно  долго  по  той  же  шаткой  лестнице. Наконец,  вверху  забрезжил  свет,  и  мы  выбрались  сразу  на  поверхность.  Оказалось, что  мы  поднимались  по  запасным  ходкам,  предусмотренным  на  случай  аварии  в  главном  стволе  шахты.   После  этого  у  меня   долго   болели  все  мышцы. Я  никому  не  рассказывала  об  этом  «крещении»,  но  бесконечный, тёмный  туннель  снился  мне   многие  годы.  А  выпавшие  на  мою  долю  испытания    закалили  мой  характер.